Последнее обновление: 04.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 28.04.95 N 439 "О ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РЕФОРМЫ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В 1995 - 1997 ГОДАХ"
4.2. Второй этап приватизации
Ключевым звеном институциональных реформ по-прежнему остается приватизация государственной и муниципальной собственности. К 1 января 1995 г. в Российской Федерации приватизировано 111644 предприятия, что составляет 47 процентов общего количества существующих в стране государственных и частных предприятий. Негосударственным сектором экономики в 1994 году произведено 62 процента валового внутреннего продукта, в том числе 25 процентов - частными предприятиями. В результате негосударственный сектор стал доминирующим в экономике.
Второй этап приватизации, который начался с 1 июля 1994 г., имеет качественно новый характер. Он основан на переходе от преимущественно безвозмездной (с использованием приватизационных чеков) передачи государственной собственности к ее продаже по ценам, определяемым рынком.
С учетом созданного социально-политического фундамента приватизации ее новая стадия должна обеспечить необходимые условия для формирования ответственных (эффективных) собственников. На этом этапе приватизация будет ориентирована на содействие притоку инвестиций прежде всего путем повышения инвестиционной привлекательности приватизируемых предприятий, в том числе за счет их реструктурирования. Будут также созданы необходимые условия для приобретения заинтересованными лицами неэффективных предприятий в целях их реконструкции и перепрофилирования, шире применены специальные процедуры продажи предприятий - должников.
В новой приватизационной модели заложены два ключевых принципа: инвестиционная ориентация продаж и обеспечение инвестору возможности приобретения контрольного пакета акций приватизируемого предприятия.
Реализация первого из указанных принципов предусматривает:
- дифференцированный подход к определению способов продажи акций и предприятий, обладающих повышенной привлекательностью для инвесторов (по максимально возможной цене, преимущественно на аукционах), и объектов, требующих от инвесторов значительных дополнительных затрат (по умеренной цене, с предоставлением льгот на инвестиционных конкурсах);
- воссоздание единства комплекса недвижимого имущества предприятия путем включения земельного участка в состав продаваемого имущества либо продажи этого участка ранее приватизированному предприятию на льготных условиях;
- перевод 51 процента выручки от продажи акций предприятия на счет самого предприятия для инвестирования.
Кроме того, в целях объективного определения рыночной цены предусматриваются разработка механизмов продажи акций приватизированных предприятий, максимально использующих технологии и правила, применяемые на организованном рынке ценных бумаг, и привлечение к организации продаж профессиональных участников фондового рынка, в том числе иностранных инвестиционных банков.
Для привлечения крупных (стратегических) инвесторов продажа акций, выпускаемых при приватизации акционерных обществ, будет осуществляться пакетами, составляющими не менее 25 процентов их уставного капитала, в сочетании с "портфельными" продажами акций особо крупных предприятий для привлечения в число их акционеров институциональных инвесторов (в том числе инвестиционных, пенсионных и страховых фондов), заинтересованных в стабилизации деятельности и финансового положения этих предприятий.
В ближайшее время будет осуществлена продажа акций, оставшихся в распоряжении соответствующих фондов имущества, а также выявленных пакетов акций, неправомерно закрепленных в федеральной собственности либо неправомерно переданных в состав активов холдинговых компаний, созданных в процессе приватизации.
В соответствии со специально разработанной программой в 1995 - 1997 годах будет осуществляться продажа части пакетов акций, ранее закрепленных в федеральной собственности, а также акций холдинговых и интегрированных нефтяных компаний.
Будут также поэтапно сокращаться запреты и ограничения на приватизацию, предусматриваемые государственной программой приватизации.
Для того чтобы переход к денежной приватизации привел к существенному увеличению поступлений в бюджеты всех уровней от продажи приватизируемых предприятий, пакетов их акций, земельных участков, на которых расположены приватизированные предприятия, и недвижимости, будут предприняты специальные меры по повышению платежеспособного спроса на указанные объекты.
В целях повышения курсовой стоимости продаваемых акций, обеспечения планомерного поступления средств в федеральный бюджет и создания максимально благоприятных условий для привлечения инвестиций в приватизируемые предприятия предполагается:
- заблаговременно публиковать планы - графики продаж государственного имущества на 1995 год и последующие годы, что даст потенциальным покупателям время для привлечения необходимых финансовых ресурсов;
- обеспечить информирование о предстоящих продажах возможно более широкого круга потенциальных инвесторов в Российской Федерации и за рубежом;
- ужесточить требования к качеству и достоверности информации, предоставляемой покупателям эмитентами;
- обеспечить продажу части указанных акций на иностранном фондовом рынке.
Будут увеличены нормативы отчисления в федеральный бюджет средств от продажи наиболее привлекательных для инвесторов акций (в том числе ранее закрепленных в федеральной собственности) при одновременном снятии ограничений на стартовую цену при их продаже с аукциона или на конкурсной основе.
Реализация указанных мер позволит обеспечить поступления в федеральный бюджет не менее 9,5 трлн. рублей в 1995 году и по 12 - 15 трлн. рублей (в ценах 1995 года) - в 1996 - 1997 годах.
Одним из важнейших приоритетов является приватизация земельных участков, на которых расположены приватизированные предприятия. Для этого необходимо в кратчайшие сроки в законодательном порядке решить проблему разграничения прав собственности на землю и полномочий органов Государственной власти и органов местного самоуправления по регулированию землепользования, определить принципы разделения земель на общественно необходимые и предназначенные для коммерческого использования (подлежащие продаже), а также предусмотреть льготы, в том числе оплату в рассрочку для приватизированных предприятий при выкупе ими занимаемых участков.
4.3. Реформа государственных предприятий и управления
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 28.04.95 N 439 "О ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РЕФОРМЫ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В 1995 - 1997 ГОДАХ"