в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 21.12.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 28.04.95 N 439 "О ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РЕФОРМЫ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В 1995 - 1997 ГОДАХ"
действует Редакция от 28.04.1995 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 28.04.95 N 439 "О ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РЕФОРМЫ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В 1995 - 1997 ГОДАХ"

4.5. Развитие рынка ценных бумаг

Для российского рынка ценных бумаг, который весьма бурно и динамично развивается с начала 1991 года, неизбежными являются естественные болезни роста. Вместе с тем существует и значительный потенциал его дальнейшего развития, в частности за счет роста объемов торговли, рыночной стоимости акций и привлечения капитала.

Уже в первой половине 1995 года Правительство Российской Федерации намерено осуществить ряд первоочередных мероприятий в сфере российского рынка ценных бумаг и его инфраструктуры, направленных на увеличение притока инвестиций в российскую экономику и обеспечение дальнейшего стабильного развития российского рынка ценных бумаг:

- придание официального статуса саморегулируемым организациям участников российского рынка ценных бумаг, передача им части полномочий по контролю за исполнением действующих и выработке новых правил и стандартов российского рынка ценных бумаг, контролю за поддержанием "прозрачности" российского рынка ценных бумаг одновременно с повышением их ответственности за состояние дел в этой сфере;

- введение жестких правовых требований к участникам российского рынка ценных бумаг о "прозрачности" рынка, включая обязательное и исчерпывающее раскрытие информации профессиональными участниками российского рынка ценных бумаг и эмитентами в пределах, установленных действующим законодательством. При этом необходимо значительно повысить требования к проспектам эмиссии, в большей мере приблизив их к международным стандартам;

- введение жестких ограничений или запрет на выпуск наиболее рискованных для мелкого инвестора ценных бумаг, в том числе акций на предъявителя;

- принятие стандартного (типового) порядка выпуска муниципальных (региональных) займов, что уже в 1995 году будет способствовать появлению новых стабильных источников финансирования бюджетов соответствующих уровней, а также повышению качества ценных бумаг, выпускаемых на муниципальном и региональном уровнях;

- пересмотр и приведение в соответствие с сегодняшними реалиями и задачами российского рынка ценных бумаг существующей нормативно-правовой базы, последующая разработка на этой основе единой системы правил и стандартов Федеральной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации.

И в 1995 году, и в среднесрочном периоде политика Правительства Российской Федерации в области российского рынка ценных бумаг будет осуществляться в трех основных направлениях: разработка и совершенствование нормативно-правовой базы регулирования российского рынка ценных бумаг, развитие инфраструктуры, создание действенной институциональной системы контроля и управления за деятельностью на российском рынке ценных бумаг.

Базовые правовые нормы, регулирующие деятельность акционерных обществ и собственно российского рынка ценных бумаг, появились в 1990 - 1991 годах. Действующая нормативная база начинает реально сдерживать развитие рынка ценных бумаг, влиять в сторону уменьшения объемов инвестиций в ценные бумаги. Она была пригодна в 1992 - 1994 годах, но не соответствует тем условиям, которые могут сложиться в 1995 - 1997 годах.

Эти старые правовые нормы будут изменены, так как помимо устаревания в них есть немало противоречий и двойных толкований. Это связано с отсутствием фундаментальных законов в этой сфере, наличием многочисленных государственных органов, принимавших нормативные документы, и "белых пятен" (трастовые операции, залог ценных бумаг, ссуда ценными бумагами, новые типы институциональных инвесторов, безбумажный выпуск ценных бумаг, саморегулируемые организации участников рынка ценных бумаг и другие), которые должны быть устранены. Кроме того, будет изменена уже в 1995 году система налогов в сфере рынка ценных бумаг, которая также является тормозом для привлечения в экономику средств инвесторов, прежде всего мелких.

Развитие и укрепление инфраструктуры российского рынка ценных бумаг, в том числе с расчетом на будущее функционирование акционерных обществ, позволит им активно использовать рынок ценных бумаг как источник формирования капитала.

Правительство Российской Федерации будет предпринимать следующие меры по развитию и укреплению инфраструктуры российского рынка ценных бумаг:

- поддержка организованной торговли ценными бумагами, в том числе биржевых и внебиржевых торговых систем, создаваемых профессиональными участниками российского рынка ценных бумаг на основе:

а) организации взаимосвязанных региональных внебиржевых торговых систем по типу НАСДАК во всех основных центрах фондовой торговли (гг. Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток) для обслуживания значительной части первичного и вторичного рынка первоклассных ценных бумаг, в первую очередь рынка акций приватизированных предприятий. По мере расширения масштабов рынка будет возрастать и ликвидность акций;

б) постепенного ужесточения требований к деятельности торговых систем, в том числе российских фондовых бирж, путем повышения требований к достаточности капитала, объемам листинга, величине торговых оборотов и т.д. Особенно важно ввести систему многоуровневого листинга, предусматривающую деление ценных бумаг на первоклассные и сомнительные для повышения "прозрачности" российского рынка ценных бумаг и обеспечения доверия инвестора;

- создание взаимосвязанных депозитарно-клиринговых компаний, обслуживающих систему торговли ценными бумагами. Это позволит значительно сократить расходы по расчетам между участниками российского рынка ценных бумаг, а использование института номинального держателя сократит издержки по внесению изменений в реестр при совершении сделок;

- развитие операций хранения и выполнения поручений по сделкам с ценными бумагами иностранных инвесторов, включая создание системы гарантийных (страховых) фондов;

- осуществление жесткого контроля за соблюдением правовых норм в сфере ведения реестров акционеров, повышение ответственности предприятий за их нарушение;

- поддержка институциональных инвесторов на рынке ценных бумаг одновременно с повышением требований к достаточности капитала, качеству активов и ликвидности данных институтов. В интересах защиты прав мелких инвесторов и ускоренного развития российского рынка ценных бумаг предполагается принять ряд нормативных актов, необходимых для создания совместных фондов как нового вида коллективных инвесторов, а также инвестиционных брокеров и инвестиционных банков.

Уже в 1994 году началась, а в 1995 году будет продолжена реорганизация системы регулирования российского рынка ценных бумаг, в рамках которой функции утверждения стандартов и правил, а также в ряде случаев лицензирования и контроля переходят к Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации. Исполнение и контроль за исполнением законов в сфере российского рынка ценных бумаг должно стать функцией прежде всего саморегулируемых организаций профессиональных участников российского рынка ценных бумаг, а в отдельных случаях также и заинтересованных министерств и ведомств, региональных комиссий по ценным бумагам.

В течение 1995 года Правительство Российской Федерации предпримет необходимые меры для выведения из обращения ряда ненадежных ценных бумаг, прежде всего акций на предъявителя, свидетельств о депонировании акций (СДА), а также казначейских обязательств.

В целях расширения рынка государственных ценных бумаг и повышения его эффективности государством уже в 1995 году будет осуществлен ряд существенных мер, в частности:

- дальнейшее расширение круга первичных дилеров (банковских и небанковских структур, резидентов и нерезидентов);

- расширение круга участников вторичной торговли - допуск до нее всех без ограничений профессиональных участников рынка ценных бумаг, включая нерезидентов;

- организация внебиржевой торговли государственными ценными бумагами;

- расширение круга потенциальных инвесторов;

- совершенствование системы депозитарного обслуживания и расчетов.

Предполагается выпустить новые ценные бумаги для населения, в том числе индексированные с учетом темпов инфляции. Кроме того, будет изменена процедура торгов государственными ценными бумагами в целях повышения их доступности для инвесторов.

Для смешанного финансирования инвестиционных проектов в рамках федеральных инвестиционных программ будут использоваться схемы государственных гарантий под ценные бумаги, эмитируемые частными инвесторами.

Безотлагательное осуществление всего комплекса рассмотренных мер может уже в 1996 - 1997 годах обеспечить ежегодный приток через российский рынок ценных бумаг (РЦБ) капиталов от частных инвесторов на сумму порядка 4 - 5 млрд. долларов США только на рынок акций, а также обеспечить в определенных размерах финансирование федерального бюджета.

В целом намечаемые Правительством Российской Федерации текущие и среднесрочные меры в этой области должны в течение 2 - 3 лет вывести российский РЦБ на новый, более зрелый и адекватный мировым стандартам уровень, для которого будут характерны расширение объемов торговли и существенное снижение затрат на операции с ценными бумагами, повышение их ликвидности, значительное сокращение затрат государства и участников РЦБ по регулированию рынка.

4.6. Рынок недвижимости

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 28.04.95 N 439 "О ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РЕФОРМЫ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В 1995 - 1997 ГОДАХ"