в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 21.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 28.04.95 N 439 "О ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РЕФОРМЫ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В 1995 - 1997 ГОДАХ"
действует Редакция от 28.04.1995 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 28.04.95 N 439 "О ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РЕФОРМЫ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В 1995 - 1997 ГОДАХ"

5.4. Структурные сдвиги в экономике и перспективы развития отдельных отраслей

отдельных отраслей

Преобразования, осуществленные в ходе экономической реформы, уже привели к тому, что на структурные сдвиги в экономике все больше влияют рыночные силы. Они в основном и будут определять перспективы развития отдельных отраслей, тогда как задачей структурной и инвестиционной политики государства станет лишь регулирование процесса структурных изменений. Поэтому все большее значение будут приобретать анализ и прогноз динамики объемов и структуры производства, выявление точек роста и звеньев, оказывающихся под угрозой в условиях структурного кризиса, выработка адекватных мер.

Исходя из сложившейся к концу 1994 года экономической конъюнктуры и возможных объемов инвестиций можно предположить, что в 1995 году спад в промышленности замедлится, а в 1996 году прекратится. В топливно-энергетическом комплексе, металлургии и пищевой промышленности начнется рост производства. В 1997 году начнет расти в целом объем промышленной продукции.

При этом в 1995 - 1997 годах в структуре промышленности произойдут определенные изменения. В 1997 году приостановится снижение доли продукции обрабатывающих отраслей промышленности в общем объеме промышленного производства.

Это связано как с определенной ориентацией на внешний рынок добычи сырьевых ресурсов, спрос на которые ограничивается относительно невысокими темпами роста экономики развитых стран, так и тем, что перерабатывающие отрасли, неконкурентоспособные по причине высокой ресурсоемкости, будут вынуждены снижать издержки производства.

Неинфляционное увеличение спроса на внутреннем рынке и устойчиво расширяющийся сбыт как главный признак экономического прогресса возможны при условии роста эффективности производства, то есть снижении затрат ресурсов, за счет использования ресурсосберегающих технологий, повышения фондоотдачи и т.д. Из этого вытекает необходимость ориентации производства на новые эффективные ресурсосберегающие технологии и оборудование, на повышение качества продукции.

Анализ конкурентоспособности продукции, издержек производства и оценка конъюнктуры рынков, структуры цен и их соотношений позволяют определить имеющие потенциальный спрос товары и соответствующие им технологии и наметить пути повышения эффективности материального производства.

Перспективными направлениями развития топливно-энергетического комплекса на среднесрочную перспективу являются:

- увеличение доли природного газа в суммарном производстве и потреблении энергоресурсов, углубление переработки нефти для увеличения производства высококачественных светлых нефтепродуктов, а также преодоление спада в добыче нефти и умеренный рост этой добычи;

- стабилизация и постепенное наращивание добычи угля (в основном открытым способом) по мере освоения экологически приемлемых технологий его использования и развития углеобогащения и комплексной переработки углей;

- дальнейшее экономически и экологически целесообразное использование атомной и гидроэнергии;

- обновление физически и морально изношенного энергетического оборудования с приоритетным внедрением газовых турбин и парогазовых установок, опережающий рост электрификации и газификации коммунально-бытовой сферы и села при общей стабилизации потребления первичных энергоресурсов и сокращении использования топлива и энергии в энергоемких отраслях промышленности;

- активное использование "газовой паузы" для технологической реконструкции всех отраслей топливно-энергетического комплекса, интенсификация освоения местных энергоресурсов (гидроэнергии, торфа, отходов лесного производства, малых месторождений угля, газа, нефти и т.д.), а также ускорение освоения, в первую очередь, нетрадиционных возобновляемых и вторичных энергоресурсов (ветровой, солнечной и геотермальной энергии, шахтного метана, биогаза, тепла отходящих газов и т.д.), особенно в районах с децентрализованными потребителями;

- решение проблемы топливо- и энергообеспечения регионов Дальнего Востока, Забайкалья и Северного Кавказа.

В нефтедобывающей промышленности следует ожидать интенсификации работ по созданию новых мощностей, которые восполнят снижение добывающих возможностей действующих скважин по мере истощения запасов разрабатываемых месторождений.

Основным направлением дальнейших институциональных преобразований в отрасли будет продолжение процесса формирования вертикально интегрированных компаний, осуществляющих комплекс работ по добыче и переработке нефтяного сырья.

Стабилизация добычи нефти возможна в 1996 году, начало же роста этой добычи - в 1997 году.

В нефтеперерабатывающей промышленности для обеспечения потребностей Российской Федерации в моторном топливе и других нефтепродуктах должны проводиться реконструкция и модернизация имеющегося производственного аппарата для повышения глубины переработки нефти. Одновременно с учетом имеющихся мощностей по первичной переработке нефти физически и морально устаревшие мощности будут в рациональных масштабах выводиться из эксплуатации.

Учитывая сложившееся соотношение цен на нефть и нефтепродукты, большинство предприятий отрасли без осуществления мер, позволяющих снизить издержки на производство нефтепродуктов, останутся неконкурентоспособными и не будут иметь перспектив как на внешнем, так и внутреннем рынках.

Будут предприниматься меры по улучшению экологической обстановки в районах размещения нефтеперерабатывающих заводов.

Газовая промышленность обладает достаточными запасами газа, позволяющими поддерживать и даже наращивать уровень его добычи. Высокий внутренний и внешний спрос на продукцию этой отрасли сохранит ее привлекательность для инвесторов и кредиторов.

Эффективность функционирования этой отрасли будет повышена за счет:

- создания системы сбора, транспортировки и переработки попутного нефтяного газа;

- проведения реконструкции Единой системы газоснабжения в целях повышения ее надежности, энергетической и экономической эффективности, развития системы подземных хранилищ;

- подготовки к разработке и освоению нового газодобывающего региона - полуострова Ямал.

Будет повышаться доля газа в топливном балансе страны.

Развитие угольной промышленности в среднесрочной перспективе будет определяться активной работой по ее реструктуризации:

- созданием конкурентоспособных предприятий, обеспечивающих удовлетворение спроса на угольную продукцию при снижении финансовой нагрузки на федеральный бюджет;

- увеличением объемов открытой добычи угля в восточных районах страны;

- постепенным контролируемым сокращением подземной добычи;

- закрытием нерентабельных шахт, в первую очередь в Подмосковном, Донецком и Кузнецком угольных бассейнах.

Повышение энергетической и экономической эффективности электроэнергетики будет достигаться путем вывода из эксплуатации и реконструкции устаревшего и изношенного оборудования и увеличения доли комбинированной выработки электроэнергии и тепла.

Другим важнейшим направлением развития электроэнергетики является внедрение на действующих электростанциях, особенно в европейской части Российской Федерации, газотурбинных установок с паровыми котлами, утилизаторами на паровых турбинах взамен устаревших паросиловых установок.

Ввод новых конденсационных мощностей будет осуществляться в энергодефицитных в настоящее время регионах. Намечается сохранение объема выработки электроэнергии АЭС при повышении их безопасности, активное использование нетрадиционных видов источников энергии с целью сокращения завоза топлива в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности и повышения надежности электроснабжения.

Будут продолжены работы по формированию федерального (общероссийского) оптового рынка электроэнергии и мощности.

В металлургическом комплексе в 1995 - 1997 годах в целях снижения издержек структурные изменения будут связаны с внедрением прогрессивных энерго- и ресурсосберегающих и экологически чистых технологий, а также заменой изношенного оборудования на действующих мощностях. Экономичность и экологичность становятся важнейшими условиями развития данного комплекса, обеспечивающими конкурентоспособность его продукции на внутреннем и мировом товарных рынках.

В черной металлургии представляется перспективным внедрение в доменном производстве новых технологий и оборудования, в том числе установок для вдувания пылеугольного топлива. Это позволит снизить материальные затраты, использовать низкокалорийные и некондиционные угли и улучшить качество выпускаемой продукции.

Главным направлением модернизации сталеплавильного производства будет замена устаревшего мартеновского способа выплавки стали на более прогрессивные - конвертерный и электросталеплавильный с установкой оборудования для непрерывной разливки стали, агрегатов внепечной обработки и совмещенной разливки стали с прокаткой листа. Реализация указанных мероприятий обеспечит существенное снижение удельного расхода стали при выпуске готового проката черных металлов.

В прокатном производстве основным направлением совершенствования структуры выпуска будет расширение сортамента и повышение качества металлопродукции за счет увеличения масштабов применения эффективных технологий и оборудования. Перспективно техническое перевооружение трубного производства, обеспечивающее расширение сортамента стальных труб и улучшение их качества, что в первую очередь определяется высоким платежеспособным спросом на них со стороны нефтяной и газовой промышленности.

В цветной металлургии перспективно укрепление ее рудной базы как за счет ввода новых мощностей, так и за счет реконструкции действующих предприятий по добыче и переработке руд, что позволит компенсировать выбывающие мощности и удовлетворять имеющийся спрос на важнейшие виды цветных металлов при обеспечении приемлемого соотношения цена - качество. В ближайшей перспективе ожидается концентрация производства алюминия на эффективных предприятиях, использующих передовые энерго- и ресурсосберегающие технологии и оборудование и выпускающих конкурентоспособную готовую продукцию, а также реорганизация нежизнеспособных, убыточных предприятий. В металлургическом переделе отрасли ожидается внедрение ресурсосберегающих технологий, в том числе чистых автогенных и гидрометаллургических процессов при производстве тяжелых цветных металлов, и применение обожженных анодов и электролизеров нового поколения с повышенной силой тока при выплавке алюминия. Предусматривается также внедрение новых процессов более глубокого обогащения руд, повышение качества подготовленного рудного сырья, а также увеличение выпуска готового проката цветных металлов с использованием в едином технологическом цикле непрерывных и совмещенных процессов.

Структурные преобразования будут осуществляться в основном за счет собственных средств предприятий и внебюджетных финансовых ресурсов. Анализ складывающейся конъюнктуры цен на продукцию металлургической промышленности (сортовой прокат, листовую сталь, заготовку для переката, чугун, стальные трубы, а также на важнейшие виды цветных металлов) позволяет прогнозировать, что в 1995 - 1997 годах она будет в основном конкурентоспособна как на внутреннем, так и на внешнем рынках. В этих условиях производство готового проката черных металлов, стальных труб и цветных металлов в 1996 году стабилизируется на уровне предыдущего года, а в 1997 году ожидается его некоторый рост.

В строительной индустрии структурные изменения будут связаны с ростом производства эффективных стеновых материалов, мелкоштучных изделий на основе местного сырья, изделий и конструкций для малоэтажного жилищного строительства и обустройства фермерских хозяйств.

Совершенствование структуры цементной промышленности будет осуществляться в основном за счет увеличения выпуска цемента, получаемого энергосберегающим "сухим" способом, и организации производства многокомпонентных цементов, обеспечивающих получение прочных и долговечных бетонных и железобетонных изделий, что позволит сократить затраты и повысить конкурентоспособность производимой продукции.

В стекольной промышленности повышение конкурентоспособности продукции и снижение издержек производства во многом связано с ростом производства эффективного полированного стекла на расплаве металла, стекла тонких номиналов и стеклопакетов, обеспечивающих повышение теплофизических характеристик строительных конструкций.

Реализация намечаемых структурных преобразований и прогнозируемое повышение инвестиционной активности создадут условия для стабилизации работы предприятий строительной индустрии. Качественные отечественные строительные материалы и изделия будут пользоваться на внутреннем рынке преимущественным спросом по сравнению с более дорогими импортными аналогами. В этих условиях в 1996 году ожидается стабилизация выпуска продукции на уровне 1995 года, а в 1997 году - некоторый его рост.

В химической, нефтехимической, медицинской и микробиологической промышленности целесообразно сосредоточить усилия на повышении конкурентоспособности продукции и изменении в этих целях структуры предложения за счет повышения доли прогрессивных видов химической продукции.

В промышленности минеральных удобрений наиболее актуальна модернизация действующего производства, обеспечивающая увеличение выпуска эффективных видов удобрений, переработка отходов производства фосфорных и сложных удобрений, а также организация выпуска новых и экологически безопасных химических средств защиты растений. Будут расширяться масштабы применения эффективных технологий и оборудования для увеличения выпуска прогрессивных конструкционных пластмасс (поликарбонат, полисульфон и другие), а также полиэтилен-терефталата (сырья для выпуска полиэфирных волокон), что позволит удовлетворить потребности предприятий автомобильной, электротехнической и легкой промышленности.

Перспективными направлениями, исходя из ожидаемой структуры спроса, являются: расширение ассортимента и увеличение выпуска прогрессивных видов синтетических волокон и нитей; наращивание производства пользующихся устойчивым спросом шин для малотоннажных автомобилей, автобусов и грузовых автомобилей с металлокордом в каркасе и брекере, организация выпуска крупногабаритных и сверхкрупногабаритных шин, поставляемых в настоящее время из государств - участников СНГ; остановка производств, использующих энергоемкие процессы, и вывод из эксплуатации действующих мощностей по выпуску неэффективных видов химической продукции; реконструкция мощностей в целях перевода их на использование более дешевого сырья.

Сохранение фармацевтической промышленности связано с выпуском не уступающих по качеству зарубежным аналогам, но более дешевых лекарственных средств при увеличении доли жизненно необходимых медикаментов в общем объеме их выпуска, в том числе препаратов для лечения сердечно-сосудистых, нервно-психических, онкологических и других заболеваний, что позволит улучшить обеспечение медикаментами населения и лечебно-профилактических учреждений здравоохранения и частично вытеснить с внутреннего рынка зарубежных конкурентов.

Анализ издержек по важнейшим видам продукции позволяет сделать вывод о жизнеспособности производства полиэтилена, смолы ПВХ, полипропилена, каустической и кальцинированной соды, хлористого калия, карбамида, метанола, шин для легковых и грузовых автомобилей, полистирола, аммиачной селитры и синтетического каучука. Поэтому в 1996 году ожидается значительное замедление темпов спада производства этих товаров, а в 1997 году - рост их производства.

Вместе с тем, цены на продукцию предприятий по производству минеральных удобрений, химических средств защиты растений и кормовых добавок ограничивают сбыт как на внутреннем, так и внешнем рынках. С учетом складывающихся цен предложения на минеральные удобрения можно ожидать остановки ряда технологических линий, цехов по их производству, а также некоторых предприятий.

Несмотря на то, что цены на основной ассортимент химических волокон и нитей вышли на уровень мировых, эта продукция в связи с сокращением производства вискозных волокон и нитей в Европе будет иметь сбыт за рубежом. С учетом прогнозируемого спроса предприятий легкой промышленности в 1996 году ожидается некоторое замедление темпов спада выпуска химических волокон и нитей, а в 1997 году - стабилизация их производства.

Аналогичное положение складывается и с производством продукции шинной промышленности. Общий выпуск шин для грузовых и легковых автомобилей в 1996 - 1997 годах в основном стабилизируется.

В лесозаготовительной промышленности наиболее перспективны: развитие в основных лесосырьевых районах заготовки древесины по соответствующей лесоводственным требованиям хлыстовой технологии с максимальным вовлечением в эксплуатацию всех ресурсов, в том числе мягколиственной древесины; внедрение и расширение сортиментной технологии заготовки древесины при рубках главного и промежуточного пользования; развитие производств на основе химической и химико-механической переработки древесины в районах основных лесозаготовок.

В деревообрабатывающей промышленности рост эффективности производства и формирование устойчивого рынка сбыта связаны с переходом на производство пилопродукции повышенной заводской готовности и качества (конструкционные, клееные и строганые пиломатериалы и заготовки целевого назначения) с защитной обработкой и нормируемой влажности; с созданием новых мощностей по выпуску высококачественных древесных плит, в том числе древесно-волокнистых плит средней плотности и экологически чистых древесно-стружечных плит.

В целлюлозно-бумажной промышленности перспективны:

- рост потребления лиственной и низкокачественной древесины, а также древесных отходов;

- расширение использования современных высокоэффективных ресурсосберегающих и экологичных технологий в производстве полуфабрикатов, бумаги и картона, повышение качества и конкурентоспособности продукции;

- осуществление мероприятий по охране окружающей среды в зоне действия крупных целлюлозно-бумажных предприятий.

Реализация намечаемых мер создаст условия для повышения эффективности использования древесного сырья, качества и конкурентоспособности лесобумажной продукции и наращивания на этой основе экспортного потенциала лесного комплекса.

Анализ конкурентоспособности отдельных видов лесобумажной продукции с учетом транспортных расходов и таможенных пошлин свидетельствует, что в 1995 - 1997 годах будут экономически выгодны поставки на экспорт товарной целлюлозы, пиломатериалов и хвойной деловой древесины (на западный и восточный рынки), лиственной древесины из европейской части России и Тюменской области (на западный рынок), а также газетной бумаги.

Одним из направлений стабилизации работы предприятий лесопромышленного комплекса будет восстановление между ними взаимовыгодных хозяйственных связей, что позволит восстановить и развить лесозаготовительные мощности и на этой основе обеспечивать поставки целлюлозно-бумажным предприятиям древесного сырья в необходимых количествах при снижении трансакционных издержек.

С учетом спросовых ограничений внутреннего и внешнего рынков в 1996 году можно ожидать снижения производства лесобумажной продукции, хотя и в меньших размерах, чем в предыдущие годы, а в 1997 году - его стабилизации.

В машиностроении и металлообработке с учетом оценки платежеспособного спроса целесообразно осуществить:

- расширение производства современного технологического оборудования для добывающих и обрабатывающих отраслей, в том числе для интенсификации добычи нефти и газа, повышения нефтеотдачи пластов, увеличения глубины переработки нефти, повышения уровня механизации и степени безопасности работ в угольных шахтах и разрезах;

- совершенствование структуры выпуска грузовых автомобилей по потребляемому виду топлива и грузоподъемности за счет увеличения в общем объеме производства удельного веса автомобилей с дизельными двигателями, в том числе для осуществления международных перевозок грузов, малотоннажных и специализированных автомобилей;

- создание и развитие производства конкурентоспособного станочного оборудования и инструмента;

- расширение производства современных воздушных, морских и речных судов, автобусов и других транспортных средств;

- расширение ассортимента строительных и дорожных машин, в том числе для малоэтажного и коттеджного строительства;

- насыщение внутреннего рынка широкой гаммой современного полиграфического оборудования, включая машины для переработки текстовой и иллюстрированной информации;

- развитие производства современных контрольно-кассовых машин для объектов малого бизнеса, торговли и бытового обслуживания, в том числе со считыванием штрихового кодирования и кредитных карт;

- снижение издержек на производство и расширение ассортимента сельскохозяйственной техники и оборудования для перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса, в том числе для малых предприятий, фермерских хозяйств, а также технологического оборудования для торговли и общественного питания, текстильной и легкой промышленности.

Анализ конъюнктуры рынка показывает, что в краткосрочном периоде будут конкурентоспособны на внутреннем рынке тракторы, грузовые автомобили всех марок, экскаваторы, погрузчики и автогрейдеры, некоторые другие виды машин, механизмов и оборудования, наручные часы.

Правительство Российской Федерации считает необходимым оказывать поддержку авиационной промышленности, атомному машиностроению, космической программе, учитывая хорошие перспективы их конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках.

Вместе с тем, технический уровень и затраты на производство предприятий, выпускающих асинхронные электродвигатели, автомобильные аккумуляторные батареи, токарные станки, формовочные прессы и другие виды машин и оборудования, не позволят им сохранить свои позиции на рынке.

В 1997 году ожидаются стабилизация производства отдельных видов машиностроительной продукции и начало роста этого производства.

Оборонная промышленность. В сложившейся ситуации в ближайшие годы в рамках государственных расходов на содержание армии и закупку вооружений Правительство Российской Федерации намерено решать следующие задачи:

- сохранение материально-технического снабжения армии на уровне, не подрывающем ее боеспособности в наиболее вероятных вариантах военных действий;

- недопущение разрушения временно невостребованных наиболее ценных элементов производственного и научно-технического потенциала оборонной промышленности;

- обеспечение процесса разработки новейших образцов вооружений и военной техники как основы модернизации Вооруженных Сил Российской Федерации.

Решение на данном переходном этапе перечисленных задач позволит по мере создания и реализации в Российской Федерации предпосылок экономического роста разработать отвечающие ее реальным возможностям и потребностям программы вооружений и мобилизационные планы на основе развертывания производственных мощностей новейшего технологического уровня.

1995 год должен стать этапом реформ оборонной промышленности, предусматривающим концентрацию разработки и производства вооружений и военной техники на ограниченном количестве предприятий. Это позволит устранить ситуацию, при которой сравнительно небольшой объем государственного финансирования распределяется среди избыточного количества предприятий и организаций оборонной промышленности и приводит к всеобщему недофинансированию и, как следствие, всеобщему распаду.

Реализация этого направления позволит сконцентрировать лучшие ресурсы военного научно-технического и производственного потенциала. Этому будут способствовать меры государственной поддержки по перемещению в точки концентрации опытно - конструкторской и производственной базы, а также соответствующих кадров (включая предоставление жилья и т.п.).

Одновременно будет пересмотрена загрузка хозрасчетных предприятий Министерства обороны Российской Федерации с ликвидацией нерентабельных производств и переводом большей части работ по ремонту военной техники на предприятия - изготовители.

Концентрацию оборонного заказа на ограниченном количестве предприятий следует рассматривать как временную меру, применяемую в кризисный период. По мере стабилизации экономической ситуации будет осуществлен переход к конкурсным принципам проведения оборонных исследований, разработки, опытного и серийного производства.

В целях реализации реформы предприятий оборонной промышленности в кратчайшие сроки будут начаты переоформление и перерегистрация учредительных документов предприятий и организаций оборонной промышленности в соответствии со статусом каждого из них путем:

- преобразования в казенное предприятие;

- преобразования в государственное предприятие со статусом научно-производственного центра;

- выведения из состава оборонной промышленности и акционирования.

Необходимо провести неформальную углубленную экспертизу и аудит предприятий и организаций отраслей оборонной промышленности в целях выявления жизнеспособных коллективов исследователей и разработчиков, производств и опытно-конструкторской базы, которые сохранились в условиях резкого и некомпенсированного сокращения государственного оборонного заказа и других источников бюджетного финансирования.

Правительство Российской Федерации намерено провести работу по определению перечня научно-технических областей, принципиально важных для поддержания обороноспособности страны и сохранения конкурентоспособности на мировых рынках вооружений в соответствии с новой военной доктриной и военно-политической ситуацией в мире.

Основными принципами государственной политики конверсии военного производства в оборонном комплексе и сопряженных с ним отраслях на ближайшую перспективу станут:

- разработка жесткого, законодательно закрепленного механизма контроля за процессом выделения, расходования и использования государственных средств на структурную перестройку оборонного комплекса;

- постепенный перенос акцента с прямых инвестиционных методов государственной поддержки на косвенные;

- создание условий для самофинансирования процессов структурной и технологической конверсии оборонных предприятий;

- более активное использование возможностей, полномочий и ресурсов регионов в интересах проведения процесса конверсии;

- обеспечение максимально открытого, гласного характера государственных мер управления и финансовой поддержки конверсионных преобразований в оборонном комплексе.

На основе указанных принципов будет применена следующая система организационных и институциональных мер поддержки структурной перестройки конверсионных предприятий:

- четкое определение механизма акционирования и приватизации предприятий, выводимых из оборонного комплекса, доли и места различных форм собственности в этой категории предприятия в соответствии с перераспределением государственного оборонного заказа и мобилизационных заданий;

- разработка системы различных форм государственных гарантий по средствам, инвестируемым в конверсионные программы и проекты;

- развитие смешанного кредитования долгосрочных конверсионных проектов предприятий оборонного комплекса с участием государства и частных инвесторов с использованием конкурсных начал;

- максимально возможное рассекречивание необходимой для инвестора информации об объекте инвестиций в оборонном комплексе.

В части организационно-финансового обеспечения конверсии предусматривается создать Государственный фонд конверсии оборонной промышленности, аккумулирующий и обеспечивающий непрерывность финансирования (в основном на возвратной основе) программы конверсии.

Все это позволит в течение 1995 - 1997 годов осуществлять программу конверсии на предприятиях оборонного комплекса, перепрофилировать имеющиеся мощности на выпуск высокотехнологичной и конкурентоспособной гражданской продукции для топливно - энергетического и аграрно-промышленного комплексов, транспорта, связи и других отраслей, а также выпуска широкого спектра современных товаров народного потребления.

В легкой промышленности анализ конъюнктуры цен показывает, что в отрасли, хотя и сохранится потенциал конкурентоспособности на внутреннем рынке, основной проблемой останется необходимость снижения издержек производства и расширения ассортимента продукции. Поэтому в отраслях легкой промышленности важнейшими направлениями структурной политики станут:

- реконструкция и техническое перевооружение предприятий, которые создадут условия для переработки отечественного сырья с высокой эффективностью и обеспечат выпуск конкурентоспособной продукции;

- перепрофилирование высвобождаемых мощностей на выпуск трикотажных и швейных изделий;

- организация переработки прядильными предприятиями выпускаемой пряжи в готовые трикотажные изделия;

- расширение ассортимента изделий легкой промышленности и увеличение предложения широкоразмерных хлопчатобумажных тканей, новых видов костюмных, одеяльных и мебельных тканей, детских швейных и трикотажных изделий, обуви с верхом из натуральной кожи, а также качественных тканей и трикотажных изделий на основе применения новых технологий с использованием льноволокна;

- совершенствование инфраструктуры рынка товаров легкой промышленности путем осуществления мер по ускорению товаропродвижения путем развития межрегиональных и региональных оптовых рынков, мелкооптовых баз, выставочных комплексов, проведения ярмарок;

- разработка комплекса мер по ограничению недобросовестной, конкуренции, предотвращению нелегального ввоза импортных товаров и повышению действенности системы их сертификации.

В агропромышленном комплексе в 1992 - 1994 годах, несмотря на более низкие по сравнению с другими отраслями народного хозяйства темпы спада производства, нарастали кризисные явления. Результаты хозяйственной деятельности за 1994 год оказались наихудшими за весь период экономической реформы прежде всего в зерновом и свеклосахарном производстве, рыбном хозяйстве.

Устойчиво снижается производственный потенциал отрасли: снижается плодородие земель, ухудшается состояние племенного дела и семеноводства, сокращается парк техники, стареют оборудование и рыбопромысловые суда, теряют квалификацию кадры. Сельскохозяйственные производители с трудом адаптируются к жестким финансовым и спросовым ограничениям и другим объективным трудностям переходного периода.

Острота кризисных явлений в сельском хозяйстве имеет объективную основу. Во-первых, сельское хозяйство является сезонным производством, что делает его наиболее уязвимым для инфляции. Во-вторых, немонопольная по своему характеру отрасль в хозяйственной деятельности постоянно должна противостоять монопольным действиям заготовительных, перерабатывающих, обслуживающих и торговых предприятий и организаций, поставщиков материально-технических ресурсов.

В условиях, когда в стране в целом не достигнута финансовая и макроэкономическая стабильность, сельское хозяйство несет существенные потери, связанные с диспаритетом цен, неполным и несвоевременным бюджетным финансированием, неплатежами.

Агропромышленный комплекс в 1995 - 1997 годах будет нуждаться в поддержке со стороны государства как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.

Политика Правительства Российской Федерации будет направлена на преодоление отставания социальной инфраструктуры на селе, сближение уровней доходов работников сельского хозяйства и промышленности, формирование новой институциональной, отраслевой и региональной структуры аграрного сектора для обеспечения потребностей страны в продовольствии и сельскохозяйственном сырье на основе эффективной предпринимательской деятельности, обновления производственного потенциала сельского хозяйства и сферы переработки, их максимальной адаптации к работе в рыночных условиях.

Исходя из сложившейся ситуации выделяются следующие важнейшие направления структурной политики в агропромышленном комплексе:

- завершение преобразования земельных отношений на основе предоставления земли сельскохозяйственным предприятиям и гражданам в собственность, бессрочное постоянное пользование, пожизненное наследуемое владение или аренду; формирование институтов земельного рынка;

- поддержка разнообразных интегрированных агропромышленных формирований, включая перерабатывающие и обслуживающие предприятия;

- кооперирование сельскохозяйственных товаропроизводителей, создание ими кооперативов по производству, переработке и сбыту продукции, агросервису, взаимному кредиту и страхованию;

- проведение санирования и реорганизации сельскохозяйственных предприятий - несостоятельных должников, обобщение и распространение опыта реорганизованных сельскохозяйственных предприятий;

- организация продажи акций приватизируемых перерабатывающих предприятий сельскохозяйственным товаропроизводителям, а также вторичной эмиссии акций ранее приватизированных предприятий с размещением их среди сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- сохранение значительной доли государственного сектора в области семеноводства, племенного животноводства, внедрение передовых технологий, организация научных исследований;

- развитие рыночной инфраструктуры путем создания системы торгово-закупочных фирм с индустрией сортировки, охлаждения, упаковки, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции в районах ее производства, формирования оптовых продовольственных рынков, товарных бирж сельскохозяйственного сырья.

Для обеспечения намечаемых структурных преобразований предусматривается задействовать эффективный механизм государственной поддержки аграрного сектора по следующим основным направлениям:

- финансирование государственных мероприятий по повышению плодородия почв, организации ветеринарного обслуживания; проведение фундаментальных научных исследований, направленных на предупреждение инфекционных заболеваний животных, распространения вредителей растений и охрану окружающей среды;

- дотирование развития элитного семеноводства, племенного животноводства и птицеводства;

- осуществление инвестиционной политики, направленной на реализацию высокоэффективных проектов, в том числе с использованием государственных инвестиционных ресурсов, распределяемых преимущественно на конкурсной основе;

- стимулирование частных и иностранных инвестиций в перерабатывающую промышленность агропромышленного комплекса;

- оказание помощи становлению и развитию крестьянских (фермерских) хозяйств;

- формирование системы страхования в аграрном секторе с долевым участием федерального бюджета;

- осуществление залоговых операций с сельскохозяйственной продукцией;

- развитие системы фьючерсных и форвардных контрактов;

- дальнейшее сокращение степени государственного воздействия на процессы преобразования в агропромышленном комплексе;

- в целях сокращения диспаритета цен применение закупочных минимальных цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, закупаемые для государственных федеральных нужд, и залоговых цен;

- совершенствование налоговой политики, ориентация ее на стимулирование повышения эффективности сельскохозяйственного производства;

- повышение уровня таможенной защиты отечественных производителей продовольственных товаров с целью достижения баланса на рынке импортного и отечественного продовольствия;

- улучшение кредитно-расчетного обслуживания предприятий и организаций агропромышленного комплекса, привлечение в аграрный сектор коммерческого капитала путем создания сельскохозяйственных кооперативных и других банков;

- выравнивание условий жизни в городе и деревне за счет осуществления целевых программ по электрификации и газификации села, дорожному строительству;

- постепенное осуществление передачи объектов социальной инфраструктуры сельскохозяйственных предприятий на балансы органов местного самоуправления.

Важное значение придается тому, чтобы указанные меры были направлены в первую очередь на поддержку эффективно работающих сельскохозяйственных товаропроизводителей. С этой целью предусматривается создание такого механизма предоставления агропромышленным предприятиям бюджетных средств и других видов государственной поддержки, который обеспечивал бы адресное распределение ресурсов (преимущественно на конкурсной основе) при условии обязательного обоснования потребности в них и эффективности программ.

Перспективными направлениями структурной перестройки в области транспорта и связи в среднесрочном периоде будут:

В области транспорта:

- приоритетное развитие социально значимых пассажирских и грузовых перевозок;

- развитие и улучшение состояния сети транспортных коммуникаций, пополнение и модернизация парков подвижного состава и судов, прежде всего для пассажирских перевозок;

- повышение уровня безопасности движения и сохранности грузов при перевозках.

Государственное регулирование железнодорожных перевозок и перевозок в труднодоступные районы будет осуществляться путем индексации пассажирских и грузовых тарифов, а поддержка пассажирского городского и пригородного транспорта - за счет средств местных бюджетов.

Институциональные преобразования на транспорте общего пользования будут направлены на более эффективное решение задач по поддержанию транспортных систем и на сокращение непроизводительных издержек при перевозках.

Преобразования в области воздушного транспорта будут направлены на интеграцию мелких авиакомпаний и аэропортов в предприятия, объединенные на основе регионального принципа.

В области связи и информатики:

- техническое перевооружение и реконструкция электросвязи на базе современных цифровых систем, расширение новых видов услуг связи (волоконно-оптические системы, телефакс, видеотекст, подвижная сотовая телефонная связь и другие);

- развитие системы спутниковой связи и вещания для распространения программ радиовещания и телевидения, а также телефонизации по всей территории Российской Федерации, включая удаленные и труднодоступные районы;

- автоматизация и механизация предприятий почтовой связи;

- развитие микроэлектроники, внедрение в различных областях экономики новых информационных технологий, средств и систем информатизации.

5.5. Инновационная и научно-техническая политика

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 28.04.95 N 439 "О ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РЕФОРМЫ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В 1995 - 1997 ГОДАХ"