в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 07.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 26.02.97 N 222 (ред. от 27.07.98) "О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД 1996-2000 ГОДОВ"
действует Редакция от 27.07.1998 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 26.02.97 N 222 (ред. от 27.07.98) "О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД 1996-2000 ГОДОВ"

VIII. РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

Основным содержанием реформ в системе социальной защиты населения является усиление адресности социальной поддержки, концентрация финансовых и материальных ресурсов на оказании помощи социально уязвимым группам населения. Предстоит упорядочить систему действующих и не всегда достаточно обоснованных льгот, с тем чтобы увеличить размеры пособий реально нуждающимся семьям.

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

1. За последние годы ситуация в сфере социального обслуживания населения претерпела значительные изменения.

Количество учреждений социального обслуживания семьи и детей выросло в четыре раза. Введены в действие новые стационарные учреждения для престарелых и инвалидов, территориальные центры социального обслуживания, отделения социальной помощи на дому и службы срочной социальной помощи, внедряются новые социальные технологии.

Учреждения социального обслуживания оказывают помощь не только пожилым гражданам, инвалидам, детям-сиротам, но и активно работают над решением проблем детской безнадзорности, профилактики правонарушений несовершеннолетних, "социального сиротства", социальной помощи лицам без определенного места жительства.

Вместе с тем остаются недостаточными материально-техническая база и финансирование отрасли, имеющиеся возможности пока не обеспечивают потребности населения, нуждающегося в социальном обслуживании. Отсутствуют стандарты социального обслуживания населения и порядок лицензирования этой деятельности.

2. Цель реформы социального обслуживания состоит в концентрации усилий на последовательной реализации мер по развитию и укреплению системы социального обслуживания населения, обеспечивающей гарантированный государством уровень социальной защиты.

Предстоит приступить к введению новых, дифференцированных подходов к реализации права на социальную защиту и обслуживание нетрудоспособных граждан в зависимости от их индивидуальных потребностей и материальной обеспеченности.

В первую очередь будут приняты меры по преодолению дефицита мест в стационарных учреждениях социального обслуживания и обеспечению всех нуждающихся в социальной помощи и услугах в полустационарных условиях и на дому, по реконструкции зданий и сооружений, принадлежащих учреждениям социального обслуживания, перемещению этих учреждений из неблагополучных в экологическом отношении местностей и созданию в них приемлемых условий для проживания.

Продолжится работа по оптимизации сети стационарных учреждений, развитию этой сети в небольших городах, поселках и сельской местности, расширению перечня предоставляемых нуждающимся гражданам социальных услуг и существенному повышению их качества, определению порядка предоставления бесплатного социального обслуживания и оказания платных социальных услуг в государственной системе социальных служб.

Приоритетным направлением будет социальное обслуживание в нестационарных учреждениях, предполагающее дальнейшее развитие сети учреждений различных видов (центры комплексного социального обслуживания, учреждения социального обслуживания семьи и детей, специализированные отделения социальной помощи на дому и другие).

3. В развитии системы социального обслуживания населения акцент будет сделан на более активное привлечение средств граждан, с тем чтобы расширить спектр предоставляемых услуг, повысить их качество, более полно учитывать индивидуальные потребности человека.

При этом сохраняется предоставление бесплатного социального обслуживания государственными социальными службами в соответствии с ранее утвержденным перечнем.

4. Для решения поставленных задач предусматривается:

разработать и внедрить государственные стандарты социального обслуживания, устанавливающие основные требования к объему и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания;

организовать лицензирование деятельности социальных служб независимо от формы собственности, а также физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью в этой области без образования юридического лица;

обеспечить реализацию принятых федеральных и региональных программ;

развивать и совершенствовать систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов учреждений социального обслуживания.

5. Приоритетность решения задач по социальной защите и обслуживанию пожилых граждан будет обеспечена путем реализации в полном объеме гарантий, предусмотренных Федеральными законами "О ветеранах", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации".

Предстоит также завершить разработку федеральной целевой программы "Старшее поколение" и приступить к ее реализации.

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ИНВАЛИДОВ

1. Политика государства в решении проблем инвалидности и инвалидов будет направлена на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.

2. В рамках социальной интеграции инвалидов предусматривается:

сформировать государственные службы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;

создать сеть принципиально новых многопрофильных реабилитационных учреждений;

разработать и внедрить федеральную базовую программу реабилитации - гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно за счет бюджетных средств, а также программу профилактики инвалидности;

установить порядок обязательного участия работодателя в проведении мероприятий по реабилитации работников, пострадавших на производстве;

создать основы индустрии по производству новых видов реабилитационной техники для инвалидов, а также систему сервиса по ее обслуживанию, провести реконструкцию и техническое перевооружение протезно-ортопедических предприятий - производителей реабилитационной техники;

обеспечить условия для реализации потенциальных возможностей инвалидов во всех сферах жизни - на объектах социального и производственного назначения, связи и информатизации, на транспорте, а также создать оптимальные условия для самообслуживания инвалидов путем формирования новой инфраструктуры и развития сложившейся;

сформировать всероссийский банк данных по проблемам инвалидности и инвалидов;

разработать программу государственной поддержки общественных объединений инвалидов и специализированных предприятий, использующих труд инвалидов.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСОБИЯ, КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ И СТИПЕНДИИ

1. Сложившаяся в последние годы система социальных пособий, компенсаций и других выплат позволила стабильно компенсировать в определенной мере населению потери денежных доходов от высокой инфляции.

Однако, главный недостаток действующей системы в том, что социальные пособия, выполняющие функцию социальной помощи, назначаются и выплачиваются без учета доходов семьи, безадресно. В связи с этим различные виды социальных пособий, компенсаций и других выплат, включая косвенные (бесплатные или льготные услуги), получает значительная часть граждан России, хотя реально нуждаются в них прежде всего граждане, имеющие доходы ниже прожиточного минимума. Это привело к тому, что при значительных расходах на выплату социальных трансфертов, реальные размеры пособий и социальных выплат остаются очень низкими. Для обеспеченных слоев населения эти пособия не имеют экономического смысла, а малообеспеченным гражданам не гарантируют необходимой социальной защиты.

2. Целью реформ в этой области является формирование системы социальных пособий и компенсационных выплат, обеспечивающей помощь реально нуждающимся семьям и отдельным гражданам.

В ходе реформирования действующей системы социальных пособий и других выплат предстоит решить следующие задачи:

повысить обоснованность предоставляемых социальных выплат с точки зрения их адресной направленности;

определить степень участия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в осуществлении мер по материальной поддержке малообеспеченных категорий граждан;

усилить роль страховых принципов предоставления социальных выплат;

обеспечить эффективный учет и контроль за движением денежных потоков, связанных с социальными выплатами.

3. Реформирование системы социальных выплат будет осуществляться по следующим направлениям.

Совершенствование действующей системы социальных пособий, компенсационных выплат и стипендий, разработка единых принципов и критериев их предоставления по видам выплат.

До завершения этой работы ввести временный мораторий на принятие новых федеральных норм по предоставлению тем или иным категориям населения социальных выплат без соответствующего финансового обеспечения.

Предусматривается:

при определении размеров социальных пособий отказаться от использования в качестве нормы минимального размера оплаты труда;

при назначении пособий, выплачиваемых в порядке социальной помощи, учитывать среднедушевой совокупный семейный доход;

законодательно закрепить право на получение только одного, наиболее выгодного для получателя, вида социальной помощи;

обеспечить совершенствование механизма финансирования социальных пособий и выплат и их защищенность в бюджетах всех уровней.

Совершенствование системы организации и управления социальными выплатами.

Намечается передать полномочия, связанные с организацией и осуществлением социальных выплат, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления. При этом предоставление целевых трансфертов субъектам Российской Федерации будет зависеть от эффективности исполнения ими собственных местных систем предоставления пособий на детей и социальных пособий.

4. В дополнение к пособиям и компенсационным выплатам, установленным на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации предполагается развивать и совершенствовать систему денежной и натуральной помощи малообеспеченным категориям граждан. Размеры такой помощи намечается определять с учетом сложившихся в регионе среднедушевого дохода семьи, прожиточного минимума и демографической ситуации.

Предусматривается осуществить меры по поэтапному введению в практику системы пособий по нуждаемости. С этой целью будет подготовлена и начнет реализовываться пробная программа предоставления этого пособия в трех субъектах Российской Федерации с высоким уровнем бедности.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В ЗАПАС ИЛИ В ОТСТАВКУ, СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ

1. В Российской Федерации начато формирование нормативной базы социальной поддержки граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, сотрудников органов внутренних дел, федеральных органов налоговой полиции и членов их семей. Созданы основы системы переквалификации указанных граждан на гражданские профессии. Установлены меры государственной поддержки ветеранов боевых действий, ветеранов подразделений особого риска, родителей военнослужащих, погибших при прохождении службы по призыву.

Вместе с тем сохраняется острота проблем жилищного и пенсионного обеспечения бывших военнослужащих, ограничены возможности их трудоустройства и медицинского обеспечения.

2. Цель реформирования системы социальной поддержки лиц, уволенных с военной службы в запас или отставку, проходивших службу в зонах чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов, вынуждено проживающих в военных городках, оставленных войсками, инвалидов, получивших военную травму, ветеранов боевых действий на территории других государств, пострадавших при наведении конституционного порядка в Чеченской Республике, членов семей погибших военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и налоговой полиции состоит в создании условий для их интеграции в активную гражданскую жизнь, восстановления здоровья.

3. Для достижения этой цели предусматривается предпринять следующие меры.

В области занятости и трудоустройства:

разработать и приступить к реализации федеральной программы обеспечения занятости и переквалификации граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку. Финансирование программы осуществлять за счет средств федерального бюджета, фонда занятости, внебюджетных источников и личных средств этой категории граждан;

развивать сеть учебных центров, специально созданных в учреждениях Минобороны России и Минобразования России для реализации этой Программы;

обеспечить поддержку негосударственных программ организации переподготовки и самозанятости бывших военнослужащих и членов их семей в крупных отдаленных военных городках;

разработать совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации меры по обеспечению жизнедеятельности и занятости населения в оставленных войсками военных городках.

В области охраны здоровья:

сформировать систему комплексной медицинской, социальной и психологической реабилитации бывших военнослужащих и участников боевых действий, в том числе на базе существующих учреждений социального обслуживания;

содействовать развитию сети негосударственных учреждений социального обслуживания ветеранов войны, боевых действий и военной службы (домов ветеранов).

В области обеспечения жильем:

осуществить реформирование действующего механизма решения жилищной проблемы. В этих целях ввести единые правила учета лиц, уволенных с военной службы и службы в органах внутренних дел в запас или отставку, не имеющих жилья, отнести выделенные на цели их жилищного обеспечения средства к защищенным статьям бюджета, активизировать привлечение внебюджетных средств, в том числе личных средств этой категории лиц, выпустить жилищные сертификаты и займы, предоставлять безвозмездные субсидии и ипотечные кредиты;

обеспечить постепенный переход на принцип накопления во время прохождения службы бюджетных средств на личных лицевых жилищных счетах военнослужащих, позволяющий им при увольнении приобретать жилье в избранном ими месте.

В области пенсионного обеспечения:

при сохранении основных принципов и механизмов действующей системы пенсионного обеспечения устранить имеющиеся необоснованные различия в льготном исчислении выслуги лет в районах с суровым климатом в зависимости от времени прохождения в них военной службы, службы в правоохранительных органах. По мере стабилизации экономического положения осуществить поэтапное включение в размер денежного довольствия для исчисления пенсии сумм, получаемых военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел в виде дополнительных выплат и надбавок.

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 26.02.97 N 222 (ред. от 27.07.98) "О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД 1996-2000 ГОДОВ"