в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 30.06.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Опрос

Приходилось ли Вам участвовать в коррупции (брать или давать взятку) в этом месяце?

нет

да

Поиск

Антиконституционность

- противоречие закона, иного нормативного правового акта либо международного или внутригосударственного договора конституции (основному закону государства). В качестве тождественных используются термины 'противоконституционность', 'неконституционность', 'несоответствие конституции'. Согласно Конституции РФ (ст. 125), предметом оценки Конституционного Суда РФ в части соответствия Конституции РФ могут быть: федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституции, уставы, а также законы и иные нормативные акты субъектов РФ, изданные по вопросам, относящимся к ведению органов власти РФ и совместному ведению органов власти РФ и органов власти субъектов РФ (если этим своим актом субъект РФ вторгся в федеральную компетенцию. - С. А.), договоры между органами власти РФ и субъекта РФ, а также между органами власти субъектов РФ; не вступившие в силу международные договоры РФ. Что конкретно оценивается при определении антиконституционности либо соответствия акта или договора конституции? Согласно Федеральному конституционному закону о Конституционном Суде РФ 1994 г. (ст. 86), Конституционный Суд устанавливает соответствие конституции нормативных актов органов государственной власти или договоров между ними по следующим шести позициям(в отдельности или в сочетании - это зависит от конкретного дела): 1) по содержанию норм. Если нормы акта или договора противоречат Конституции, это - основание для признания их не соответствующими Конституции. 2) по форме нормативного акта или договора. Если для документа использована не та форма, которая следует из Конституции, это - основание для признания акта противоречащим Конституции, даже если он превосходен по содержанию. Например, согласно ст. 6, гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом; если вдруг вместо него появится положение о гражданстве, даже и утвержденное федеральным законом, это будет несоответствием Конституции по форме нормативного акта. 3) по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие(акта или договора). Представим, что при прохождении закона в одной из палат Федерального Собрания не было кворума; если это выявилось позже, есть основания признать закон не соответствующим Конституции по мотивам нарушения порядка принятия. 4) с точки зрения установленного Конституцией РФ разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Данное основание может проявиться в разных аспектах: в подмене одного органа другим и принятии вместо него соответствующего нормативного акта (к примеру, может быть спор о том, что вопрос составляет предмет закона, а урегулирован президентским указом); в установлении в принятом нормативном акте таких отношений между государственными органами, которые не соответствуют принципу разделения властей (к примеру, КС РФ, оценивая Устав Алтайского края и отношения между главой администрации и законодательным собранием края, в своем постановлении от 18 января 1996 г. отметил, что установление общей подотчетности исполнительной власти законодательной власти - с правом последней давать какие-либо указания или принимать меры ответственности по отношению к должностным лицам исполнительной власти - противоречит указанному конституционному принципу). 5) с точки зрения установленного Конституцией РФ разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти. Этот принцип конкретизирует предыдущий по федеральному уровню и не позволяет органам вторгаться в компетенцию друг друга. 6) с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, установленного Конституцией РФ, федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Это - также развитие принципа разделения властей, поскольку он должен применяться не только между органами одного уровня, но и обеспечивать разделение полномочий между различными уровнями управления в государстве. Поясним это примером: согласно Конституции РФ, к совместному ведению РФ и ее субъектов относится установление общих принципов организации местного самоуправления в РФ (п. 'н' ст. 72). В порядке реализации конституционного положения принят Федеральный закон'Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации' от 12 августа 1995 г. В его развитие должны быть приняты законы о местном самоуправлении субъектов РФ. Если бы Федеральный закон назывался 'О местном самоуправлении в Российской Федерации' и тем самым выступал бы как акт прямого действия, он нарушал бы Конституцию РФ. (С. А.)

Юридический словарь