Последнее обновление: 21.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- "ПРАВИЛА ДИАГНОСТИКИ И ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ОДН 218.0.006-2002" (утв. Распоряжением Минтранса РФ от 03.10.2002 N ИС-840-р)
5.4. Порядок и методика оценки влияния элементов параметров и характеристик дорог на комплексный показатель их транспортно-эксплуатационного состояния
5.4.1. Для оценки влияния отдельных параметров и характеристик дорог на комплексный показатель их состояния (КП_Д) определяют частные коэффициенты обеспеченности расчетной скорости на каждом характерном участке в соответствии с указаниями пп.5.4.2-5.4.19 настоящих Правил.
При определении коэффициентов обеспеченности расчетной скорости аналитическим путем учитывают следующие особенности:
а) не принимают во внимание общие ограничения скорости Правилами дорожного движения и местные ограничения скорости (в населенных пунктах, на переездах железных дорог, на пересечениях с другими дорогами, на кривых малых радиусов, в зоне автобусных остановок, в зонах действия дорожных знаков и др.);
б) в случае резкого различия условий движения по дороге в разных направлениях (например, на затяжных уклонах горных дорог), кроме дорог I категории, величину коэффициента обеспеченности расчетной скорости принимают по наименьшему значению из двух направлений движения; на дорогах I категории следует выполнять оценку их состояния по направлениям движения раздельно;
в) не учитывают участки постепенного перехода скорости от одного значения к другому, то есть строят ступенчатую эпюру показателей.
5.4.2. Значения частных коэффициентов обеспеченности расчетной скорости принимают по табл.5.3-5.19.
Значение итогового коэффициента обеспеченности расчетной скорости на каждом участке для осенне-весеннего расчетного по условиям движения периода года принимают равным наименьшему из всех частных коэффициентов на этом участке
Для этого строят линейный график, на который наносят сокращенный продольный профиль и план дороги, основные параметры и характеристики, частные и итоговые значения коэффициента обеспеченности расчетной скорости, а также линии нормативного и предельно-допустимого значений показателей качества и транспортно-эксплуатационного состояния дороги.
Форма и пример линейного графика оценки качества и состояния дороги приведены в приложении.
5.4.3. Для получения итогового значения коэффициента обеспеченности расчетной скорости определяют частные коэффициенты, учитывающие ширину основной укрепленной поверхности (укрепленной поверхности) и ширину габарита моста - К_РС1; ширину и состояние обочин - К_РС2; интенсивность и состав движения - К_РС3; продольные уклоны и видимость поверхности дороги - К_РС4; радиусы кривых в плане и уклон виража - К_РС5; продольную ровность покрытия - К_РС6; коэффициент сцепления колеса с покрытием - К_РС7; состояние и прочность дорожной одежды - К_РС8; ровность в поперечном направлении (глубину колеи) - К_РС9; безопасность движения - К_РС10.
5.4.4. Частный коэффициент К_РС1 определяют исходя из ширины проезжей части и краевых укрепленных полос, которые вместе составляют ширину основной укрепленной поверхности В_1, с учетом влияния в осенне-весенний периоды года укрепления обочин на фактически используемую для движения ширину этой поверхности В_1Ф.
При наличии краевых укрепленных полос:
где В_П- ширина проезжей части, м;
а_у - ширина краевой укрепленной полосы, м;
К_у - коэффициент, учитывающий влияние вида и ширины укрепления на фактически используемую для движения ширину основной укрепленной поверхности (коэффициент используемой ширины основной укрепленной поверхности), принимают по табл.5.2.
Таблица 5.2
Значения коэффициента использования ширины основной укрепленной поверхности
Примечания: 1. В числителе для дорог I-II категорий, в знаменателе - для дорог III-V категорий.
2. Значения K_У даны для ширины полосы укрепления обочины 1,0 м и более. При меньшей ширине полосы укрепления значения K_У принимают для укрепления асфальтобетоном или другими обработанными вяжущими материалами как для укрепления щебнем или гравием; для укрепления щебнем или гравием как для укрепления засевом трав, а для укрепления засевом трав как для неукрепленной обочины.
При отсутствии краевых укрепленных полос:
На мостах, путепроводах, эстакадах:
h_Б - высота бордюра, м.
5.4.5. За характерные по ширине укрепленной поверхности принимают участки с одинаковой шириной проезжей части и укрепленных краевых полос, а при отсутствии краевых полос - участки дороги с одинаковой шириной проезжей части. При этом не учитывают колебания ширины в пределах до 0,20 м. При уменьшении или увеличении на смежном участке ширины основной укрепленной поверхности более чем на 0,20 м такой участок выделяют в характерный. Если разница в ширине B_1Ф на смежных участках превышает 0,5 м, то участок с меньшей шириной относят к местным сужениям, в длину которого включают зоны влияния по 75 м от начала и конца сужения.
5.4.6. Значения K_PC1 в зависимости от ширины основной укрепленной поверхности, используемой для движения, числа полос и интенсивности движения приведены в табл.5.3-5.6.
Таблица 5.3
Значения частного коэффициента обеспеченности расчетной скорости K_РС1, учитывающего влияние ширины основной укрепленной поверхности дороги для двухполосных дорог
Для трехполосных дорог
Примечание. Приведенные K_РС1 действительны при интенсивности движения более 7 тыс. авт./сут. При меньшей интенсивности для дорог с шириной укрепленной поверхности 10,5 м принимают K_РС1 = 1,10 при отсутствии разметки и K_РС1 = 1,25 при наличии разметки.
Таблица 5.5
Для двухполосной проезжей части четырехполосных дорог
Для многополосных магистралей
5.4.7. Частный коэффициент K_РС2 определяют по величине ширины обочины в соответствии с табл.5.8. В общем случае в состав обочины входят краевая укрепленная полоса, укрепленная полоса для остановки автомобилей и прибровочная полоса.
5.4.8. За характерные по ширине обочин принимают отрезки дороги с одинаковой шириной обочин. Если ширина правой и левой обочин разная, в расчет принимают меньшую. При выделении характерных участков не учитывают колебания ширины обочины в пределах до 0,10 м при общей ширине обочины до 1,5 м и в пределах до 0,20 м при ширине обочины более 1,5 м. В случае изменения ширины обочины на величину больше указанных (0,1 м и 0,20 м) участок выделяют в характерный.
5.4.9. В случае, когда проезжая часть и краевые укрепленные полосы или проезжая часть и укрепленные обочины имеют один тип покрытия и между этими элементами нет четко видимых различий (например, для гравийных и щебеночных покрытий), ширину краевых укрепленных полос или укрепленных обочин условно принимают по формуле:
где а_у - ширина краевой укрепленной полосы или укрепленной обочины, имеющих одинаковый с проезжей частью тип покрытия, м;
В_у - общая ширина укрепленной поверхности, имеющая один тип покрытия, м;
В_о - оптимальная ширина укрепленной поверхности, соответствующая данной интенсивности движения, м (табл.5.7).
Таблица 5.7
Значения B_о
Интенсивность движения, авт./сут. | до 100 | 100-600 | 600-1200 | 1200-3600 | более 3600 |
Оптимальная ширина укрепленной поверхности (B_о), м | 4,5 | 7 | 7,5 | 8 | 9,5 |
Для трехполосных дорог или проезжей части автомагистралей с тремя полосами движения оптимальную ширину укрепленной поверхности принимают 12,75 м, для четырехполосной проезжей части автомагистралей - 16 м.
5.4.10. В случае, когда на всей ширине обочины устроен один тип укрепления, значения K_PC2 принимают по табл.5.8 в зависимости от общей ширины обочины для данного типа укрепления. Аналогично принимают значения K_PC2 при отсутствии укрепления на всей ширине обочины.
Таблица 5.8
Значения частного коэффициента обеспеченности расчетной скорости K_РС2, учитывающего влияние ширины и состояния обочин
Примечания: 1. При наличии на обочине крупных промоин, продольной колеи вдоль кромки проезжей части или краевой укрепленной полосы, а также при расположении поверхности обочины выше или ниже поверхности покрытия на проезжей части или краевой полосе более чем на 40 мм значения K_РС2 принимают как для неукрепленной обочины, независимо от типа укрепления.
2. Значения K_РС2 для обочин, укрепленных засевом трав, принимают, когда на всей ширине укрепленной полосы имеется сплошной травяной покров не более 5 см. При наличии на полосе, укрепленной засевом трав, разрушений травяного покрова значения K_РС2 принимают как для неукрепленной обочины.
5.4.11. При наличии на обочине краевой укрепленной полосы и (или) укрепленных различными материалами, а также неукрепленных полос значения K_РС2 определяют как средневзвешенную величину для данных типов укрепления по формуле:
где b_i - ширина полосы обочины с различным типом укрепления, м;
K_PC2i - величина коэффициента обеспеченности расчетной скорости для данного типа укрепления полосы, принятая из предположения, что этот тип укрепления распространяется на всю ширину обочины;
В_ОБ - общая ширина обочины, м;
n - количество типов укреплений на обочине.
Пример 1. Общая ширина обочины В_ОБ = 3 м. Из них ширина краевой полосы из асфальтобетона 0,5 м; ширина укрепленной щебнем полосы - 2 м и ширина неукрепленной полосы - 0,5 м. По табл.5.8 для общей ширины обочины 3 м принимаем значение K_PC2 при укреплении: асфальтобетоном 1,25; щебнем - 1,10; для неукрепленной обочины - 0,90. Средневзвешенная величина K_PC2 будет:
Пример 2. Общая ширина обочины 1,5 м. Из них ширина краевой полосы из слоя гравия 1 м и ширина полосы, укрепленной засевом трав - 0,5 м.
Для общей ширины обочины 1,5 м по табл.5.9 принимаем при укреплении слоем гравия K_PC2 = 0,82; при укреплении засевом трав K_PC2 = 0,70. Средневзвешенная величина будет:
5.4.12. Частный коэффициент K_PC3 определяют в зависимости от интенсивности и состава движения по формуле:
где - снижение коэффициента обеспеченности расчетной скорости под влиянием интенсивности и состава движения, значение которого приведено в табл.5.9 и 5.10.
Таблица 5.9
Значения , учитывающего влияние интенсивности и состава движения, на двухполосных и трехполосных дорогах
Примечание. Бета - коэффициент, учитывающий состав транспортного потока. Численно равен доле грузовых автомобилей и автобусов в потоке.
Таблица 5.10
Значения , учитывающего влияние интенсивности и состава движения на автомагистралях
За характерный по интенсивности и составу движения принимают отрезок дороги, на котором эти показатели одинаковы и отличаются более чем на 15-20% от показателей на смежных участках. Интенсивность и состав движения принимают по результатам наблюдений в теплый период года.
5.4.13. Частный коэффициент K_PC4 определяют по величине продольного уклона для расчетного состояния поверхности дороги в весенне-осенний период года и фактического расстояния видимости поверхности дороги при движении на подъем (табл.5.11) и на спуск (табл.5.12). При этом между точками перелома продольного профиля допускается принимать величину уклона постоянной без учета его смягчения на вертикальных кривых.
Таблица 5.11
Значения частного коэффициента обеспеченности расчетной скорости K_PC4, учитывающего влияние продольных уклонов при движении на подъем
Значения частного коэффициента обеспеченности расчетной скорости K_PC4, учитывающего влияние продольных уклонов и видимость поверхности дороги при движении на спуск
Частный коэффициент K_PC4 принимают для мокрого чистого покрытия на участках, где ширина укрепленной обочины из асфальтобетона, цементобетона или из материалов, обработанных вяжущими, вместе с краевой укрепленной полосой составляет 1,5 м и более. На других участках значения K_PC4 принимают для мокрого загрязненного покрытия.
На каждом участке из двух значений K_PC4 (одно для движения на подъем, другое - на спуск) выбирают меньшее и заносят в линейный график.
5.4.14. Частный коэффициент K_PC5 определяют по величине радиуса кривой в плане и уклона виража по табл.5.13 для расчетного состояния поверхности дороги в весенне-осенний период года, которое принимают с учетом типа и ширины укрепления обочин, как это указано в п.5.4.13.
Таблица 5.13
Значения частного коэффициента обеспеченности расчетной скорости K_PC5, учитывающего влияние радиуса кривых в плане и поперечного уклона виража
Примечание. Знак "-" соответствует обратному поперечному уклону проезжей части на кривой в плане.
В длину участка кривой в плане включают длину круговой и переходных кривых. Кроме того, при радиусах закругления 400 м и менее в длину участка включают зоны влияния по 50 м от начала и конца кривой. На кривых более 1500 м, а также в промежутках между смежными участками кривых в плане принимают K_PC5 = КП_Н.
5.4.15. Частный коэффициент K_PC6 определяют по величине суммы неровностей покрытия проезжей части (табл.5.14). В расчет принимают худший из показателей ровности для различных полос на данном участке.
Значения частного коэффициента обеспеченности расчетной скорости K_PC6, учитывающего продольную ровность покрытия
5.4.16. Частный коэффициент K_PC7 определяют по измеренной величине коэффициента сцепления, при расстоянии видимости поверхности дороги, равном нормативному для данной категории дороги (табл.5.15). В расчет принимают наиболее низкий из коэффициентов сцепления по полосам движения на данном участке.
Таблица 5.15
Значения частного коэффициента обеспеченности расчетной скорости K_PC7, учитывающего влияние коэффициента сцепления колеса с покрытием
Примечания: 1. Коэффициенты сцепления даны для скорости 60 км/ч, шины с рисунком и мокрого покрытия из цементобетона, асфальтобетона, а также из щебня и гравия, обработанных вяжущими.
2. При величинах коэффициентов сцепления более 0,50 принимают K_PC7 = КП_Н.
5.4.17. Частный коэффициент K_PC8 определяют в зависимости от состояния покрытия и прочности дорожной одежды только на тех участках, где визуально установлено наличие трещин, келейности, просадок или проломов, а коэффициент обеспеченности расчетной скорости по ровности меньше нормативного для данной категории дороги (K_PC6 < КП_Н). Величину K_PC8 определяют по формуле:
где - средневзвешенный показатель, учитывающий состояние покрытия и прочность дорожной одежды на однотипном участке.
где ро_i и l_i - соответствующие показатель и протяженность частных микроучастков i с практически одинаковым состоянием дорожной одежды;
n - количество частных микроучастков в составе однотипного участка.
Виды дефектов и их оценка в баллах и соответствующие значения показателя ро_i для вычисления K_PC8 даны в табл.5.16.
Таблица 5.16
Значение показателя ро, учитывающего состояние покрытия и прочность дорожной одежды
<1> Дорожные одежды переходного типа.
<2> На прочность нежестких одежд влияет мало.
<3> Характерно для цементобетонных покрытий.
5.4.18. Частный коэффициент K_PC9 определяют в зависимости от величины параметров колеи в соответствии с табл.5.17.
Таблица 5.17
Значения частного коэффициента обеспеченности расчетной скорости K_PC9, учитывающего ровность в поперечном направлении
5.4.19. Частный коэффициент K_PC10 определяют на основе сведений о дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) по величине коэффициента относительной аварийности. В качестве характерных по безопасности движения выделяют отрезки дороги длиной по 1 км, на которых за последние 3 года произошли ДТП. Для каждого такого участка вычисляют относительный коэффициент аварийности по формуле:
где ДТП - число ДТП за последние n лет (n = 3 года);
N - среднегодовая суточная интенсивность движения, авт./cyт.
В порядке исключения при отсутствии сведений за предыдущий период допускается определять величину N по данным о ДТП за последний год.
Значения K_PC10 определяют по табл.5.18. При наличии хотя бы одного ДТП по причине неудовлетворительных дорожных условий величину K_PC10 для данного километра принимают в два раза меньше указанной в табл.5.18. Это снижение аннулируется после выполнения работ по устранению недостатков дороги, послуживших причиной ДТП, и не учитывается, если к моменту оценки указанные работы были выполнены. На участках, где за оцениваемый период ДТП не зафиксировано, значения K_PC10 принимают равными КП_Н.
Таблица 5.18
Значения частного коэффициента обеспеченности расчетной скорости K_PC10, учитывающего безопасность движения
5.4.20. Прирост показателя транспортно-эксплуатационного состояния дороги вычисляют по формуле:
где и - показатели транспортно-эксплуатационного состояния дороги на начало и конец рассматриваемого периода.
Результаты расчетов заносят в карточку оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги (участка дороги), форма которой приведена в табл.5.19.
Таблица 5.19
Карточка оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги (ТЭС АД) (участка дороги)
протяженность | км, | значения | |||
(федер., территор., мест.) | |||||
категория дороги | ; | тип покрытия | |||
Нормативное и предельно допустимое значение комплексного показателя КП_Н = | ; | ||||
КП_П = | . |
Карточку транспортно-эксплуатационного состояния сети автомобильных дорог составляют в форме табл.5.20.
Таблица 5.20
Карточка оценки транспортно-эксплуатационного состояния сети автомобильных дорог (ТЭС АД)
Протяженность сети дорог ______________________ км.
Нормативное значение комплексного показателя КП_НС ________________.
- Главная
- "ПРАВИЛА ДИАГНОСТИКИ И ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ОДН 218.0.006-2002" (утв. Распоряжением Минтранса РФ от 03.10.2002 N ИС-840-р)