в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 08.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 26.02.97 N 222 (ред. от 27.07.98) "О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД 1996-2000 ГОДОВ"
действует Редакция от 27.07.1998 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 26.02.97 N 222 (ред. от 27.07.98) "О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД 1996-2000 ГОДОВ"

IV. ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА

Политика на рынке труда в предстоящий период будет направлена на обеспечение рациональной структуры занятости населения, достижение сбалансированности рабочей силы и рабочих мест, предупреждение массовой безработицы, создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест, развитие кадрового потенциала, совершенствование систем обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров, рост мобильности трудовых ресурсов.

В этих целях намечается активизировать меры по структурной перестройке экономики, стимулированию роста объемов производства, поддержке отечественных производителей, оздоровлению финансового состояния предприятий. Общеэкономическую, бюджетную и кредитную политику предусматривается в большей степени ориентировать на повышение инвестиционной активности и реализацию важнейших целевых инвестиционных программ, на поощрение иностранных инвестиций для создания новых рабочих мест.

ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА

1. Современная ситуация на рынке труда значительно отличается от существовавшей в начале экономической реформы. За последние 4 года численность занятого населения сократилась на 9 процентов. В настоящее время более 6,5 млн. человек не имеют занятия, но активно его ищут. Почти 2,7 млн. человек зарегистрированы в органах службы занятости в качестве безработных, растет длительность безработицы.

Изменилась отраслевая структура занятости - уменьшилось число работающих в отраслях обрабатывающей промышленности, особенно в машиностроении и легкой промышленности, несколько возросла занятость в социально-культурных отраслях. В промышленности имеют место регрессивные структурные сдвиги в пользу добывающих отраслей. Отраслевые структурные изменения вызвали обострение региональных проблем занятости. В 47 субъектах Российской Федерации безработица превышает средний уровень по стране, в отдельных городах наблюдается массовая безработица.

Кардинально поменялась структура занятых по формам собственности - в настоящее время треть работающих заняты в частном секторе экономики.

Более 4 млн. человек работают неполное время или находятся в вынужденных отпусках. Во многом это связано со стремлением администраций предприятий и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации сдержать массовую безработицу. Ускоренно развивается вторичная и самостоятельная занятость, в том числе в теневом секторе экономики.

Осложняется положение с занятостью женщин и молодежи.

2. Для преодоления негативных явлений в сфере занятости и решения поставленных задач на федеральном и региональном уровнях предполагается осуществить:

проведение сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений как в перспективно развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости;

разработку на основе прогнозов социально-экономического развития генеральной схемы развития рабочих мест;

введение системы стимулирования развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной трудовой деятельности прежде всего в регионах с критической ситуацией на рынке труда;

оптимизацию масштабов занятости в негосударственном секторе экономики, обеспечение государственного контроля за соблюдением трудового законодательства в этой сфере;

совершенствование механизма привлечения иностранной рабочей силы, обеспечивающего приоритетное право российских граждан на занятие вакантных мест, в том числе за счет установления квоты, соответствующей возможностям российского и региональных рынков труда;

разработку специальных программ по стабилизации занятости в регионах с кризисной ситуацией на рынке труда, монопромышленных городах, районах Крайнего Севера.

3. Федеральными органами исполнительной власти совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления будет обеспечено:

дальнейшее развитие системы непрерывного образования, включая внутрипроизводственное обучение, расширение возможностей самообучения, поддержка опережающего обучения персонала, находящегося под риском увольнения;

поэтапное осуществление мер по смягчению социальных последствий долговременной (застойной) безработицы;

расширение структуры и видов общественных работ, условий их организации, проведения и финансирования с учетом качественного состава безработных и социально-экономических потребностей регионов;

развитие гибких форм занятости;

реформирование системы назначения и выплаты пособий по безработице, разработка мер, способствующих активному поиску работы, участию в общественных работах и профессиональной переподготовке. При определении минимального размера пособия по безработице отказаться от использования в качестве нормы минимального размера оплаты труда;

повышение финансовой устойчивости Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, расширение источников его формирования, введение нового механизма перераспределения средств фонда. Субсидии из фонда занятости будут предоставляться предприятиям только для реализации программ по обеспечению занятости инвалидов, переквалификации работников перед их высвобождением, обучению молодежи без отрыва от производства, а также по поддержке лиц, не имеющих работы свыше 6 месяцев;

осуществление мер по усилению социальной защиты работников, работающих в режиме неполного рабочего дня (недели) или находящихся в отпусках без сохранения заработной платы в связи с временной остановкой производства;

разработка специальных программ, направленных на расширение занятости для отдельных социальных групп населения - молодежи, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов;

внедрение в практику социальных планов предприятий, осуществляющих массовое высвобождение работников, предусмотрев в них временное изменение условий и режимов труда, досрочный выход на пенсию, дополнительные социальные льготы для увольняемых.

РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА

1. Проводимая на большинстве предприятий кадровая политика не соответствует стратегии рыночных реформ, что в значительной степени сдерживает возможности реализации программ устойчивой стабилизации, оживления производства и структурной перестройки экономики, повышения качества и конкурентоспособности российской продукции.

Сложившаяся профессионально-квалификационная структура рынка рабочей силы маловосприимчива к изменившимся отношениям в сфере производства. Более половины занятых в народном хозяйстве являются работниками простого неквалифицированного труда с узкой специализацией или традиционного труда средней сложности.

Несмотря на то, что качественный уровень работников предприятий существенно уступает требованиям, предъявляемым на международном рынке труда, основная масса работодателей и работников не заинтересована в повышении профессиональной квалификации и росте на этой основе результативности производства.

Рынок образовательных услуг не соотносится с реальными потребностями рынка квалифицированного труда.

2. Государственная политика в области развития и рационального использования кадрового потенциала направляется на обеспечение повышения общеобразовательного и профессионально-квалификационного уровня, развитие системы профессиональной ориентации, усиление трудовой мотивации и осуществляется через усиление государственного воздействия на структуру и качество кадрового потенциала, совершенствование системы финансирования подготовки и переподготовки кадров, организации дополнительного профессионального образования.

3. Мероприятия в области усиления механизмов государственного воздействия на структуру и качество кадров:

введение государственных профессиональных стандартов, соответствующих международным требованиям, создание системы сертификации и аттестации работников;

разработка и координация национальной, региональных и отраслевых программ развития человеческих ресурсов, подготовки и переподготовки кадров;

организация национальной системы профессиональной ориентации населения и, в первую очередь молодежи, планирования трудовой карьеры;

формирование и обеспечение системы государственного заказа на подготовку и переподготовку кадров для приоритетных и инновационных сфер деятельности, а также государственных учреждений.

В области совершенствования системы финансирования подготовки и переподготовки кадров, а также дополнительного профессионального образования населения:

мобилизация средств предприятий и работодателей путем установления нормативов финансовых затрат на рост профессиональной квалификации работников и порядка их использования, льготного налогообложения средств, направляемых на упреждающую переподготовку кадров при структурной и инновационной перестройке производства или вынужденном сокращении рабочих мест;

более широкое привлечение средств работников путем внедрения механизма кредитования образовательных услуг, создания региональных негосударственных фондов профессионального развития;

финансовое обеспечение профессиональной подготовки кадров для реализации новых инновационных программ из внебюджетных источников и бюджетов всех уровней.

В области совершенствования организации дополнительного профессионального образования, подготовки и переподготовки кадров:

оптимальное сочетание государственных и негосударственных образовательных структур с внутрифирменными системами переподготовки и повышения квалификации персонала в рамках реализации национальной и региональных программ развития человеческих ресурсов, в том числе на конкурсных началах;

обеспечение качества образовательных услуг через совершенствование механизма лицензирования и аккредитации образовательных организаций, сертификации и аттестации преподавателей, издания учебных и методических пособий, современных педагогических технологий, сети методических и информационных центров.

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 26.02.97 N 222 (ред. от 27.07.98) "О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД 1996-2000 ГОДОВ"