в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 22.12.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 26.02.97 N 222 (ред. от 27.07.98) "О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД 1996-2000 ГОДОВ"
действует Редакция от 27.07.1998 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 26.02.97 N 222 (ред. от 27.07.98) "О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД 1996-2000 ГОДОВ"

X. РЕФОРМЫ В ОТРАСЛЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

В предстоящий период будут приняты меры по созданию возможностей для полноценной государственной поддержки гуманитарной сферы, обеспечению своевременного и в полном объеме выделения бюджетных ассигнований на всех уровнях, приоритетному выделению средств на реализацию утвержденных федеральных целевых программ развития образования, здравоохранения, системы социальной защиты населения и культуры, по укреплению их материально-технической базы, а также расширению жилищного строительства, совершенствованию коммунального хозяйства.

ОБРАЗОВАНИЕ

1. Состояние образования в современных условиях характеризуется противоречивыми тенденциями. В целом за годы реформ удалось обеспечить конституционные права граждан на получение образования, включая среднее и высшее профессиональное образование на конкурсной основе, сохранить сеть государственных и муниципальных образовательных учреждений, контингент учащихся, коллективы учителей и профессорско-преподавательского состава, развить сеть негосударственных образовательных учреждений. Таким образом образование сохраняет свой потенциал в качестве определяющего фактора социально-экономического развития России.

В то же время реформы в сфере образования сдерживались во многом из-за сокращения доли и фактического объема финансирования отрасли.

2. Главной целью дальнейшего развития образования является удовлетворение потребности граждан России в образовании, гармоничное развитие личности и творческих способностей человека, повышение интеллектуального и культурного потенциала страны, с соблюдением принципов равных стартовых условий при минимальных государственных гарантиях.

Для достижения этой цели предстоит решить следующие задачи:

обеспечить общедоступное, в том числе гарантированное бесплатное образование в пределах государственных образовательных стандартов на всех ступенях и уровнях системы в соответствии с законодательством Российской Федерации;

создать экономическую базу для выполнения Федеральных законов "Об образовании", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и федеральных программ "Развитие образования в России", "Дети России", в том числе путем стимулирования привлечения внебюджетных средств и инвестиций в образование;

содействовать развитию сети образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов, в том числе негосударственных;

создать государственно-общественную систему оценки качества и контроля деятельности образовательных учреждений всех типов и видов собственности, включая лицензирование, аттестацию, государственную и общественную аккредитацию;

ввести в действие государственные образовательные стандарты, нормативы материально-технического обеспечения и финансирования учреждений и организаций системы образования, а также образовательно-профессиональных программ;

обеспечить единое образовательное, культурное и информационное пространство, создать систему законов и других нормативных правовых актов в области образования, которая бы органически объединяла федеративное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации, а также на основе договоров более четко разграничить права и обязанности Российской Федерации и ее субъектов в сфере образования;

развивать программно-целевой механизм управления и финансирования образования, поддерживать региональные программы развития образования, усилить координацию региональных и федеральных программ;

повысить самостоятельность учреждений и организаций системы образования в выборе стратегии развития, содержания обучения и воспитательной работы, образовательно-профессиональной, научной и финансово-хозяйственной деятельности.

3. Реформирование образования будет осуществляться по следующим основным направлениям.

В области дошкольного образования:

оптимизация структуры и ведомственной принадлежности сети дошкольных образовательных учреждений с учетом рыночных отношений;

переход к новым условиям финансирования дошкольного образования и воспитания на основе сочетания федерального, регионального, муниципального и ведомственного источников финансирования;

содействие семье в воспитании детей дошкольного возраста с использованием разных структур дошкольного образования.

В области общего образования:

сохранение государственной сети общеобразовательных учреждений и приведение ее в соответствие с потребностями городского и сельского населения с учетом национальных и региональных особенностей;

разработка примерных комплектов учебного оборудования с использованием новых информационных технологий, обновление педагогического инструментария, распространение технологий развивающего обучения;

содействие образованию одаренных детей и детей, имеющих отклонение в развитии.

В области начального профессионального образования:

сохранение и развитие сети образовательных учреждений начального профессионального образования;

совершенствование системы подготовки и переподготовки квалифицированных рабочих с учетом структурной перестройки экономики и потребностей региональных рынков труда;

привлечение учреждений начального профессионального образования к подготовке и переподготовке высвобождаемого с предприятий персонала и незанятого населения.

В области среднего профессионального образования:

завершение разработки нормативно-правовых основ функционирования системы среднего профессионального образования;

развитие различных форм интеграции среднего и высшего профессионального образования;

создание региональных комплексов среднего профессионального образования с ориентацией на запросы населения и местные рынки труда.

В области высшего и послевузовского профессионального образования:

создание условий для реализации равноправного доступа граждан Российской Федерации к высшему и послевузовскому профессиональному образованию;

всемерное развитие интеллектуального, духовного и экономического потенциала общества через поддержку студенчества и образовательных учреждений высшего профессионального образования, в том числе негосударственных;

формирование системы высшего профессионального образования с учетом потребностей государства в специалистах и интересов отдельной личности;

развитие федеральных и региональных учебно-научно-производственных комплексов на базе имеющихся учебных заведений, усиление их научного потенциала за счет присоединения к ним отраслевых научных организаций;

совершенствование системы финансирования высшего и послевузовского образования на основе консолидации бюджетных средств всех уровней, внебюджетных источников и средств населения с использованием федерального финансирования для обеспечения минимальных нормативов. Создание системы специализированных банков и фондов поддержки образования граждан.

В области дополнительного образования:

сохранение, развитие и поддержка существующей сети государственных и негосударственных учреждений дополнительного образования населения;

определение спроса на услуги и требований к условиям функционирования учреждений дополнительного образования в новых условиях, уделяя особое внимание дополнительному образованию детей;

введение в действие механизма социальной защиты от некачественного образования обучающихся на основе лицензирования, аттестации и аккредитации учреждений дополнительного образования.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

1. За последние годы в Российской Федерации произошло ухудшение медико-демографической ситуации. Отмечается снижение продолжительности жизни, рост показателей общей смертности, снижение уровня рождаемости. Продолжается связанная с ними естественная убыль населения. Происходит также рост общей заболеваемости взрослого населения и подростков, заболеваемости туберкулезом, венерическими заболеваниями, нарко- и токсикоманиями. Сохраняется угроза эпидемических вспышек и возникновений заболеваний, связанных с ухудшающимися условиями жизни.

Существующий порядок финансирования отрасли не позволяет обеспечить необходимый объем бесплатной медицинской помощи населению, резко сокращает профилактические программы.

В связи с перераспределением полномочий между федеральными органами управления здравоохранения, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями снизилась управляемость системой, в том числе координирующая и регулирующая роль федеральных органов. Это привело к резкой дифференциации условий оказания медицинской помощи на различных территориях.

В структуре медицинской помощи, оказываемой населению, преобладают дорогостоящие госпитальные формы. Остается неудовлетворительным ресурсное обеспечение учреждений здравоохранения.

2. Соблюдение конституционных гарантий по оказанию медицинской помощи и созданию благоприятных санитарно-эпидемиологических условий жизнедеятельности населения требует структурных и функциональных преобразований системы здравоохранения, обеспечивающих:

устойчивость функционирования учреждений здравоохранения за счет изменения порядка и объемов финансирования отрасли;

приоритетность в государственной и муниципальной системах здравоохранения профилактических мероприятий по снижению заболеваемости и смертности, угроз возникновения эпидемий, формированию здорового образа жизни;

повышение эффективности использования финансовых, материальных и кадровых ресурсов здравоохранения;

защиту права пациента на получение своевременной и качественной медицинской помощи.

Реформирование здравоохранения будет осуществляться в условиях формирования многоукладности экономики с сохранением основных позиций государственной системы здравоохранения, создания конкурентной среды среди лечебно-профилактических учреждений независимо от форм собственности, внедрения рыночных механизмов регулирования и функционирования отрасли.

Поэтапное введение и развитие обязательного и добровольного медицинского страхования с использованием потенциала страховых организаций станет действенным экономическим рычагом реформирования отрасли, повышения эффективности использования ресурсов.

3. В ходе проведения реформ выделяются следующие основные направления.

Структурная перестройка отрасли с обязательным сохранением общедоступной медицинской и лекарственной помощи всем гражданам России, которая включает в себя:

преобразования в сфере первичной медико-санитарной помощи, что позволит улучшить качество и эффективность медицинских услуг (диагностики, лечебных и реабилитационных мероприятий) на догоспитальном этапе, в том числе на дому и неотложной медицинской помощи, оказываемой поликлиниками, улучшить оказание медицинской помощи на всех уровнях, снизить потребность в госпитализации и более рационально использовать коечный фонд, повысить качество и эффективность медицинских услуг;

реформирование скорой медицинской помощи, оказываемой бесплатно и беспрепятственно во всех лечебно-профилактических учреждениях, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности;

реорганизацию стационарной медицинской помощи.

Преобразование в области кадровой политики и системы образования медицинских работников для приведения численности и профиля подготовки специалистов в соответствие с потребностью здравоохранения.

Совершенствование научно-исследовательской деятельности в здравоохранении, повышение качества и эффективности научно-исследовательских работ, обеспечение правовой защиты результатов научных исследований, введение экономических форм регулирования научной деятельности.

Совершенствование государственной санитарно-эпидемиологической службы, внедрение современных форм и методов организации санитарно-эпидемиологического надзора, гигиенической и эпидемиологической экспертизы, социально-гигиенического мониторинга за состоянием здоровья населения и среды обитания человека.

Последовательная реализация законодательства о медицинском страховании в полном объеме на всей территории России на основе:

повышения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования за счет выделения отдельной строкой в расходной части бюджетов всех уровней взносов на неработающее население, введения порядка одновременного утверждения бюджетов здравоохранения, программ обязательного медицинского страхования и страхового тарифа;

введения и применения финансовых и иных санкций за неисполнение обязательств по финансированию медицинского страхования и нецелевое использование средств сверх предусмотренной в соответствующих программах оплаты медицинской помощи в соответствии с утвержденными тарифами;

формирования системы вневедомственного контроля объемов и экспертизы качества оказанной медицинской помощи, защиты прав пациентов.

4. Реформирование здравоохранения в указанных направлениях требует разработки соответствующей законодательной и нормативной базы:

принятие федеральных законов, регламентирующих основные виды деятельности здравоохранения, таких, как "О государственной системе здравоохранения", "Об основах муниципальной системы здравоохранения", "О частной системе здравоохранения", "О правах пациента", "О лекарственных средствах"

осуществление мер по совершенствованию законодательства в части создания правовых и экономических механизмов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, повышения управляемости и улучшения финансирования здравоохранения, личной заинтересованности граждан в укреплении своего здоровья;

введение государственных минимальных социальных стандартов обеспечения населения медико-санитарной и лекарственной помощью, порядка формирования инвестиций на их реализацию и установление ответственности субъектов, принимающих участие в финансировании, организации и оказании медицинской помощи.

Реализация в полной мере намеченных мероприятий позволит повысить качество медицинского обслуживания, снизить заболеваемость, потерю трудоспособности и смертность населения, улучшить эпидемиологическую ситуацию в стране.

КУЛЬТУРА

1. В сложных условиях радикальных преобразований в целом удалось сохранить накопленный ранее культурный потенциал, внутрироссийские межрегиональные культурные связи, сеть учреждений культуры. Начались процессы становления негосударственных организаций культуры, формирования внутреннего художественного рынка.

Вместе с тем в результате недостаточности финансирования и низкой эффективности использования выделяемых государством средств существенно ослабла материально-техническая база организаций культуры и искусства, кинематографии, архивного дела, снизился уровень культурного обслуживания населения. Многовековые национальные культурные традиции все больше вытесняются упрощенными формами массовой культуры.

2. Важнейшими целями культурной политики являются:

сохранение и развитие культурного потенциала общества, национальных традиций народов Российской Федерации;

сохранение единого многонационального культурного пространства страны и создание условий для интеграции культуры народов России в мировое культурное пространство;

обеспечение разнообразия культурной жизни и доступности услуг учреждений культуры для всех социальных слоев населения.

3. В ходе реализации программы социальных реформ в сфере культуры основной акцент будет сделан на повышение эффективности выделяемых финансовых ресурсов, создание условий для частичного самофинансирования учреждений культуры, концентрацию средств на оказании помощи объектам, включенным в списки всемирного культурного и природного наследия и отнесенным к особо ценным объектам культурного наследия Российской Федерации.

Одновременно предусматривается обеспечить доступность пользования услугами учреждений культуры и искусства для малоимущих групп населения и наиболее уязвимых групп населения путем определения перечня услуг, предоставляемых бесплатно или на льготных условиях.

Для улучшения положения дел в сфере культуры намечено осуществить следующие мероприятия с учетом специфики отраслей и объектов культуры:

провести модернизацию российских библиотек для обеспечения доступности пользования их фондами жителям всех регионов России;

разработать систему мер по поддержке и распространению лучших образцов массовой художественной продукции, в первую очередь изделий народных промыслов;

оказать содействие созданию и развитию сети центров народного творчества;

создать общероссийские системы мониторинга состояния и использования памятников культуры, истории, хранения предметов музейного фонда и книжных памятников;

разработать и осуществить систему мер государственного протекционизма в отношении распространения отечественных произведений искусства, включая культурные и образовательные программы в электронных средствах массовой информации;

обеспечить проведение жесткой государственной политики в области защиты авторских прав;

содействовать формированию и развитию системы негосударственных институтов поддержки художественного творчества.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, СПОРТ, ОТДЫХ И ТУРИЗМ

1. В сфере физической культуры, санаторно-курортного дела и туризма в последние годы сложилась неоднозначная ситуация. Многие объекты этой сферы закрылись или были перепрофилированы, произошло резкое удорожание услуг, ухудшилась материально-техническая база отраслей, сократились объемы и номенклатура отечественной спортивной и туристской продукции.

Вместе с тем в последние два года начался процесс структурной перестройки, наметилась тенденция к стабилизации основных социально-экономических показателей отраслей, активизировалась спортивно-оздоровительная работа по месту жительства и в спортивных школах, ведется реконструкция и строительство ряда объектов санаторно-курортного комплекса и туристской индустрии.

2. Государственная политика в сфере физической культуры, санаторно-курортного дела и туризма будет нацелена на создание современной индустрии отдыха и здоровья, обеспечивающей:

качественное улучшение состояния физического здоровья российских граждан и в первую очередь молодого поколения на основе повышения уровня физкультурно-оздоровительной и профилактической работы с населением, расширения числа клубов, центров социальной поддержки детей, подростков, инвалидов, активизации деятельности лечебно-оздоровительных организаций;

сохранение и развитие курортов, рациональное использование природных лечебных ресурсов для укрепления здоровья граждан;

создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса.

Эту работу предусматривается проводить на основе соответствующих федеральных целевых программ.

3. Для решения поставленных задач намечается осуществить ряд мероприятий:

расширить и модернизировать физкультурно-оздоровительные объекты массового посещения с предоставлением бесплатных услуг в первую очередь молодежи, подросткам и детям;

повысить доступность и эффективность санаторно-курортного лечения;

ускорить формирование отечественного туристского рынка на основе развития конкуренции, углубления специализации и кооперации в работе туристских предприятий, развития материальной базы туризма.

Приоритет в этой работе будет сделан на реализацию быстроокупающихся проектов с максимальным использованием внебюджетных источников финансирования, прежде всего собственных средств предприятий, средств от приватизации, частных инвестиций, государственных кредитов и кредитов финансово-коммерческих структур, доходов от рекламной деятельности, лотерей и игрового бизнеса.

В целом Программа должна способствовать улучшению качества, расширению спектра и доступности услуг, предоставляемых в областях физической культуры и спорта, туризма, санаторно-курортного дела.

ЖИЛИЩНАЯ СФЕРА

1. Несмотря на резкое сокращение бюджетных ассигнований, за годы реализации жилищной реформы в целом удалось преодолеть сокращение ввода жилья в основном за счет развития индивидуального строительства. В большинстве субъектов Российской Федерации выпущены жилищные ценные бумаги, образованы фонды развития жилищного строительства, расширилось привлечение в эту сферу иностранных инвестиций, организуется предоставление малоимущим семьям субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, а также субсидий на строительство и приобретение жилья. Продолжается бесплатная приватизация жилья, что создает условия для нормального функционирования рынка жилья. Начата реформа жилищно-коммунального хозяйства.

Вместе с тем острота жилищной проблемы не снижается, в ряде регионов продолжается сокращение объемов жилищного строительства, что прежде всего объясняется снижением инвестиционной активности, перебоями с финансированием, ростом цен на строительную продукцию.

Проявилась необходимость поиска новых подходов к решению ряда проблем жилищной реформы с целью ее ускорения и повышения социальной направленности.

2. Целью жилищной политики на новом этапе является обеспечение доступности улучшения жилищных условий для семей со скромным и средним достатком, сохранение бесплатного предоставления жилья малоимущим гражданам, военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и членам их семей.

Эта политика будет реализована по следующим основным

направлениям:

активизация усилий субъектов Российской Федерации и местных органов власти по увеличению ввода жилья;

расширение источников и обеспечение устойчивости финансирования жилищного строительства с увеличением доли внебюджетных инвестиций;

проведение прогрессивной технической политики в области капитального строительства и реконструкции жилья, современных архитектурных и градостроительных решений;

совершенствование структуры жилищного фонда по формам собственности с приоритетом частного жилья, развитие рынка жилья;

поэтапный переход жилищно-коммунальной сферы в режим безубыточного функционирования при обеспечении социальной защиты малообеспеченных групп населения;

обеспечение стандартов качества условий проживания.

3. В области финансирования жилищного строительства предусматривается:

расширить привлечение средств населения за счет оказания государственной поддержки в виде безвозмездных субсидий, кредитов, льгот по налогообложению, содействовать развитию ипотечного кредитования коммерческими банками, внедрить в практику целевые накопительные жилищные счета населения;

сохранить практику строительства и бесплатного предоставления муниципального жилья гражданам, нуждающимся в улучшении своих жилищных условий, за счет средств местных бюджетов;

осуществлять финансирование из федерального бюджета строительства жилья для отдельных групп населения на основе утвержденных федеральных целевых программ и в первую очередь для военнослужащих, лиц, уволенных в запас или отставку, сотрудников органов внутренних дел и членов их семей;

привлекать для строительства и реконструкции жилья средства организаций и предприятий, банков и финансовых структур, граждан, кредиты и гранты иностранных государств и международных финансовых организаций, другие внебюджетные источники финансирования.

4. В области жилищного строительства намечается:

реконструкция производственной базы жилищного строительства с целью снижения затрат энергоресурсов на строительство и эксплуатацию жилья, ускорения строительства и повышения качества жилья;

применение прогрессивных технологий при реконструкции и модернизации жилых домов первых массовых серий;

увеличение доли малоэтажного и коттеджного строительства;

уменьшение себестоимости жилья за счет применения передовых технологий, использования эффективных теплоизолирующих материалов, дерева и легких металлоконструкций.

5. В области реформирования жилищно-коммунального хозяйства предусматривается:

обеспечить дифференцированный подход к повышению оплаты жилья и коммунальных услуг, предусмотрев полную оплату издержек семьями с высокими доходами и усиление социальной защиты малоимущих групп населения;

упорядочить льготы по оплате жилья и коммунальных услуг для различных групп населения;

перевести государственные и муниципальные службы заказчика по жилищно-коммунальному обслуживанию на договорные отношения с субъектами хозяйствования и потребителями в жилищно-коммунальной сфере. В рамках договорных отношений обеспечить гарантированное обслуживание потребителей на уровне минимальных государственных стандартов и переход на конкурсный отбор организаций-подрядчиков любой формы собственности по эксплуатации и ремонту жилищного фонда;

содействовать передаче органам жилищного самоуправления (товариществам собственников жилья, жилищным союзам, советам домов и т. п.) функций по формированию заказа на жилищно-коммунальное обслуживание и контроля за качеством, надежностью и экологической безопасностью потребляемых услуг.

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 26.02.97 N 222 (ред. от 27.07.98) "О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД 1996-2000 ГОДОВ"