В Комитете Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям поддержали дополнительные поправки в 214-ФЗ. По итогам обсуждения депутаты рекомендовали коллегам принять их в первом чтении. О каких конкретно изменениях идет речь и является ли этот документ финальной версией?
Напомним, что с 1 июля 2019 года правила игры на рынке изменятся: застройщики не смогут напрямую привлекать средства дольщиков и будут финансировать строительство за счет банковских кредитов. Дольщикам гарантируют сохранность средств и получение жилья, так как их счета вплоть до сдачи комплекса в эксплуатацию будут храниться на специальных эскроу-счетах. Новые правила вызвали немало дебатов как в банковском сообществе, так и среди девелоперов. Каждая сторона стремится обеспечить соблюдение своих интересов, участвуя в обсуждениях на профильных мероприятиях и направляя свои пакеты предложений законодателям и ведомствам. Государство же стремится в первую очередь защитить права покупателей недвижимости, повысить уровень прозрачности рынка жилья, исключить появление обманутых дольщиков, при этом стоит задача соблюсти баланс интересов. Поэтому закон и поправки к нему находятся в процессе активного обсуждения. Пакет изменений, одобренный депутатами, не означает, что данная версия документа - финальная.
Рассмотрим, за что народные избранники будут голосовать на пленарном заседании Госдумы 4 декабря. Это ключевые вопросы, которые касаются в первую очередь усиления контроля целевого использования средств, полученных от граждан-участников долевого строительства.
·Размер платежей, подлежащих исполнению по каждому проекту строительства, реализуемому на основании договоров в рамках комплексного освоения территории, устанавливается застройщиком самостоятельно, исходя из расчетного суммарного объема денежных средств, подлежащих уплате по договору, пропорционально планируемой стоимости каждого проекта. "Что это означает? Что застройщик будет пропорционально распределять затраты при освоении территории, и это даст возможность снизить риски по незавершению строительства", - пояснил заместитель министра строительства РФ Никита Стасишин.
·Ответственность бенефициаров застройщиков за убытки, причиненные по их вине дольщикам, с солидарной на субсидиарную. Это значит, что компании-совладельцы теперь будут нести не общую, а персональную ответственность перед дольщиками. Солидарная ответственность предполагала, что обязательства несут все одновременно.Никита Стасишин объяснил, что солидарная ответственность «может быть применена к широкому кругу лиц внутри компаний- застройщиков», и поэтому она увеличила риски криминализации отрасли, появления номинальных руководителей, фиктивных акционеров и бенефициаров". Субсидиарная ответственность означает, что отвечать будет именно там фирма, которая подписала договор. По мнению инициаторов поправок, это позволит создать привлекательные для девелоперов условия, в том числе, при реализации механизмов по развитию застроенных территорий.
·В 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» вводится новая статья 201, которая регламентирует ответственность членов жилищно-строительного кооператива «в пределах сумм накоплений (паев), подлежащих возврату или возвращенных при прекращении членства в ЖСК, если признаки банкротства ЖСК возникли в результате виновных действий или бездействия указанных лиц». Законопроектом предлагается запретить создавать новые ЖСК из числа членов прежнего кооператива, чтобы подать на банкротство первичной организации. Другими словами, если ЖСК обанкротилось по чьей-то вине, то виновные должны заплатить рублем, а не создавать новую организацию. "Мы убираем еще одну лазейку для нерадивых участников рынка - преднамеренное банкротство ЖСК", - резюмировал заместитель министра строительства РФ.
Как отметили в Государственной Думе, законопроект еще будет дорабатываться и по других направлениям, но уже на этапе второго и третьего чтений.