О чем говорят нормы закона?
Статья 4 Закона о защите прав потребителя прямым образом затрагивает вопрос намеренной реализации некачественного товара продавцом – это запрещено. А статья 25 этого же закона предоставляет право покупателям вернуть товар продавцу, если он окажется некачественным, в связи с чем можно сделать вывод, что любой товар на прилавке должен быть качественным, но если вы обнаружили заводской брак продукта – у продавца нет возможности уйти от ответственности и не вернуть за него денежные средства.
Если вы купили товар с недостатком, но не решили, как с ним поступить, законом предусмотрены следующая вариация действий для покупателя:
- Предложить продавцу за его счет исправить недостатки в приобретенном товаре или устранить их самостоятельно, потребовав соразмерную компенсацию с продавца
- Потребовать снижения стоимости данного товара (соразмерную ремонту)
- Обменять товар на аналогичный либо на более дорогой с соответствующей доплатой
- Вернуть товар в магазин с полной компенсацией затраченных денежных средств
Важно: товары, отнесенные к категории сложно-технических устройств подлежат возврату или обмену только после получения заключения экспертизы, подтверждающей, что природа происхождения дефектов – заводской брак, а не неправильная эксплуатация покупателем.
Сроки для обращения к продавцу с претензией о некачественном товаре определены законодательно и различаются для товаров с гарантией и без гарантийного обслуживания. В случае, если производитель предоставляет заводскую гарантию на товар, то срок для его ремонта, возврата или обмена определяется сроком гарантийного обслуживания. Если же товар реализуется без гарантии, то потребовать исправления появившихся дефектов в ходе эксплуатации возможно в течение 2х лет с момента покупки.
Направляем официальный документ продавцу
Если сроки для обращения к продавцу по поводу некачественного товара еще не истекли, покупателем составляется претензия по качеству товарав письменном виде, в которой детально будут прописаны характер дефектов и история их обнаружения. Помните, что составлять такой документ необходимо в установленной форме, образец претензии можно найти на сайте INFO-POTREBITEL.RU.
Алгоритм действий покупателя после составления претензии:
- Вручаем документ лично или почтовым заказным письмом
- Для продавца срок предъявления ответа на претензию ограничен 10 днями, ждем истечения этого срока
- В случае положительного ответа получаем денежные средства
- Если продавец не согласен с поставленными требованиями, готовим иск в суд
Сроки предъявления исковых требований в суд составляют 30 дней с момента отправления претензии продавцу, именно поэтому так важно официальным образом передать претензию магазину. Лучше это делать путем направления заказного письма на юридический адрес продавца, так у вас будет подтверждение отправки – штемпель почтовой службы. Если выбрали вариант личной передачи претензии, то стоит потребовать поставить печать юридического лица или ип на втором экземпляре претензии, который остается у вас.
Ситуации, когда суд неизбежен
Самый частый спор между продавцом и покупателем касается наличия вины самого покупателя, магазин практически всегда будет настаивать на том, что вы купили новый исправный товар, а вы виноваты в том, что его сломали, так как эксплуатировали неправильно. Субъективная оценка продавца довольно часто переносит спор в стены суда, где придется доказать путем заказа независимой экспертизы, что изделие не соответствует заявленным производителем требованием.
Крайне сложно происходит процесс доказывания, когда дело касается одежды или обуви, ведь зачастую к концу сезона зимние или осенние сапоги приходят в негодность, а продавец будет утверждать, что вы носили не по погоде или вовсе не использовали защитные средства. Однако необходимо помнить, что ваше право на возврат защищено законом и суд будет на вашей стороне, так как сезонная обувь и одежда должна служить покупателю весь сезон, независимо от того, как ее будут носить и будет ли за ней надлежащий уход.
Бояться обращения в суд не стоит, тем более, что покупатели в спорах о качестве товара освобождаются от уплаты госпошлин. Чаще всего на такие судебные споры адвокат или юрист не требуется, потому как суд принимает решение исходя из результатов новой независимой экспертизы, которая будет назначена после вашего первого обращения в суд. Но если для собственной уверенности и спокойствия необходимо прибегнуть к услугам юриста по защите прав потребителя, необходимо помнить, что стоимость юридических услуг и иных затрат, сопряженных с этим спором, вы можете взыскать с ответчика – магазина в случае положительного решения суда.
Заключение
После того, как вы совершили покупку, особенно если стоимость велика, сразу определите, какой гарантийный срок предоставляется от производителя товара. Если гарантии на товар не предусмотрено, помните, что закон выделяет разумный срок для выявления дефектов продукции, он не должен превышать двух лет.
В указанные сроки обращение к продавцу начинается с письменного требования возврата товара или бесплатного устранения дефектов. Если в течение 10 дней ответа нет, или вы получили отказ, не теряйте возможность бесплатного обращения в суд за защитой своих прав.