Последнее обновление: 04.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 28.04.95 N 439 "О ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РЕФОРМЫ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В 1995 - 1997 ГОДАХ"
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В 1995 - 1997 ГОДАХ
Прогноз развития экономики на 1995 - 1997 годы исходит из положений Программы Правительства Российской Федерации "Реформы и развитие российской экономики в 1995 - 1997 годах".
Основной вариант прогноза предполагает, что ход решения поставленных задач не будет нарушаться изменениями внутриполитической ситуации, мировой экономической и политической конъюнктуры или другими неблагоприятными факторами. При этих условиях ожидается успешное осуществление основных целей Программы и прежде всего достижение макроэкономической финансовой стабилизации уже к концу 1995 года.
В случае возникновения более жестких внешнеэкономических факторов и внешнеэкономических ограничений возможно смещение в область неблагоприятных условий развития с более медленным выходом экономики на целевые ориентиры Программы, что нашло отражение в параметрах второго варианта.
Расчеты по первому варианту предполагают возможность успешной реализации мер в сфере кредитно-денежного регулирования по достижению финансовой стабилизации и снижению инфляции до 15 - 20 процентов в год.
Устойчивое и последовательное снижение темпов инфляции повысит стабильность и предсказуемость экономической ситуации, сделает невыгодными задержки платежей, повысит доступность кредитов, сдержит рост задолженности и улучшит финансовое положение эффективно работающих предприятий.
Нормализация платежных расчетов в условиях низкой инфляции исключит необходимость компенсации хозяйствующими субъектами потерь в доходах вследствие их обесценения. Можно ожидать, что этот фактор окажет понижающее воздействие на динамику инфляции издержек. Улучшатся характер и структура внутреннего спроса, стабилизируются сбережения. Расширится поле рентабельных инвестиционных проектов. Рост инвестиционного спроса и снижение относительной эффективности непроизводительных сфер приложения капиталов (за исключением покупки государственных ценных бумаг) приведут к перераспределению ресурсов в реальный сектор экономики. В результате в 1995 году существенно замедлится спад инвестиций, а в 1996 - 1997 годах можно ожидать их стабилизации и роста.
Оживление инвестиционной деятельности будет способствовать модернизации и обновлению основных производственных фондов. На этой основе возрастет конкурентоспособность выпускаемой продукции, что инициирует процессы стабилизации общего объема производства и переход в режим роста.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПРОГНОЗНЫЕ ОЦЕНКИ
РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ НА 1995 - 1997 ГОДЫ
(Вариант 1)
В начале среднесрочного периода наиболее привлекательными объектами приложения капиталов (как отечественных, так и иностранных) останутся главным образом экспортоориентированные добывающие отрасли. Это связано с запасом рентабельности, закладываемым инвесторами при расчетах окупаемости капитальных вложений, что определяется ограниченным внутренним спросом и отсутствием уверенности экономических агентов в стабильности снижения темпов инфляции. Вместе с тем переход в 1996 - 1997 годах к 1 - 2-процентной инфляции (в среднемесячном исчислении) позволит повысить надежность принимаемых экономическими агентами инвестиционных решений и расширить отраслевой спектр осуществляемых инвестиционных проектов. Можно ожидать, что в первую очередь в этот круг войдут ориентированные на внешний спрос предприятия обрабатывающих отраслей.
Таким образом, к концу среднесрочного периода возрастет дифференциация финансовых и производственных результатов работы предприятий реального сектора экономики, будет создана среда, способствующая осуществлению крупномасштабных структурных преобразований в экономике страны.
При оживлении производства в 1997 году увеличатся реальные доходы предприятий, населения и бюджета, что создаст основу для повышения стабильности спроса со стороны государства и сокращения бюджетного дефицита до 3 - 4 процентов валового внутреннего продукта. При таком размере бюджетного дефицита улучшаются условия для его покрытия за счет внутренних и внешних заимствований.
Улучшение общеэкономической ситуации создаст основу для эффективного регулирования валютного курса рубля, обеспечивающего устойчивость внешнего спроса.
Переход экономики в режим роста при низкой инфляции позволит при повышении инвестиционной активности сохранить потребление населения, обеспечивать его последующее расширение.
СТРУКТУРА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВАЛОВОГО ВНУТРЕННЕГО ПРОДУКТА
(Вариант 1, в ценах 1994 года, процентов)
<*> Оценка Минэкономики России.
Расчеты по второму варианту предполагают усиление влияния факторов, препятствующих достижению финансовой стабилизации и эффективной реализации мероприятий Программы Правительства Российской Федерации. В этом случае может быть ослаблен антиинфляционный потенциал мер в области кредитно-денежного регулирования и обострится влияние на динамику инфляции факторов, связанных с процессами трансформации структуры внутренних цен, сближения их с мировыми, а также с эффективностью использования производственных мощностей. Соответственно сдвигаются сроки достижения целевых ориентиров Программы.
Процесс формирования новых соотношений внутренних цен не завершился. Сохраняются относительно низкие сравнительно с мировыми цены на энергоносители и электроэнергию, сельскохозяйственное сырье, тарифы на железнодорожные перевозки, а также на оплату жилья и коммунальные услуги, динамика которых ограничивается особенностями внутреннего спроса. При этом в настоящее время издержки производства российских предприятий, особенно в обрабатывающей промышленности, в большинстве случаев реально выше, чем у их иностранных конкурентов. Поэтому в ближайшие годы сохранятся объективные предпосылки для повышения общего уровня цен. При низкой эффективности мер в области кредитно-денежного регулирования рост влияния указанных факторов на динамику инфляции может проявиться в большем размахе инфляционных колебаний, снижающих степень определенности при принятии хозяйственных решений экономическими агентами. Уровень инфляции, имея общую тенденцию снижения, будет выше, чем в первом варианте.
Обозначившиеся в последние годы структурные сдвиги продолжатся и в дальнейшем. Экономика страны в результате воздействия спросовых ограничений со стороны внутренних потребителей и мирового рынка, а также под воздействием формирования новых относительных цен будет продолжать приобретать все большую сырьевую направленность.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПРОГНОЗНЫЕ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ НА 1995 - 1997 ГОДЫ
(Вариант 2)
Инфляционное обесценение бюджетных расходов может сократить реальный спрос со стороны государства. Финансовое положение предприятий сохранится напряженным.
При развитии экономики по второму варианту маловероятно существенное возрастание реального спроса со стороны населения. Он будет обусловлен воздействием инфляционного налога на дифференциацию реальных доходов и потребления населения. Можно ожидать увеличения доли доходов общества, перераспределяемой в пользу элитных слоев общества. Последние не смогут сформировать значительного спроса на предметы массового потребления отечественного производства, что будет сдерживать его рост и влиять на уровень безработицы. Достижение стабилизации инвестиционной деятельности станет возможным лишь в 1996 году. В этом случае основа для стабилизации и некоторого оживления промышленного производства может быть создана к концу среднесрочного периода.
Динамика цен и инфляционные процессы
Кредитно-денежная и налогово-бюджетная политика в соответствии с Программой Правительства нацелена на снижение дефицита бюджета до 4 - 5 процентов от валового внутреннего продукта в 1996 году и до 3 процентов от валового внутреннего продукта в 1997 году.
Для плавного снижения инфляции рост денежной массы должен быть существенно ограничен. По оценке, для снижения среднемесячных темпов инфляции до 1 - 2 процентов в 1996 году темпы прироста денежной массы в течение первого полугодия 1996 года не должны превышать 1,5 - 2,5 процента в месяц при прогнозируемых темпах изменения объемов производства и валового внутреннего продукта (98 - 102 процента к 1995 году). В условиях достижения в 1997 году темпов инфляции в 1 процент в среднем за месяц рост денежной массы за второе полугодие 1 996 года и 1997 год должен составить 2 - 3,5 процента в среднем за месяц при ожидаемом росте объемов производства и валового внутреннего продукта к 1996 году на 2 - 5 процентов.
В условиях свободного ценообразования при соблюдении таких ограничений на прирост денежной массы спросовые ограничения для продавцов будут все в большей степени сдерживать рост цен. По оценке, в 1996 году уровень инфляции может составить около 20 процентов за год, или 1,5 процента в месяц, что является признаком начала финансовой стабилизации. В 1997 году инфляция составит 13 - 14 процентов за годовой период. Во втором полугодии 1997 года рост цен может стабилизироваться: по оценке, уровень инфляции будет в пределах 0,5 - 0,9 процента в месяц.
Разрабатываемые в настоящее время механизмы совершенствования регулирования цен на продукцию естественных монополий будут способствовать установлению оптимальных цен и тарифов, стимулирующих рациональное использование топливно-энергетических ресурсов и транспортных средств. В ближайшее время темпы роста будут приведены в соответствие с экономически обоснованным ростом производимых затрат, что позволит стабилизировать распределение доходности отраслей - потребителей и уровень их производства.
Темпы роста цен по отдельным отраслям также начнут плавно снижаться, однако их динамика будет различна.
Темпы прироста цен по отраслям топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в 1996 - 1997 годах будут в 1,2 - 1,5 раза опережать средние темпы прироста цен в промышленности. На продукцию, цены на которую регулируются (газ, электроэнергия - свыше 50 процентов от объема продукции ТЭКа), опережение может быть обеспечено за счет рент, акцизов и других регуляторов цен. Такой отрыв динамики цен должен стимулировать потребителей на быстрейшее освоение ресурсосберегающих технологий и постепенно приближать структуру системы цен к пропорциям мирового рынка.
Предполагается, что и в дальнейшем проводимая внешнеэкономическая политика будет способствовать сохранению положительного сальдо внешнеторгового баланса, благодаря чему темпы обесценивания рубля по отношению к доллару будут несколько ниже темпов инфляции. Этот фактор, приводящий к относительному удорожанию отечественной продукции по сравнению с продукцией зарубежных конкурентов, будет ограничивать возможности отечественных товаропроизводителей повышать цены. В связи с этим цены, прежде всего у производителей товаров народного потребления, будут расти в 1,3 - 1,8 раза медленнее, чем в среднем в промышленности. В этом случае для защиты отечественных производителей возможно использование умеренного протекционизма по отдельным видам продукции.
Темпы роста цен на продукцию промежуточных отраслей (металлургия, химия и нефтехимия) будут в 1,05 - 1,25 раза ниже средних по промышленности. На продукцию, производимую для инвестиционного сектора, в 1996 - 1997 годах темпы роста цен будут соответствовать средним ценам в промышленности, что обусловлено расширением инвестиционного спроса.
При развитии ситуации по второму варианту снижение инфляции будет происходить более медленными темпами: в 1996 году (декабрь к декабрю) - 51 - 53 процента, в 1997 году - 27 - 28 процентов. Соответственно при этих условиях процесс финансовой стабилизации может продлиться до конца 1996 - начала 1997 года, подъем экономики может начаться в более поздние сроки.
Динамика производства
Позитивные изменения в промышленном производстве будут определяться уже адаптировавшимися к рыночным условиям предприятиями и поддержкой отдельных предприятий, обеспечивающих экономическую и социальную безопасность государства.
Объективно заинтересованными в реализации такого варианта являются экспортоориентированные производства, прежде всего отрасли ТЭКа, и ряд других добывающих отраслей. За счет устойчивых финансовых поступлений от экспорта их состояние будет достаточно стабильным, что создаст условия для привлечения и отечественных инвестиций. Помимо добывающих отраслей промышленности, весьма эффективной сферой приложения капиталов может стать и экспортоориентированная первичная переработка сырья, особенно сопряженная с высокой экологической нагрузкой.
В менее благоприятной ситуации будут находиться отрасли, выпускающие продукцию в основном для внутреннего рынка. Наибольшую угрозу представляет утрата технологического потенциала в машиностроении. В то же время формирование в среднесрочном периоде благоприятного инвестиционного климата позволит активизировать приток отечественных и иностранных инвестиций, расширить внутренний рынок и на этой основе перейти к позитивным структурным преобразованиям в материальной сфере.
В 1996 - 1997 годах следует ожидать начала технического перевооружения машиностроения, пищевой промышленности и ряда других производств. Серьезным ограничением для будущего экономического роста в России является высокий уровень удельного энергопотребления. Рациональное регулирование тарифов на электро - и теплоэнергию и поэтапная реализация энергетической стратегии России позволят обеспечить последовательное сокращение энергоемкости производства. Новые экономические условия будут стимулировать перепрофилирование или закрытие отсталых производств.
Исходя из предусмотренных параметров первого варианта, можно ожидать стабилизацию промышленного производства в 1996 году (98 - 102 процента к уровню 1995 года) и его оживление к концу 1997 года (100 - 104 процента). Возрастут добыча газа, нефти, производство металлургической продукции, ряда видов машин и оборудования, товаров народного потребления. К 1997 году будет в основном завершен процесс адаптации предприятий к новым условиям хозяйствования.
По второму варианту прогноза дифференциация производственных и финансовых результатов будет существенно зависеть от микроэкономических условий деятельности предприятий. Хотя и в этом случае сырьевые экспортоориентированные отрасли находятся в более благоприятных условиях по сравнению с обрабатывающими, но это не будет так резко выражено. Общие результаты функционирования реального сектора ожидаются несколько ниже, чем в первом варианте: объем промышленного производства по сравнению с предыдущим периодом прогнозируется в 1995 году на уровне 89 - 91 процента, в 1996 году - 96 - 98 процентов, в 1997 году - 98 - 102 процентов.
При этом наиболее неблагоприятной может сложиться конъюнктура в машиностроении (особенно наукоемком), легкой промышленности, в производстве товаров народного потребления длительного пользования, а также в пищевой промышленности.
В топливно-энергетическом комплексе и других добывающих отраслях возможности экстенсивного роста производства ресурсов в среднесрочной перспективе будут исчерпываться по мере приближения внутренних цен на них к мировым и соответствующего снижения относительных преимуществ российских сырьевых отраслей. Проблема обостряется низкой эффективностью добычи и производства сырьевых, прежде всего топливно-энергетических ресурсов. При сохранении этой тенденции удорожание предлагаемых на мировой рынок сырьевых ресурсов приведет к сокращению внешнего спроса. Резервы увеличения внутреннего спроса будут ограничены финансовыми возможностями большинства предприятий и населения. Снижение экспорта топливно-энергетических и сырьевых ресурсов уменьшит финансовые возможности модернизации отечественных предприятий как добывающих, так и обрабатывающих отраслей за счет импортного оборудования и запасных частей, негативно скажется на возможностях по выплате внешней задолженности.
В этих условиях возможности развития топливно-энергетических и сырьевых отраслей будут определяться ростом обеспеченности разведанных запасов, повышением извлекаемости из недр и качеством первичной переработки.
В нефтяной промышленности прогнозируется рост объемов работ по увеличению нефтеотдачи пластов в связи с ухудшением горно - геологических условий и увеличением доли трудноизвлекаемых запасов. В связи с этим возможно увеличение производства прогрессивных технических средств, материалов и оборудования для нефтяной промышленности на предприятиях оборонного и машиностроительного комплексов. Можно ожидать расширения источников капиталовложений в российскую нефтяную промышленность за счет иностранных инвестиций не только в форме кредитов и участия в уставных капиталах совместных предприятий, но и на условиях раздела продукции. В 1996 - 1997 годах в условиях первого варианта прогнозируется ежегодное увеличение добычи нефти с доведением объема добычи нефти до 310 - 320 млн. тонн к концу периода.
Вместе с тем, в нефтеперерабатывающей промышленности без технологической реструктуризации и снижения издержек не представляется возможным прогнозировать стабилизацию производства нефтепродуктов.
За счет реконструкции и модернизации действующих производств может быть решена проблема обеспечения потребностей в моторных топливах и других нефтепродуктах при повышении эффективности использования нефтяного сырья. Необходимой задачей при этом является повышение глубины переработки нефти с 61,4 процента в 1994 году до 66 - 67 процентов в 1997 году. В этом случае объем переработки нефти можно оценить с ежегодным приростом до 5 процентов, что в 1997 году составит 180 - 190 млн. тонн.
Прогноз добычи газа исходит из умеренного и стабильного роста добычи и оценивается в 610 - 620 млрд. куб. м ежегодно, т.е. с выходом на уровень 1993 года.
В угольной промышленности ожидается сохранение на уровне, удовлетворяющем спрос, объемов добычи энергетических и коксующихся углей за счет реконструкции и модернизации действующих шахт и разрезов и ввода в действие новых мощностей. Необходимо также проведение работ по закрытию неперспективных шахт и разрезов и переселению шахтерских семей, создание новых мощностей в районах Дальнего Востока и Восточной Сибири. Добыча угля прогнозируется в интервале 250 - 270 млн. тонн.
В электроэнергетике в основном за счет собственных средств предприятий прогнозируется совершенствование структуры действующих мощностей, обновление устаревших производственных фондов на тепловых электростанциях, строительство малых гидростанций, замена мазута на газовое топливо, улучшение энергоснабжения в регионах Дальнего Востока, Забайкалья, Северного Кавказа. Выработка электроэнергии в 1996 году оценивается примерно на уровне 1995 года, а в 1997 году ожидается ее небольшой прирост.
В металлургической промышленности развитию отраслей препятствуют высокая энергоемкость производства, особенно в условиях роста цен на энергоносители, и узкая номенклатура производимой продукции, не отвечающая структуре внутреннего и внешнего рынков. В 1996 - 1997 годах с учетом увеличения спроса на металлопродукцию на внутреннем и внешнем рынках прогнозируется стабилизация производства основных видов продукции с ростом его к концу периода. Однако при сохранении существующей структуры спроса на металлопродукцию стабилизация объемов производства может быть достигнута при снижении выпуска изделий дальнейшего передела, что сузит базу реконструкции отраслей, выпускающих конечную продукцию.
В химическом комплексе основные проблемы связаны с удорожанием основных компонентов производства, являющихся одновременно сырьем для выпуска продукции и обслуживающих производственный процесс. Возможно расширение производства продукции, ориентированной на внешние рынки, с учетом переноса экономически вредных производств с территории развитых государств. Однако привязка отрасли к спросу иностранных потребителей обусловливает усиление ее подверженности колебаниям мировой экономической конъюнктуры. В отраслях комплекса в основном за счет собственных средств будут проводиться мероприятия по модернизации действующих производств, увеличению выпуска прогрессивных видов удобрений, переработке отходов производства фосфорных и сложных удобрений, а также по организации выпуска новых эффективных и экологически безопасных химических средств защиты растений.
В фармацевтической промышленности предполагается увеличение выпуска жизненно необходимых медикаментов, в том числе препаратов для лечения сердечно-сосудистых, нервно-психических, онкологических и других заболеваний, что позволит улучшить обеспечение ими населения и лечебно-профилактических учреждений здравоохранения.
В 1996 году в целом по комплексу ожидается замедление спада выпуска продукции (до 1 - 3 процентов против 1995 года), при этом производство основных видов химической продукции в натуральном выражении сохранится практически на уровне оценки 1995 года. В 1997 году прогнозируются стабилизация и начало роста выпуска химической продукции.
В машиностроении основные проблемы состоят в ухудшении качественного состояния и уменьшении объема его инвестиционного ядра, обусловленного сокращением спроса. Малый инновационный задел будет объективно препятствовать росту конкурентоспособности отечественной машиностроительной продукции, прежде всего инвестиционного назначения, на внутреннем и внешнем рынках. Наиболее опасно отсечение от инвестиционной сферы отечественного машиностроения, ориентированного на конечного потребителя, с его переориентацией на покупку технологического оборудования за рубежом.
В условиях повышения инвестиционной активности развитие наукоемких отраслей машиностроения (станкостроение и приборостроение), имеющих наиболее глубокий спад производства, будет зависеть от способности выдержать конкуренцию зарубежных фирм при повышении качества и снижении издержек. В противном случае возможным будет только воспроизводство устаревших образцов оборудования при общем снижении их выпуска.
В 1996 году темпы падения выпуска машиностроительной продукции замедлятся и составят к уровню предыдущего года 4 - 10 процентов. При этом за счет наращивания выпуска пользующихся устойчивым спросом малотоннажных автомобилей возрастет в 1,2 раза производство грузовых автомобилей, а выпуск легковых автомобилей, грузовых и пассажирских магистральных вагонов, электровозов и тракторов стабилизируется на уровне оценки 1995 года.
В оборонном комплексе развитию производства будут препятствовать:
- отсутствие финансовых возможностей для увеличения государственного оборонного заказа;
- сильное влияние внешнеэкономических факторов на мировом рынке военной продукции;
- высокая капиталоемкость перепрофилирования военных производств на выпуск гражданской продукции.
На предприятиях оборонного комплекса предусматривается реализация мер, направленных на перепрофилирование производственных мощностей. В случае реализации Программы производство гражданской продукции в 1996 году стабилизируется на уровне 1995 года, а в 1997 году увеличится на 3 - 5 процентов. При этом в 1997 году доля гражданской продукции в общем объеме производства оборонной промышленности возрастет до 87 - 88 процентов.
В лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности прогнозируется совершенствование структуры выпускаемой продукции за счет внедрения прогрессивных технологий, в первую очередь в лесозаготовительной промышленности, и освоения новых видов лесоматериалов, конкурентоспособных на рынках сбыта.
В связи с благоприятной ситуацией, сложившейся на мировом рынке, прогнозируется увеличение выпуска бумаги, картона и товарной целлюлозы.
В 1997 году выпуск лесобумажной продукции увеличится на 2 - 7 процентов. В отраслях лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности практически приостановится спад выпуска важнейших видов продукции.
В промышленности строительных материалов будет развиваться производство эффективных стеновых материалов и мелкоштучных изделий на основе местного сырья, эффективных изделий и конструкций для малоэтажного строительства и обустройства усадебных домов, коттеджей и фермерских хозяйств, улучшится сырьевая база горнодобывающих предприятий.
Можно ожидать, что отечественные строительные материалы и изделия на внутреннем рынке будут предпочтительнее для потребителей по сравнению с более дорогими импортными аналогами.
В 1996 году общий выпуск строительных материалов и изделий составит 94 - 98 процентов от ожидаемого уровня 1995 года.
В 1996 году замедлится спад производства товаров народного потребления, а по некоторым видам товаров народного потребления ожидается стабилизация выпуска (легковых автомобилей, телевизоров и др.).
В 1997 году производство товаров составит 98 - 100 процентов к уровню 1996 года. По некоторым видам товаров ожидается рост производства.
В развитии производства товаров легкой промышленности препятствием является слабая оснащенность действующих заводов для достаточно эффективной переработки отечественного сырья. В России имеется сырьевая база для производства шерстяных и льняных тканей, что при тенденции развития моды в одежде может обеспечить выпуск высококачественных и конкурентоспособных изделий как для населения с высоким уровнем дохода, так и для средних слоев населения. Но изменение относительных цен на сырье и продукцию перерабатывающей промышленности, приводящее к их диспаритету, вызывает дополнительные трудности для отрасли при использовании отечественного сырья.
В 1996 году темпы снижения производства товаров легкой промышленности несколько замедлятся, но будут еще значительными, и только в 1997 году можно ожидать стабилизации производства на уровне предыдущего года.
Предприятия, производящие товары народного потребления, будут испытывать на российском рынке наиболее жесткую конкуренцию со стороны зарубежных фирм. Поэтому основной проблемой остается повышение конкурентоспособности и расширение ассортимента товаров. В противном случае целый ряд производств утратит рынки сбыта. В первую очередь это касается продукции легкой промышленности и товаров длительного пользования.
Для развития экономики Российской Федерации серьезную проблему представляют состояние и перспективы развития сельского хозяйства как из-за имеющихся серьезных спросовых ограничений на его продукцию (в том числе конкуренции импортных товаров), так и из-за распада традиционной системы поступления материальных ресурсов в отрасль, опиравшейся на дотации и централизованную финансовую помощь. Возможности нормализации состояния сельского хозяйства будут зависеть прежде всего от стабилизации общеэкономической ситуации и расширения емкости внутреннего рынка. С учетом специфики данной отрасли необходимо сохранение определенного регулирующего воздействия государства, особенно на рынке продовольствия.
Прогноз производства важнейших видов продукции представлен в прилагаемой таблице.
Внешнеэкономическая деятельность
Внешнеэкономическая деятельность России со странами дальнего зарубежья будет проходить под влиянием взаимодействия противоречивых факторов.
Среди внутренних факторов на формировании динамики и структуры внешнеторгового оборота России в значительной степени будет сказываться несформированность системы государственной поддержки экспорта, прежде всего машинно-технического, что замедлит его переориентацию в сырьевой направленности.
Внешние факторы, которые влияют на формирование объемов и структуры внешнеторговых потоков, складываются более благоприятно для России, чем это было в последние два года. Есть основания ожидать благоприятной конъюнктуры на основных мировых товарных рынках для российских товаров, что особенно важно с точки зрения возможностей наращивания экспортных поставок.
Вместе с тем, увеличивающийся внешний долг России, наличие дискриминационных барьеров на внешних рынках для российских товаров будут осложнять развитие внешнеэкономической деятельности.
В структуре товарного экспорта из России будут доминировать топливно-сырьевые составляющие. Нефть, газ и нефтепродукты останутся и в обозримом будущем основой российского экспорта. Последовательное осуществление программы реформ, либерализация внешнеэкономической деятельности, улучшение инвестиционного климата, ожидаемый приток инвестиций в экспортоориентированные добывающие отрасли приведут к увеличению российского экспорта в 1995 - 1997 годах, чему будет способствовать и сохраняющаяся в этот период рентабельность экспорта по сравнению с внутренним рынком.
Ожидается дальнейший рост спроса на тяжелый мазут, природный и углеводородные сжиженные газы с возможным ростом цен на эту продукцию.
Рынки лесоматериалов и основных видов металлопродукции будут характеризоваться устойчивостью.
По мере стабилизации экономики, увеличения платежеспособного спроса на внутреннем рынке следует ожидать снижения темпов роста экспорта топливно-сырьевых товаров в 1997 году.
В структуре экспорта в 1997 году прогнозируется уменьшение удельного веса сырьевых товаров, что обусловливается как наращиванием спроса со стороны отечественной перерабатывающей промышленности, так и увеличением доли машиностроительной продукции в экспорте.
Важной статьей российского экспорта будут по-прежнему металлы и драгоценные камни.
В результате конверсии военно-промышленного комплекса России в ближайшие годы можно ожидать увеличения экспорта наукоемких конструкционных материалов - сплавов черных и цветных металлов, композиционных материалов, герметиков, а также дорогостоящих металлов, таких как ванадий, магний, ртуть, сурьма.
Существенное влияние на повышение экономической эффективности и совершенствование структуры экспорта химической, агрохимической, нефтехимической и других отраслей промышленности окажут активизация инвестиционной политики, привлечение в промышленность необходимых отечественных и иностранных ресурсов. Химические и нефтехимические товары должны стать наиболее динамичной экспортной подгруппой обработанного промышленного сырья.
В российской промышленности имеется ряд отраслей и отдельных производств, которые имеют определенные конкурентные преимущества на мировом рынке и могут вызвать изменения в структуре российского экспорта в пользу машинно-технической продукции. Прежде всего это авиакосмическая и атомная отрасли, энергетика, лазерные техника и технологии, разработка программного обеспечения для ЭВМ.
Можно рассчитывать на увеличение экспорта машинно-технической продукции с 2,2 млрд. долларов США в 1995 году до 3,5 млрд. долларов США в 1997 году.
Основные направления развития экспорта технического содействия на период 1995 - 1997 годов предполагают строительство новых объектов, расширение и модернизацию ранее построенных в Китае, Индии, Пакистане, Ираке, Египте и других странах.
Импорт товаров в Россию в рассматриваемый период будет формироваться под воздействием таких факторов, как изменение структуры потребностей внутреннего рынка и платежеспособного спроса, уровня импортных пошлин, динамики курса рубля и темпов инфляции, установление предельных объемов внешних заимствований.
Импорт сырья, материалов и товаров народного потребления увеличится до 21 - 22 млрд. долларов США в 1997 году против 18,5 млрд. долларов США в 1994 году. В этот период сохранятся закупки таких продовольственных товаров, как сахар, растительное масло и ряд других.
Импорт машин и оборудования в прогнозируемый период будет формироваться под воздействием необходимости обеспечения современным технологическим оборудованием жизненно важных отраслей национальной экономики для завершения ввода в эксплуатацию ряда объектов народного хозяйства, сооружаемых на базе импортного оборудования, а также реализации принятых программ технического перевооружения различных отраслей.
Прогнозируется увеличение объема поставок в рамках кооперационных связей.
Можно ожидать, что объем импорта машин и оборудования за счет всех источников финансирования увеличится до 15 - 17 млрд. долларов США в 1997 году против 9 ,5 млрд. долларов США в 1994 году.
Составной частью импорта в рассматриваемом периоде будут поставки товаров в счет погашения государственных кредитов, ранее предоставленных развивающимся странам бывшим СССР. Основные объемы поставок товаров традиционного экспорта ожидаются из Индии, Индонезии, Турции, Вьетнама.
Объем предполагаемых строительных услуг, оказываемых инофирмами в строительстве и реконструкции объектов на территории Российской Федерации в 1996 - 1997 годах, прогнозируется на уровне 0,8 млрд. долларов США ежегодно.
В прогнозируемый период каких-либо принципиальных изменений в географии и структуре внешнеторговых связей России не произойдет. Наибольший удельный вес во внешнеторговом товарообороте России будут занимать развитые капиталистические страны. Емкость западноевропейского рынка по топливно-сырьевым товарам позволяет в перспективе увеличить экспорт этих товаров из России. Импортная политика будет ориентирована на закупку из этих стран высокопроизводительного оборудования и машин, а также современных технологий по глубокой переработке сырья, производству товаров народного потребления.
К настоящему времени удалось преодолеть спад во взаимном товарообороте со странами Восточной Европы и наметилось некоторое оживление. Однако сырьевая направленность российского экспорта в эти страны сохраняется.
Динамика товарооборота России с большей частью развивающихся стран приобрела снижающуюся тенденцию, что объясняется, главным образом, прекращением экономического содействия этим странам. Вместе с тем с учетом имеющихся деловых контактов и емкого рынка для российской машинно-технической продукции, в том числе военной, перспективы стабилизации и последующего расширения объемов товарооборота с этими регионами представляются достаточно благоприятными.
Социальная политика
Социальная политика будет направлена на закрепление наметившихся тенденций стабилизации уровня жизни населения, создание необходимых условий для его повышения по мере преодоления кризиса, сокращение масштабов бедности, смягчение процессов дифференциации населения по уровню доходов посредством проведения умеренно жесткой политики налогообложения личных доходов населения, направляемых на потребление, стимулирование трудовой и предпринимательской активности, проведение активной политики на рынке труда, создание системы социально-экономической защиты работников наемного труда, реформирование системы социальной защиты населения на принципах адресности, недопущение снижения существующих социальных гарантий.
Стабилизация доходов основной части населения, снижение темпов инфляции, создание надежного механизма защиты вкладов населения будут способствовать расширению участия населения в инвестиционных программах, включая финансирование социальных программ.
С 1996 года начнется процесс восстановления денежных сбережений населения, который окажет положительное воздействие на динамику доходов населения, в первую очередь его социально уязвимых слоев.
Народонаселение и миграция. По предварительным расчетам, за 1995 - 1997 годы численность населения сократится на один миллион человек (естественная убыль составит 2,9 млн. человек, миграционный прирост - 1,9 млн. человек).
Предполагается, что в ближайшей перспективе тенденция стабилизации рождаемости закрепится.
Сохранится тенденция к снижению миграционной активности населения России. Основным направлением внутрироссийских миграций останется передвижение населения из Сибири и Дальнего Востока в европейскую часть страны.
Движение в Россию будет основным в миграционных перемещениях между государствами СНГ и Балтии. В прогнозируемом периоде сальдо миграционного обмена с этими государствами превысит 2 млн. человек.
Число вынужденных мигрантов, имеющих официальный статус, в соответствии с Федеральной миграционной программой будет возрастать в среднем за год примерно на 400 тыс. человек.
Занятость населения и безработица. Численность трудовых ресурсов к концу 1997 года сократится по сравнению с 1994 годом на 0,9 млн. человек в основном за счет высвобождения работников старше трудоспособного возраста и роста численности неработающих инвалидов I и II групп.
По прогнозной оценке, численность занятых в отраслях народного хозяйства составит: в 1995 году - 66,8 млн. человек, в 1996 году - 65,2 млн. человек и в 1997 году - 64,3 млн. человек.
Ускорится процесс перераспределения работников между различными секторами экономики. К 1997 году численность занятых на предприятиях и в организациях госсектора сократится по сравнению с 1994 годом на 11,5 млн. человек по 1 варианту и на 10 млн. человек по 2 варианту.
Численность занятых в частном секторе за 1995 - 1997 годы увеличится на 5,6 млн. человек по 1 варианту и на 3,6 млн. человек по 2 варианту. Доля занятых в частном секторе увеличится с 34 процентов в 1994 году до 45 процентов в 1997 году по 1 варианту и до 42 процентов по 2 варианту.
Ожидается дальнейшее перераспределение работников из материальной сферы в сферу обслуживания населения.
Развитие секторов экономики и отраслей народного хозяйства в период до 1997 года, по расчетам, не обеспечит трудоустройство высвобождаемых работников. В этой связи увеличится численность занятых в домашнем и личном подсобном хозяйстве с 5,8 млн. человек в 1994 году до 7,1 млн. человек в 1997 году по 1 варианту и до 7,3 млн. человек по 2 варианту.
В 1997 году возрастет численность населения, не занятого в отраслях экономики и на учебе, до 6,7 - 6,5 млн. человек (по 1 и 2 вариантам) против 4,4 млн. человек в 1994 году. Обострится проблема безработицы.
Численность безработных в среднегодовом исчислении составит в 1997 году 4,0 млн. человек по 1 варианту и 3,5 млн. человек по 2 варианту с ростом против 1995 года на 0,8 - 0,6 млн. человек.
Политика в области оплаты труда и доходов будет направлена на создание условий для ее роста путем поэтапного снятия ограничений на использование фондов потребления предприятий.
Продолжится процесс монетизации бюджетов семей за счет роста расходов на услуги. Прогнозируемое в 1996 - 1997 годах улучшение экономической конъюнктуры будет способствовать рациональным изменениям в структуре потребительских расходов семей.
Ожидается снижение доли затрат на питание при некотором увеличении их на непродовольственные товары.
Прожиточный минимум населения по 1 варианту на конец 1996 года составит 360 тыс. рублей и увеличится по сравнению с 1995 годом в 1,3 раза; на конец 1997 года - 440 тыс. рублей и увеличится по сравнению с 1996 годом в 1,2 раза. Среднемесячная заработная плата при этом прогнозируется в размере 534 тыс. рублей в 1996 году, 610 тыс. рублей - в 1997 году. Ожидается сокращение части населения с доходами ниже прожиточного минимума.
ПРОИЗВОДСТВО ВАЖНЕЙШИХ ВИДОВ ПРОДУКЦИИ
Показатели | Единица измерения | 1994 год отчет | 1995 год | 1996 год | 1997 год | |||
прогноз | прогноз | прогноз | ||||||
1 вариант | 2 вариант | 1 вариант | 2 вариант | 1 вариант | 2 вариант |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
(в среднегодовом исчислении)
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
БАЛАНС ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ
ПРОГНОЗНЫЕ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ НА 1995 - 1997 ГОДЫ
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 28.04.95 N 439 "О ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РЕФОРМЫ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В 1995 - 1997 ГОДАХ"