Последнее обновление: 23.12.2025
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ ФТС РФ от 06.06.2011 N 1200 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ДЕЙСТВИЯХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И РАССМОТРЕНИИ ПРОЕКТОВ ПРОФИЛЕЙ РИСКОВ, ПРИМЕНЕНИИ ПРОФИЛЕЙ РИСКОВ ПРИ ТАМОЖЕННОМ КОНТРОЛЕ, ИХ АКТУАЛИЗАЦИИ И ОТМЕНЕ"
IV. Действия должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и таможенный контроль, при применении мер по минимизации рисков в соответствии с профилями рисков
32. Риски, содержащиеся в профилях рисков, выявляют уполномоченные должностные лица таможенного поста.
Риски, содержащиеся в автоматических профилях рисков, выявляются в таможенных органах с применением специальных программных средств.
Риски, содержащиеся в автоматизированных профилях рисков, выявляются в таможенных органах с применением специальных программных средств с учетом результатов самостоятельной проверки уполномоченным должностным лицом таможенного поста неформализованных индикаторов риска.
Риски, содержащиеся в неформализованных профилях рисков, выявляют уполномоченные должностные лица таможенного поста самостоятельно, исходя из области риска.
33. Уполномоченные должностные лица таможенного поста осуществляют следующие действия:
1) проводят проверку таможенной декларации (иных документов, используемых в качестве декларации на товары) и иных документов, представленных для совершения таможенных операций, на предмет выявления рисков, содержащихся в профилях рисков;
2) применяют меры по минимизации рисков в случае выявления рисков, содержащихся в профилях рисков, в соответствии с пунктом 37 Инструкции;
3) заполняют электронный отчет о результатах применения мер по минимизации рисков <5> (далее - Отчет) в случае выявления рисков, содержащихся в профилях рисков, в соответствии с пунктом 38 Инструкции, либо в случаях, предусмотренных пунктом 39 Инструкции - электронный журнал учета результатов применения мер по минимизации рисков (далее - Журнал учета);
<5> Правила заполнения Отчета доводятся до таможенные органов письмом ФТС России.
4) распечатывают Отчет, заверяет личной номерной печатью и прикладывает его к комплекту документов, прилагаемому к декларации на товары (далее - ДТ), с указанием соответствующей отметки в описи документов. Действия, указанные в настоящем подпункте осуществляются только в случаях:
а) декларирования таможенному органу товаров с использованием ДТ на бумажном носителе;
б) внесения изменений (дополнений) в Отчет, по результатам применения мер по минимизации рисков в отношении товаров, декларируемых таможенному органу с использованием ДТ на бумажном носителе.
34. Автоматические и автоматизированные профили рисков применяются с момента их поступления на таможенный пост и загрузки в специальное программное средство таможенного поста в соответствии с Регламентом синхронизации либо с даты начала действия профилей рисков, указанной в профилях рисков (если такая дата позже даты загрузки профиля риска в специальное программное средство таможенного поста). Неформализованные профили рисков применяются со дня, следующего за днем поступления письма, содержащего профиль риска, на таможенный пост в соответствии с установленным порядком организации делопроизводства.
35. Риски, содержащиеся в автоматических или в автоматизированных профилях рисков, применяемые при таможенном декларировании товаров с использованием ДТ, выявляются:
в момент принятия таможенной декларации (после присвоения регистрационного номера таможенной декларации);
в момент активации должностным лицом таможенного поста функции выпуска электронной копии ДТ после завершения заполнения отчета (если отчет заполнялся).
Риски, содержащиеся в автоматических профилях рисков, применяемые при прибытии товаров на территорию Российской Федерации в автомобильных пунктах пропуска, выявляются в момент регистрации сообщений о прибытии в журнале регистрации сообщений о прибытии при наличии технической возможности.
Риски, содержащиеся в неформализованных профилях рисков, выявляются в ходе проверки документов и сведений, если момент проведения этой проверки соответствует моменту начала действия неформализованных профилей рисков, определенному пунктом 34 Инструкции.
36. При выявлении рисков, содержащихся в автоматизированных профилях рисков, специальное программное средство сообщает должностному лицу таможенного поста о необходимости проведения проверки неформализованных индикаторов риска и действиях, которые указанное должностное лицо должно совершить. При положительном результате указанной проверки должностное лицо таможенного поста выявляет риск, содержащийся в профиле риска, путем выбора в специальном программном средстве категории "ПР применяется" - профиль риска считается выявленным. При отрицательном результате проверки указанное должностное лицо выбирает в программном средстве категорию "ПР не применяется", указывает свою фамилию и инициалы - профиль риска считается не выявленным.
В случае выбора категории "ПР не применяется" должностное лицо делает на оборотной стороне ДТ соответственно отметку "ПР N ___ не применяется к товару N ___" либо "ПР N ___ не применяется ко всем товарам". Отметка заверяется подписью лица, принявшего решение, с указанием его фамилии, инициалов, даты принятия решения. В Отчете должностное лицо указывает соответствующую отметку в соответствии с правилами заполнения Отчета.
В случае выбора категории "ПР не применяется" в отношении товаров, декларируемых таможенному органу в электронной форме, уполномоченное должностное лицо таможенного органа с использованием программного средства в соответствующем электронном поле проставляет отметку "ПР N ____ не применяется к товару N ___" либо "ПР N ___ не применяется ко всем товарам". Указанная отметка уполномоченного должностного лица таможенного органа заверяется в электронном виде с использованием электронной цифровой подписи (далее - ЭЦП). В Отчете должностное лицо указывает соответствующую отметку в соответствии с правилами заполнения Отчета.
До внедрения в таможенных органах программных средств, позволяющих осуществлять выбор категории "ПР не применяется" (проставление с использованием программного средства в соответствующем электронном поле отметки "ПР N ___ не применяется к товару N___" либо "ПР N ___ не применяется ко всем товарам") в отношении товаров, декларируемых таможенному органу в электронной форме, уполномоченное должностное лицо таможенного органа обеспечивает распечатывание ДТ, поданной в электронной форме, на листах бумаги формата А4; по форме ДТ, и осуществляет вышеуказанные действия на бумажном экземпляре ДТ.
Хранение распечатанных копий ДТ, поданных в электронной форме, а также документов (информации на бумажном носителе), явившихся основанием для принятия такого решения, осуществляется в соответствии с установленным порядком комплектования таможенных документов, формирования их в дела и передачи на хранение в архив таможенного органа.
37. При выявлении при совершении таможенных операций рисков, содержащихся в профилях рисков, в том числе в срочных профилях рисков, должностные лица таможенных органов применяют меры по минимизации рисков.
В случае, если для отдельных мер по минимизации рисков, содержащихся в автоматических и автоматизированных профилях рисков, установлена определенная применяются при их выявлении специальным программным средством на основе использования генератора случайных чисел.
Если профилем риска не предусмотрена проверка бумажных экземпляров электронных документов, то требование о представлении письменной таможенной декларации и бумажных экземпляров документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, для реализации мер по минимизации риска не допускается.
К мерам, которыми предусмотрена проверка бумажных экземпляров электронных документов, относятся меры по минимизации рисков с кодами <6> : "301" (проставление на документах печатей и штампов), "602" (таможенная экспертиза документов), "627" (проведение предварительной проверки подлинности документов и сведений при документальном контроле уполномоченными должностными лицами таможенных постов), "639" (выставление требования декларанту о представлении оригиналов документов, подтверждающих сведения, заявленные в ДТ, на бумажных носителях (при декларировании товаров в электронной форме), а также с кодом "101" (проверка документов и сведений) при условии наличия в примечании к данной мере прямого указания на необходимость использования исключительно бумажных носителей документов.
<6> В соответствии с приложением N 6 к Инструкции.
38. По результатам применения мер по минимизации рисков (а также при принятии решения о неприменении профилей рисков в соответствии с пунктом 36 Инструкции) при прибытии товаров на территорию Российской Федерации, выдаче разрешения на помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, таможенном декларировании товаров с использованием ДТ должностное лицо таможенного поста заполняет Отчет <7> . В качестве результатов применения мер по минимизации рисков указываются коды в соответствии с классификатором результатов применения мер по минимизации рисков (приложение N 11 к Инструкции).
<7> До момента доработки и внедрения в таможенных органах программных средств, позволяющих осуществлять заполнение Отчета по результатам применения мер по минимизации рисков (а также при принятии решения о неприменении профилей рисков в соответствии с пунктом 36 Инструкции), при прибытии товаров на территорию Российской Федерации и выдаче разрешения на помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, уполномоченными должностными лицами таможенного поста заполняется Журнал.
Поля Отчета заполняются как автоматически программным средством, так и уполномоченным должностным лицом таможенного поста на основании информации, содержащейся в профиле риска. В качестве результата применения мер по минимизации рисков по умолчанию автоматически указывается код "10" <8> (применение меры по минимизации рисков не привело ни к одному из перечисленных результатов), который может быть изменен указанным должностным лицом в зависимости от результата применения каждой из мер по минимизации рисков либо принятия решения о неприменении профиля риска.
<8> В соответствии с приложением N 11 к Инструкции.
В Отчет вносится информация обо всех мерах по минимизации рисков в соответствии с профилями рисков, а также мерах по минимизации рисков, примененных самостоятельно без указания в профиле риска.
В Отчет должна быть внесена информация о результатах таможенного досмотра, проведенного при иных таможенных процедурах и операциях, если начальник таможенного поста считает целесообразным учесть его результаты вместо проведения таможенного досмотра повторно в соответствии с указанием в выявленном риске, содержащемся в профиле риска (в соответствии с пунктом 127 Инструкции). При этом в Отчете не указываются сведения о ранее выявленном профиле риска при иных таможенных процедурах и операциях.
39. Уполномоченное должностное лицо таможенного поста заполняет журнал учета, форма которого приведена в приложении N 12 к Инструкции, при применении мер по минимизации рисков в следующих случаях:
1) при таможенных операциях, отличных от указанных в пункте 38 Инструкции;
2) при выдаче разрешения на помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита на основании коммерческих и транспортных документов, представленных лицом, обладающим полномочиями в отношении товаров.
Журнал учета ведется таможенным постом в электронном виде с использованием штатных программных средств и предоставляется в вышестоящие таможенные органы не реже одного раза в день.
В журнал учета в обязательном порядке вносятся сведения о всех результатах применения мер по минимизации рисков, содержащихся в выявленном профиле риска, в том числе в срочном профиле риска. В случае применения мер по минимизации рисков по собственному решению должностных лиц, в соответствии с полномочиями таможенных органов, в журнал учета в обязательном порядке вносятся сведения с кодом результата, отличным от "10" (применение меры по минимизации рисков не привело ни к одному из перечисленных результатов).
40. Начальник таможенного поста контролирует соблюдение подчиненными должностными лицами порядка заполнения Отчета и журнала учета и направления его в вышестоящие таможенные органы, а также обязан обеспечить надлежащее применение и поддержку специальных программных средств выявления рисков, содержащихся в профилях рисков, и формирования Отчета.
41. Начальник таможенного поста несет персональную ответственность за соблюдение подчиненными уполномоченными должностными лицами порядка заполнения указанных отчетов и направления их в ФТС России.
42. Должностное лицо таможенного поста независимо от выявления риска, содержащегося в профиле риска, уполномочено применить меры по минимизации рисков, перечень которых приведен в приложении N 6 к Инструкции с пометкой "Без ПР".
Принятие решений структурными подразделениями таможни при проверке таможенной декларации43. В случае выявления при совершении таможенных операций рисков, содержащихся в профилях рисков, предусматривающих принятие решения структурными подразделениями таможни при проверке таможенной декларации, уполномоченное должностное лицо, отвечающее за прием и регистрацию таможенной декларации:
1) незамедлительно, но в срок не более 10 минут проставляет в направлении для принятия решения (далее - Направление) сформированном с использованием специального программного средства, номера всех выявленных профилей рисков, предусматривающих применение данной меры (при условии полноты предоставления документов, указанных в описи, в отношении товаров, декларируемых в электронном виде):
2) при таможенном декларировании товаров в электронной форме отправляет с использованием специального программного средства Направление, а также электронную декларацию и электронные документы в координирующее подразделение таможни с одновременным уведомлением координирующего подразделения таможни путем передачи телефонограммы либо с использованием иных оперативных каналов связи;
3) при таможенном декларировании товаров на бумажном носителе:
а) незамедлительно, но в срок не более 15 минут после формирования Направления, изготавливает копии ДТ и документов, указанных в описи документов (далее - комплект документов);
б) отправляет с использованием специального программного средства Направление в координирующее подразделение таможни с одновременным уведомлением координирующего подразделения таможни по оперативным каналам связи;
в) отправляет копию ДТ с комплектом документов в координирующее подразделение таможни. При этом согласно порядку, установленному начальником таможни и обеспечивающим, в том числе, сохранность таможенной декларации и комплекта документов, допускается направление в таможню указанных документов иным способом, а также направление оригиналов указанных документов вместо их копий.
44. Если в координирующее подразделение таможни направляются оригиналы таможенной декларации и прилагаемых документов, в описи документов, прилагаемых к таможенной декларации, делается запись о сдаче и приеме с указанием фамилии и инициалов уполномоченного должностного лица, даты и времени их приема и передачи.
45. Уполномоченное должностное лицо координирующего подразделения таможни:
а) принимает и фиксирует в соответствии с порядком ведения делопроизводства уведомление таможенного поста, полученного по оперативным каналам связи, об отправлении в координирующее подразделение таможни Направления с использованием специального программного средства;
б) в случае передачи Направления и комплекта документов в электронном виде проверяет факт их поступления в программном средстве;
в) в случае передачи Направления и копий декларации с комплектом документов оригиналов либо направление в таможню копий декларации с комплектом документов иным способом, а также направление оригиналов указанных документов вместо их копий проверяет комплектность документов согласно описи к таможенной декларации, фиксирует результаты проверки комплектности пакета документов в специальном программном средстве, посредством которого передаются Направления;
г) регистрирует Направление с использованием специального программного средства, посредством присвоения регистрационного номера. В случае направления копий декларации с комплектом документов на бумажных носителях, регистрация Направления производится после их фактического поступления в координирующее подразделение таможни. При этом факт поступления, а также дата и время поступления бумажных носителей фиксируется в специальном программном средстве.
В случае выявления факта поступления не полного перечня документов, указанных в описи, уполномоченное должностное лицо координирующего подразделения осуществляет возврат на таможенный пост полученного Направления и комплекта документов аналогичным способом их поступления в таможню.
46. После регистрации Направления уполномоченное должностное лицо координирующего подразделения таможни заверяет все сделанные им записи в специальном программном средстве ЭЦП (закрепленной за должностным лицом) и в соответствии с имеющимися в нем отметками о необходимости принятия структурными подразделениями таможни решений, передает Направление с комплектом документов для принятия решения в соответствующие структурные подразделения таможни с использованием специального программного средства.
Очередность прохождения комплекта документов по структурным подразделениям таможни определяется должностным лицом координирующего подразделения таможни в каждом конкретном случае и фиксируется в Направлении.
В случае установления не соответствия в Направлении списка структурных подразделений таможни, которым в соответствии с выявленными профилями рисков необходимо принимать решения, должностным лицом координирующего подразделения таможни могут вноситься соответствующие корректировки в Направление.
47. Порядок передачи комплектов документов (при передаче бумажных носителей) внутри таможни между структурными подразделениями, а также меры по недопущению несвоевременного и неполного представления комплектов документов определяет начальник таможни.
При отсутствии отдельно разработанного порядка ответственность за нарушение установленных сроков передачи и комплектности документов с таможенного поста в координирующее подразделение таможни возлагается на начальника таможенного поста, а при передаче документов между другими структурными подразделениями таможни - на начальника координирующего подразделения таможни.
48. Если в ходе рассмотрения Направления с комплектом документов структурными подразделениями таможни возникла необходимость истребовать у лица, подавшего таможенную декларацию, дополнительные документы и сведения, то соответствующий запрос о необходимости предоставления дополнительных документов и сведений, формируемый в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о таможенном деле, заполняется уполномоченным должностным лицом структурного подразделения таможни и незамедлительно, но в срок не более 10 минут после заполнения, направляется по оперативным каналам связи (электронная почта, факс и т.д.) на таможенный пост. При этом запрос должен содержать однозначную мотивировку необходимости представления дополнительных документов или сведений. Уполномоченное должностное лицо; осуществляющее прием и регистрацию таможенных деклараций, на основе полученного запроса формирует в порядке, установленном ФТС России, аналогичный запрос, проставляет на нем подпись и оттиск личной номерной печати, передает его в установленном порядке лицу, подавшему таможенную декларацию. При проведении контроля таможенной стоимости товаров, структурными подразделениями таможни, в случае возникновения необходимости истребования у лица, подавшего ДТ, дополнительных документов и сведений допускается направление соответствующего запроса непосредственно лицу, подавшему ДТ.
49. При электронном декларировании товаров формирование запроса и передача его на таможенный пост осуществляется при помощи специального программного средства, обеспечивающего работу с Направлениями. Сформированный запрос заверяется ЭЦП. Направление аналогичного запроса декларанту осуществляется должностным лицом таможенного поста, осуществлявшим принятие и регистрацию ДТ. При наличии технической возможности допускается направление соответствующего запроса непосредственно лицу, подавшего ДТ, с использованием специального программного средства.
50. После получения от лица, подавшего таможенную декларацию, дополнительных документов (сведений), указанных в запросе, либо отказа от его выполнения такие документы (сведения) либо информация об отказе направляются в структурное подразделение таможни, его сформировавшее, применительно к порядку, предусмотренному для направления комплекта документов, минуя координирующее подразделение таможни.
Запрос, сформированный структурным подразделением таможни, прикладывается к первому экземпляру таможенной декларации и хранится вместе с ним в порядке, установленном ФТС России, а отметка о его наличии вносится уполномоченным должностным лицом в установленном настоящей Инструкцией порядке в экземпляр описи документов, прилагаемых к таможенной декларации, остающийся для хранения в таможенном органе.
51. Принятие решения по отдельным видам документального контроля производится уполномоченными должностными лицами путем внесения текста заключения с использованием специального программного средства с проставлением ЭЦП.
52. После принятия решений всеми структурными подразделениями таможни (в соответствии с отметками о необходимости принятия решений структурными подразделениями таможни, имеющимися на Направлении), Направление с соответствующими отметками о принятых решениях уполномоченных должностных лиц, заверенных ЭЦП, возвращается с использованием специального программного средства в координирующее подразделение таможни. Должностное лицо последнего из отделов, участвующих в принятии решений, устно уведомляет координирующий отдел о факте принятия решения по декларации.
Уполномоченное должностное лицо координирующего подразделения таможни проверяет наличие заключений и ЭЦП всех подразделений таможни и делает в Направлении отметку о снятии его с контроля с обязательным проставлением ЭЦП и направляет его с использованием программного средства на таможенный пост, совершающий таможенные операции, с одновременным уведомлением таможенного поста телефонограммой или по иным оперативным каналам связи.
53. После получения из таможни Направления с отметками о принятых уполномоченными должностными лицами структурных подразделений таможни решениями уполномоченное должностное лицо таможенного поста, отвечающее за регистрацию таможенных деклараций, передает Направление для исполнения решений соответствующему уполномоченному должностному лицу, проводящему документальный контроль. После исполнения указанных решений уполномоченное должностное лицо, ответственное за выпуск товаров, принимает в установленном порядке решение о выпуске товаров.
54. Если выявленным профилем риска предусмотрено одновременно проведение таможенного досмотра (осмотра) и принятие решения структурными подразделениями таможни при проверке таможенной декларации, то данные меры по минимизации рисков осуществляются вне зависимости друг от друга.
Если для принятия решения структурному подразделению таможни требуются результаты таможенного досмотра (осмотра), то уполномоченное должностное лицо такого структурного подразделения сообщает об этом посредством специального программного средства, а также по оперативным каналам связи должностному лицу таможенного поста, осуществляющему прием и регистрацию ДТ.
После завершения таможенного досмотра (осмотра) товаров уполномоченное должностное лицо таможенного поста, осуществляющее прием ДТ, направляет акт таможенного досмотра (осмотра) в соответствующее структурное подразделение таможни применительно к порядку, предусмотренному для передачи комплекта документов.
55. Решения всеми подразделениями таможни, указанными в Направлении, принимаются с учетом сроков, установленных Кодексом для выпуска товаров. Начальник таможни несет ответственность за соблюдение данных сроков.
56. При проставлении должностными лицами каждой отметки с использованием ЭЦП в Направлении с использованием специального программного средства фиксируется дата и время ее проставления.
57. Если в координирующее подразделение таможни направлялись оригиналы таможенной декларации и прилагаемых документов, их передача на таможенный пост производится одновременно с передачей Направлении с обязательной записью о сдаче и приеме в описи документов, прилагаемых к таможенной декларации, с указанием фамилии и инициалов уполномоченного должностного лица, даты и времени их приема и передачи.
Запись о сдаче и приеме оригиналов таможенной декларации и комплекта документов к ней в описи документов, прилагаемых к таможенной декларации, с указанием фамилии и инициалов уполномоченного должностного лице, даты и времени их приема и передачи также осуществляется при передаче соответствующих документов вместе с Направлением между координирующим подразделением и структурными подразделениями таможни.
58. После получения Направления с отметками о принятых решениях (а также декларации и комплекта документов к ней, если передавались оригиналы документов), уполномоченное должностное лицо, отвечающее за регистрацию таможенной декларации:
а) в случае декларирования товаров в электронной форме распечатывает и прикладывает Направление с решениями к первому экземпляру таможенной декларации, который хранится в порядке, установленном ФТС России;
б) вносит в установленном настоящей Инструкцией порядке отметку о его наличии в экземпляр описи документов, остающийся в таможенном органе.
59. В случае выявления при совершении таможенных операций рисков, содержащихся в неформализованных профилях рисков либо в профилях рисков, выявленных при активации функции выпуска электронной копии ДТ, предусматривающих принятие решения структурными подразделениями таможни при проверке таможенной декларации, уполномоченное должностное лицо, осуществляющее документальный контроль и выявившее профиль риска, незамедлительно, но в срок не более 10 минут после выявления указанных рисков, передает таможенную декларацию и комплект документов к ней должностному лицу, осуществляющему прием и регистрацию таможенной декларации, для осуществления действий, предусмотренных пунктами 43 - 57 Инструкции.
Допускается составление повторного Направления.
Проведение должностными лицами структурных подразделений ФТС России, РТУ и таможен проверки до выпуска товаров60. Должностные лица структурных (в том числе координирующих) подразделении ФТС России, РТУ или таможен проводят проверку до выпуска товаров, если это следует из профиля риска (срочного профиля риска) в соответствии с мерой по минимизации риска с кодом "613" (проведение проверки до выпуска товаров должностными лицами структурного подразделения ФТС России, РТУ или таможни), с целью проверки заявленных при совершении таможенных операций в отношении товаров сведений, подтверждающих их документов и принятия решения об их достаточности и достоверности.
61. Для проведения проверки до выпуска товаров составляется предписание на проведение проверки в соответствии с приложением N 15 к Инструкции. Предписание регистрируется в Управлении делами (отделе документационного обеспечения таможенного органа) в соответствии с установленным порядком организации делопроизводства.
Предписание подписывает:
в ФТС России - заместитель руководителя ФТС России, курирующий структурное подразделение ФТС России;
в РТУ или таможне - первый заместитель начальника РТУ или таможни, а в случае назначения проверок по направлению деятельности ГУФТДиТР - заместитель начальника РТУ или таможни по направлению деятельности ГУФТДиТР.
62. При проведении проверки должностными лицами структурных подразделении ФТС России, РТУ или таможни совместно с должностными лицами таможенного поста могут применяться меры по минимизации рисков, указанные в приложении N 6 к Инструкции, по собственному решению в соответствии с полномочиями таможенных органов (имеющие пометку "Без ПР").
63. Порядок оповещения должностных лиц структурных подразделений ФТС России, РТУ или таможни о выявлении риска, содержащегося в профиле риска (срочного профиля риска), одной из мер по минимизации которого предусмотрено проведение проверки, определяется в профиле риска.
64. По результатам проверки должностное лицо структурного подразделения ФТС России, РТУ или таможни подготавливает отчет, представляемый должностному лицу ФТС России, РТУ или таможни, подписавшему предписание на проведение проверки.
65. Проведение проверки должностными лицами структурного подразделения ФТС России, РТУ или таможни до выпуска товаров не исключает применения к товарам иных мер по минимизации рисков, содержащихся в профилях рисков (срочных профилях рисков).
Особенности присутствия при проведении таможенного досмотра (осмотра) товаров должностных лиц ФТС России, РТУ и таможен при применении СУР66. Присутствовать при проведении таможенного досмотра (осмотра) вправе только уполномоченные должностные лица, в должностные инструкции (должностные регламенты) которых внесены соответствующие должностные права и обязанности, ознакомленные с Инструкцией о порядке заполнения, регистрации, хранения, учета актов таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств, утвержденной приказом ГТК России от 20 октября 2003 г. N 1166 (зарегистрирован Минюстом России 13.11.2003, рег. N 5236), а также с Правилами по охране труда в таможенных органах и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, утвержденными приказом ФТС России от 15 апреля 2008 г. N 403.
Указанные должностные лица допускаются к присутствию при проведении таможенного досмотра (осмотра) в соответствии с порядком, предусмотренным приказом ГТК России от 9 декабря 2003 г. N 1409 "Об утверждении Порядка обучения вопросам охраны труда и проверки знаний требований охраны труда должностных лиц и работников таможенных органов и учреждений ГТК России".
67. Должностные лица структурных подразделений ФТС России, РТУ и таможен (кроме таможенных постов) присутствуют при проведении таможенного досмотра (осмотра), если это предусмотрено профилем риска или при проведении инспекторских и функциональных проверок таможенных органов Российской Федерации и учреждений, находящихся в ведении ФТС России в соответствии с положениями приказа ФТС России от 11.01.2011 N 1.
68. Должностное лицо ФТС России, РТУ, таможни, присутствовавшее при проведении таможенного досмотра (осмотра) при реализации мер по минимизации рисков, содержащихся в профилях рисков (срочных профилях рисков), подписывает акт таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств международной перевозки, указывает фамилию, инициалы, должность, наименование структурного подразделения таможенного органа, а также указывает основание присутствия при проведении таможенного досмотра (осмотра) на экземпляре акта таможенного досмотра (осмотра), остающемся в таможенном органе.
69. Должностное лицо, составившее акт таможенного досмотра (осмотра), изготавливает его копии для должностных лиц ФТС России, РТУ, таможни, присутствовавших при проведении таможенного досмотра (осмотра).
Приведение таможенного досмотра при наличии информации о возможном правонарушении или обоснованных предположений о том, что заявленные сведении о товарах могут быть недостоверными70. Таможенный досмотр может быть проведен при наличии информации о возможном правонарушении в области таможенного дела или обоснованных предположений о том, что заявленные сведения о товарах являются недостоверными. Принятие решения о проведение такого таможенного досмотра является исключительным полномочием начальника таможенного поста (лица его замещающего). В присутствии начальника таможенного поста принятие данного решения иными должностными лицами не допускается, за исключением случая указанного в пункте 75 Инструкции.
71. С целью организации проведения таможенными органами таможенных досмотров при наличии информации о возможном правонарушении в области таможенного дела или обоснованных предположений о том, что заявленные сведения о товарах являются недостоверными, а также с целью анализа эффективности таких таможенных досмотров ФТС России утверждает и направляет в таможенные органы соответствующие профили рисков.
ФТС России может установить ограничения предельно допустимого числа случаев проведения таможенного досмотра при различных таможенных процедурах и операциях, а также контрольные показатели эффективности проведения таможенных досмотров.
72. В качестве оснований для принятия решения о проведении таможенного досмотра могут использоваться:
1) ориентировки ФТС России, разработанные и направленные в таможенные органы в соответствии с главой VII Инструкции;
2) ориентировки РТУ и ТНП;
3) обоснованные предположения должностного лица таможенного поста о том, что заявленные сведения о товарах могут быть недостоверными;
4) иная информация, в том числе поступающая от подразделений таможенных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, от иных органов государственной власти (с учетом пункта 77 Инструкции);
5) информация о возможном нарушении таможенного законодательства, выявленная при проведении должностными лицами ФТС России, РТУ или таможни инспекторской проверки деятельности таможенного органа (с учетом пункта 78 Инструкции).
73. Если должностное лицо таможенного поста, совершающее таможенные операции, считает необходимым провести таможенный досмотр на основании информации, изложенной в ориентировке ФТС России, РТУ или ТНП либо имеет собственные обоснованные предположения о том, что заявленные сведения о товарах могут быть недостоверными, то он подготавливает докладную записку на имя своего непосредственного руководителя - начальника таможенного поста.
В докладной записке указываются:
а) реквизиты ориентировки ФТС России, РТУ или ТНП (если основанием для предложения о проведении таможенного досмотра послужила ориентировка ФТС России, РТУ или ТНП);
6) признаки недостоверности заявленных сведений о товарах и обоснование необходимости провести таможенный досмотр (если должностное лицо имеет собственные обоснованные предположения о том, что заявленные сведения о товарах могут быть недостоверными);
в) предложения по характеристикам таможенного досмотра (в соответствии с формой поручения на проведение таможенного досмотра (осмотра) товаров).
74. Докладная записка, составленная в соответствии с пунктом 73 Инструкции, регистрируется в соответствии с установленным порядком организации делопроизводства.
75. Начальник таможенного поста рассматривает зарегистрированную докладную записку подчиненного должностного лица и накладывает резолюцию о согласии либо отказе в проведении таможенного досмотра. Резолюция заверяется подписью начальника таможенного поста с указанием даты и времени принятия решения.
Вместо начальника таможенного поста решение о проведении таможенного досмотра в случаях, указанных в пункте 73 настоящей Инструкции, вправе принимать заместитель начальника таможенного поста, начальник ОТОиТК таможенного поста или иное уполномоченное должностное лицо таможенного поста (занимающее должность не ниже начальника отдела таможенного поста либо лица его заменяющего) при выполнении следующих требований:
- в должностных инструкциях (должностных регламентах) соответствующих уполномоченных должностных лиц таможенного поста должны содержаться однозначные функциональные права на принятия решения о проведении таможенного досмотра в указанных в пункте 73 настоящей Инструкции случаях от имени начальника таможенного поста;
- решение о наделении полномочиями на принятие решения о проведении таможенного досмотра в указанных в пункте 73 настоящей Инструкции случаях от имени начальника таможенного поста должно быть оформлено в виде приказа (распоряжения) по таможне с четким перечнем должностных лиц, наделяемых вышеописанными полномочиями;
- протяженность (характеристики) удаленности ОТОиТК от таможенных постов соответствуют критериям, утвержденным начальником таможни.
76. Докладная записка с резолюцией начальника таможенного поста прикладывается к комплекту документов, прилагаемых к таможенной декларации.
77. Проведение таможенного досмотра на основании информации от правоохранительных подразделений таможенных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, является обязательным при условии, что такая информация поступила на таможенный пост в соответствии с установленным порядком.
В случае, если на таможенный пост поступила информация от правоохранительных подразделений таможенных органов о необходимости проведения таможенного досмотра, не соответствующая установленному порядку, то начальник таможенного поста не принимает решения о проведении таможенного досмотра и незамедлительно, но в срок не более 10 минут с момента поступления такой информации, информирует правоохранительное подразделение о необходимости приведения ранее направленной информации в соответствие установленному порядку.
ФТС России утверждает и направляет в таможенные органы профили рисков и порядок их применения, на основании которых проводится таможенный досмотр при поступлении информации от правоохранительных подразделений таможенных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. По результатам таможенного досмотра должностное лицо таможенного поста заполняет Отчет, в отдельном поле которого указывается основание проведения таможенного досмотра в соответствии с правилами заполнения Отчета.
78. ФТС России утверждает и направляет в таможенные органы соответствующие профили рисков и порядок их применения, на основании которых проводится таможенный досмотр при поступлении информации о возможном нарушении таможенного законодательства, выявленной при проведении должностными лицами ФТС России, РТУ или таможни инспекторской проверки деятельности таможенного органа. По результатам таможенного досмотра должностное лицо таможенного поста заполняет Отчет, в отдельном поле которого указывается основание проведения таможенного досмотра в соответствии с правилами заполнения Отчета.
Информация о возможном нарушении таможенного законодательства, выявленная при проведении должностными лицами ФТС России, РТУ или таможни инспекторской проверки деятельности таможенного органа используется в качестве основания для проведения таможенного досмотра только в случае представления ее начальнику таможенного поста в виде письменного поручения за подписью председателя комиссии ФТС России, РТУ или таможни (лица его замещающего).
- Главная
- ПРИКАЗ ФТС РФ от 06.06.2011 N 1200 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ДЕЙСТВИЯХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И РАССМОТРЕНИИ ПРОЕКТОВ ПРОФИЛЕЙ РИСКОВ, ПРИМЕНЕНИИ ПРОФИЛЕЙ РИСКОВ ПРИ ТАМОЖЕННОМ КОНТРОЛЕ, ИХ АКТУАЛИЗАЦИИ И ОТМЕНЕ"
