в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 22.12.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 26.02.97 N 222 (ред. от 27.07.98) "О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД 1996-2000 ГОДОВ"
действует Редакция от 27.07.1998 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 26.02.97 N 222 (ред. от 27.07.98) "О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД 1996-2000 ГОДОВ"

III. РЕФОРМЫ В СФЕРЕ ТРУДА И ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

В сфере труда и трудовых отношений главными задачами являются создание экономических и социальных условий для значительного повышения результативности труда, трудовой активности, развития предприимчивости и деловой инициативы, а также внедрение надежных механизмов соблюдения предприятиями всех форм собственности правовых гарантий, предоставляемых работникам наемного труда, в том числе по своевременной и полной оплате труда, социальному страхованию, охране, условиям и режиму труда.

ОПЛАТА ТРУДА

1. Заработная плата лиц, работающих по найму, является основным, а для подавляющего большинства из них - единственным источником доходов.

За годы реформирования экономики уровень реальной оплаты труда работников снизился более чем в 2 раза, доля начисленной заработной платы в совокупных денежных доходах населения упала с 70 до 44 процентов. Возникла необоснованная дифференциация размеров оплаты труда по профессионально-квалификационным группам работающих, по предприятиям, отраслям, регионам страны. Соотношение средней заработной платы 10 процентов наиболее оплачиваемых и такой же доли наименее оплачиваемых работников сейчас составляет 1:24. В условиях резкого сокращения уровня реальной оплаты труда угрожающий характер приняли задержки с выплатой заработной платы.

Минимальный размер оплаты труда чрезвычайно низок и искусственно сдерживается во многом из-за того, что вместо функции законодательного определения минимального уровня оплаты труда он стал выполнять несвойственную ему роль технического норматива при определении величины ряда социальных выплат и административных санкций.

Вследствие этих негативных процессов заработная плата перестала выполнять воспроизводственную и стимулирующую функции.

2. Основными направлениями политики в области оплаты труда являются:

обеспечение роста реальной заработной платы работников в тесной увязке с результатами их работы, квалификацией и профессионализмом, с тем чтобы оплата труда стала главным источником денежных доходов населения;

повышение уровня государственных гарантий оплаты труда с целью вывода работающих граждан из числа бедного населения;

достижение такого уровня заработной платы наемных работников, который позволил бы обеспечить устойчивый платежеспособный спрос населения и экономические стимулы для развития производства, а также активизировать личное участие работников в своем социальном обеспечении и страховании, стал бы надежным источником инвестиций на цели социального развития.

Эта политика должна прежде всего содействовать стимулированию результативной трудовой деятельности, профессиональной и территориальной мобильности населения в целях обеспечения эффективной структурной перестройки экономики и технического перевооружения производства. При этом предстоит также решить проблемы сокращения необоснованно высокой дифференциации размеров оплаты труда и восстановления роли минимальной оплаты труда в качестве законодательной гарантии защиты работников наемного труда.

3. Реформирование оплаты труда будет осуществляться на основе:

экономических методов, преимущественно через налоговое регулирование денежных доходов;

использования механизмов социального партнерства и системы договоренностей между предпринимателями и наемными работниками;

повышения уровня государственных гарантий минимальной оплаты труда, ужесточения ответственности за нарушения трудового законодательства.

4. В ходе осуществления реформы оплаты труда намечается предпринять следующие меры.

В области оплаты труда во внебюджетном секторе экономики:

создать систему гарантий минимальных уровней заработной платы для работников в зависимости от их квалификации на основе коллективных

тарифных договоров и соглашений между работодателями и работниками на всех уровнях социального партнерства;

усилить регулирующее воздействие государства на оплату труда руководителей государственных, казенных и муниципальных организаций, а также организаций со смешанной формой собственности.

В генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации предусматривается определить общие принципы и минимальные гарантии оплаты труда, а также рекомендуемые соотношения минимальных ставок заработной платы между отраслями экономики с учетом сложности и условий работ.

На отраслевом уровне намечается ввести с учетом отраслевых особенностей рекомендуемые минимальные ставки, межразрядные тарифные коэффициенты для оплаты труда различных категорий работников, основные условия дополнительного стимулирования, виды и минимальные размеры компенсационных доплат и надбавок.

В региональных (территориальных) соглашениях предполагается установить размер тарифной ставки I разряда основной профессии базовой отрасли, тарифные ставки и оклады для оплаты труда работников сквозных (межотраслевых) профессий и должностей исходя из уровня жизни на конкретной территории.

Предусматривается существенно повысить роль коллективных договоров, заключаемых непосредственно на предприятиях и в организациях, в регулировании вопросов оплаты труда.

Предстоит разработать нормативные документы, устанавливающие через систему контрактов зависимость размера оплаты труда руководителей предприятий от результатов хозяйственно-финансовой деятельности и эффективности работы этих предприятий, а также упорядочить оплату труда работников казенных предприятий на основе применения на них тарифных ставок и окладов при условии выполнения государственных заказов.

Для предприятий, получающих государственные дотации или льготы по расчетам с бюджетами, а также имеющих задолженность по выплате заработной платы, возможно установление ограничений в оплате труда руководителей на основе специальных соглашений.

В области оплаты труда в бюджетной сфере:

уточнить параметры Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы в увязке с активным использованием механизма надбавок и

доплат, дополнительным стимулированием труда высококвалифицированных работников, в том числе за счет введения надбавок к должностным окладам за непрерывный стаж работы и высокую результативность труда;

проводить повышение ставок заработной платы работников бюджетной сферы не только в зависимости от темпов роста потребительских цен,

но и с учетом динамики заработной платы во внебюджетном секторе экономики.

При определении в бюджетах всех уровней размеров средств на оплату труда работников бюджетной сферы необходимо добиваться, чтобы средняя заработная плата работников бюджетной сферы была не ниже 80-85 процентов от средней заработной платы в промышленности.

В области минимального размера оплаты труда, гарантированного государством:

повысить минимальный размер оплаты труда на основе нового социального стандарта - минимальной часовой оплаты труда, имея в виду приблизить этот размер к величине прожиточного минимума трудоспособного человека;

отказаться от использования минимального размера оплаты

труда в качестве нормативной базы при установлении размеров социальных выплат.

В области своевременной и полной выплаты заработной платы:

установить, что при наличии задолженности по оплате труда

в акционерных обществах, активы, в том числе ликвидные

основные фонды и оборотные средства, подлежат продаже на аукционе с направлением полученных средств на погашение задолженности по заработной плате;

обеспечить усиление мер экономической, административной и уголовной ответственности должностных лиц, собственников либо их представителей, осуществляющих функции работодателя, за нарушение прав трудящихся на полную, своевременную оплату выполненной работы;

установить права работника на возмещение материального вреда, причиняемого задержкой выдачи начисленной заработной платы;

расширить правоприменительную практику и упростить порядок рассмотрения обращений граждан по фактам задержек причитающейся заработной платы;

содействовать образованию хозяйствующими субъектами на добровольной основе специальных целевых страховых фондов за счет перечисления в них части доходов от их деятельности на случай временных финансовых затруднений, которые могут привести к задержке расчетов по заработной плате;

ужесточить государственный контроль за прохождением и целевым использованием средств федерального бюджета, направляемых на оплату государственного заказа.

ОХРАНА ТРУДА

1. Положение дел в области обеспечения надлежащих условий и охраны труда остается неудовлетворительным. Более 40 процентов работников предприятий и организаций трудятся на тяжелых и вредных работах, где устанавливаются различные льготы и компенсации за условия труда. Ежегодно на производстве травмируется более 360 тыс. человек и 7,6 тыс. человек погибает.

Жизнь и здоровье людей на производстве подвергается постоянной опасности в результате старения основных производственных фондов, возникновения аварий, крупных пожаров, вредных выбросов и отравлений.

2. Сложившаяся ситуация во многом связана с тем, что до настоящего времени не создана система управления охраной труда, соответствующая новым экономическим и трудовым отношениям, отсутствуют экономические механизмы, побуждающие работодателей соблюдать требования по охране труда, не действует система обучения работников безопасным приемам работы, не обеспечено финансирование принятых федеральных, отраслевых и региональных программ улучшения условий и охраны труда, отсутствует правовая ответственность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за состояние охраны труда и производственного травматизма в регионе.

Ряд статей введенных в действие в 1993 году Основ законодательства Российской Федерации об охране труда не выполняются: до настоящего времени не созданы фонды охраны труда, не обеспечивается бюджетное финансирование охраны труда на всех уровнях, сокращаются или полностью ликвидируются службы охраны труда, не создаются комитеты (комиссии) по охране труда, медленно решаются вопросы создания в органах исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации, занимающихся вопросами труда, подразделений государственного управления охраной труда.

3. Реформирование системы охраны труда будет основано на повышении ответственности работодателей за улучшение условий и охрану труда, поэтапном переходе от системы льгот и компенсаций, предоставляемых работникам за неблагоприятные условия труда, к системе, способствующей достижению высокого уровня его безопасности и предотвращению аварий, несчастных случаев на производстве, реабилитации лиц, получивших трудовое увечье. Это возможно обеспечить благодаря внедрению эффективного экономического механизма, выполняющего две функции: наказание работодателя за необеспечение нормативного состояния условий и охраны труда; поощрение его при существенном улучшении этих показателей на предприятии.

При осуществлении социального страхования от производственного травматизма и профессиональных заболеваний предполагается установить зависимость между размерами страховых платежей и состоянием охраны труда и уровнем травматизма на предприятии на основе применения гибкой системы дифференцированных тарифов.

Предусматривается ввести порядок, при котором суммы штрафов, налагаемых на организацию как юридическое лицо, расходуются в этой же организации целевым назначением на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

4. Для обеспечения государственных гарантий в области охраны труда и обеспечения необходимого уровня социальной защиты работников, участвующих в трудовом процессе, намечается:

продолжить работу по обновлению и совершенствованию законодательной базы, системы стандартов безопасности труда, пересмотру действующих и разработке новых норм и правил по охране труда, гигиенических нормативов, санитарных норм и правил;

провести сертификацию производственных объектов на соответствие требованиям безопасности, приостанавливать работу объектов, не отвечающих этим требованиям;

пересмотреть списки производств, работ, профессий и должностей, на основании которых работники получают право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день в связи с вредными и опасными условиями труда;

оказывать государственное содействие научно-исследовательским и опытно-конструкторским организациям в их разработках в области охраны труда, организации и расширении производства и повышении качества средств индивидуальной и коллективной защиты, приборов, оборудования, обеспечивающих безопасные условия труда, в том числе через различные формы государственной поддержки предприятий, выпускающих эту продукцию;

ратифицировать конвенции Международной организации труда, касающиеся вопросов охраны, гигиены и безопасности труда;

упорядочить систему государственного, ведомственного и общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда, установить единую систему государственной и отраслевой статистической отчетности в этой области;

организовать подготовку специалистов по охране труда в высших и средних технических учебных заведениях и систему обучения работников по вопросам охраны труда и техники безопасности.

5. Предстоит обеспечить безусловное и полное исполнение Основ законодательства Российской Федерации об охране труда. В этих целях:

завершить формирование государственной системы управления охраной труда в субъектах Российской Федерации;

обеспечить стабильное финансирование мероприятий по улучшению условий труда через систему фондов охраны труда (федеральный, территориальные, отраслевые, предприятий);

повысить роль и ответственность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающих вопросами трудовых отношений, при координации деятельности организаций, а также государственных инспекций труда в области охраны труда;

завершить формирование законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

6. Надлежит подготовить федеральную программу по улучшению условий и охраны труда на 1998-2000 годы, разработать территориальные и отраслевые программы по улучшению условий и охраны труда, а также соответствующие программы в организациях. При формировании бюджетов всех уровней предусматривать финансирование этих программ отдельной строкой.

ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ ГРАЖДАН

1. В последнее время значительно увеличилось число нарушений трудовых и иных социальных прав граждан. Участились случаи незаконных увольнений, приняли массовый характер несвоевременная выплата заработной платы и направления работников в вынужденные неоплачиваемые отпуска. Во многих вновь образованных коммерческих организациях трудовые отношения не оформляются в установленном законом порядке.

В основном это связано с общим изменением социально-экономических условий, несоответствием действующих норм трудового права новым общественным и экономическим отношениям, неподготовленностью судебной системы к рассмотрению резко возросшего числа обращений за защитой трудовых прав.

2. Основными целями реформирования являются регулирование социально-трудовых отношений в новых условиях и развитие системы государственных и общественных институтов по защите трудовых прав граждан на основе современной нормативно-правовой базы.

3. Реформы в сфере защиты трудовых прав граждан предполагается проводить по двум важнейшим направлениям.

Первое направление - коренное обновление действующего трудового законодательства и принятие нового Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающего:

установление на федеральном уровне государственных минимальных гарантий в сфере труда;

расширение договорных начал в сфере регулирования трудовых отношений, поддержание определенного равновесия между интересами работников и работодателей;

повышение уровня социальной защиты работников при структурной перестройке, банкротстве предприятий, приостановке производства по причинам экономического характера и некоторых других особых ситуациях.

В новом Трудовом кодексе Российской Федерации должно найти отражение изменение роли субъектов Российской Федерации в регулировании трудовых отношений исходя из того, что трудовое законодательство относится к предмету совместного ведения России и ее субъектов.

Второе направление - формирование системы специальных органов по рассмотрению трудовых споров, для чего:

на первом этапе сформировать структуры досудебного рассмотрения трудовых споров, основанные на принципах паритетного участия социальных партнеров, и организовать в системе действующих судебных органов специальные составы судебных работников, которые будут разрешать индивидуальные и коллективные споры, вытекающие из трудовых отношений.

Выделение специальных судебных составов и организация их работы потребует разработки нового Трудового процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающего привлечение представителей сторон трудовых отношений к участию в рассмотрении дел (от работников и от работодателей);

на втором этапе создать специализированные суды по трудовым делам, которые обеспечат реализацию в полном объеме конституционного права на судебную защиту, сокращение сроков рассмотрения трудовых споров и восстановления нарушенного права, быстрое исполнение судебных решений.

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

1. Система социального партнерства начала формироваться в России в ходе проведения экономических реформ. За прошедшие годы были разработаны организационно-правовые и научно-методические основы ее функционирования, введен в действие механизм коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений на всех уровнях. Получили развитие трехсторонние и двусторонние комиссии, обеспечивающие подготовку и заключение соглашений. Постепенно налаживается взаимодействие сторон при формировании и реализации социально-экономической политики, активизируется работа органов службы по урегулированию коллективных трудовых споров.

2. Дальнейшее развитие социального партнерства как эффективного механизма регулирования социально-трудовых отношений сдерживается из-за отсутствия полноценной системы соответствующих законодательных и иных нормативных правовых актов, медленного формирования организационных структур работодателей, слабого развития системы коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в организациях негосударственных форм собственности, формального отношения к заключаемым в организациях коллективным договорам, резкого снижения мотивации к производительному труду.

3. Общая стратегия развития социального партнерства будет базироваться на принципах добровольности, равноправия сторон, уважения позиций и учета интересов участников переговоров, экономической заинтересованности договаривающихся сторон в участии в договорных отношениях, обязательного исполнения договоренностей и ответственности за нарушения соглашений.

Должны получить законодательное закрепление нормы, направленные на усиление содействия государства развитию социального партнерства, формированию его многоуровневой системы как необходимого условия демократизации социально-трудовых отношений.

Важнейшие вопросы социальной политики (например, совершенствование системы оплаты труда и социального обслуживания, обеспечение занятости, развитие системы подготовки кадров и повышения квалификации работников,

улучшение условий труда, усиление защиты трудовых прав работающих граждан) предусматривается регулировать на основе договоренностей между социальными партнерами в рамках существующего законодательства.

Основные принципы социального партнерства должны быть закреплены и развиты в федеральном законе о социальном партнерстве в Российской Федерации.

4. В первоочередном порядке предусматривается:

разработать правовой механизм совершенствования организационных форм социального партнерства и процедур взаимодействия субъектов трудовых отношений, примирительных процедур;

создать необходимую правовую базу, содействующую активизации участия действующих предпринимательских объединений в процессах регулирования трудовых отношений;

закрепить права и обязанности объединений работодателей соответствующим законодательным актом;

сформировать систему коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений на основе социальных стандартов;

укрепить государственную службу по урегулированию коллективных трудовых споров;

развивать взаимодействие представителей работников, работодателей и органов исполнительной власти, органов местного самоуправления при выработке и реализации решений по вопросам труда и социальной политики, в том числе на основе формирования трехсторонних комиссий или других аналогичных структур;

разработать общие принципы ведения переговоров, подготовки и заключения соглашений на федеральном и региональном уровнях, присоединения к заключенным соглашениям, распространения их действий на организации, не участвовавшие в переговорном процессе;

в законодательном порядке определить критерии представительности объединений профсоюзов и работодателей, их полномочность на ведение коллективных переговоров на том или ином уровне;

обеспечить соответствующее информационное обслуживание субъектов трудовых отношений как на стадии переговоров, подготовки и заключения соглашений и коллективных договоров, так и при их реализации.

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 26.02.97 N 222 (ред. от 27.07.98) "О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД 1996-2000 ГОДОВ"