в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 06.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СБОРУ АУДИТОРСКИХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ПРИ ПРОВЕРКЕ РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ" (утв. Минфином РФ 23.04.2004)
действует Редакция от 23.04.2004 Подробная информация
"МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СБОРУ АУДИТОРСКИХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ПРИ ПРОВЕРКЕ РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ" (утв. Минфином РФ 23.04.2004)

II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СБОРУ АУДИТОРСКИХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ПРИ ПРОВЕРКЕ ПОЛНОТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НДС

2.1. Проверка соблюдения положений учетной политики

N п/п Проверяемые вопросы Требования нормативных документов
1. Принятие и утверждение учетной политики Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации (п.12 ст.167 НК РФ).
Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода. Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, считается применяемой со дня создания организации (п.12 ст.167 НК РФ)
2. Применение учетной политики Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации.
Учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех обособленных подразделений организации (п.12 ст.167 НК РФ).
В случае, если налогоплательщик не определил, какой способ определения момента определения налоговой базы он будет использовать для целей исчисления и уплаты налога, то применяется способ определения момента определения налоговой базы "по отгрузке" (п.12 ст.167 НК РФ)
3. Переход с учетной политики "по оплате" на учетную политику "по отгрузке" При переходе с начала календарного года с момента определения налоговой базы "по оплате" на момент определения налоговой базы "по отгрузке" суммы НДС по товарам, отгруженным в предшествующем календарном году и ранее, подлежат перечислению в бюджет по мере поступления средств за эти товары.
Таким образом, аудитору следует проверить наличие раздельного учета таких операций.
Следует обратить внимание на необходимость заполнения в данном случае строки 1.1 Приложения Е "Операции по реализации товаров (работ, услуг), связанные с погашением (списанием) дебиторской задолженности за ранее отгруженные товары (работы, услуги)" к налоговой декларации.

В ходе проверки могут использоваться рабочие документы аудитора по форме РД-1:

Форма РД-1

Проверка соблюдения положений учетной политики

Налоговый (отчетный) период Хозяйственная операция Вариант, фактически применяемый организацией Учетной политикой организации предусмотрено Примечание
Первичный документ Содержание операции "по отгрузке" "по оплате"
N дата название сумма

Результаты проверки отражаются в отчетном документе по форме ОД-1.

Форма ОД-1

Результаты проверки соблюдения положений учетной политики

Период (указать год) N и дата приказа об учетной политики Согласно приказа Фактически применяемый организацией способ Влияние на налоговые обязательства Рекомендации
"по отгрузке" "по оплате" Не определен "по оплате" "по отгрузке"
Проверяемый период
________год
Предыдущий период
________год

2.2. Проверка сопоставимости данных налоговой отчетности, бухгалтерского учета и книги продаж.

Проверка сопоставимости данных налоговой отчетности, учета и книги продаж осуществляется с использованием рабочих документов РД-2, РД-2.1, РД-2.2, РД-2.3, РД-2.4, РД-2.5.

При этом следует учесть изменения, внесенные в "Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС" Постановлением Правительства РФ N 575 от 27.07.02 г. С 1 августа счет-фактура, выписанный на сумму полученного аванса, после отгрузки должен регистрироваться не в книге продаж, а в книге покупок.

При наличии отклонений между данными бухгалтерского учета, отчетности и книги продаж следует проанализировать ситуацию, выявить причины отклонений и сделать соответствующие выводы.

Наиболее распространенными причинами отклонений являются:

внесение в бухгалтерский учет текущего отчетного периода исправлений за предыдущие отчетные периоды.

При этом необходимо сопоставить исправительные проводки в бухгалтерском учете с декларацией за тот отчетный период, в котором допущены нарушения и за который внесены исправления в текущем отчетном периоде.

Налоговым нарушением является непредставление налогоплательщиком уточненного расчета за налоговый период, в котором совершена ошибка, либо представление уточненного расчета на сумму разницы (ошибки).

При обнаружении ошибок в поданных за предшествующие периоды декларациях по налогу на добавленную стоимость, в налоговые органы должен представляться новый (полный) уточненный налоговый расчет за те налоговые периоды, в которых были допущены ошибки (п.10 приказа МНС РФ от 21.01.02 г. N БГ-3-03/25 "Об утверждении Инструкции по заполнению декларации по налогу на добавленную стоимость");

наличие сумм НДС, уплаченного налогоплательщиком по принятым к учету товарам (работам, услугам), в т.ч. основным средствам и нематериальным активам, включенного ранее в налоговые вычеты и подлежащего восстановлению, которые отражаются в учете проводкой Д19-К68/ндс. При этом в декларации эти суммы уменьшают налоговые вычеты (отражаются по строке 430) и в книгу продаж не включаются. Таким образом, данные учета, отчетности и книги продаж не будут сопоставимы.

3) Другие причины

В ходе проверки составляются рабочие документы по форме РД-2, РД-2.1, РД-2.2, РД-2.3, РД-2.4, РД-2.5.

Форма РД-2

Сопоставимость данных налоговой декларации с данными бухгалтерского учета и книги продаж

Налоговый (отчетный) период Данные налоговой декларации Данные книги продаж Отклонения Причины отклонений Кредит 68/ндс Отклонения Причины отклонений
Показатели
стр.350 стр.480 Итого
1 2 3 4 = (2+3) 5 6 = (4-5) 7 8 9 = (4-8) 10

Форма РД-2.1

Сопоставимость данных налоговой декларации в части сумм, исчисленных с оборотов по реализации, с данными бухгалтерского учета

Отчетный период Сумма НДС по декларации стр.010-040 Данные бухгалтерского учета Отклонения Причины отклонений
Д90/3-К68 Д76-К68 Д91/3-К68 Итого
1 2 3 4 5 6 = 3+4+5 7 = 2-6

Форма РД-2.2

Сопоставимость данных налоговой декларации в части сумм НДС, начисленного при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, с данными бухгалтерского учета

Налоговый (Отчетный) период Сумма НДС по декларации стр.240 Д19-К68 по данным учета Отклонения Причины отклонений
1 2 3 4 = (2-3) 5

Форма РД-2.3

Сопоставимость данных налоговой декларации в части сумм НДС, начисленного при передаче товаров (работ, услуг) для собственных нужд, с данными бухгалтерского учета

Отчетный период Сумма НДС по декларации стр.220-230 Д 29, 84 - К 68 по данным Учета Отклонения Причины отклонений
1 2 3 4 = (2-3) 5

Форма РД-2.4

Сопоставимость данных налоговой декларации в части сумм НДС, исчисленного с сумм авансовых платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ (услуг), с данными бухгалтерского учета

Отчетный период Сумма НДС по декларации стр.270-280 Сумма НДС По декларации стр.550-560 Итого по декларации Д62/авансы К68/ндс Отклонения Причины отклонений
1 2 3 4 = (2+3) 5 6 = (4-5)

Форма РД-2.5

Бухгалтерские проводки по отражению в учете хозяйственных операций, связанных с исчислением и уплатой НДС

Наименование операции Стандартные бухгалтерские проводки Используемые на предприятии Примечания (Влияние на налоговые обязательства)
Дебет Кредит Дебет Кредит
1 2 3 4 5 6

Выявленные нарушения отражаются в отчетном документе ОД-2.

Форма ОД-2

Результаты проверки сопоставимости данных налоговой отчетности, бухгалтерского учета и книги продаж

Налоговый (Отчетный) период Показатель Код строки Раздела Декларации Сумма занижения Сумма завышения Ссылка на РД Влияние на налоговые обязательства и рекомендации
2.3.Проверка ведения журнала учета выставленных счетов-фактур и книги продаж, своевременности выставления и правильности оформления счетов-фактур

В ходе проверки следует обратить внимание на следующие вопросы:

N п/п Перечень вопросов Требования нормативных документов
1. Наличие журнала учета выставленных счетов фактур и порядок ее ведения. Продавцы должны вести журнал учета выставленных покупателям счетов фактур, в которых хранятся их вторые экземпляры. Учет счетов-фактур, выставленных покупателям, должен производиться в хронологическом порядке (п.1 и 2 Постановления N 914).
Журнал учета выставленных счетов фактур должен быть прошнурован, а его страницы пронумерованы (п.6 Постановления N 914)
2. Наличие и порядок ведения книги продаж: Счета фактуры должны регистрироваться в книге продаж в хронологическом порядке в том налоговом периоде, когда возникло налоговое обязательство (п.17 Постановления N 914).
2.1 - порядок регистрации счетов-фактур в книге продаж в зависимости от учетной политики
2.2 - случаи регистрации счетов-фактур с одинаковыми реквизитами; Допускается только в случаях поступления средств в порядке частичной оплаты, а также отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) под полученную сумму авансовых платежей (п.20 Постановления N 914)
2.3 - наличие и регистрация в книге продаж счетов-фактур, которые выписываются в одном экземпляре. Регистрируются в книге продаж счета-фактуры, выписанные в одном экземпляре:
при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (выполнения работ, оказания услуг), в счет предстоящих поставок;
процентов по векселям;
процентов по товарному кредиту;
при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления;
при передаче товаров (работ, услуг) для собственного нужд, затраты на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль;
в случаях, когда предприятие выступает налоговым агентом (например, при аренде государственного и муниципального имущества)
2.4 - порядок регистрации в книге продаж лент контрольно-кассовой техники, документов строгой отчетности; Запись в книге продаж должна производиться каждый день на основании показаний лент контрольно-кассовых машин
2.5 - порядок регистрации в книге продаж счетов-фактур по работам или услугам других продавцов, которые оплачиваются покупателем сверх стоимости товаров; Должны регистрироваться в книге продаж только в части стоимости этих товаров (п.26 Постановления N 914)
2.6 - порядок внесения исправлений в книгу продаж в случаях обнаружения ошибок; Нормативными актами не установлен.
Рекомендуем отражать в периоде обнаружения ошибки с указанием периода совершения ошибки на основании бухгалтерской справки
2.7 - порядок ведения книги продаж при реализации товаров (работ, услуг) через обособленные подразделения; Книги продаж ведутся структурными подразделениями в виде разделов единой книги продаж организации. За отчетный период указанные разделы книги продаж представляются обособленными подразделениями для оформления единой книги продаж (Письмо МНС РФ от 21.05.01 г. N ВГ-6-03/404)
2.8 оформление книги продаж по истечении отчетного периода Книга продаж должна быть прошнурована, а ее страницы пронумерованы и скреплены печатью (п.27 Постановления N 914)
3. Порядок оформления и выставления счетов-фактур: Счета-фактуры выставляются не позднее пяти дней со дня отгрузки товара, выполнения работ, оказания услуг (п.3 ст.168 НК РФ).
В отдельных отраслях, связанных с непрерывными долгосрочными поставками в адрес одного покупателя допускается составление счетов-фактур одновременно с платежно-расчетными документами, но не реже одного раза в месяц и не позднее 5-го числа месяца, следующего за истекшим (Письмо МНС РФ от 21.05.01г. N ВГ-6-03/404).
3.1 соблюдение срока выставления счетов-фактур при реализации товаров (работ, услуг); Наличие льгот по НДС и применение нулевой ставки не освобождает налогоплательщиков от составления счетов-фактур (п.п.1 п.3 ст.169 НК РФ).
Счета-фактуры не составляются по операциям реализации ценных бумаг (за исключением брокерских и посреднических услуг), а также банками, страховыми организациями и НПФ по операциям, не подлежащим налогообложению (п. 4 ст. 169 НК РФ)
3.2 порядок оформления и выставления счетов-фактур посредниками, выступающими от своего имени; При реализации посредником товаров (работ, услуг) комитента, счет-фактура выставляется посредником от своего имени в соответствии с хронологией выставляемых им счетов-фактур в 2-х экземплярах. Один экземпляр передается покупателю, другой - подшивается в журнал учета выставленных счетов-фактур без регистрации его в книге продаж.
Отдельный счет-фактура выставляется посредником комитенту на сумму вознаграждения. Этот счет-фактура регистрируется в установленном порядке в книге продаж у посредника (Письмо МНС РФ от 21.05.01 г. N ВГ-6-03/404)
3.3 порядок выставления счетов-фактур комитентом (принципалом) при реализации товара через посредника, выступающего от своего имени; Комитент (принципал) выставляет счет-фактуру на имя посредника с нумерацией в соответствии с хронологией выставляемых комитентом (принципалом) счетов-фактур. При этом показатели счета-фактуры, выставленного посредником покупателю, отражаются в счете-фактуре, выставляемом комитентом (принципалом) посреднику и регистрируемом в книге продаж у комитента (принципала).
3.4 порядок оформления счетов-фактур обособленными подразделениями Счета-фактуры на отгруженные товары (работ, услуги) выставляется обособленными подразделениями самостоятельно в порядке возрастания номеров в целом по организации. Возможно как резервирование номеров по мере их выборки, так и присвоение составных номеров с индексом обособленного подразделения (Письмо МНС РФ от 21.05.01 г. N ВГ-6-03/404)
соблюдение общих требований к оформлению счетов-фактур В счете-фактуре должны быть указаны:
1) порядковый номер и дата выписки счета - фактуры;
2) наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;
3) наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;
4) номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);
5) наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания);
6) количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету - фактуре товаров (работ, услуг) исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания);
7) цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога;
8) стоимость товаров (работ, услуг) за все количество поставляемых (отгруженных) по счету - фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) без налога;
9) сумма акциза по подакцизным товарам;
10) налоговая ставка;
11) сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), определяемая исходя из применяемых налоговых ставок;
12) стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету - фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) с учетом суммы налога;
13) страна происхождения товара;
14) номер грузовой таможенной декларации.
Сведения, предусмотренные подпунктами 13 и 14 настоящего пункта, указываются в отношении товаров, страной происхождения которых не является Российская Федерация.
Налогоплательщик, реализующий указанные товары, несет ответственность только за соответствие указанных сведений в предъявляемых им счетах - фактурах сведениям, содержащимся в полученных им счетах - фактурах и товаросопроводительных документах (п.5 ст.169 НК РФ).
Счет - фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. При выставлении счета - фактуры индивидуальным предпринимателем счет - фактура подписывается индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя (п.6 ст.169 НК РФ)
4. Порядок выставления счетов-фактур и регистрации их в книге продаж при расчетах в рублях по установленному в договоре курсу иностранной валюты Разрешается выставлять счета фактуры в иностранной валюте (п.7 ст.169 НК РФ).
Регистрация в книге продаж осуществляется в зависимости от учетной политики:
если для целей налогообложения организацией принята учетная политика "по оплате", то счета - фактуры, оформленные в иностранной валюте, регистрируются в книге продаж по курсу, установленному договором в момент наступления налогового обязательства (то есть в момент поступления оплаты);
если для целей налогообложения принята учетная политика "по отгрузке", то счет-фактура, оформленный в иностранной валюте, регистрируется в книге продаж по курсу на дату отгрузки.
При получении оплаты в погашение задолженности за отгруженные товары (выполненные работы, оказанные услуги) на сумму положительной (отрицательной) суммовой разницы составляется бухгалтерская справка, на основании которой вносится соответствующая запись в книгу продаж
5. Порядок выставления счетов-фактур и регистрации их в книге продаж при расчетах в иностранной валюте Разрешается выставлять счета-фактуры в иностранной валюте (п.7 ст.169 НК РФ).
Регистрация в книге продаж осуществляется в зависимости от учетной политики.
Момент определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров (работ, услуг) определяется согласно ст.167 НК РФ
если для целей налогообложения организацией принята учетная политика "по оплате", то счета - фактуры, оформленные в иностранной валюте, регистрируются налогоплательщиком в книге продаж по курсу ЦБ РФ, действующему на дату оплаты;
- если для целей налогообложения организацией принята учетная политика "по отгрузке", то счета - фактуры, оформленные в иностранной валюте, регистрируются налогоплательщиком в книге продаж по курсу ЦБ РФ, действующему на дату отгрузки (п.3 ст.153 НК РФ)
6. Порядок выставления счетов-фактур и регистрации их в книге продаж налоговыми агентами (на примере аренды государственного или муниципального имущества) Счет-фактура составляется в одном экземпляре с пометкой "аренда государственного (или) муниципального имущества". Регистрируется в книге продаж в момент фактического перечисления в бюджет арендной платы (Письмо ГНС РФ от 20.03.97 г. N ВЗ-2-03/260)

В ходе проверки составляется рабочий документ по форме РД-3.

Форма РД-3

Проверка ведения журнала выставленных счетов-фактур и книги продаж, своевременности выставления и правильности оформления счетов-фактур

Выборка: ___________________________________

Налоговый (Отчетный) период Проверяемый вопрос Соответствует законодательству Не соответствует законодательству Примечания
3.1. …… - -
- -

Нарушения, выявленные в ходе проверки, отражаются в отчетном документе ОД-3.

Форма ОД-3

Результаты проверки ведения журнала выставленных счетов-фактур и книги продаж, своевременности выставления и правильности оформления счетов-фактур

Налоговый (Отчетный) период Нарушение Нормативный документ Хозяйственная операция Влияние на налоговые обязательства Рекомендации
Счет-фактура Содержание операции
Дата Номер Сумма НДС
1.
2.4. Проверка операций, не подлежащих налогообложению в соответствии со ст.149 НК РФ

Цель: подтвердить правомерность невключения данных операций в налогооблагаемую базу.

При проверке данного вопроса основным источником информации является приложение В к налоговой декларации, в котором отражаются операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения).

При этом следует обратить внимание на раздельный учет операций, подлежащих налогообложению и не подлежащих налогообложению. Обязанность налогоплательщика вести раздельный учет таких операций закреплена в п.4 ст.149 НК РФ. Наличие раздельного учета позволит выделить в бухгалтерском учете операции, не подлежащие налогообложению, и подтвердить правомерность включения их в приложение В "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)…" к налоговой декларации. Источником информации могут служить вторые экземпляры счетов-фактур, книга продаж, договоры с покупателями и заказчиками, приложения к договорам (спецификации на отгружаемую продукцию).

Следует проверить наличие у налогоплательщиков, совершающих эти операции, наличие соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ (п.6 ст.149 НК РФ), а также соответствие проводимых операций перечню операций, освобождаемых от НДС.

С 11.02.02 г. в области лицензирования действует закон N 128-ФЗ от 08.08.01 г. (до 11.02.02 г. действовал закон N 158-ФЗ от 25.09.98 г.).

На данном этапе проверки следует обратить внимание на то, что не включаются в налоговую базу также суммы авансовых платежей в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).

Результаты проверки отражаются в рабочем документе по форме РД-4.

Форма РД-4

Проверка операций, не подлежащих налогообложению

Выборка: ___________________________

N Налоговый (Отчетный) период Наименование операции Первичные документы Сумма по бух. учету Сумма в Приложении В к декларации Сумма в книге продаж Расхождения Примечания
Дата N Наим-ние Сумма

Выявленные нарушения переносятся из рабочих документов в отчетный документ, составляемый по форме ОД-4.

Форма ОД-4

Результаты проверки правильности отражения в декларации операций, не подлежащих налогообложению

Налоговый (Отчетный) период Ссылка На РД Нарушение Нормативный документ Хозяйственная операция Влияние на налоговые обязательства Рекомендации
Первичный документ Содержание операции
Дата N Наим-ние Сумма
2.5. Проверка порядка формирования налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг)

Правильность формирования кредитовых оборотов по счету "68/ндс" проверяется путем анализа проведенных в отчетном периоде сделок по реализации продукции (работ, услуг), прочего имущества (кредитовые обороты по балансовым счетам "90" и "91").

По облагаемым оборотам необходимо проверить правильность расчета начисленных к уплате в бюджет сумм НДС с оборотов по реализации:

сумма начисленного налога Д90/3-К68(76) и Д91/3-К68(76) должна составить величину, равную величине налогооблагаемой базы, умноженной на ставку налога;

если предприятие реализует продукцию (работы, услуги), облагаемую НДС по разным ставкам, а также необлагаемую, то сумма начисленного налога проводками Д90/3-К68(76) и Д91/3-К68(76) должна быть равна величине соответствующих оборотов, умноженной на соответствующую ставку. При этом сумма соответствующих оборотов по счетам "90" и "91" (облагаемых по разным ставкам и необлагаемых) должна давать общую сумму оборотов.

В случаях, когда вышеназванное равенство не получено, следует проверить, не вызвано ли это спецификой деятельности, отдельных сделок или спецификой отражения операций в бухгалтерском учете;

путем анализа следует выявить обороты и начисленный с них НДС, которые дают расхождения, и убедиться в правильности определения подлежащей уплате в бюджет суммы НДС.

Источники информации: налоговая декларация, в которой подробно детализированы налогооблагаемые объекты,

данные аналитического учета по счетам "90", "91", "62". Следует запросить соответствующие договоры, акты выполненных работ, накладные, счета-фактуры с целью проверки определения налогоплательщиком налоговой базы.

В ходе проверки составляется рабочий документ по форме РД-5.

Форма РД-5

Проверка порядка определения налоговой базы по данным бухгалтерского учета

Отчетный Период Выручка от реализации (Кредит счета 90/1) Сумма НДС Данные учета Д90/3-К68(76) Расхождения
по ст. 20% по ст. 10% по ст. 0% необлагаемая
1 2 3 4 5 6=2*20/120+3*10/110 7 8=6-7
Отчетный Период Прочие доходы (Кредит счета 91/1) Сумма НДС Данные учета Д91/3-К68(76) Расхождения
по ст. 20% по ст. 10% по ст. 0% необлагаемые
1 2 3 4 5 6=2*20/120+3*10/110 7 8=6-7
Отчетный период Авансы полученные (Д50,51,52-К62/авансы) Сумма НДС Данные учета Д62-К68 Расхождения
по ст. 20% по ст. 10% по ст. 0% необлагаемые
1 2 3 4 5 6=2*20/120+3*10/110 7 8=6-7
Отчетный период Оплаченная выручка (Кредит 62/покупатели) Сумма НДС Данные учета Д76/ндс-К68 Расхождения
по ст. 20% по ст. 10% по ст. 0% необлагаемая
1 2 3 4 5 6=2*20/120+3*10/110 7 8=6-7

N п/п Налогооблагаемые объекты Требования нормативных документов
1. Товарообменные (бартерные) операции Налоговая база определяется исходя из цен, определяемых в порядке, предусмотренном ст.40 НК РФ, с учетом акцизов, без включения НДС и налога с продаж (п.2.ст.154 НК РФ).
В общем случае для целей налогообложения выручка от реализации имущества по договору мены принимается в сумме, равной цене договора мены (п.1 ст.40 НК РФ).
Налоговая база отражается по строке 1.1 (код строки 050-060) налоговой декларации. При этом следует обратить внимание на то, что исчисленная таким образом налогооблагаемая база может отличаться от базы, выявившейся на счетах бухгалтерского учета (согласно п.6.3 ПБУ 9/99), выручка по договорам, предусматривающим оплату неденежными средствами, принимается к бухгалтерскому учету по стоимости товаров, полученных организацией).
В случае расхождения между ценой, указанной сторонами товарообменной (бартерной) операции, и выручкой, определенной по правилам бухгалтерского учета, в целях налогообложения в соответствии с п.1 ст.40 НК РФ принимается первая из указанных величин.
В то же время товарообменные сделки включены в перечень сделок, по которым налоговым органам предоставлено право контролировать правильность применения цен (п.2 ст.40 НК РФ).
Этот момент следует учитывать при установлении цены договора организациям, реализующим имущество по договору мены.
В случае, когда примененные сторонами сделки цены обмениваемых товаров, работ или услуг отклоняются (в ту или иную сторону) более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров, работ или услуг, налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этих сделок были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги. При этом определять рыночную цену сделки следует с учетом положений ст.40 НК РФ, в которой даны понятия рыночной цены товара (работы, услуги), идентичных и однородных товаров, установлены правила и указаны методы и способы определения рыночной цены.
Следовательно, обязанность корректировать цену товарообменной сделки для целей налогообложения, а также доказывать законность и правильность такой корректировки возложена Кодексом на налоговые органы.
Момент определения налоговой базы при товарообменных (бартерных) операциях отдельно в НК РФ не оговорен. Это означает, что он должен определяться в соответствии со ст.570 ГК РФ как дата исполнения обеими сторонами обязательств по сделке. При этом не имеет значения, как организация определяет момент возникновения налоговой базы: "по отгрузке" или "по оплате".
2. Реализация на безвозмездной основе. Налоговая база определяется исходя из цен, определяемых в порядке, предусмотренном ст.40 НК РФ, с учетом акцизов, без включения НДС и налога с продаж (п.2.ст.154 НК РФ).
Налоговая база отражается по строке 1.2 (код строки 070-080) налоговой декларации В случае, когда налогооблагаемая база отклоняется в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги (п.3 ст.40 НК РФ).
Момент определения налоговой базы при реализации на безвозмездной основе определяется как день отгрузки (передачи) товаров, работ, услуг (п.6 ст.167 НК РФ)
3. Передача права собственности на предметы залога. В порядке, аналогичном реализации на безвозмездной основе
Налоговая база отражается по строке 1.3 (код строки 090-100) налоговой декларации
4. Передача товаров при оплате труда в натуральной форме. В общем случае налоговая база определяется в сумме, равной договорной стоимости переданных в счет оплаты труда товаров (п.1 ст.40 НК РФ).
В то же время передачу товаров в счет оплаты труда можно рассматривать как сделку между взаимозависимыми лицами, по которой налоговым органам предоставлено право контролировать правильность применения цен (п.2 ст.40 НК РФ).
Налоговая база отражается по строке 1.3 (код строки 090-100) налоговой декларации Следует отметить, что освобождается от налогообложения реализация в счет натуральной оплаты труда продукции собственного производства организаций, занимающихся производством с/х продукции, удельный вес доходов от реализации которых в общей сумме их доходов составляет не менее 70% (п.п.20 п.3 ст.149 НК РФ)
5. Реализация с учетом дотаций и льгот, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением государственных регулируемых цен. Налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации (п.2 ст.154 НК РФ).
Если организация получает из бюджета дотации на покрытие разницы между отпускной и регулируемой ценой отдельным категориям потребителей, то эта сумма включается в облагаемую базу.
Налоговая база отражается по строке 1 (код строки 010-040) налоговой декларации Если же дотация предоставляется на покрытие убытков, фактически полученных от применения регулируемых цен или предоставления льгот в соответствии с законодательством РФ, то такие суммы облагаемую базу не увеличивают (п.33.2 Методических рекомендаций).
Аудитору следует обратить внимание на основание получения сумм
6. Реализация имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом НДС. Согласно п.3 ст. 154 НК РФ налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества, определяемой с учетом положений ст.40 НК РФ, с учетом НДС, акцизов, без включения налога с продаж, и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).
Налоговая база отражается по строке 1.4 (код строки 110) налоговой декларации К такому имуществу, в частности, относятся (п.33.3 Методических рекомендаций):
- имущество (основные средства), приобретаемое за счет средств целевого бюджетного финансирования и оплачиваемое с учетом НДС, который вычету не подлежит, а покрывается за счет соответствующего источника;
- безвозмездно полученное имущество, учитываемое организацией по стоимости, включающей суммы налога, уплаченные передающей стороной;
- приобретенное имущество, используемое при осуществлении операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ;
- основные средства, учитываемые на балансе налогоплательщика с учетом налога;
- служебные легковые автомобили и микроавтобусы, приобретенные до 1 января 2001 года и числящиеся на балансе налогоплательщика с учетом налога.
7. Реализация с/х продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц, не явл. налогоплательщиками. Налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 40 НК РФ, с учетом НДС и без включения в нее налога с продаж, и ценой приобретения указанной продукции по перечню, утверждаемому Постановлением Правительства РФ (Постановление Правительства РФ от 16.05.01 г. N 383, вступившее в силу с 01.07.01 г.).
Налоговая база отражается по строке 1.5 (код строки 120-130) налоговой декларации При этом налогоплательщики, исчислявшие налог на добавленную стоимость с полной стоимости реализованной сельскохозяйственной продукции, вправе произвести уточнения сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных в бюджет за истекшие налоговые периоды начиная с 1 января 2001 года при условии, если с покупателем указанной продукции произведен соответствующий перерасчет цены этих товаров с учетом сумм налога на добавленную стоимость с переоформлением счетов - фактур, ранее предъявленных покупателю (письмо МНС РФ N ВГ-6-03/493 от 27.06.01 г.).
8. Реализация в многооборотной таре Залоговые цены тары не включаются в налоговую базу в случае, если указанная тара подлежит возврату продавцу (п.7 ст.154 НК РФ).
Использование тары в качестве многооборотной (подлежащей обязательному возврату) должно быть предусмотрено договором поставки продукции, товара (п.163 "Методических указаний по бухгалтерскому учету материально производственных запасов").
Взимание залоговых сумм предусматривается договором (п.164 "Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов").
В случае невозвращения покупателем поставщику залоговой тары сумма залога за эту тару не возвращается. Поставщик относит указанную сумму залога на финансовые результаты как операцию дохода (п.185 "Методических указаний по бухгалтерскому учету материально производственных запасов").
Таким образом, если многооборотная тара в полном объеме возвращена покупателем предприятию - поставщику, то разница между залоговой ценой и ценой ее приобретения этим налогом не облагается.
Если многооборотная тара, реализуемая по залоговым ценам, не возвращена покупателем, то по истечении срока возврата суммы уплаченного покупателем залога подлежат обложению НДС у поставщика как выручка от реализации невозвращенной тары.
В случае, если налогоплательщик определяет налоговую базу по невозвращенной таре руководствуясь п.3 ст.154 НК РФ (с разницы в ценах), аудитору следует удостовериться в том, что изначально приобретенная тара была оприходована налогоплательщиком с учетом уплаченного налога.
9. Реализация услуг на основе договоров комиссии, поручения и агентских договоров. Особенности определения налоговой базы у посредников:
налоговая база определяется как сумма доходов, полученных в виде вознаграждений при исполнении любого из указанных договоров (п.1 ст.156 НК РФ).
Налоговая база отражается по строке 1.7 (код строки 160) налоговой декларации Таким образом, в налоговую базу не включаются:
- суммы, полученные комиссионерами (поверенными, агентами) от комитентов (доверителей, принципалов) для исполнения сделки (за исключением сумм, причитающихся им в виде вознаграждений или любых иных доходов);
- суммы, полученные комиссионерами (поверенными, агентами) от покупателей товаров, работ, услуг (за исключением сумм, причитающихся им в виде вознаграждений или любых иных доходов) (п.34 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ").
Посредническое вознаграждение облагается НДС по ставке 20% независимо от того, облагается ли вообще и по какой ставке облагается реализуемый товар.
Исключение составляют посреднические услуги по реализации следующих товаров, работ, услуг, посредническое вознаграждение по которым НДС не облагается (п.2 ст.156 НК РФ):
-предоставление в аренду на территории РФ помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в РФ (п.1 ст.149 НК РФ);
-медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, установленному Правительством РФ;
-важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники (п.п.1 п.2 ст.149 НК РФ);
-протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним (п.п.1 п.2 ст.149 НК РФ);
-технических средств, включая автомототранспорт , материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов (п.п.1 п.2 ст.149 НК РФ);
очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков, за исключением солнцезащитных (п.п.1 п.2 ст.149 НК РФ);
-ритуальных услуг, работ (услуг) по изготовлению надгробных памятников и оформлению могил, а также реализация похоронных принадлежностей по перечню, утверждаемому Постановлением Правительства РФ (п.п.8 п.2 ст.149 НК РФ);
-реализация изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров), образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ (п.п.6 п.3 ст.149 НК РФ).

Особенности определения налоговой базы и момента реализации у комитентов (принципалов, доверителей).

Аудитору следует проверить полноту и своевременность включения в налоговую базу сумм платежей от покупателей, поступивших на счет посредника в зависимости от учетной политики для целей налогообложения:

А) при учетной политике "по оплате".

Обязанность по уплате НДС у налогоплательщика возникает в момент поступления денежных средств на счета (в кассу) комиссионера, поверенного или агента комитента (п.п.1 п.2 ст.167 НК РФ).

Таким образом, плательщиком НДС в случае неперечисления в отчетном периоде комиссионером полученных от покупателя денежных средств комитенту все равно является комитент.

Для проверки следует запросить отчеты посредника с копиями первичных документов.

Б) при учетной политике "по отгрузке".

Моментом определения налоговой базы является дата отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг) покупателю.

В общем случае в бухгалтерском учете комитента (доверителя) выручка от реализации товаров и суммы налога на добавленную стоимость отражаются по времени получения извещения от комиссионера или поверенного об отгрузке товаров покупателю (заказчику). При этом время получения извещения не должно превышать разумный срок прохождения таких документов (п. 6 Письма МФ РФ от 12.11.96 г.).

Аудитору следует проконтролировать ситуации, когда извещение получено в следующем после фактической отгрузки налоговом периоде.В данной ситуации моментом определения налоговой базы является дата отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг) покупателю, а не дата получения извещения.

В ходе проверки составляется рабочие документы по форме РД-5.1.

Форма РД-5.1

Проверка порядка определения налоговой базы

Выборка: __________________________________

N Наименование операции Первичные документы Отражение реализации В учете Момент опред-я налогов базы
Примечания
В бухгалтерском В налоговом
Дата N Наим-ние Сумма Дата Сумма период Сумма
По данным организации
По данным проверки
Расхождения

Выявленные нарушения переносятся из рабочих документов в отчетный документ, составляемый по форме ОД-5.

Форма ОД-5

Результаты проверки правильности определения налоговой базы

Налоговый (Отчетный) период Ссылка На РД Нарушение Нормативный документ Хозяйственная операция Влияние на налоговые обязательства Рекомендации
Первичный документ Содержание операции
Дата N Наим-ние Сумма

2.6.Проверка момента определения налоговой базы

В общем случае оплатой товаров для целей исчисления НДС признается прекращение встречного обязательства приобретателя указанных товаров перед налогоплательщиком, которое непосредственно связано с поставкой (передачей) этих товаров, за исключением прекращения встречного обязательства путем выдачи покупателем - векселедателем собственного векселя (п.2 ст.167 НК РФ).

Аудитору следует проверить своевременность определения налоговой базы в случаях погашения задолженности способами, отличными от поступления денежных средств. Указанные операции могут отражаться в бухгалтерском учете следующими записями:

Дебет 60(76) Кредит 62 (76) Зачет взаимных требований
Дебет 91 Кредит 62 (76) Списание дебиторской задолженности, уступка права требования
Дебет 62(76) Кредит 62(76) Получение собственного векселя покупателя
Дебет 58 Кредит 62 (76) Получение векселя третьего лица

При наличии данных записей в учете следует на основании данных аналитического учета запросить соответствующие договоры поставки продукции (оказания работ, услуг), акты выполненных работ, счета-фактуры, книгу учета ценных бумаг, акты приема-передачи векселей.

N п/п Не денежные формы расчетов Требования нормативных документов
1. Момент определения налоговой базы при оплате путем зачета взаимных требований Прекращение обязательств зачетом признается оплатой (п.п.2 п.2 ст.167 НК РФ).
Таким образом, дата надлежащим образом оформленных документов о проведении зачета, является моментом определения налоговой базы по НДС. Основанием для проведения зачета является взаимная задолженность.
Аудитору следует обратить внимание на документальное оформление зачета. Допустимым способом оформления зачета является составление сторонами одного из следующих первичных документов:
акта погашения взаимной задолженности / протокола проведения зачет
соглашения о погашении взаимных однородных обязательств / иных по названию документов, форма и содержание которых соответствуют требованиям гражданского законодательства и законодательства о бухгалтерском учете.
Каждый из указанных документов является юридическим основанием для отражения погашения задолженности в бухгалтерском учете организаций, являющихся участниками зачета.
Подписанный сторонами документ должен содержать указания на основание возникновения задолженности, сумму задолженности и сумму, на которую проводится зачет.
В соответствии с гражданским законодательством для зачета достаточно заявления одной стороны. Такое заявление является одним из способов оформления зачета.
В одностороннем документе о зачете взаимных однородных требований обязательно должно указываться на основания возникновения взаимной задолженности, сумму, подлежащую зачету, и сообщение о том, что с момента уведомления (его получения) организация считает себя по отношению к адресату (стороне зачетных обязательств) не связанной какими-либо правами и обязанностями на сумму, зачтенную по такому заявлению.
В процессе многостороннего зачета закрывается встречная задолженность целого ряда организаций (трех и более). Многосторонний зачет оформляется, как правило, актом.
2. при погашении задолженности векселями Моментом определения налоговой базы является:
- при получении собственного векселя покупателя - оплата покупателем (либо иным лицом) указанного векселя или передача продавцом указанного векселя по индоссаменту третьему лицу (п.4 ст.167 НК РФ);
- при получении векселя третьего лица - момент получения векселя, ибо оно означает прекращение встречного обязательства покупателя указанных товаров. Прекращение встречного обязательства выражается в смене должника (вместо покупателя - векселедатель) и основания задолженности (не поставка товаров, работ, услуг, а вексельное обязательство).
3. по истечении срока исковой давности Датой оплаты признается наиболее ранняя из следующих дат (п.5 ст.167 НК РФ):
- день истечения срока исковой давности;
- день списания дебиторской задолженности.
Следует проанализировать обороты Д91-К62(76), а также запросить акты инвентаризации дебиторской задолженности с целью выявления задолженности, по которой истек срок исковой давности.
4. при уступке права требования. У цедента (первоначального кредитора) налоговой базой является договорная стоимость товаров, работ, услуг (п.1 ст.155 НК РФ). Возможный положительный результат от продажи права требования по цене, превышающей цену договора, у цедента в налоговую базу не включается.
Передача налогоплательщиком права требования третьему лицу на основании договора или в соответствии с законом признается оплатой (п.п.3 п.2 ст.167 НК РФ).
Таким образом, моментом определения налоговой базы является дата вступления в силу договора уступки права требования (договора цессии). Если в договоре отдельно не оговорена дата вступления его в силу, то моментом определения налоговой базы является дата подписания договора.
У цессионария (нового кредитора) налоговая база определяется как сумма превышения сумм дохода, полученного новым кредитором при последующей уступке требования или прекращения соответствующего обязательства, над суммой расходов на приобретение указанного требования (п.2 ст.155 НК РФ).
При этом согласно п.8 ст.167 НК РФ у цессионария момент определения налоговой базы устанавливается как день последующей уступки права требования или исполнения должником данного требования (для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств).

В ходе проверки составляется рабочий документ по форме РД-6.

Форма РД-6

Проверка момента определения налоговой базы

Выборка:_______________________________

Налоговый (Отчетный) Период Операции, являющиеся объектом налогообложения Момент включения в налоговую базу Сумма Первичный документ Примечание
по данным организации по данным проверки по данным организации по данным проверки Расхождения Дата N Наим-ние Сумма

Выявленные нарушения отражаются в отчетном документе ОД-6.

Форма ОД-6

Результаты проверки порядка формирования налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг)

Налоговый (Отчетный) период Ссылка На РД Нарушение Нормативный документ Хозяйственная операция Влияние на налоговые обязательства Рекомендации
Первичный документ Содержание операции
Дата N Наим-ние Сумма
2.7. Проверка порядка формирования налоговой базы по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственного потребления

Передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль является объектом налогообложения по НДС (п.п.2 п.1 ст.146 НК РФ).

N п/п Проверяемые вопросы Требования нормативных документов
1. Порядок определения налоговой базы. Налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг):
исчисленная исходя из цен реализации идентичных (а при отсутствии - однородных) товаров (аналогичных работ, услуг), действовавших в предыдущем налоговом периоде;
при их отсутствии - исходя из рыночных цен с учетом акцизов и без включения НДС и налога с продаж (п.1 ст.159 НК РФ).
Налоговая база отражается по строке 2 (код строки 220-230) налоговой декларации В частности, объектами налогообложения является передача товаров и выполнение (оказание) организациями работ (услуг), не связанных с производством продукции:
- содержание объектов здравоохранения, домов престарелых и инвалидов, детских дошкольных учреждений, оздоровительных лагерей, объектов культуры и спорта, учреждений народного образования, а также объектов жилищного фонда (включая проведение всех видов ремонта);
- работы по благоустройству городов и поселков, по оказанию помощи сельскохозяйственным предприятиям и передача приобретенных для них товаров (работ, услуг);
- выполнение работ по строительству, оборудованию и содержанию (включая расходы на все виды ремонтов) культурно - бытовых и других объектов, находящихся на балансе предприятий, а также работ, выполняемых в порядке оказания помощи и участия в деятельности других предприятий и организаций;
- содержание высших, средних учебных заведений, профессионально - технических училищ, состоящих на балансе организаций (п.3.1 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ").
2. Момент определения налоговой базы Датой передачи для собственных нужд товаров (работ, услуг) является день совершения указанной передачи товаров, работ, услуг (п.11 ст.167 НК РФ)

Аудитору следует проанализировать обороты по счетам "29", "84", а также "91" (в части не учитываемой для целей налогообложения прибыли) с целью определения объекта налогообложения.

В ходе проверки составляется рабочий документ по форме РД-7.

Форма РД-7

Проверка операций по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственного потребления

Выборка: _______________________________

Налоговый (отчетный) период Операции, являющиеся объектом налогообложения Момент включения в налоговую базу Сумма Первичный документ Примечание
по данным организации по данным проверки по данным организации по данным проверки Расхождения Дата N Наим-ние Сумма

Выявленные нарушения отражаются в отчетном документе ОД-7.

Форма ОД-7

Результаты проверки порядка формирования налоговой базы по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственного потребления

Налоговый (отчетный) период Ссылка На РД Нарушение Нормативный документ Хозяйственная операция Влияние на налоговые обязательства Рекомендации
Первичный документ Содержание операции
Дата N Наим-ние Сумма

2.8. Проверка порядка формирования налоговой базы по выполненным строительно-монтажным работам для собственного потребления и даты выполнения строительно-монтажных работ

Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления является объектом налогообложения в соответствии с п.п.3 п.1 ст.146 НК РФ.

Рекомендации по проверке данного вопроса см. п.3.4.1. раздела III.

2.9. Проверка определения налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг). Проверка правильности определения суммы налоговых вычетов по авансам, засчитываемым в отчетном периоде

N п/п Вопросы проверки Требования нормативных документов
1. Проверка включения в налоговую базу сумм авансовых платежей, проверка правильности определения вычета по суммам авансовых платежей, засчитываемых в отчетном периоде
1.1. Проверка включения в налоговую базу сумм авансовых платежей, связанных с предстоящей поставкой товаров (выполнением работ, оказанием услуг). В общем случае налоговая база увеличивается на суммы авансовых и иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (пп.1 п.1 ст.162 НК РФ).
Не облагаются авансы, полученные в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг):
Налоговая база отражается по строке 4.1 (код строки 270-280) налоговой декларации. - в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) в соответствии со ст.149 НК РФ (в том числе авансы, полученные комиссионерами в счет оказания ими услуг, не облагаемых налогом, в соответствии с п. 2 ст. 156);
- в отношении товаров (работ услуг), местом реализации которых в соответствии со ст.147 и 148 не является территория РФ (п.2 ст.162 НК РФ);
в отношении авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, облагаемых по налоговой ставке 0%, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев по перечню и в порядке, установленном Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 21.08.01 г. N 602).
1.2. Проверка правильности отражения вычета по суммам авансовых платежей, засчитываемых в отчетном периоде. При проведении этой процедуры необходимо запросить информацию по счету 62 субсчет "Авансы полученные". В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета аналитический учет по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету.
Сумма НДС отражается по строке 8 (код строки 400) налоговой декларации. Таким образом, при получении авансов (предварительной оплаты), при поставке товаров, продукции, иных ценностей либо под выполнение работ (услуг), а также при оплате продукции и работ, произведенных для заказчиков по частичной готовности, вся сумма, указанная в документах по полученным авансам (оплате), отражается по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счета 62 "Расчеты по авансам полученным".
Одновременно сумма НДС, исчисленная по установленной ставке на основании документов о полученных авансах (оплате), отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 62 "Расчеты по авансам полученным" и кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость".
При отгрузке продукции, выполнении работ (услуг) на сумму ранее учтенного налога на добавленную стоимость корректируется ранее сделанная запись (дебет счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость" и кредит счета 62 "Расчеты по авансам полученным").
Необходимо обратить внимание на порядок регистрации счетов-фактур:
До 31.07.2002 г. - в соответствии с п. 18 Постановления N 914 при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) в счет полученных авансовых или иных платежей в книге продаж производится корректировочная запись, уменьшающая ранее начисленную сумму налога по этим платежам.
С 01.08.2002 г. - в соответствии с п. 13 Постановления N 914 счета-фактуры, выписанные и зарегистрированные продавцами в книге продаж при получении авансов или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказании услуг), регистрируются ими в книге покупок при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) в счет полученных авансов или иных платежей с указанием соответствующей суммы налога.
При проверке правомерности вычета следует убедиться, что под аванс действительно произошла:
1. реализация - согласно нормам п. 8 ст. 171 и п. 6 ст. 172 НК РФ суммы налога, исчисленные налогоплательщиком с сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, подлежат вычету после даты реализации соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг),
или
2. аванс фактически возвращен покупателю - НДС, исчисленный продавцом и уплаченный им в бюджет с сумм полученного аванса, в случае расторжения соответствующего договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей принимается к вычету в соответствии с п. 5 ст. 171 НК РФ.
Следует также обратить внимание на содержание п. 8 ст. 171 НК РФ - вычетам подлежат суммы налога, исчисленные и уплаченные налогоплательщиком с сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг).
1.3. Момент определения налоговой базы при получении в качестве авансовых платежей: Не увеличивают налоговую базу того налогового периода, в котором они приняты к учету.
ценных бумаг (акций, облигаций, векселей, в т.ч. и третьих лиц); В случае если до поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) организацией получены денежные средства по облигациям, векселям, как при наступлении срока оплаты по векселям (погашения облигаций), так и их досрочной оплате, они увеличивают налогооблагаемую базу того периода, в котором получены эти денежные средства.
- права требования дебиторской задолженности Налоговая база возникает также в случае, если до момента отгрузки вексель был передан налогоплательщиком в счет исполнения своих обязательств третьему лицу (в отчетном периоде внесения в вексель индоссамента).
Не увеличивает налоговую базу того налогового периода, в котором оно принято к учету.
Обязательство перед бюджетом по уплате налога с полученного аванса возникает у поставщика только в том случае, если до отгрузки в адрес покупателя товаров (работ, услуг) от должника, то есть третьего лица, будут получены денежные средства (п.37.1 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ)
2. Проверка включения в налоговую базу штрафов, пени, неустоек за нарушение договорных обязательств. В НК РФ отсутствует прямая норма, предписывающая включать в налоговую базу средства, полученные за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров, предусматривающих переход права собственности на товары (работ, услуги), операции по реализации которых облагаются НДС.
Налоговая база отражается по строке 4.4 (код строки 330-340) налоговой декларации Однако указанные средства, к которым относятся сумма штрафов, пеней, неустоек, следует включать в налоговую базу как "средства, иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг)".
Включение указанных средств в налогооблагаемую базу следует производить по факту их получения.
К поступившим суммам следует применять ту налоговую ставку, по которой облагались товары (работы, услуги), при расчете за которые были нарушены договорные обязательства (п.4 ст.164 НК РФ)
3. Проверка включения в налоговую базу сумм, полученных в виде финансовой помощи за реализованные товары (работы, услуги). Увеличивают налоговую базу согласно п.п.2 п.1 ст.162 НК РФ
Налоговая база отражается по строке 4.4 (код строки 330-340) налоговой декларации
4. Проверка включения в налоговую базу сумм, полученных в виде процента (дисконта) по векселям, облигациям, полученным в счет оплаты за реализованные товары (работы, услуги), процента по товарному кредиту. Включаются в налоговую базу в части, превышающей размер процента, рассчитанного в соответствии со ставками рефинансирования ЦБ РФ, действовавшими в периодах, за которые производится расчет процента (п.п.3 п.1 ст.162 НК РФ).
Налоговая база отражается по строке 4.2 (код строки 290-300) налоговой декларации При этом денежные средства, полученные в виде процента (дисконта) по векселям (в т.ч. и по векселю третьего лица), полученным организацией в качестве оплаты товаров (работ, услуг), увеличивают налогооблагаемую базу в части, превышающей размер процента (дисконта), рассчитанного в соответствии со ставками рефинансирования ЦБ РФ, действовавшими в периодах, за которые производятся расчеты процента вне зависимости от того, кто производит оплату по векселю (банк, домицилиант, акцептант либо иной плательщик, указанный в векселе). (п.37.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ)

В ходе проверки составляется рабочие документы РД-9, РД-9.1.

Форма РД-9

Проверка включения в налоговую базу сумм авансовых платежей и правильности отражения вычета с сумм авансов

Выборка: _______________________________

Наименование покупателя Сумма поступившего аванса Дт 51 Кт 62 Сумма НДС, исчисленная с аванса Дт 62 Кт 68 Книга продаж Возврат аванса Отгрузка продукции, Выполнение работ, оказание услуг Сумма налога, исчисленная с аванса, подлежащая зачету Книга продаж (книга покупок) счет-фактура
Первичный документ Счет-фактура
Номер, дата Сумма Период сумма Номер и дата Сумма период сумма Номер дата название сумма период сумма период сумма
По данным организации
По результатам проверки
отклонение
По данным организации
По результатам проверки
отклонение

Форма РД-9.1

Проверка определения налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг)

Выборка: _______________________________

Налоговый (отчетный) период Хозяйственная операция Первичный документ Налоговая база Начисление НДС Примечание
Дата N Наим-ние Сумма по данным орг-ции по данным проверки Расхождения по данным орг-ции по данным проверки Расхождения

Выявленные нарушения отражаются в отчетном документе ОД-9.

Форма ОД-9

Результаты проверки определения налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг)

Налоговый (отчетный) период Ссылка На РД Нарушение Нормативный документ Хозяйственная операция Влияние на налоговые обязательства Рекомендации
Первичный документ Содержание операции
Дата N Наим-ние Сумма

2.10.Проверка определения налоговой базы налоговыми агентами.

Рекомендации по проверке данного вопроса см. п. 3.7.1. раздела III.

2.11. Проверка операций, связанных с реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта и прочих операций, реализация по которым облагается по ставке 0%.

N Перечень вопросов Требования нормативных документов
1. Проверка включения в налоговую базу сумм авансовых платежей: В общем случае налоговая база увеличивается на суммы авансовых и иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов (пп.1 п.1 ст.162 НК РФ).
- в случае поступления авансов в валюте Данная норма не применяется в отношении авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев по перечню и в порядке, установленном Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 21.08.01 г. N 602).
- в случае, когда аванс и фактическая реализация имеют место в одном отчетном периоде При получении налогоплательщиком авансовых или иных платежей в иностранной валюте в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) указанная сумма пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату поступления данных авансовых или иных платежей (п.32.2 Методических рекомендаций по применению гл.21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ, утв. Приказом МНС РФ от 20.12.00г. N БГ-3-03/447).
Отражение сумм НДС, исчисленных с авансов в декларации по налоговой ставке 0% по соответствующей строке Если денежные средства поступают на счет экспортера или его комиссионера до даты оформления региональными таможенными органами ГТД на вывоз груза в режиме экспорта, то указанные денежные средства должны рассматриваться как авансовый платеж и согласно ст.162 НК РФ включаться в налоговую базу (письмо УМНС по г. Москве от 11.10.01 г. N 02-14/46484 "О налоге на добавленную стоимость").
Если денежные средства поступают на счет экспортера или его комиссионера после даты оформления региональными таможенными органами ГТД на вывоз груза в режиме экспорта, то указанные денежные средства не должны рассматриваться как авансовый платеж и согласно ст.162 НК РФ не включаться в налоговую базу (письмо МНС РФ от 19.06.03 г. N ВГ-6-03/673@).
Стр.26 раздела II "Декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0%"
2. Проверка подтверждения обоснованности применения ставки 0% и расчета суммы НДС по операциям, применение налоговой ставки 0% по которым подтверждено Перечень документов, необходимых для подтверждения, приведен в ст.165 НК РФ. Для удобства проверки указанный перечень сгруппирован в зависимости от вида операций (см. Приложение N1).
При проведении проверки комплекта документов на предмет их соответствия перечню следует учесть, что:
2.1. Товар считается помещенным под таможенный режим экспорта с момента завершения таможенного оформления (проставления на таможенной декларации штампа "Выпуск разрешен", скрепленного личной номерной печатью сотрудника таможенного органа).
2.2. Подтверждение факта вывоза товаров осуществляется в порядке, предусмотренном приказом ГТК РФ от 21.07.03 г. N 806 "О подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров". Подтверждение осуществляется путем проставления сотрудником таможенного органа на оборотной стороне декларации (копии) и товаросопроводительных документов отметки "Товар вывезен полностью" (если товар вывезен не полностью - указывается фактическое количество вывезенного товара, его наименование и код согласно ТН ВЭД РФ) и заверения отметки личной номерной печатью. Подтверждение осуществляется на основании обращений в таможню, в регионе деятельности которой расположен пункт пропуска через государственную границу РФ.
2.3. К государствам-членам Таможенного союза относятся Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан. Подтверждение вывоза товаров через территории этих государств осуществляют таможенные органы, производившие таможенное оформление вывезенных товаров, путем проставления на оборотной стороне таможенной декларации (копии) отметки "Товар вывезен полностью по информации соответствующего таможенного органа государства-участника Таможенного союза" и заверения ее личной номерной печатью с указанием даты фактического перемещения товаров через внешнюю границу Таможенного союза (если товар не вывезен полностью, указывается фактическое количество вывезенного товара, его наименование и код согласно ТН ВЭД РФ). (см. приказ ГТК РФ от 21.07.03 г. N 806.)
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.05.1995 N 525 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия" отменен таможенный контроль на границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия.
2.4. От экспортеров-производителей, реализующих продукцию собственного производства и использующих особый порядок декларирования (применение временных, неполных и периодических таможенных деклараций), налоговыми органами для подтверждения правомерности применения налоговой ставки 0 процентов принимаются одновременно с грузовой таможенной декларацией (ее копией) с отметками таможенного органа, производившего таможенное оформление экспортируемых товаров, специальные реестры вывезенных в режиме экспорта товаров.
Специальный реестр вывезенных в режиме экспорта товаров должен быть подписан уполномоченным сотрудником таможенного органа, расположенного в пункте пропуска на таможенной границе Российской Федерации, заверен оттиском его личной номерной печати, а также подписан начальником таможни, в регионе деятельности которой находится пункт пропуска, и заверен гербовой печатью.
(письмо МНС РФ от 01.12.00 г. N ВГ-6-03/909 "О представлении в налоговые органы специальных реестров вывезенных товаров в режиме экспорта", приказ ГТК РФ N 598 от 26.06.01 г.).
Момент определения налоговой базы Для определенного вида операций установлен срок для представления документов (копий) для подтверждения обоснования налоговой ставки 0%. Этот срок составляет 180 дней включительно, считая с даты оформления региональными таможенными органами ГТД на вывоз товаров в таможенном режиме экспорта или транзита (таможенной декларации на вывоз припасов в таможенном режиме перемещения припасов).
При этом моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса (п.9 ст.167 НК РФ)
3. Проверка определения налоговой базы по операциям, применение налоговой ставки 0% по которым не подтверждено. Если по истечении 180 дней, считая с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта или транзита налогоплательщик не представил указанные документы (их копии), указанные операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) подлежат налогообложению по ставкам соответственно 10 процентов или 20 процентов (в соответствующих строках налоговой декларации указаны расчетные ставки 20/120 и 10/110). Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0 процентов, уплаченные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику (п.9 ст.165 НК РФ).
Момент определения налоговой базы В случае, если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса, не собран на 181-й день, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, транзита, перемещения припасов, момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи (п.9 ст.167 НК РФ)
4. Проверка налоговой базы по операциям реализации работ (услуг) по сопровождению, транспортировке, погрузке экспортируемых/импортированных товаров, работ (услуг), выполняемых непосредственно в космическом пространстве и др. работ поименованных в п.1 ст. 164 НК РФ П. 7, 8 статьи 165 НК РФ определен перечень документов, представляемых в налоговые органы для подтверждения обоснованности применения ставки 0%. При подтверждении обоснованности применения ставки 0% следует также руководствоваться перечнем работ (услуг), выполняемых непосредственно в космическом пространстве, а также при осуществлении комплекса подготовительных наземных работ, технологически обусловленного и неразрывно связанного с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2003 г. N 432.
5. Проверка заполнения отдельной налоговой декларации по налоговой ставке 0%

В ходе проверки составляется рабочий документ по форме РД-11.

Форма РД-11

Проверка правильности определения налоговой базы при реализации товаров в режиме экспорта, а также работ (услуг), налогообложение которых производится по ставке 0%

Выборка: _______________________________

Сведения о контракте Поступившие авансы Сумма НДС с авансов N ГТД Дата выпуска в режиме экспорта Момент определения налоговой базы Примечания
Дата, номер, покупатель Дата Валюта/ Рубли По данным предприятия По данным проверки Откл-я Последний день месяца, в котором собран комплект документов
181 день По данным предпр. По данным проверки
По учету В деклар. по ст.0% по стр.26

Выявленные нарушения отражаются в отчетном документе ОД-11.

Форма ОД-11

Результаты проверки определения налоговой базы при реализации товаров в режиме экспорта, а также работ (услуг), налогообложение которых производится по ставке 0%

Налоговый (отчетный) период Ссылка на РД Нарушение Нормативный документ Хозяйственная операция Влияние на налоговые обязательства Рекомендации
Первичный документ Содержание операции
Дата N Наим-ние Сумма

2.12. Проверка правомерности применения налоговой ставки 10%.

В ходе проверки данного вопроса необходимо удостовериться в правомерности применения налогоплательщиком ставки 10%. Для этого:

на основании данных деклараций выявить отчетные периоды, в которых налогоплательщиком применялась налоговая ставка 10%. Сопоставить эти данные с данными книги продаж и бухгалтерского учета;

используя данные книги продаж, выделить счета-фактуры со ставкой 10%, на основании которых определить виды продукции и услуг, по которым налогоплательщик применял налоговую ставку в размере 10%;

3) подтвердить правильность (указать на неправомерность) применения налогоплательщиком налоговой ставки в размере 10%.

Перечень товаров (работ, услуг), при реализации которых применяется налоговая ставка в размер 10%, приведен в п.2 ст.164 НК РФ.

При этом до утверждения Правительством Российской Федерации кодов видов продукции с 1 января 2002 года при реализации:

лекарственных средств, включая лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления, изделий медицинского назначения в целях применения налоговой ставки 10 процентов следует руководствоваться кодами Общероссийского классификатора продукции, перечисленными в письме Госналогслужбы России и МФ РФ от 10.04.96 года N ВЗ-4-03/31н, 04-03-07 "О порядке освобождения от налога на добавленную стоимость медицинской продукции";

периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера, - кодами Общероссийского классификатора продукции, перечисленными в пункте 1 письма от 07.06.96 года N ПВ-6-03/393 "Разъяснение о применении налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции".

Указанные разъяснения приведены в Письме МНС РФ от 28.01.02 г. N ВГ-6-03/99 "Разъяснение об исчислении НДС на медицинскую продукцию, периодическую печатную и книжную продукцию".

В ходе проверки составляется рабочий документ по форме РД-12.

Форма РД-12

Проверка операций, облагаемых по ставке 10 процентов

Выборка: _______________________________

Налоговый (отчетный) период Наименование товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 10% Сумма Первичные документы Примечания
По данным предприятия По данным проверки Дата N Наимен-ние Сумма

Выявленные нарушения отражаются в отчетном документе ОД-12

Форма ОД-12

Результаты проверки операций, облагаемых по ставке 10 процентов

Налоговый (отчетный) период Ссылка На РД Нарушение Нормативный документ Хозяйственная операция Влияние на налоговые обязательства Рекомендации
Первичный документ Содержание операции
Дата N Наим-ние Сумма
2.13. Проверка операций по реализации товаров(работ,услуг), местом реализации которых не признается территория РФ

По общему правилу, местом реализации работ (услуг) является место деятельности организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги).Подпункты 1 - 4 пункта 1 статьи 148 являются исключениями из данного правила.

При выполнении следующих работ (услуг) местом их реализации не является РФ:

1) работ (услуг), связанных непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся за пределами территории Российской Федерации. К таким работам (услугам), в частности, относятся строительные, монтажные, строительно - монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, предоставлению в пользование воздушных судов, морских судов или судов внутреннего плавания по договору аренды (фрахтования на время) с экипажем, а также услуг по перевозке, если перевозка осуществляется между портами, находящимися за пределами территории Российской Федерации;

2) работ (услуг), связанных с движимым имуществом, находящимся за пределами территории РФ;

3) услуг,фактически оказанных за пределами РФ, в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта;

4) нижеперечисленных работ (услуг), покупатель которых осуществляет деятельность за пределами РФ (местом осуществления деятельности является место государственной регистрации, место, указанное в учредительных документах, место управления, место нахождения постоянно действующего исполнительного органа, место нахождения постоянного представительства, место нахождения физического лица):

4.1. передача в собственность или переуступка патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав;

4.2. оказание консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ. К инжиниринговым услугам относятся инженерно - консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико - экономических обоснований, проектно - конструкторские разработки и другие подобные услуги). К услугам по обработке информации относятся услуги по осуществлению сбора и обобщению, систематизации информационных массивов и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации;

4.3. предоставление персонала, в случае если персонал работает в месте деятельности покупателя;

4.4. сдача в аренду движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств;

4.5. оказание услуг агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (организацию или физическое лицо) для оказания услуг, предусмотренных настоящим подпунктом;

4.6. оказание услуг непосредственно в российских аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание;

4.7.выполнение работ (оказание услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), а также при лоцманской проводке.

В случае признания местом реализации работ (услуг) территории иностранного государства данные операции не являются объектами налогообложения на территории Российской Федерации (п. 1 ст. 146).

Кроме того, по указанным операциям не подлежат налоговым вычетам суммы НДС, уплаченные поставщикам при выполнении этих работ (услуг) (п. 2 ст. 171). Соответствующие суммы налога относятся на себестоимость работ (услуг) (подп. 3 п. 2 ст. 170) и возмещению из бюджета не подлежат.

Указанные операции подлежат отражению в Приложении Д к налоговой декларации.

Для подтверждения места выполнения работ (услуг) аудитору следует запросить контракты, заключенные с иностранными или российскими лицами, а также документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).

В ходе проверки составляется рабочий документ по форме РД-13

Форма РД-13

Проверка операций, местом реализации которых не является территория РФ

Выборка: _______________________________

Налоговый (отчетный) период Наименование товаров (работ, услуг), местом реализации которых не является территория РФ Сумма реализации Первичные документы Примечания
Отражено в учете Отражено в Приложении Д По данным проверки Дата N Наимен-ние Сумма

Выявленные нарушения отражаются в отчетном документе ОД-12

Форма ОД-13

Результаты проверки операций, местом реализации которых не является территория РФ

Налоговый (отчетный) период Ссылка на РД Нарушение Нормативный документ Хозяйственная операция Влияние на налоговые обязательства Рекомендации
Первичный документ Содержание операции
Дата N Наим-ние Сумма

В завершение проверки правильности формирования налоговой базы по НДС выявленные нарушения сводятся в обобщающую таблицу нарушений:

Форма ОД-001

Обобщающая таблица нарушений

Виды выявленных нарушений Ссылка на РД Сумма Влияние на налогообложение
Выводы:


Рекомендации:


  • Главная
  • "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СБОРУ АУДИТОРСКИХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ПРИ ПРОВЕРКЕ РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ" (утв. Минфином РФ 23.04.2004)