Последнее обновление: 04.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 28.04.95 N 439 "О ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РЕФОРМЫ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В 1995 - 1997 ГОДАХ"
5.4. Структурные сдвиги в экономике и перспективы развития отдельных отраслей
Преобразования, осуществленные в ходе экономической реформы, уже привели к тому, что на структурные сдвиги в экономике все больше влияют рыночные силы. Они в основном и будут определять перспективы развития отдельных отраслей, тогда как задачей структурной и инвестиционной политики государства станет лишь регулирование процесса структурных изменений. Поэтому все большее значение будут приобретать анализ и прогноз динамики объемов и структуры производства, выявление точек роста и звеньев, оказывающихся под угрозой в условиях структурного кризиса, выработка адекватных мер.
Исходя из сложившейся к концу 1994 года экономической конъюнктуры и возможных объемов инвестиций можно предположить, что в 1995 году спад в промышленности замедлится, а в 1996 году прекратится. В топливно-энергетическом комплексе, металлургии и пищевой промышленности начнется рост производства. В 1997 году начнет расти в целом объем промышленной продукции.
При этом в 1995 - 1997 годах в структуре промышленности произойдут определенные изменения. В 1997 году приостановится снижение доли продукции обрабатывающих отраслей промышленности в общем объеме промышленного производства.
Это связано как с определенной ориентацией на внешний рынок добычи сырьевых ресурсов, спрос на которые ограничивается относительно невысокими темпами роста экономики развитых стран, так и тем, что перерабатывающие отрасли, неконкурентоспособные по причине высокой ресурсоемкости, будут вынуждены снижать издержки производства.
Неинфляционное увеличение спроса на внутреннем рынке и устойчиво расширяющийся сбыт как главный признак экономического прогресса возможны при условии роста эффективности производства, то есть снижении затрат ресурсов, за счет использования ресурсосберегающих технологий, повышения фондоотдачи и т.д. Из этого вытекает необходимость ориентации производства на новые эффективные ресурсосберегающие технологии и оборудование, на повышение качества продукции.
Анализ конкурентоспособности продукции, издержек производства и оценка конъюнктуры рынков, структуры цен и их соотношений позволяют определить имеющие потенциальный спрос товары и соответствующие им технологии и наметить пути повышения эффективности материального производства.
Перспективными направлениями развития топливно-энергетического комплекса на среднесрочную перспективу являются:
- увеличение доли природного газа в суммарном производстве и потреблении энергоресурсов, углубление переработки нефти для увеличения производства высококачественных светлых нефтепродуктов, а также преодоление спада в добыче нефти и умеренный рост этой добычи;
- стабилизация и постепенное наращивание добычи угля (в основном открытым способом) по мере освоения экологически приемлемых технологий его использования и развития углеобогащения и комплексной переработки углей;
- дальнейшее экономически и экологически целесообразное использование атомной и гидроэнергии;
- обновление физически и морально изношенного энергетического оборудования с приоритетным внедрением газовых турбин и парогазовых установок, опережающий рост электрификации и газификации коммунально-бытовой сферы и села при общей стабилизации потребления первичных энергоресурсов и сокращении использования топлива и энергии в энергоемких отраслях промышленности;
- активное использование "газовой паузы" для технологической реконструкции всех отраслей топливно-энергетического комплекса, интенсификация освоения местных энергоресурсов (гидроэнергии, торфа, отходов лесного производства, малых месторождений угля, газа, нефти и т.д.), а также ускорение освоения, в первую очередь, нетрадиционных возобновляемых и вторичных энергоресурсов (ветровой, солнечной и геотермальной энергии, шахтного метана, биогаза, тепла отходящих газов и т.д.), особенно в районах с децентрализованными потребителями;
- решение проблемы топливо- и энергообеспечения регионов Дальнего Востока, Забайкалья и Северного Кавказа.
В нефтедобывающей промышленности следует ожидать интенсификации работ по созданию новых мощностей, которые восполнят снижение добывающих возможностей действующих скважин по мере истощения запасов разрабатываемых месторождений.
Основным направлением дальнейших институциональных преобразований в отрасли будет продолжение процесса формирования вертикально интегрированных компаний, осуществляющих комплекс работ по добыче и переработке нефтяного сырья.
Стабилизация добычи нефти возможна в 1996 году, начало же роста этой добычи - в 1997 году.
В нефтеперерабатывающей промышленности для обеспечения потребностей Российской Федерации в моторном топливе и других нефтепродуктах должны проводиться реконструкция и модернизация имеющегося производственного аппарата для повышения глубины переработки нефти. Одновременно с учетом имеющихся мощностей по первичной переработке нефти физически и морально устаревшие мощности будут в рациональных масштабах выводиться из эксплуатации.
Учитывая сложившееся соотношение цен на нефть и нефтепродукты, большинство предприятий отрасли без осуществления мер, позволяющих снизить издержки на производство нефтепродуктов, останутся неконкурентоспособными и не будут иметь перспектив как на внешнем, так и внутреннем рынках.
Будут предприниматься меры по улучшению экологической обстановки в районах размещения нефтеперерабатывающих заводов.
Газовая промышленность обладает достаточными запасами газа, позволяющими поддерживать и даже наращивать уровень его добычи. Высокий внутренний и внешний спрос на продукцию этой отрасли сохранит ее привлекательность для инвесторов и кредиторов.
Эффективность функционирования этой отрасли будет повышена за счет:
- создания системы сбора, транспортировки и переработки попутного нефтяного газа;
- проведения реконструкции Единой системы газоснабжения в целях повышения ее надежности, энергетической и экономической эффективности, развития системы подземных хранилищ;
- подготовки к разработке и освоению нового газодобывающего региона - полуострова Ямал.
Будет повышаться доля газа в топливном балансе страны.
Развитие угольной промышленности в среднесрочной перспективе будет определяться активной работой по ее реструктуризации:
- созданием конкурентоспособных предприятий, обеспечивающих удовлетворение спроса на угольную продукцию при снижении финансовой нагрузки на федеральный бюджет;
- увеличением объемов открытой добычи угля в восточных районах страны;
- постепенным контролируемым сокращением подземной добычи;
- закрытием нерентабельных шахт, в первую очередь в Подмосковном, Донецком и Кузнецком угольных бассейнах.
Повышение энергетической и экономической эффективности электроэнергетики будет достигаться путем вывода из эксплуатации и реконструкции устаревшего и изношенного оборудования и увеличения доли комбинированной выработки электроэнергии и тепла.
Другим важнейшим направлением развития электроэнергетики является внедрение на действующих электростанциях, особенно в европейской части Российской Федерации, газотурбинных установок с паровыми котлами, утилизаторами на паровых турбинах взамен устаревших паросиловых установок.
Ввод новых конденсационных мощностей будет осуществляться в энергодефицитных в настоящее время регионах. Намечается сохранение объема выработки электроэнергии АЭС при повышении их безопасности, активное использование нетрадиционных видов источников энергии с целью сокращения завоза топлива в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности и повышения надежности электроснабжения.
Будут продолжены работы по формированию федерального (общероссийского) оптового рынка электроэнергии и мощности.
В металлургическом комплексе в 1995 - 1997 годах в целях снижения издержек структурные изменения будут связаны с внедрением прогрессивных энерго- и ресурсосберегающих и экологически чистых технологий, а также заменой изношенного оборудования на действующих мощностях. Экономичность и экологичность становятся важнейшими условиями развития данного комплекса, обеспечивающими конкурентоспособность его продукции на внутреннем и мировом товарных рынках.
В черной металлургии представляется перспективным внедрение в доменном производстве новых технологий и оборудования, в том числе установок для вдувания пылеугольного топлива. Это позволит снизить материальные затраты, использовать низкокалорийные и некондиционные угли и улучшить качество выпускаемой продукции.
Главным направлением модернизации сталеплавильного производства будет замена устаревшего мартеновского способа выплавки стали на более прогрессивные - конвертерный и электросталеплавильный с установкой оборудования для непрерывной разливки стали, агрегатов внепечной обработки и совмещенной разливки стали с прокаткой листа. Реализация указанных мероприятий обеспечит существенное снижение удельного расхода стали при выпуске готового проката черных металлов.
В прокатном производстве основным направлением совершенствования структуры выпуска будет расширение сортамента и повышение качества металлопродукции за счет увеличения масштабов применения эффективных технологий и оборудования. Перспективно техническое перевооружение трубного производства, обеспечивающее расширение сортамента стальных труб и улучшение их качества, что в первую очередь определяется высоким платежеспособным спросом на них со стороны нефтяной и газовой промышленности.
В цветной металлургии перспективно укрепление ее рудной базы как за счет ввода новых мощностей, так и за счет реконструкции действующих предприятий по добыче и переработке руд, что позволит компенсировать выбывающие мощности и удовлетворять имеющийся спрос на важнейшие виды цветных металлов при обеспечении приемлемого соотношения цена - качество. В ближайшей перспективе ожидается концентрация производства алюминия на эффективных предприятиях, использующих передовые энерго- и ресурсосберегающие технологии и оборудование и выпускающих конкурентоспособную готовую продукцию, а также реорганизация нежизнеспособных, убыточных предприятий. В металлургическом переделе отрасли ожидается внедрение ресурсосберегающих технологий, в том числе чистых автогенных и гидрометаллургических процессов при производстве тяжелых цветных металлов, и применение обожженных анодов и электролизеров нового поколения с повышенной силой тока при выплавке алюминия. Предусматривается также внедрение новых процессов более глубокого обогащения руд, повышение качества подготовленного рудного сырья, а также увеличение выпуска готового проката цветных металлов с использованием в едином технологическом цикле непрерывных и совмещенных процессов.
Структурные преобразования будут осуществляться в основном за счет собственных средств предприятий и внебюджетных финансовых ресурсов. Анализ складывающейся конъюнктуры цен на продукцию металлургической промышленности (сортовой прокат, листовую сталь, заготовку для переката, чугун, стальные трубы, а также на важнейшие виды цветных металлов) позволяет прогнозировать, что в 1995 - 1997 годах она будет в основном конкурентоспособна как на внутреннем, так и на внешнем рынках. В этих условиях производство готового проката черных металлов, стальных труб и цветных металлов в 1996 году стабилизируется на уровне предыдущего года, а в 1997 году ожидается его некоторый рост.
В строительной индустрии структурные изменения будут связаны с ростом производства эффективных стеновых материалов, мелкоштучных изделий на основе местного сырья, изделий и конструкций для малоэтажного жилищного строительства и обустройства фермерских хозяйств.
Совершенствование структуры цементной промышленности будет осуществляться в основном за счет увеличения выпуска цемента, получаемого энергосберегающим "сухим" способом, и организации производства многокомпонентных цементов, обеспечивающих получение прочных и долговечных бетонных и железобетонных изделий, что позволит сократить затраты и повысить конкурентоспособность производимой продукции.
В стекольной промышленности повышение конкурентоспособности продукции и снижение издержек производства во многом связано с ростом производства эффективного полированного стекла на расплаве металла, стекла тонких номиналов и стеклопакетов, обеспечивающих повышение теплофизических характеристик строительных конструкций.
Реализация намечаемых структурных преобразований и прогнозируемое повышение инвестиционной активности создадут условия для стабилизации работы предприятий строительной индустрии. Качественные отечественные строительные материалы и изделия будут пользоваться на внутреннем рынке преимущественным спросом по сравнению с более дорогими импортными аналогами. В этих условиях в 1996 году ожидается стабилизация выпуска продукции на уровне 1995 года, а в 1997 году - некоторый его рост.
В химической, нефтехимической, медицинской и микробиологической промышленности целесообразно сосредоточить усилия на повышении конкурентоспособности продукции и изменении в этих целях структуры предложения за счет повышения доли прогрессивных видов химической продукции.
В промышленности минеральных удобрений наиболее актуальна модернизация действующего производства, обеспечивающая увеличение выпуска эффективных видов удобрений, переработка отходов производства фосфорных и сложных удобрений, а также организация выпуска новых и экологически безопасных химических средств защиты растений. Будут расширяться масштабы применения эффективных технологий и оборудования для увеличения выпуска прогрессивных конструкционных пластмасс (поликарбонат, полисульфон и другие), а также полиэтилен-терефталата (сырья для выпуска полиэфирных волокон), что позволит удовлетворить потребности предприятий автомобильной, электротехнической и легкой промышленности.
Перспективными направлениями, исходя из ожидаемой структуры спроса, являются: расширение ассортимента и увеличение выпуска прогрессивных видов синтетических волокон и нитей; наращивание производства пользующихся устойчивым спросом шин для малотоннажных автомобилей, автобусов и грузовых автомобилей с металлокордом в каркасе и брекере, организация выпуска крупногабаритных и сверхкрупногабаритных шин, поставляемых в настоящее время из государств - участников СНГ; остановка производств, использующих энергоемкие процессы, и вывод из эксплуатации действующих мощностей по выпуску неэффективных видов химической продукции; реконструкция мощностей в целях перевода их на использование более дешевого сырья.
Сохранение фармацевтической промышленности связано с выпуском не уступающих по качеству зарубежным аналогам, но более дешевых лекарственных средств при увеличении доли жизненно необходимых медикаментов в общем объеме их выпуска, в том числе препаратов для лечения сердечно-сосудистых, нервно-психических, онкологических и других заболеваний, что позволит улучшить обеспечение медикаментами населения и лечебно-профилактических учреждений здравоохранения и частично вытеснить с внутреннего рынка зарубежных конкурентов.
Анализ издержек по важнейшим видам продукции позволяет сделать вывод о жизнеспособности производства полиэтилена, смолы ПВХ, полипропилена, каустической и кальцинированной соды, хлористого калия, карбамида, метанола, шин для легковых и грузовых автомобилей, полистирола, аммиачной селитры и синтетического каучука. Поэтому в 1996 году ожидается значительное замедление темпов спада производства этих товаров, а в 1997 году - рост их производства.
Вместе с тем, цены на продукцию предприятий по производству минеральных удобрений, химических средств защиты растений и кормовых добавок ограничивают сбыт как на внутреннем, так и внешнем рынках. С учетом складывающихся цен предложения на минеральные удобрения можно ожидать остановки ряда технологических линий, цехов по их производству, а также некоторых предприятий.
Несмотря на то, что цены на основной ассортимент химических волокон и нитей вышли на уровень мировых, эта продукция в связи с сокращением производства вискозных волокон и нитей в Европе будет иметь сбыт за рубежом. С учетом прогнозируемого спроса предприятий легкой промышленности в 1996 году ожидается некоторое замедление темпов спада выпуска химических волокон и нитей, а в 1997 году - стабилизация их производства.
Аналогичное положение складывается и с производством продукции шинной промышленности. Общий выпуск шин для грузовых и легковых автомобилей в 1996 - 1997 годах в основном стабилизируется.
В лесозаготовительной промышленности наиболее перспективны: развитие в основных лесосырьевых районах заготовки древесины по соответствующей лесоводственным требованиям хлыстовой технологии с максимальным вовлечением в эксплуатацию всех ресурсов, в том числе мягколиственной древесины; внедрение и расширение сортиментной технологии заготовки древесины при рубках главного и промежуточного пользования; развитие производств на основе химической и химико-механической переработки древесины в районах основных лесозаготовок.
В деревообрабатывающей промышленности рост эффективности производства и формирование устойчивого рынка сбыта связаны с переходом на производство пилопродукции повышенной заводской готовности и качества (конструкционные, клееные и строганые пиломатериалы и заготовки целевого назначения) с защитной обработкой и нормируемой влажности; с созданием новых мощностей по выпуску высококачественных древесных плит, в том числе древесно-волокнистых плит средней плотности и экологически чистых древесно-стружечных плит.
В целлюлозно-бумажной промышленности перспективны:
- рост потребления лиственной и низкокачественной древесины, а также древесных отходов;
- расширение использования современных высокоэффективных ресурсосберегающих и экологичных технологий в производстве полуфабрикатов, бумаги и картона, повышение качества и конкурентоспособности продукции;
- осуществление мероприятий по охране окружающей среды в зоне действия крупных целлюлозно-бумажных предприятий.
Реализация намечаемых мер создаст условия для повышения эффективности использования древесного сырья, качества и конкурентоспособности лесобумажной продукции и наращивания на этой основе экспортного потенциала лесного комплекса.
Анализ конкурентоспособности отдельных видов лесобумажной продукции с учетом транспортных расходов и таможенных пошлин свидетельствует, что в 1995 - 1997 годах будут экономически выгодны поставки на экспорт товарной целлюлозы, пиломатериалов и хвойной деловой древесины (на западный и восточный рынки), лиственной древесины из европейской части России и Тюменской области (на западный рынок), а также газетной бумаги.
Одним из направлений стабилизации работы предприятий лесопромышленного комплекса будет восстановление между ними взаимовыгодных хозяйственных связей, что позволит восстановить и развить лесозаготовительные мощности и на этой основе обеспечивать поставки целлюлозно-бумажным предприятиям древесного сырья в необходимых количествах при снижении трансакционных издержек.
С учетом спросовых ограничений внутреннего и внешнего рынков в 1996 году можно ожидать снижения производства лесобумажной продукции, хотя и в меньших размерах, чем в предыдущие годы, а в 1997 году - его стабилизации.
В машиностроении и металлообработке с учетом оценки платежеспособного спроса целесообразно осуществить:
- расширение производства современного технологического оборудования для добывающих и обрабатывающих отраслей, в том числе для интенсификации добычи нефти и газа, повышения нефтеотдачи пластов, увеличения глубины переработки нефти, повышения уровня механизации и степени безопасности работ в угольных шахтах и разрезах;
- совершенствование структуры выпуска грузовых автомобилей по потребляемому виду топлива и грузоподъемности за счет увеличения в общем объеме производства удельного веса автомобилей с дизельными двигателями, в том числе для осуществления международных перевозок грузов, малотоннажных и специализированных автомобилей;
- создание и развитие производства конкурентоспособного станочного оборудования и инструмента;
- расширение производства современных воздушных, морских и речных судов, автобусов и других транспортных средств;
- расширение ассортимента строительных и дорожных машин, в том числе для малоэтажного и коттеджного строительства;
- насыщение внутреннего рынка широкой гаммой современного полиграфического оборудования, включая машины для переработки текстовой и иллюстрированной информации;
- развитие производства современных контрольно-кассовых машин для объектов малого бизнеса, торговли и бытового обслуживания, в том числе со считыванием штрихового кодирования и кредитных карт;
- снижение издержек на производство и расширение ассортимента сельскохозяйственной техники и оборудования для перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса, в том числе для малых предприятий, фермерских хозяйств, а также технологического оборудования для торговли и общественного питания, текстильной и легкой промышленности.
Анализ конъюнктуры рынка показывает, что в краткосрочном периоде будут конкурентоспособны на внутреннем рынке тракторы, грузовые автомобили всех марок, экскаваторы, погрузчики и автогрейдеры, некоторые другие виды машин, механизмов и оборудования, наручные часы.
Правительство Российской Федерации считает необходимым оказывать поддержку авиационной промышленности, атомному машиностроению, космической программе, учитывая хорошие перспективы их конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках.
Вместе с тем, технический уровень и затраты на производство предприятий, выпускающих асинхронные электродвигатели, автомобильные аккумуляторные батареи, токарные станки, формовочные прессы и другие виды машин и оборудования, не позволят им сохранить свои позиции на рынке.
В 1997 году ожидаются стабилизация производства отдельных видов машиностроительной продукции и начало роста этого производства.
Оборонная промышленность. В сложившейся ситуации в ближайшие годы в рамках государственных расходов на содержание армии и закупку вооружений Правительство Российской Федерации намерено решать следующие задачи:
- сохранение материально-технического снабжения армии на уровне, не подрывающем ее боеспособности в наиболее вероятных вариантах военных действий;
- недопущение разрушения временно невостребованных наиболее ценных элементов производственного и научно-технического потенциала оборонной промышленности;
- обеспечение процесса разработки новейших образцов вооружений и военной техники как основы модернизации Вооруженных Сил Российской Федерации.
Решение на данном переходном этапе перечисленных задач позволит по мере создания и реализации в Российской Федерации предпосылок экономического роста разработать отвечающие ее реальным возможностям и потребностям программы вооружений и мобилизационные планы на основе развертывания производственных мощностей новейшего технологического уровня.
1995 год должен стать этапом реформ оборонной промышленности, предусматривающим концентрацию разработки и производства вооружений и военной техники на ограниченном количестве предприятий. Это позволит устранить ситуацию, при которой сравнительно небольшой объем государственного финансирования распределяется среди избыточного количества предприятий и организаций оборонной промышленности и приводит к всеобщему недофинансированию и, как следствие, всеобщему распаду.
Реализация этого направления позволит сконцентрировать лучшие ресурсы военного научно-технического и производственного потенциала. Этому будут способствовать меры государственной поддержки по перемещению в точки концентрации опытно - конструкторской и производственной базы, а также соответствующих кадров (включая предоставление жилья и т.п.).
Одновременно будет пересмотрена загрузка хозрасчетных предприятий Министерства обороны Российской Федерации с ликвидацией нерентабельных производств и переводом большей части работ по ремонту военной техники на предприятия - изготовители.
Концентрацию оборонного заказа на ограниченном количестве предприятий следует рассматривать как временную меру, применяемую в кризисный период. По мере стабилизации экономической ситуации будет осуществлен переход к конкурсным принципам проведения оборонных исследований, разработки, опытного и серийного производства.
В целях реализации реформы предприятий оборонной промышленности в кратчайшие сроки будут начаты переоформление и перерегистрация учредительных документов предприятий и организаций оборонной промышленности в соответствии со статусом каждого из них путем:
- преобразования в казенное предприятие;
- преобразования в государственное предприятие со статусом научно-производственного центра;
- выведения из состава оборонной промышленности и акционирования.
Необходимо провести неформальную углубленную экспертизу и аудит предприятий и организаций отраслей оборонной промышленности в целях выявления жизнеспособных коллективов исследователей и разработчиков, производств и опытно-конструкторской базы, которые сохранились в условиях резкого и некомпенсированного сокращения государственного оборонного заказа и других источников бюджетного финансирования.
Правительство Российской Федерации намерено провести работу по определению перечня научно-технических областей, принципиально важных для поддержания обороноспособности страны и сохранения конкурентоспособности на мировых рынках вооружений в соответствии с новой военной доктриной и военно-политической ситуацией в мире.
Основными принципами государственной политики конверсии военного производства в оборонном комплексе и сопряженных с ним отраслях на ближайшую перспективу станут:
- разработка жесткого, законодательно закрепленного механизма контроля за процессом выделения, расходования и использования государственных средств на структурную перестройку оборонного комплекса;
- постепенный перенос акцента с прямых инвестиционных методов государственной поддержки на косвенные;
- создание условий для самофинансирования процессов структурной и технологической конверсии оборонных предприятий;
- более активное использование возможностей, полномочий и ресурсов регионов в интересах проведения процесса конверсии;
- обеспечение максимально открытого, гласного характера государственных мер управления и финансовой поддержки конверсионных преобразований в оборонном комплексе.
На основе указанных принципов будет применена следующая система организационных и институциональных мер поддержки структурной перестройки конверсионных предприятий:
- четкое определение механизма акционирования и приватизации предприятий, выводимых из оборонного комплекса, доли и места различных форм собственности в этой категории предприятия в соответствии с перераспределением государственного оборонного заказа и мобилизационных заданий;
- разработка системы различных форм государственных гарантий по средствам, инвестируемым в конверсионные программы и проекты;
- развитие смешанного кредитования долгосрочных конверсионных проектов предприятий оборонного комплекса с участием государства и частных инвесторов с использованием конкурсных начал;
- максимально возможное рассекречивание необходимой для инвестора информации об объекте инвестиций в оборонном комплексе.
В части организационно-финансового обеспечения конверсии предусматривается создать Государственный фонд конверсии оборонной промышленности, аккумулирующий и обеспечивающий непрерывность финансирования (в основном на возвратной основе) программы конверсии.
Все это позволит в течение 1995 - 1997 годов осуществлять программу конверсии на предприятиях оборонного комплекса, перепрофилировать имеющиеся мощности на выпуск высокотехнологичной и конкурентоспособной гражданской продукции для топливно - энергетического и аграрно-промышленного комплексов, транспорта, связи и других отраслей, а также выпуска широкого спектра современных товаров народного потребления.
В легкой промышленности анализ конъюнктуры цен показывает, что в отрасли, хотя и сохранится потенциал конкурентоспособности на внутреннем рынке, основной проблемой останется необходимость снижения издержек производства и расширения ассортимента продукции. Поэтому в отраслях легкой промышленности важнейшими направлениями структурной политики станут:
- реконструкция и техническое перевооружение предприятий, которые создадут условия для переработки отечественного сырья с высокой эффективностью и обеспечат выпуск конкурентоспособной продукции;
- перепрофилирование высвобождаемых мощностей на выпуск трикотажных и швейных изделий;
- организация переработки прядильными предприятиями выпускаемой пряжи в готовые трикотажные изделия;
- расширение ассортимента изделий легкой промышленности и увеличение предложения широкоразмерных хлопчатобумажных тканей, новых видов костюмных, одеяльных и мебельных тканей, детских швейных и трикотажных изделий, обуви с верхом из натуральной кожи, а также качественных тканей и трикотажных изделий на основе применения новых технологий с использованием льноволокна;
- совершенствование инфраструктуры рынка товаров легкой промышленности путем осуществления мер по ускорению товаропродвижения путем развития межрегиональных и региональных оптовых рынков, мелкооптовых баз, выставочных комплексов, проведения ярмарок;
- разработка комплекса мер по ограничению недобросовестной, конкуренции, предотвращению нелегального ввоза импортных товаров и повышению действенности системы их сертификации.
В агропромышленном комплексе в 1992 - 1994 годах, несмотря на более низкие по сравнению с другими отраслями народного хозяйства темпы спада производства, нарастали кризисные явления. Результаты хозяйственной деятельности за 1994 год оказались наихудшими за весь период экономической реформы прежде всего в зерновом и свеклосахарном производстве, рыбном хозяйстве.
Устойчиво снижается производственный потенциал отрасли: снижается плодородие земель, ухудшается состояние племенного дела и семеноводства, сокращается парк техники, стареют оборудование и рыбопромысловые суда, теряют квалификацию кадры. Сельскохозяйственные производители с трудом адаптируются к жестким финансовым и спросовым ограничениям и другим объективным трудностям переходного периода.
Острота кризисных явлений в сельском хозяйстве имеет объективную основу. Во-первых, сельское хозяйство является сезонным производством, что делает его наиболее уязвимым для инфляции. Во-вторых, немонопольная по своему характеру отрасль в хозяйственной деятельности постоянно должна противостоять монопольным действиям заготовительных, перерабатывающих, обслуживающих и торговых предприятий и организаций, поставщиков материально-технических ресурсов.
В условиях, когда в стране в целом не достигнута финансовая и макроэкономическая стабильность, сельское хозяйство несет существенные потери, связанные с диспаритетом цен, неполным и несвоевременным бюджетным финансированием, неплатежами.
Агропромышленный комплекс в 1995 - 1997 годах будет нуждаться в поддержке со стороны государства как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.
Политика Правительства Российской Федерации будет направлена на преодоление отставания социальной инфраструктуры на селе, сближение уровней доходов работников сельского хозяйства и промышленности, формирование новой институциональной, отраслевой и региональной структуры аграрного сектора для обеспечения потребностей страны в продовольствии и сельскохозяйственном сырье на основе эффективной предпринимательской деятельности, обновления производственного потенциала сельского хозяйства и сферы переработки, их максимальной адаптации к работе в рыночных условиях.
Исходя из сложившейся ситуации выделяются следующие важнейшие направления структурной политики в агропромышленном комплексе:
- завершение преобразования земельных отношений на основе предоставления земли сельскохозяйственным предприятиям и гражданам в собственность, бессрочное постоянное пользование, пожизненное наследуемое владение или аренду; формирование институтов земельного рынка;
- поддержка разнообразных интегрированных агропромышленных формирований, включая перерабатывающие и обслуживающие предприятия;
- кооперирование сельскохозяйственных товаропроизводителей, создание ими кооперативов по производству, переработке и сбыту продукции, агросервису, взаимному кредиту и страхованию;
- проведение санирования и реорганизации сельскохозяйственных предприятий - несостоятельных должников, обобщение и распространение опыта реорганизованных сельскохозяйственных предприятий;
- организация продажи акций приватизируемых перерабатывающих предприятий сельскохозяйственным товаропроизводителям, а также вторичной эмиссии акций ранее приватизированных предприятий с размещением их среди сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- сохранение значительной доли государственного сектора в области семеноводства, племенного животноводства, внедрение передовых технологий, организация научных исследований;
- развитие рыночной инфраструктуры путем создания системы торгово-закупочных фирм с индустрией сортировки, охлаждения, упаковки, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции в районах ее производства, формирования оптовых продовольственных рынков, товарных бирж сельскохозяйственного сырья.
Для обеспечения намечаемых структурных преобразований предусматривается задействовать эффективный механизм государственной поддержки аграрного сектора по следующим основным направлениям:
- финансирование государственных мероприятий по повышению плодородия почв, организации ветеринарного обслуживания; проведение фундаментальных научных исследований, направленных на предупреждение инфекционных заболеваний животных, распространения вредителей растений и охрану окружающей среды;
- дотирование развития элитного семеноводства, племенного животноводства и птицеводства;
- осуществление инвестиционной политики, направленной на реализацию высокоэффективных проектов, в том числе с использованием государственных инвестиционных ресурсов, распределяемых преимущественно на конкурсной основе;
- стимулирование частных и иностранных инвестиций в перерабатывающую промышленность агропромышленного комплекса;
- оказание помощи становлению и развитию крестьянских (фермерских) хозяйств;
- формирование системы страхования в аграрном секторе с долевым участием федерального бюджета;
- осуществление залоговых операций с сельскохозяйственной продукцией;
- развитие системы фьючерсных и форвардных контрактов;
- дальнейшее сокращение степени государственного воздействия на процессы преобразования в агропромышленном комплексе;
- в целях сокращения диспаритета цен применение закупочных минимальных цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, закупаемые для государственных федеральных нужд, и залоговых цен;
- совершенствование налоговой политики, ориентация ее на стимулирование повышения эффективности сельскохозяйственного производства;
- повышение уровня таможенной защиты отечественных производителей продовольственных товаров с целью достижения баланса на рынке импортного и отечественного продовольствия;
- улучшение кредитно-расчетного обслуживания предприятий и организаций агропромышленного комплекса, привлечение в аграрный сектор коммерческого капитала путем создания сельскохозяйственных кооперативных и других банков;
- выравнивание условий жизни в городе и деревне за счет осуществления целевых программ по электрификации и газификации села, дорожному строительству;
- постепенное осуществление передачи объектов социальной инфраструктуры сельскохозяйственных предприятий на балансы органов местного самоуправления.
Важное значение придается тому, чтобы указанные меры были направлены в первую очередь на поддержку эффективно работающих сельскохозяйственных товаропроизводителей. С этой целью предусматривается создание такого механизма предоставления агропромышленным предприятиям бюджетных средств и других видов государственной поддержки, который обеспечивал бы адресное распределение ресурсов (преимущественно на конкурсной основе) при условии обязательного обоснования потребности в них и эффективности программ.
Перспективными направлениями структурной перестройки в области транспорта и связи в среднесрочном периоде будут:
В области транспорта:
- приоритетное развитие социально значимых пассажирских и грузовых перевозок;
- развитие и улучшение состояния сети транспортных коммуникаций, пополнение и модернизация парков подвижного состава и судов, прежде всего для пассажирских перевозок;
- повышение уровня безопасности движения и сохранности грузов при перевозках.
Государственное регулирование железнодорожных перевозок и перевозок в труднодоступные районы будет осуществляться путем индексации пассажирских и грузовых тарифов, а поддержка пассажирского городского и пригородного транспорта - за счет средств местных бюджетов.
Институциональные преобразования на транспорте общего пользования будут направлены на более эффективное решение задач по поддержанию транспортных систем и на сокращение непроизводительных издержек при перевозках.
Преобразования в области воздушного транспорта будут направлены на интеграцию мелких авиакомпаний и аэропортов в предприятия, объединенные на основе регионального принципа.
В области связи и информатики:
- техническое перевооружение и реконструкция электросвязи на базе современных цифровых систем, расширение новых видов услуг связи (волоконно-оптические системы, телефакс, видеотекст, подвижная сотовая телефонная связь и другие);
- развитие системы спутниковой связи и вещания для распространения программ радиовещания и телевидения, а также телефонизации по всей территории Российской Федерации, включая удаленные и труднодоступные районы;
- автоматизация и механизация предприятий почтовой связи;
- развитие микроэлектроники, внедрение в различных областях экономики новых информационных технологий, средств и систем информатизации.
5.5. Инновационная и научно-техническая политика
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 28.04.95 N 439 "О ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РЕФОРМЫ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В 1995 - 1997 ГОДАХ"