Последнее обновление: 14.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ Минфина РФ от 17.02.99 N 15н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ"
I. Общие положения
Настоящая Инструкция устанавливает единый порядок ведения бухгалтерского учета исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Бухгалтерский учет исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов осуществляется органом, исполняющим соответствующий бюджет.
Основные задачи и объекты бухгалтерского учета1. Основными задачами бухгалтерского учета исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов являются:
формирование полной и достоверной информации об исполнении федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
обеспечение контроля за соблюдением законодательства по использованию средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
обеспечение составления необходимой отчетности для исполнительных и представительных (законодательных) органов власти соответствующего уровня;
обеспечение информацией, необходимой иным внутренним и внешним пользователям.
2. Объектами бухгалтерского учета исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов являются:
доходы и расходы бюджета, доходы и расходы средств, полученных от предпринимательской и иной деятельности;
денежные средства бюджета на счетах в кредитных организациях;
бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств, подтвержденные обязательства бюджета;
источники финансирования дефицита бюджета;
обязательства по предоставленным средствам из бюджета на возвратной основе;
расчеты, возникающие в ходе исполнения бюджета;
результаты исполнения бюджета.
Организация бухгалтерского учета3. Бухгалтерский учет исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в зависимости от объема учетной работы ведется:
самостоятельным структурным подразделением органа, исполняющего бюджет, возглавляемым главным бухгалтером;
главным бухгалтером.
4. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю органа, исполняющего бюджет, несет ответственность за ведение бухгалтерского учета, а также своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
Требования главного бухгалтера по документальному оформлению операций по исполнению бюджета и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений являются обязательными для всех работников органа, исполняющего бюджет.
Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.
Документы бухгалтерского учета5. Все учитываемые операции по исполнению бюджета должны быть оформлены документами, предусмотренными настоящей Инструкцией.
Для осуществления бухгалтерского учета и контроля по исполнению бюджета главному бухгалтеру представляются в соответствии с графиком документооборота, утвержденным в установленном порядке, следующие документы:
Годовая роспись бюджета;
Уведомление о бюджетных ассигнованиях (приложение N 1);
Уведомление о лимите бюджетных обязательств на квартал (приложение N 2);
Уведомление о лимите бюджетных обязательств на месяц (приложение N 3);
Уведомление по взаимным расчетам (приложение N 4);
Распоряжение на перечисление средств с текущего счета (приложение N 5);
Платежное поручение на перечисление средств со счета бюджета получателям (ф. 0401002 код по ОКУД);
Доверенность на получение чека для выдачи наличных денег со счета органа федерального казначейства (приложение N 6);
Оборотная ведомость по лицевым счетам получателей средств из федерального бюджета (приложение N 7);
Справка о финансировании и кассовых расходах получателей средств из бюджета (приложение N 8);
Сводный реестр поступивших доходов (приложение N 9);
Заключение о возврате доходов соответствующих органов федеральной исполнительной власти, исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих налоговое администрирование;
Ведомость расчета суммы доходов федерального бюджета, подлежащей перечислению на финансирование расходов федерального бюджета на территории (приложение N 10);
Ведомость сумм регулирующих доходов, подлежащих перечислению в бюджеты различных уровней (приложение N 11).
Формы документов бухгалтерского учета утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
В документах не допускаются помарки и подчистки, а также не оговоренные в установленном порядке исправления. Документы, не отвечающие этим требованиям, к учету не принимаются.
Поступившие в бухгалтерию первичные документы проверяются как по форме (наличие всех реквизитов и подписей ответственных лиц), так и по содержанию (законность операций, правильность подсчетов и т.д.), после чего оформляются мемориальным ордером по всем операциям за день (приложение N 12).
Регистры бухгалтерского учета6. В органах, исполняющих бюджет, создается автоматизированная система ведения бухгалтерского учета.
Орган, исполняющий бюджет, разрабатывает правила документооборота и технологию обработки учетной информации исходя из внутренних особенностей работы.
Учет и обработка бухгалтерской документации, составление выходных форм производятся с использованием ЭВМ. При совершении бухгалтерских операций на ЭВМ должно обеспечиваться одновременное отражение сумм по дебету и кредиту (принцип двойной записи) во всех взаимосвязанных регистрах.
Под регистрами бухгалтерского учета понимаются документы, в которых систематизируется и накапливается информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.
При использовании системы учета, предусмотренной настоящей Инструкцией, возможны модификации используемых регистров бухгалтерского учета в соответствии со спецификой работы органов, исполняющих бюджет.
7. Операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться на соответствующих счетах бухгалтерского учета по аналитическим признакам (по бюджетной классификации, по получателям бюджетных средств и т.д.).
Правильность отражения операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их, а также осуществляющие дополнительный контроль.
8. Бухгалтерский учет операций по исполнению бюджета ведется в следующих регистрах:
Главная книга (приложение N 13);
Карточка учета доходов бюджета (приложение N 14);
Ведомость учета неклассифицированных доходов (приложение N 15);
Ведомость расчетов по невыясненным поступлениям (приложение N 16);
Карточка учета получателей бюджетных средств и кассовых расходов (приложение N 17);
Карточка учета средств, полученных от предпринимательской и иной деятельности (приложение N 18);
Карточка учета выданных ссуд (кредитов) (приложение N 19);
Карточка учета источников финансирования дефицита бюджета (приложение N 20);
Карточка учета начисленных и уплаченных процентов (штрафов и пеней) за пользование привлеченными средствами (приложение N 21);
Книга расчетов с другими бюджетами (приложение N 22);
Карточка учета внутриказначейских расчетов (приложение N 23);
Оборотная ведомость (приложение N 24);
Реестр учета ценных бумаг (приложение N 25);
Многографная карточка (приложение N 26);
Карточка регистрации платежных документов, принятых в картотеку (приложение N 27).
Порядок записей в регистрах бухгалтерского учетаГлавная книга9. В Главной книге отражаются хронологическая и систематическая записи по счетам третьего порядка учета бюджетов различных уровней.
При открытии Главной книги на новый год на первой строке записываются суммы остатков по балансовым счетам в соответствии с заключительным балансом за истекший год. Суммы актива баланса записываются в дебет, а суммы пассива - в кредит соответствующих счетов Главной книги.
Остатки на начало месяца по балансовым счетам третьего порядка должны соответствовать записям в регистрах аналитического учета за соответствующий период.
Записи операций производятся ежедневно на основании мемориального ордера и приложенных к нему документов. Общая сумма мемориального ордера записывается сначала в графу "Сумма по ордеру", а затем отдельно в дебетовую и отдельно в кредитовую графы одного или нескольких счетов.
В Главной книге подсчитывается общий итог оборотов за месяц и выводятся по всем счетам дебетовые или кредитовые остатки на начало следующего месяца. При этом сумма оборотов за месяц, а также сумма остатков на начало следующего месяца по дебету всех счетов должны быть равны сумме оборотов или остатков по кредиту всех счетов. Сумма оборотов за месяц по всем счетам как по дебету, так и по кредиту должна быть равна итогу по графе "Сумма по ордеру".
Карточка учета доходов бюджета10. В карточке учета доходов учитываются доходы, поступившие в бюджеты всех уровней, классифицированных по кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
Записи в карточку учета доходов производятся ежедневно на основании Сводного реестра поступивших доходов.
Ведомость учета неклассифицированных доходовВедомость расчетов по невыясненным поступлениям11. В этих ведомостях учитываются суммы, по которым нет оснований к отнесению их в доходы (поступления) данного бюджета, но зачисленные на соответствующие текущие счета бюджетов.
Записи в ведомостях производятся в хронологическом порядке позиционным способом.
В графе 5 отражаются все суммы, числящиеся невыясненными на дату составления ведомостей.
В графе 8 отражаются суммы, отнесенные за текущий день по назначению.
Карточка учета получателей бюджетных средств и кассовых расходов12. Органами, исполняющими бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, заполняются:
графы 4 - 7 - на основании годовой росписи и уведомления о бюджетных ассигнованиях;
графа 10 - на основании платежных документов на перечисление средств и иных документов на предоставление бюджетных средств; возврат бюджетных средств от получателей записывается в эту графу со знаком минус. Кроме того, в этой графе записывается сумма денежных средств, оставшаяся на начало года на текущих счетах получателей бюджетных средств;
графа 11 - на основании проверенных отчетов получателей бюджетных средств о произведенных кассовых расходах за месяц. Кроме того, в этой графе отражаются кассовые расходы по перечислению денежных средств на расчетные счета иных получателей бюджетных средств;
графа 12 - сумма граф 4, 5, 6, 7 минус графа 10. При наступлении нового квартала на ассигнования текущего квартала увеличивается остаток ассигнований по графе 12. Одновременно сумма ассигнований предыдущего квартала переносится на новый квартал (в графы 5, 6, 7).
Графы 8, 9, 13 - не заполняются.
При передаче расходов из одного бюджета на финансирование по другим бюджетам суммы передаваемых расходов записываются по счету соответствующего получателя бюджетных средств со знаком "минус" по графам 10 и 11. Одновременно получателю бюджетных средств уменьшаются ассигнования в размере годовых назначений.
Суммы расходов, переданных в текущем году из других бюджетов на финансирование по данному бюджету, записываются по счету соответствующего получателя бюджетных средств по графам 10 и 11. Одновременно получателю бюджетных средств увеличиваются ассигнования в размере годовых назначений.
13. При казначейском исполнении бюджета заполняются:
графы 4 - 7 - на основании уведомлений о бюджетных ассигнованиях;
графа 8 - на основании уведомления о лимите бюджетных обязательств на месяц;
графа 9 - на основании документов, подтверждающих принятые бюджетные обязательства (договоры, соглашения и другие расчетно - платежные документы получателей бюджетных средств);
графа 10 - в отдельных случаях при перечислении средств бюджета на текущие счета получателей бюджетных средств в кредитных организациях;
графа 11 - на основании кассовых расходов по лицевым счетам, произведенных по расчетно - платежным документам получателей бюджетных средств;
графа 13 - на основании расчета: графа 8 минус графа 11.
Графа 12 - не заполняется.
При передаче расходов из федерального бюджета на финансирование в бюджеты субъектов Российской Федерации сумма передаваемых расходов записывается в графу 11 со знаком "минус".
При передаче расходов из бюджетов субъектов Российской Федерации в федеральный бюджет сумма принимаемых расходов записывается в графу 11.
В конце месяца по графам 4 - 11 подсчитываются итоги за месяц и с начала года.
Карточка учета средств, полученных от предпринимательской и иной деятельности14. В этой карточке при казначейском исполнении бюджета по каждому получателю бюджетных средств учитываются:
в графах 4 - 8 - доходы и поступления от предпринимательской и иной деятельности;
в графах 9 - 13 - кассовые расходы, произведенные за счет доходов и поступлений от предпринимательской и иной деятельности;
в графе 14 - разница между графами 8 и 13.
Карточка учета выданных ссуд (кредитов)15. В этой карточке учитывается движение выданных из бюджета ссуд (кредитов) по каждому получателю по целевому их назначению, а также начисление и уплата процентов (штрафов и пеней) за пользование ссудами (кредитами).
Карточка учета источников финансирования дефицита бюджета16. Карточка открывается на каждый вид заимствования в разрезе кредиторов с указанием срока заимствования.
Карточка учета начисленных и уплаченных процентов (штрафов и пеней) за пользование привлеченными средствами17. В этой карточке учитываются начисленные проценты (штрафы и пени) на основании справок - расчетов за пользование привлеченными средствами и уплаченные суммы процентов (штрафов и пеней) по платежным документам по счету 80 "Расходы будущих периодов".
Книга расчетов с другими бюджетами18. В этой карточке по счету 72 "Средства переданные и полученные" операции записываются в суммах годовых назначений: с выделением в графах 6 и 7 сумм, относящихся к текущему кварталу.
По счету 64 "Взаимные расчеты бюджетов различных уровней" операции записываются в суммах годовых расчетов, с выделением в графах 9 - 12 и 14 - 17 сумм, относящихся к поквартальным расчетам, а в графах 20 и 21 выведением остатка незаконченных расчетов, относящихся к поквартальным расчетам.
По окончании месяца по всем счетам подводятся итоги оборотов за данный месяц и с начала года.
В начале второго, третьего и четвертого кварталов в графы 6 и 7 переносятся суммы оборотов, относящихся к текущему кварталу, по средствам, переданным и полученным (данные берутся из поквартальных записей по взаимным расчетам: дебетовая сумма записывается в кредит, а кредитовая сумма - в дебет счета средств, переданных и полученных); в графы 20 и 21 переносится сумма остатка, относящаяся к текущему кварталу по взаимным расчетам (данные берутся из поквартальных записей по взаимным расчетам, путем определения дебетового или кредитового остатка и остатка долга от предыдущего квартала).
Карточка учета внутриказначейских расчетов19. В этой карточке отражаются:
в графе 3 - лимиты бюджетных обязательств на месяц, переданные органу федерального казначейства;
в графе 4 - сумма, перечисленная органу федерального казначейства;
в графе 5 - возврат бюджетных средств от органа федерального казначейства, при этом лимит бюджетных обязательств отражается в графе 3 со знаком "минус";
в графе 6 - остаток неиспользованного лимита (графа 3 минус графа 4).
Оборотная ведомость20. Для контроля за соответствием данных, отраженных в регистрах бухгалтерского учета по исполнению бюджета, с данными Главной книги составляются оборотные ведомости.
Реестр учета ценных бумаг21. В реестре учитываются ценные бумаги, полученные в счет погашения долга по бюджетным ссудам и государственным кредитам, в разрезе эмитентов по годам и сериям выпуска ценных бумаг. При этом указывается:
в графе 5 - стоимость по номиналу;
в графе 6 - стоимость, принятая к учету;
в графах 7, 8 - отметка о передаче, выбытии на основании договоров (соглашений).
Карточка регистрации платежных документов, принятых в картотеку22. В карточке регистрируются платежные документы, принятые в картотеку N 1 и картотеку N 2, и исполненные в пределах лимитов бюджетных обязательств и кодов экономической классификации.
Хранение документов23. Органы, исполняющие бюджет, обязаны обеспечить сохранность бухгалтерских документов.
Ответственность за правильную организацию и соблюдение установленного порядка хранения бухгалтерских документов возлагается на руководителей органов, исполняющих бюджет.
Бухгалтерские документы за каждый отчетный месяц подшиваются в дело по порядку их хронологической записи в учетном регистре.
На обложке дела указывается: наименование органа, исполняющего бюджет; название и порядковый номер папки (дела); отчетный период - год и месяц; номера документов - начальный и последний; количество листов в деле; срок хранения; статья действующего нормативного акта.
Бухгалтерские отчеты получателей бюджетных средств хранятся в отдельных папках по периодичности составления: месячные, квартальные, годовые.
Бухгалтерские регистры, документы и отчеты хранятся в специальных помещениях или закрытых шкафах.
Документы и регистры за текущий год хранятся отдельно от документов и регистров за прошлые годы.
По истечении срока хранения документы постоянного хранения сдаются в местный государственный архив, остальные уничтожаются по истечении срока их хранения.
Порядок и сроки хранения документов устанавливаются в соответствии с правилами организации государственного архивного дела.
- Главная
- ПРИКАЗ Минфина РФ от 17.02.99 N 15н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ"