в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 21.12.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 28.04.95 N 439 "О ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РЕФОРМЫ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В 1995 - 1997 ГОДАХ"
действует Редакция от 28.04.1995 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 28.04.95 N 439 "О ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РЕФОРМЫ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В 1995 - 1997 ГОДАХ"

Раздел 6. Внешнеэкономическая деятельность как элемент структурных преобразований

6.1. Основные направления внешнеэкономической политики в

6.1. Основные направления внешнеэкономической политики в 1995 - 1997 годах

1995 - 1997 годах

Либерализация внешнеэкономической деятельности является ключевым элементом в реализации основных задач экономической политики Правительства Российской Федерации.

Реформы во внешнеэкономической сфере, проводившиеся в последние годы, были нацелены прежде всего на более эффективное включение Российской Федерации в систему международного разделения труда и на формирование экономически обоснованных торговых отношений с зарубежными странами.

В настоящее время внешнеэкономическая деятельность базируется на принципиально новых нормативно-правовой базе и механизме государственного регулирования, разработанных в соответствии с требованиями адаптации страны к условиям рыночной экономики и интеграции в мировое экономическое пространство.

В основе этого механизма лежат ограниченное использование нетарифных методов регулирования экспорта специфических товаров, продукции военного и двойного назначения, а также товаров, поставляемых в рамках международных обязательств России, обязательная продажа 50 процентов валютной выручки экспортерами и использование таможенного тарифа для финансовой стабилизации и защиты внутреннего рынка от негативного влияния перехода на мировые цены и иностранной конкуренции.

Несмотря на ряд издержек и объективно обусловленных отрицательных последствий форсированного "открытия" экономики, можно констатировать, что период "сжатия" внешнеторгового оборота за счет уменьшения идеологического и политического давления на внешнеэкономические связи к 1994 году завершился.

Важным итогом в развитии внешнеэкономических связей страны является устойчивое положительное сальдо торгового баланса, достигнутое преимущественно за счет резкого сокращения так называемого централизованного импорта, что позволило значительно ослабить нагрузку на расходную часть федерального бюджета вследствие отмены импортного субсидирования. Тем самым удалось создать предпосылки для выхода из тяжелейшего валютно-финансового кризиса в среднесрочной перспективе.

В нынешних условиях, помимо решения такой традиционно важной задачи, как развитие экспорта - основного источника валютных поступлений и обеспечения импортных поставок, необходимо осуществлять принципиально новые функции: реализацию рыночной концепции интеграции российской экономики в систему мировых хозяйственных связей; аккумулирование дополнительных финансовых ресурсов, необходимых для проведения структурной перестройки экономики и ее сбалансированного роста; обеспечение экономической поддержки внешнеполитических акций Российской Федерации и поиск путей взаимовыгодного сотрудничества в условиях проводимой экономической реформы; защиту интересов национального рынка от неблагоприятного воздействия мировой конъюнктуры и неравномерной иностранной конкуренции на этапе становления в России рыночных отношений. При этом должны быть обеспечены государственная поддержка и стимулирование внешнеэкономической деятельности, а также необходимый контроль в этой сфере.

Дальнейшее "открытие" экономики страны следует проводить с учетом предшествующего опыта реформы внешнеэкономической деятельности, обеспечивая стыковку систем регулирования внешнеэкономического и внутрихозяйственного комплексов, а также соблюдение интересов экономической безопасности страны.

Последовательная либерализация внешнеэкономических связей будет увязываться с мерами по поддержке отечественного экспорта готовой продукции, при этом мероприятия по стимулированию экспорта должны носить согласованный характер по отношению к либерализации.

В течение 1995 - 1997 годов в регулировании экспорта предстоит осуществить переход от ограничительной политики к поощрительной, последовательно содействовать формированию прогрессивной структуры экспорта и создать соответствующую систему его государственной поддержки. Основные усилия государственных органов будут сосредоточены на стимулировании экспорта, особенно экспорта продукции с высокой степенью обработки.

В этих целях Правительство предусматривает:

- принять в ближайшее время Федеральную программу развития экспорта и приступить к ее реализации;

- на базе созданного Росэксимбанка развивать системы кредитования и страхования экспорта.

В начале 1995 года в целях регулирования внешнеэкономической деятельности уже осуществлен ряд важных мероприятий:

- отменено квотирование экспорта, за исключением экспортных поставок в целях выполнения международных обязательств Российской Федерации;

- ликвидирован институт спецэкспортеров;

- прекращены экспортные поставки для федеральных государственных нужд, имеющие целью извлечение дохода из разницы между мировыми и внутренними ценами.

В ближайшее время Правительство Российской Федерации намерено осуществить ряд дополнительных мер по совершенствованию внешнеэкономической деятельности, в частности:

- внедрить конкурсный механизм определения экспортеров, осуществляющих поставки в рамках межправительственных обязательств Российской Федерации;

- осуществить по мере выравнивания внутренних и мировых цен снижение экспортных пошлин в 1995 году, а в дальнейшем - и полную их отмену;

- усилить контроль за внешнеэкономической деятельностью на основе более тесной координации работы систем регистрации экспортных контрактов и валютного контроля, а в перспективе объединить информационные системы контроля за репатриацией валютной выручки Министерства внешних экономических связей Российской Федерации, Государственного таможенного комитета Российской Федерации и Банка России, что позволит сконцентрировать усилия на обеспечении максимального поступления в страну валюты от экспорта.

Либерализация внешнеэкономической деятельности должна сопровождаться неукоснительным исполнением участниками внешнеэкономических связей соответствующих нормативно-правовых актов, в связи с чем необходим эффективный контроль со стороны государства за исполнением действующего законодательства.

Регулирующая роль государства будет ограничиваться признанными международными стандартами и осуществляться в полном соответствии с правилами и нормами ГАТТ/ВТО. В качестве общего правила предполагается отменить количественные ограничения по экспортно-импортным операциям Российской Федерации.

Нетарифные ограничения во внешней торговле, в том числе лицензии на экспорт и импорт конкретных видов продукции и запреты на экспорт и импорт, будут вводиться исключительно в целях обеспечения законности и правопорядка в стране, сохранения обороноспособности государства и международной безопасности, охраны здоровья населения, защиты окружающей среды, сохранения культурного, исторического и археологического наследия Российской Федерации.

Что касается конкретных аспектов экспортного режима, то после отмены с 1 января 1995 года экспортных квот они будут использоваться только в случаях, предусмотренных международными соглашениями Российской Федерации. Правительство не предусматривает введения никаких новых мер, ни формальных, ни фактически осуществляемых по ограничению экспорта, в том числе по принудительному контролю качества экспортируемых товаров и цен на них, а также по обязательным поставкам на внутренний рынок.

Экспорт товаров на государственные нужды будет осуществляться только в рамках заключаемых межправительственных соглашений, которые не должны включать никаких льгот и освобождений в отношении пошлин и налогов, за исключением уже существующих в соглашениях с республиками бывшего СССР, а также обязывающих положений. В этих целях Правительство Российской Федерации намерено внутренние закупки производить на конкурсной основе, международные цены в соглашениях такого рода устанавливать на мировом уровне, а любые дотации четко предусматривать в федеральном бюджете.

Если в целях защиты отечественных производителей товаров, аналогичных импортируемым, или их близких заменителей потребуется введение защитных мер, то они будут основаны на цене, точно определены, иметь временный и недискриминационный характер и вводиться в порядке, отвечающем правилам и нормам ГАТТ/ВТО, с учетом затрат потребителей и пользователей. Не будет вводиться институт специальных экспортеров или импортеров, который мог бы быть использован для ограничения числа участников торговли. Правительство Российской Федерации обеспечит соответствие законодательства и нормативов, регламентирующих внешнеэкономическую деятельность, указанным принципам.

В целях обеспечения экономической эффективности и повышения доходов федерального бюджета все льготы по импортным пошлинам, за исключением перечисленных в Законе Российской Федерации "О таможенном тарифе" и других законах, будут отменены.

В 1995 году Правительство Российской Федерации введет единую минимальную ставку импортной пошлины посредством повышения ее до 5 процентов для всех товаров, за исключением ограниченного ряда товаров, к которым применяются нулевые ставки. Все остальные ставки будут приведены к ближайшему числу, кратному 5. Одновременно будут понижены максимальные тарифные ставки на определенные импортные товары и снижен, таким образом, разброс по уровню импортных пошлин.

В 1996 году Правительство Российской Федерации намерено начать замену большей части ставок, превышающих 30 процентов, внутренними акцизными сборами. До 1 октября 1995 года Правительство Российской Федерации пересмотрит специфические ставки импортных пошлин, снизив их таким образом, чтобы они не превышали эквивалентных ставок в процентах к цене товара. Кроме того, никакие дальнейшие изменения импортных ставок не должны привести к повышению средневзвешенной ставки. Правительство Российской Федерации опубликует план дальнейшего постепенного снижения импортных пошлин в течение 3 - 5 последующих лет, основой которого станет снижение средневзвешенной ставки импортной пошлины не менее чем на 20 процентов к 1998 году и на 30 процентов - к 2000 году при максимальной ставке соответственно в 20 процентов и 15 процентов. В целях замены специфических ставок импортных пошлин ставками в процентах к цене товара Правительство Российской Федерации в 1996 году еще раз рассмотрит целесообразность шагов в этом направлении. В 1995 году Правительство Российской Федерации завершит процесс гармонизации ставок акцизов на отечественные и импортные товары.

Правительство Российской Федерации не будет вводить или ужесточать ограничения платежей и переводов по текущим международным операциям и на импорт для целей платежного баланса, вводить или видоизменять практику использования множественных обменных курсов либо устанавливать системы двусторонних платежей, которые не соответствуют статьям Соглашения с Международным валютным фондом.

Важной задачей является достижение благоприятного торгового режима в отношениях с зарубежными странами и их торгово-экономическими группировками, организациями и союзами, снятие имеющихся дискриминационных ограничений в отношении России и недопущение их в будущем.

Для реализации этой задачи Правительство Российской Федерации намечает последовательно и целенаправленно работать над вступлением Российской Федерации в ГАТТ/ВТО, обеспечить соответствие законодательства Российской Федерации (в том числе вновь принимаемых актов) международным нормам и принципам, а также реализацию Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Европейским союзом, договоренностей с США и другими странами.

В целях совершенствования системы валютного регулирования, стабилизации валютного рынка и укрепления национальной денежной единицы Правительство Российской Федерации намерено:

- осуществлять поэтапный переход к режиму полной внутренней конвертируемости рубля;

- совершенствовать систему валютного контроля.

С 1 января 1994 года введен контроль за репатриацией валютной выручки от экспорта товаров. Для выполнения данной задачи создана сеть компьютерной связи между Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и банками, уполномоченными осуществлять расчеты по экспорту.

Следующим этапом совместной работы Банка России и Государственного таможенного комитета Российской Федерации будет введение в середине 1995 года контроля за обоснованностью валютных платежей при импорте товаров, что, по предварительной оценке, позволит сократить потери страны примерно на 3 - 4 млрд. долларов США в год.

Меры по созданию системы валютного контроля будут приниматься в 1995 - 1997 годах на фоне общего улучшения инвестиционного климата и экономической ситуации в целом, что позволит к концу указанного периода в основном приостановить "бегство" капитала из страны и создать условия для возврата резидентами части средств, ранее размещенных за границей.

6.2. Сотрудничество с государствами - участниками СНГ

6.2. Сотрудничество с государствами - участниками СНГ

За период, прошедший с момента подписания Договора о создании Экономического союза (сентябрь 1993 г.), ситуация в СНГ претерпела существенные изменения.

В государствах Содружества заметно окрепло понимание безальтернативности взаимных связей, по крайней мере, на обозримую перспективу. Идеи сближения находят все большую поддержку в широких кругах общественности, в сознании которой период становления самостоятельных государств ассоциируется в основном с глубоким экономическим кризисом, резким обострением социальных проблем.

Поэтому взаимодействие со странами Содружества становится все более конструктивным. Разработаны механизмы, с помощью которых предполагается постепенно устранить основные барьеры на пути торгово-экономического сотрудничества в виде тарифных и нетарифных ограничений, неплатежей между хозяйствующими субъектами. На это нацелены многосторонние соглашения о зоне свободной торговли и создании тройственного (Россия, Беларусь, Казахстан) Таможенного союза, многостороннее соглашение о Платежном союзе. Определенную организующую роль призван сыграть Межгосударственный экономический комитет (МЭК), решение об учреждении которого одобрено Советом глав государств 21 октября 1994 года.

Вместе с тем, было бы явно преждевременным оценивать современное состояние сотрудничества в целом.

Происходит дальнейшее свертывание взаимного товарооборота. Доля стран СНГ в российском внешнеторговом обороте сократилась примерно до 20 процентов (в 1990 г. - 60 процентов).

Эта тенденция сохранится и в 1995 году (по прогнозу, внешнеторговый оборот со странами дальнего зарубежья возрастет на 3,8 процента, а со странами СНГ сократится на 20 - 30 процентов).

Хроническим явлением стало невыполнение достигнутых соглашений по взаимным поставкам товаров. При этом Российской Стороной они обеспечиваются в большем объеме, чем партнерами по СНГ.

Торговые отношения России со странами СНГ не сбалансированы: в 1993 году превышение вывоза над ввозом составило 38 процентов, в 1994 году - 31 процент. В 1995 году степень несбалансированности торговли в целом, видимо, несколько сократится, но само по себе это явление останется экономически весьма значительным.

Крайне неудовлетворителен темп реализации соглашений, касающихся формирования нового механизма сотрудничества. Нередко интеграционные по сути проекты встречают сопротивление партнеров по СНГ.

Основные интересы России в ближнем зарубежье на период 1995 - 1997 годов. Объективно существуют три группы интересов России в ближнем зарубежье, на реализацию которых в среднесрочном периоде должна быть нацелена проводимая ею политика:

- геополитические и военно-стратегические;

- экономические, гуманитарные и экологические;

- интересы, связанные с защитой этнических россиян.

Геополитические и военно-стратегические интересы России заключаются прежде всего в формировании благоприятного, дружественного государственного окружения на постсоюзном пространстве странами, политически стабильными и экономически благополучными. Позитивное решение этой проблемы - приоритетная стратегическая задача, важное звено гарантированного обеспечения национальной безопасности России.

Экономические интересы России во многом определяются сложившейся в предшествующие десятилетия глубокой взаимозависимостью с государствами - бывшими республиками СССР.

Экономическая политика России в отношении стран ближнего зарубежья в 1995 - 1997 годах будет направлена на:

- развитие и рационализацию кооперационных хозяйственных связей в масштабах, обеспечивающих поддержание российского производства, снабжение (прежде всего продовольственное) населения;

- сохранение ведущего положения на рынке СНГ, особенно в сфере сбыта российской готовой продукции;

- обеспечение доступа к сырьевым ресурсам, которыми располагают бывшие союзные республики;

- гарантированное и безопасное использование транзитных коммуникаций, обслуживающих экспортно-импортные товаропотоки России в третьи страны;

- кооперацию и согласованность усилий стран СНГ в структурных преобразованиях производства, в оптимизации размещения производительных сил.

Активная экономическая политика в отношении стран ближнего зарубежья рассматривается как один из рычагов оздоровления российской экономики и создания условий ее подъема в перспективе, достижения полноправного членства России в мировом сообществе.

Нормализация на взаимовыгодной основе отношений с бывшими республиками СССР необходима и для решения гуманитарных и социальных проблем проживающего там русскоязычного населения. Основная задача России в этой области - обеспечить по отношению к этому населению твердое соблюдение общепринятых принципов и норм международного права в области прав и свобод человека. В политическом и гуманитарном отношении важно также сохранять практику тесного межнационального общения, культурного и информационного обмена, свободу передвижения и контактов населения России и государств ближнего зарубежья. Необходимо восстановить роль России как ведущего центра подготовки высококвалифицированных специалистов и научно-конструкторских разработок в постсоюзном пространстве.

Реализация экономических интересов России в ближнем зарубежье и проведение соответствующей политики основываются на признании политической суверенности стран - участниц Содружества, а также выраженных ими интеграционных намерений и будут осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:

- углубление экономического сотрудничества и перерастание его в подлинно интеграционные отношения, осуществляемые лишь на добровольной основе и поэтапно, с использованием как двусторонних соглашений, так и многосторонних договоренностей, с соблюдением баланса интересов стран, обеспечением недопустимости нанесения экономического ущерба партнерам при гибких и дифференцированных подходах, учитывающих их заинтересованность и готовность к сотрудничеству, эффективность намеченных проектов;

- активная позиция России в усилении экономической консолидации стран Содружества, включающая в себя твердость в отстаивании своих экономических интересов, прежде всего в последовательном отказе от роли финансового донора;

- оказание при необходимости помощи какой-либо из стран Содружества в разумных пределах целевым назначением, с ясными экономическими последствиями и при ответственности принимающей помощь стороны;

- создание условий для налаживания горизонтальных связей между субъектами рынка, использование новых форм экономического сотрудничества - совместных предприятий, транснациональных производственных, коммерческих и финансовых структур.

Предметом первостепенной важности в двусторонних отношениях России со странами СНГ должны стать:

- выполнение обязательств по взаимным поставкам;

- ликвидация задолженности по товарным поставкам и перевозкам;

- возврат ранее предоставленных кредитов;

- недискриминационный режим транзита российских товаров по территориям этих стран и др.

С учетом значимости связей с государствами СНГ для решения задач возрождения России важными проблемами являются создание и реализация оптимальной модели экономического сотрудничества на многосторонней основе.

В рассматриваемый перспективный период усилия по реформированию экономических взаимоотношений со странами СНГ будут сосредоточены на последовательном и поэтапном формировании практического механизма реализации положений Договора о создании Экономического союза. Возможно ускоренное решение задач Экономического союза группой стран, образующих интеграционное ядро СНГ. Оно определилось с подписанием Россией, Беларусью и Казахстаном соглашения о формировании Таможенного союза.

Активно участвуя в создании Экономического союза, Россия будет последовательно проводить курс на:

- достижение скоординированности шагов участников Союза по дальнейшему осуществлению экономических реформ;

- создание однотипных механизмов регулирования экономики, базирующихся на рыночных принципах хозяйствования;

- унификацию таможенного, валютно-финансового, ценового, налогового и другого хозяйственного законодательства в целях свободного развития производственных связей, беспрепятственного передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, эффективного взаимодействия хозяйствующих субъектов всех форм собственности и во всех сферах их деятельности.

Участие России в Экономическом союзе должно корреспондироваться с целенаправленной работой по формированию в России открытой экономики, ее становлению в качестве органичной части мирового хозяйства.

Учитывая, что Россия в отношении стран СНГ выступает кредитором, обоснованно ставить перед мировым сообществом вопрос об оценке этой роли по правилам, принятым в международной практике, и, в частности, об использовании части финансовых средств, предоставляемых международными организациями бывшим союзным республикам для оплаты их задолженности России за энергоносители.

В отношении происходящих на территории бывшего СССР процессов субрегиональной интеграции ("Балтийский общий рынок", "Центрально-азиатский союз") Россия исходит из того, что готова сотрудничать с этими объединениями на взаимовыгодной основе при условии, что принимаемые в их рамках решения не будут наносить ущерба ее интересам и интересам ее партнеров по СНГ.

Этот же принцип является определяющим при выработке позиции России в отношении политики бывших республик СССР к третьим странам и международным организациям.

Основные направления совершенствования механизма экономического сотрудничества России с государствами ближнего зарубежья определяются общим курсом на либерализацию экономики, последовательный перевод ее на рыночные принципы, структурную перестройку хозяйства.

В сфере торгово-экономических отношений реформирование будет осуществляться в процессе формирования зоны свободной торговли и создания Таможенного союза.

Прежде всего Правительство Российской Федерации считает необходимым ускорить завершение работ по определению механизма реализации многостороннего соглашения о создании зоны свободной торговли, включая согласование графика отмены сохраняющихся тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле.

Учитывая опыт Европейского союза, ЕАСТ, а также ход переговоров и практику реализации многосторонних соглашений стран СНГ, создание Таможенного союза возможно только с государствами, готовыми политически и экономически к этому шагу. При этом Россия будет руководствоваться положениями и требованиями Договора о создании Экономического союза и многостороннего соглашения о формировании Таможенного союза с Беларусью и Казахстаном, а также необходимостью на предварительном этапе добиться:

- проведения экономических преобразований с целью создания однотипного, базирующегося на рыночных принципах хозяйственного механизма регулирования экономики, обеспечения равных возможностей и гарантий для всех субъектов хозяйственной деятельности;

- унификации хозяйственного законодательства;

- выработки общих правил организации валютных рынков стран, применения обменного курса валют, формируемого в соответствии со спросом и предложением, достижения взаимной конвертируемости валют, обеспечения единых правил допуска уполномоченных банков на внутренние рынки;

- полной отмены тарифного и нетарифного регулирования между государствами - участниками формируемого Таможенного союза;

- проведения государствами единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран;

- введения единого таможенного тарифа в торговле с третьими странами;

- эффективного решения проблемы реэкспорта товаров в третьи страны.

Только при реализации указанных мер по либерализации внешнеторговой деятельности может решаться вопрос о создании единой таможенной территории, переносе таможенных постов на внешнюю границу, создании межгосударственного исполнительного органа и других органов Таможенного союза.

Принципиальное значение в торгово-экономических отношениях со странами СНГ имеет вопрос ликвидации скрытых ценовых и торговых субсидий и превращения их в предоставляемые на нормальных условиях (с точки зрения мировой практики) межгосударственные и межфирменные кредиты.

В сфере платежно-расчетных и кредитно-финансовых отношений России с государствами ближнего зарубежья будет последовательно осуществляться линия на завершение их перевода на правила, принятые в международной практике, в целях постепенного уравновешивания платежного баланса и недопущения финансовых потерь.

По состоянию на декабрь 1994 года Россия предоставила своим партнерам по СНГ государственные кредиты, эквивалентные 5,7 млрд. долларов США. Из них почти две трети составили технические кредиты Центрального банка Российской Федерации, переоформленные в государственные кредиты. Погашение основного долга по наступившим срокам платежей не производилось, а из общей суммы начисленных процентов по состоянию на конец 1994 года погашено 13 процентов.

Крайне негативным явлением во взаимоотношениях со странами СНГ стало наращивание текущих неплатежей предприятий за поставленную продукцию. Особенно велики неплатежи предприятий ближнего зарубежья российскому топливно-энергетическому комплексу. На начало 1995 года они составили 9,2 трлн. рублей, из них за поставки газа - 8 трлн. рублей, нефти - 0,35 трлн. рублей, электроэнергии - 0,75 трлн. рублей, угля - 0,45 трлн. рублей, нефтепродуктов - 0,018 трлн. рублей. Подавляющая часть этой задолженности приходится на Украину и Беларусь (80 процентов), а также Казахстан и Молдову (14 процентов).

В то же время нашими партнерами не проявляется активность в возмещении долгов известными в мировой практике способами (денежная форма оплаты, оплата взаимосвязанными поставками, собственностью).

В 1995 году в соответствии с достигнутыми соглашениями государства Содружества обязались погасить задолженность по полученным государственным кредитам различными способами на сумму, эквивалентную 465 млн. долларов США, в том числе 172 млн. долларов США, или 37 процентов, в имущественной и товарной формах.

Погашение задолженности по государственным кредитам Республика Молдова в 1995 году должна осуществить путем передачи пакета акций предприятий на сумму 44,4 млн. долларов США.

По прогнозу, сумма предстоящих платежей по начисленным процентам составит в 1995 году около 200 млн. долларов США, а в 1996 - 1997 годах - более 250 млн. долларов США в год.

В имущественной форме погашение процентов за 1995 год осуществят Армения на сумму 3,8 млн. долларов США и Украина на сумму 15 млн. долларов США.

В 1995 году может осуществляться предоставление странам СНГ государственных кредитов, не исполненных по соглашениям на 1994 год, только в пределах общих поступлений в федеральный бюджет средств от стран СНГ в погашение ранее полученных кредитов и начисленных по ним процентов.

При этом необходимо учитывать, что в 1995 году наступает первый срок погашения из федерального бюджета задолженности Банку России по техническим кредитам, переоформленным в 1993 году в государственные кредиты, на сумму около 500 млрд. рублей.

В случае реализации соглашений о передаче в счет погашения долга имущественных прав (акций, ценных бумаг и т.п.) на предприятия и объекты, представляющие интерес для Российской Федерации, которые можно эффективно использовать, будут решаться вопросы налогообложения, взимания таможенных пошлин и определяться условия этой деятельности для хозяйствующих субъектов.

Федеральные органы государственной власти должны разработать порядок передачи объектов стран Содружества, полученных в счет погашения государственных кредитов, заинтересованным хозяйствующим субъектам и определить порядок взаиморасчетов между получателями имущественных прав и федеральным бюджетом.

Стратегически важна и задача упорядочения платежно-расчетных отношений в рамках СНГ. Решать ее предстоит в соответствии с Соглашением о создании Платежного союза (г. Москва, 21 октября 1994 г.).

Необходимо с участием коммерческих банков создать международную клиринговую систему расчетов, которая в настоящее время прорабатывается, учитывая, что Межгосударственный банк СНГ не состоялся как институт Экономического союза и Платежного союза, а стихийно действующая практика расчетов через коммерческие банки не удовлетворяет потребности товаропроизводителей России и других стран СНГ.

В этой системе должны быть задействованы ведущие коммерческие банки, обладающие развитой инфраструктурой в странах СНГ, или их группа - консорциум банков для выполнения многосторонних межгосударственных расчетов по согласованным правилам функционирования платежной системы.

Назрела также потребность в межгосударственных соглашениях о вексельном обращении.

Производственное и инвестиционное сотрудничество. С учетом принятого курса на интеграцию в СНГ производственные связи призваны стать материальной основой этих процессов, а в последующем - и важнейшей сферой качественного обновления производства товаров и услуг. Отсюда принципиально важное значение приобретает стратегически верный выбор направлений и форм взаимодействия в развитии производственных потенциалов.

К ним относятся:

- сохранение рационально обоснованных кооперационных связей;

- сотрудничество в области инвестиционной деятельности и капитального строительства;

- формирование новой организационной структуры производственного сотрудничества.

В условиях формирования рыночной экономики ключевое значение приобретает интеграция на уровне хозяйствующих субъектов. Необходима государственная поддержка процесса создания совместных предприятий, транснациональных производственных корпораций, коммерческих, кредитно-финансовых учреждений и организаций в целях совершенствования связей по кооперации, структурных преобразований и формирования производственной инфраструктуры общего рынка.

Сотрудничество в сфере социально-трудовых отношений. Период суверенизации государств СНГ резко обострил межгосударственные социальные проблемы и создал препятствия к свободному перемещению рабочей силы.

В среднесрочный период решение этих проблем будет включать меры по обеспечению:

- свободы передвижения из одного государства в другое;

- равных возможностей трудиться;

- равного вознаграждения и социальной защиты, в том числе и от безработицы, без какой-либо дискриминации в зависимости от национальности, гражданства, пола, вероисповедания.

В этих целях предусматривается:

- выработка правового механизма, обеспечивающего сближение социального законодательства уже на стадии разработки проектов законов (рамочные законы и соглашения и др.);

- решение проблемы социальных льгот и гарантий работникам Крайнего Севера из стран СНГ;

- реализация мер по сотрудничеству в области охраны труда;

- осуществление скоординированной политики в решении проблем инвалидов.

Социально-экономические меры по поддержке русскоязычного населения в государствах ближнего зарубежья. В среднесрочный период меры по поддержке русскоязычного населения будут включать в себя:

- поощрение связей российских предприятий с предприятиями стран ближнего зарубежья, на которых работают преимущественно соотечественники, и развитие между ними взаимовыгодной кооперации в соответствии с законодательством каждой из стран;

- выкуп у государств ближнего зарубежья (в том числе при погашении задолженности) собственности тех предприятий, на которых среди работающих преобладают соотечественники;

- содействие разработке конкретных программ сотрудничества общественных и коммерческих структур России и стран ближнего зарубежья, включая создание совместных предприятий, фондов и т.п.;

- привлечение средств российского предпринимательства для развития социальной и культурной сферы;

- содействие созданию системы банков, помогающих осуществлению проектов обустройства вынужденных мигрантов;

- учет интересов соотечественников при проведении переговоров по заключению двусторонних соглашений между Правительством Российской Федерации и правительствами государств ближнего зарубежья о торгово-экономическом сотрудничестве;

- оказание на основе соответствующих соглашений технической, информационной и финансовой помощи русскоязычным периодическим изданиям и культурным центрам в странах ближнего зарубежья;

- оформление прав собственности или приобретение в собственность России находящихся за рубежом объектов (в частности, из числа освобождаемых российскими военными учреждениями) для передачи их на законном основании российским культурным центрам, библиотекам, клубам, театрам и другим учреждениям;

- принятие совместных мер по обеспечению соблюдения прав этнических россиян, постоянно проживающих на территории государств СНГ и Балтии, и соответственно этнических групп этих государств, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 28.04.95 N 439 "О ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РЕФОРМЫ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В 1995 - 1997 ГОДАХ"