в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 20.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.08.2001 N 581 (ред. от 14.02.2002) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЮГ РОССИИ" (Том I)
не действует Редакция от 14.02.2002 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.08.2001 N 581 (ред. от 14.02.2002) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЮГ РОССИИ" (Том I)

II. ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ НА ЮГЕ РОССИИ

2.1. Транспортно - транзитные связи на юге России. Развитие транспортных коридоров

Транспортный комплекс юга России в современных геополитических условиях приобретает особое значение в обеспечении растущего объема транзитных перевозок, прежде всего в международном сообщении.

Основными факторами, обусловливающими конкурентоспособность транспортной системы региона на мировом рынке транспортных услуг, являются:

географическое положение юга России, обеспечивающее кратчайшее и экономически наиболее выгодное сухопутное, водное и воздушное сообщения между странами Европы, Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока с регионами России, а также странами Закавказья, Средней Азии и Персидского залива;

достаточно высокий уровень развития транспортной системы;

возможность включения транспортных коммуникаций региона в состав инфраструктуры международных транспортных коридоров (Критских - N 9 и N 7, трансконтинентального "Север - Юг");

непосредственное участие транспортных коммуникаций юга России в составе международной транспортной инфраструктуры зоны Черноморского экономического сотрудничества с учетом активизации международных торговых и транспортно - экономических связей его участников.

Большие перспективы для России связаны с включением Каспийского моря в систему международных транспортных коридоров.

Масштабные грузопотоки могут обеспечиваться по Каспию в южном направлении - через северные иранские порты, транзитом через территорию Ирана и далее в страны Персидского залива, Индию и Китай. В северном от Каспия направлении возможности России еще более значительны: использование водного пути по Волге и системы каналов с выходом на Черное, Азовское и Балтийское моря, а в случае строительства железнодорожной паромной переправы: порты Ирана - Оля (Астраханская область) и (или) Лагань (Калмыкия) - использование общей железнодорожной сети для связи со странами Северной и Центральной Европы. Доставка грузов в российские порты из Ирана (и в обратном направлении) позволит эффективно конкурировать с зарубежными проектами возрождения Великого шелкового пути.

Развитие международного транзита (привлечение и освоение международных грузопотоков) представляет собой задачу национального масштаба, решение которой связано с развитием не только транспортного комплекса и его инфраструктуры, но также с изменением структурной политики и экономической стратегии государства. Реализация такой стратегии должна основываться на сформулированной государственной идеологии транзита, конкретизированной в форме программных и нормативных документов.

Важнейшие направления транзитной политики, создающие необходимые предпосылки для увеличения экспорта транспортных и сопутствующих им услуг, предлагается рассматривать в рамках Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России".

Устойчивое и эффективное функционирование транспортно - дорожного комплекса юга России является необходимым условием реализации перспективной транзитной политики российского государства, а также решения проблем транспортного обеспечения хозяйственного комплекса региона.

Программные мероприятия по развитию транспорта юга России имеют многоцелевой комплексный характер. В них реализуются три взаимосвязанных подхода - проблемный, отраслевой и региональный. Содержательную основу раздела развития транспорта составляет совокупность инвестиционных проектов развития транспортно - дорожного комплекса юга России с обоснованием целей, ресурсов и сроков их выполнения.

2.2. Подготовка сырьевой базы нефтегазодобычи в северной и северо - западной части акватории Каспийского моря

По мере истощения нефтяных запасов Западной Сибири и удорожания стоимости нефти российские компании будут все больше переносить свою деятельность в Прикаспийский регион. При этом Россия начинает освоение каспийского шельфа с большим опозданием по сравнению с другими прикаспийскими государствами.

Площадь российской части акватории Каспия 64 тыс. кв. км. По прогнозам специалистов общие ресурсы Каспия составляют около 8 млрд. тут, из которых 24% или 2 млрд. тонн, приходятся на долю России. В настоящее время почти на всю акваторию российской части Каспийского моря проданы лицензии российским и зарубежным недропользователям, за счет которых предполагается выполнить основной объем сейсморазведочных работ и бурение скважин на перспективных площадях.

Из обнаруженных на российской части акватории Каспия 20 потенциальных нефтегазовых структур наиболее подготовлено к эксплуатации небольшое нефтяное месторождение Инчхе у берегов Дагестана с запасами 10 млн. т. Разработку его будет вести консорциум CaspOilDevelopvent, созданный британской J.P.X. (30,5%), российской "Роскапнефтью" (39,5%) и "Дагнефтью" (30%).

Планируется также освоение двух вновь открытых месторождений нефти на лицензионном блоке прибрежной зоны Республики Дагестан с извлекаемыми запасами 75 млн. т нефти при годовой добыче 2 - 2,5 млн. тонн.

Объявлен тендер на разработку дагестанской Северо - Восточной части российского шельфа с прогнозными запасами 625 млн. т. Фирмы Agip (Италия) и Monument (Великобритания) уже купили пакеты геологической информации. Но Госдепартамент США на данном этапе не рекомендовал американским компаниям участвовать в тендере из-за политической и экономической нестабильности обстановки в Республике Дагестан. Уже в 1998 г. тендерная компания признала среди победителей конкурса Канадскую компанию CanAgro и американскую J.P.Redd, которые готовы создать консорциум с местной российской компанией "Дагнефть".

Лицензиями на право поисков, разведки и добычи углеводородного сырья в российском секторе Каспия в настоящее время обладают АО "Лукойл" (центральная часть Северного Каспия), JKX (Caspoil) (месторождение Инчхе - море) и Каспийская нефтяная компания (Северо - Кавказский участок площадью около 13 тыс. кв. км). Проведены соответствующие лицензионные конкурсы для 3-х участков в 10-мильной прибрежной зоне Республики Дагестан, начата подготовка к лицензионному конкурсу для проведения работ у побережья Калмыкии. Кроме Инчхе - море в северо - западной части Каспия открыто еще два нефтяных месторождения (Широтное и Хвалынское), расположенные на принадлежащем ОАО "НК "Лукойл" лицензионном участке "Северный".

Дочерние компании ОАО "Нефтяная компания "Лукойл", такие как ООО "Лукойл - Астраханьморнефть" и специализированное предприятие по бурению морских скважин "ОАО "Лукойл - Шельф Ltd", приступили к осуществлению геофизических и геологических исследований перспективных нефтегазоносных структур шельфа Каспийского моря в прибрежной зоне Астраханской области. Заложена первая поисково - разведочная скважина Хвалынская глубиной 4200 метров. Сейсмические исследования, проведенные нефтяной компанией "Лукойл" на площади 60 тыс. кв. м, выявили шесть перспективных структур и две прогнозируемые. Специалисты утверждают, что открыто не просто отдельно взятое месторождение, а обнаружена целая нефтегазоносная провинция, что по российским масштабам является уникальным случаем. Прогнозируемый прирост извлекаемых запасов составит 10 млн. тонн нефти.

Нефтяные компании Российской Федерации "Газпром", "Лукойл" и "Юкос" создали совместное предприятие для проведения геологических исследований на малоизученных участках шельфа Каспия площадью 20 тыс. кв. км.

Степень геолого - геофизической изученности российского сектора Каспия является, в общем, невысокой и соответствует лишь стадии регионально - поискового этапа. Для этой акватории имеются достаточно подробные гравиметрическая и магнитометрическая карты.

На данной стадии изученности геологические ресурсы углеводородов северо - западной части Каспийского моря составляют 1738,5 млн. тут, в том числе извлекаемые - 1185,4 млн. тут при среднем соотношении нефти и газа 1:1. Практически все прогнозные ресурсы относятся к категории D2. В связи с чем необходим значительный объем поисково - оценочного бурения в основных зонах для подтверждения ресурсов и перевода их в более высокие категории, выявления промышленных запасов.

По экспертной оценке рентабельными могут быть месторождения с запасами не менее 20 - 30 млн. т.

В период до 2006 года предусматривается освоение трех вновь открытых месторождений нефти на лицензионном блоке "Северный" с извлекаемыми запасами нефти 150 млн. т при годовой добыче 2,8 - 3,8 млн. тонн.

В северной части Каспийского моря предполагается дальнейшее развитие геологоразведочных работ с целью поиска и разведки новых крупных залежей нефти и газа как на суше, так и в акватории. На реализацию данных работ в течение 10 лет компания "Лукойл" предполагает инвестировать около 6 млрд. долларов. На период до 2005 года предусматривается проведение поисково - разведочного бурения в объеме 62,1 тыс. метров, геофизических исследований, эксплуатационного бурения в объеме 3000 метров и НИОКР.

В результате проведения региональных геолого - геофизических и поисково - разведочных работ на шельфе Каспийского моря ожидается подтверждение прогнозных ресурсов углеводородов в объеме 1,2 млрд. тут.

(Перечень инвестиционных проектов - том II, раздел 2.2.)

2.3. Создание магистральных сетей для экспортной поставки нефти и газа через территорию региона

Проект КТК имеет стратегическое значение, так как проект трубопровода Баку - Супса - Джейхан (Турция) будет реализован только после 2003 года, поэтому от коротких сроков реализации проекта будет зависеть стратегическое укрепление позиций России.

Тенгизское месторождение может, по оценкам, эксплуатироваться не менее 40 лет.

Каспийский трубопроводный консорциум был создан в 1992 г. для строительства трубопровода протяженностью 1580 км, предназначенного для транспортировки сырой нефти от Тенгизского месторождения и других близлежащих месторождений в Казахстане и России до терминала на побережье Черного моря в районе г. Новороссийска. Маршрут нефтепровода пройдет через территорию Казахстана, Республики Калмыкии, Астраханской области, Ставропольского и Краснодарского краев. Первоначальная пропускная способность трубопровода составит 28,2 млн. тонн нефти в год. Позднее ее планируется довести до 67 млн. тонн в год. Строительство нефтепровода началось в мае 1999 г. и завершится в 2001 г. Ввод трубопровода в эксплуатацию предусматривается в октябре 2001 года.

В соответствии с договором акционеров, подписанным в декабре 1996 г., доли участников консорциума распределяются следующим образом: Шеврон Каспиан Пайплайн Консорциум Компани (Chevron Caspian Pipeline Consortium Company) - 15%, ЛУКАРКО Б.В. (LUKARCO B.V.) - 12,5%, Роснефть - Шелл Каспиан Венчерз Лтд. (Rosneft - Shell Caspian Ventures Limited) - 7,5%, Мобил Каспиан Пайплайн Компани (Mobil Caspian Pipeline Company) - 7,5%, Аджип Интернешнл Н.В. (Agip International (N.A.) N.V.) - 2%, Бритиш Газ Оверсиз Холдинг Лтд. (British Gas Overseas Holding Limited) - 2%, Казахстан Пайплайн Венчерз Л.Л.С. (Kasakstan Pipeline Ventures L.L.C.) - 1,75% и Орикс Каспиан Пайплайн Л.Л.С. (Oryx Caspian Pipeline L.L.C.) - 1,75%. Доли участия правительств - основателей КТК распределяются следующим образом: Россия - 24%, Казахстан - 19%, Султанат Оман - 7 процентов.

В течение ближайших 40 лет КТК будет стабильным источником доходов для акционеров: согласно расчетам за период эксплуатации трубопровода в федеральный и региональные бюджеты России поступит примерно 23,3 млрд. долл. США в виде налоговых отчислений и прибыли.

Только в 2000 г. за оформление импортированных материалов и оборудования, поступавших на строительство трубопровода, по данным таможенного управления, в бюджет России перечислено более 52 млн. долларов. Другая выгода для России - загрузка Черноморского танкерного флота. Важно и то, что с вводом в строй в 2001 г. портового терминала в Новороссийске и других заключительных объектов проекта ожидается создание 5 тыс. дополнительных рабочих мест.

Таким образом, реализация проекта КТК-Р становится мощным стимулом для развития экономики четырех субъектов южного региона.

Затраты на строительство первой фазы трубопровода составят 2,236 млрд. долл. США. Большая часть этих средств будет освоена в регионах, прежде всего в Краснодарском и Ставропольском краях, Астраханской области и Республике Калмыкия. Полная стоимость проекта оценивается в 4 млрд. долларов США.

Входящие в консорциум международные нефтяные компании обеспечивают полное финансирование первой фазы строительства и ввод трубопровода в эксплуатацию (объем вложений около 2,5 млрд. долл.). Последующее кредитование будет осуществляться за счет собственных средств, заработанных консорциумом.

Продуктопроводы, проходящие через территорию региона, из-за ситуации в Чечне простаивают, в связи с чем проработаны схемы комбинированной водно - трубопроводной и железнодорожно - трубопроводной систем доставки нефтепродуктов потребителям.

Существующая сеть магистральных газопроводов в большинстве своем находится в эксплуатации более 30 лет (условно - нормативный период эксплуатации 33 года). Поэтому предлагается строительство и реконструкция ряда магистральных газопроводов.

2.4. Воспроизводство и сохранение биоресурсов бассейнов Каспийского и Азовского морей

В настоящее время рыбохозяйственный комплекс Каспийского моря и Прикаспия при незначительном удельном весе в общероссийских уловах (около 3,5%) дает более 70% общероссийской добычи осетровых и более 60% - крупночастиковых рыб. В последние годы наметилась тенденция роста вылова рыбы.

Общий фактический улов рыбы в Каспийском море и внутренних водоемах Прикаспия составил в 2000 г. 174,2 тыс. тонн.

Более 60% всех уловов в регионе приходится на Каспийское море, пресноводные водоемы - 37,7%, пруды товарного рыбоводства - 2%. Основные промыслы - анчоусовая килька и крупный частик, которые являются главными видами прироста уловов в последние годы. Уловы осетровых сохраняются на уровне 0,5 тыс. тонн.

Основная часть российских уловов приходится на Астраханскую область (88,2%), Республику Дагестан (10,8%) и Республику Калмыкия (1,0%).

Согласно прогнозу общих допустимых уловов Всесоюзного научно - исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии проектируемый улов на Каспии в 2010 г. может составить 182,8 тыс. тонн. Преобладающая часть уловов также будет приходиться на Астраханскую область (около 80%), при этом удельный вес уловов Республики Дагестан возрастет до 17%, Республики Калмыкия до 3 процентов.

Рыбохозяйственный потенциал Каспийского моря в значительной степени зависит от поступления органического вещества с речным стоком, режима последнего и от колебаний уровня моря. Наиболее продуктивной частью моря является Северный Каспий, который обогащается волжской водой и продуцирует около 20% органического вещества моря, занимая при этом лишь около 0,5% его объема. Регулирование речного стока каскадом водохранилищ на р. Волге, результатом которого является увеличение зимних расходов в ее низовьях, уменьшение объемов весеннего половодья и сокращение сроков затопления нерестилищ осетровых и полупроходных рыб, отрицательно влияет на биопродуктивность моря, на его рыбные запасы.

В настоящее время и в перспективе особую угрозу для воспроизводства рыбных ресурсов моря и сохранения его экосистемы представляет нарастающее загрязнение морской воды в результате хозяйственной деятельности, в том числе проведения геологоразведочных работ, добычи нефти и газа.

В случае сохранения уровня моря на современной отметке, условий естественного и искусственного воспроизводства, аналогичных последним годам, а также при низкой эффективности осуществляемых мероприятий по охране рыбных запасов объемы вылова осетровых в Волго - Каспийском бассейне в ближайшие годы резко снизятся, а к 2010 г. их специализированный промысел может быть прекращен.

Одной из основных причин катастрофической ситуации с запасами осетровых является нелегальный промысел осетров в море. Образование суверенных прикаспийских государств, новые рыночные отношения разрушили сложившуюся в течение десятилетий систему рыболовства на Каспии. Распалась также мощная единая система рыбоохраны. Повышенный спрос на осетровые балыки и черную икру как на внешнем, так и на внутреннем рынках породил небывалый браконьерский промысел не только на реках, но и в море. По некоторым оценкам, от браконьерского лова осетровых Россия ежегодно теряет сотни миллионов долларов. Однако в данном случае речь идет не столько о потере экспортной выручки, сколько о сохранении реликтового биологического ресурса Каспия.

Необходимо также увеличить производство в искусственных условиях не менее чем на 120 млн. штук рыбной молоди. Сегодня в России на астраханских рыбоводных заводах производится около 60 млн. штук молоди осетровых, в других государствах каспийского региона - еще 29, строится осетровый завод на Дону, но этого явно недостаточно.

Увеличение уловов осетровых может произойти только за счет осуществления комплекса достаточно дорогостоящих рыбоводных мероприятий, а также улучшения состояния речного стока и моря. Большая часть мероприятий, предусмотренных Федеральной программой развития рыбного хозяйства России на период до 2000 года ("Рыба") за счет бюджетных средств, не выполнена. Поэтому часть этих мероприятий включена в настоящую Программу. При выполнении намеченных мероприятий уловы осетровых могут возрасти до 3,0 тыс. т в 2010 году.

На фоне прогрессирующего снижения эффективности естественного размножения осетровых в р. Волге и других реках Каспийского бассейна сохранение их популяционного фонда и промыслового значения в сложившихся условиях можно обеспечить только за счет интенсификации и повышения эффективности заводского воспроизводства.

На действующем в настоящее время в Республике Дагестан Сулакском осетровом рыбоводном заводе выпуск молоди осетра и севрюги в последние годы снизился из-за дефицита зрелых производителей осетровых.

В настоящее время на Нижней Волге в пределах Астраханской и Волгоградской областей функционируют семь осетровых рыбоводных заводов, выпускающих 63,2 - 68,4 млн. шт. молоди белуги, осетра и севрюги. Максимальные объемы воспроизводства (72,3 - 78,1 млн. шт.) приходились на период 1982 - 1986 гг. Снижение масштабов воспроизводства произошло, в основном, за счет Волгоградского рыбоводного завода, где ежегодный выпуск мальков за последнее время не превышает 1,5 - 3,0 млн. экземпляров. Основная причина такого спада обусловлена дефицитом зрелых рыб в нижнем бьефе Волгоградской ГЭС, так как они еще в процессе нерестовой миграции изымаются браконьерами.

Построенные в 60-х годах осетровые рыбоводные заводы Астраханской области нуждаются в срочной реконструкции, смене оборудования, корректировке биотехнологии. Несмотря на это, Астраханская область на сегодняшний день является практически единственным регионом на Каспии, занимающимся воспроизводством осетровых на площадях 6 заводов, здесь сосредоточены научные силы, занимающиеся проблемой воспроизводства и сохранения биоресурсов Каспийского моря.

Гидрологические изменения, связанные с повышенным уровнем Каспийского моря, оказали значительное влияние на распределение кильки: снизилась ее концентрация в районах традиционных промысловых глубин, что осложняет промысел. До 2005 г. можно ожидать некоторого увеличения запасов анчоусовидной кильки, стабилизации запасов большеглазой кильки и рост запасов обыкновенной кильки. Данная тенденция сохранится в условиях современного уровня Каспия и несколько усилится при его повышении. Резервом увеличения объемов морского промысла, в том числе российского, являются недоиспользуемые запасы обыкновенной и большеглазой кильки.

Состояние запасов воблы оценивается как благополучное, промысловый запас предполагается на относительно высоком уровне, в том числе в пределах вод России около 50 тыс. т. Высокий уровень запасов и уловов леща в 1999 - 2000 гг. позволяет рассчитывать на их дальнейшее увеличение. Наблюдается снижение уловов судака в северо - западной части Каспия в результате сохраняющейся тенденции перехода судака в северо - восточную часть моря, а также увеличивающегося пресса браконьерства.

Чрезвычайно важным для сохранения уникальной экосистемы Каспийского моря, ее биоресурсов, особенно ценных осетровых, является решение проблемы правового статуса Каспийского моря, которое бы предусматривало совместное использование биоресурсов моря прикаспийскими государствами, взаимные обязательства по их воспроизводству и охране и положило конец браконьерству.

Рыбохозяйственный фонд внутренних водоемов включает водоемы западно - подстепных ильменей дельты р. Волги общей площадью около 500 тыс. га. Около половины из них потеряли рыбохозяйственное значение в результате засоления. В то же время 60 тыс. га водоемов, прилегающих к р. Волге и ее рукавам, имеют большое значение как нерестовый фонд дельты Волги и нуждаются в особой охране. Повышение рыбохозяйственной значимости ильменей связано с проведением их мелиорации, с дноуглубительными работами на малых реках (Хордун, Бертюль, Бушма и т.д.), что может увеличить их рыбопродуктивность в 1,5 - 2 раза.

Волго - Ахтубинская пойма до ограничения рыболовства в 1958 - 1962 гг. имела важное промысловое значение. В настоящее время пойма и дельта Волги рассматриваются как единая экосистема для воспроизводства полупроходных и туводных рыб. Нерестилища Волго - Ахтубинской поймы в пределах Астраханской области обеспечивают промысловый возврат в объеме около 30,0 тыс. тонн. Для сохранения Волго - Ахтубинской поймы как места воспроизводства ценных видов рыб необходимо жестко ограничить развитие в этом регионе орошаемого земледелия.

В Республике Дагестан воспроизводство запасов ценных проходных и полупроходных рыб сосредоточено преимущественно в нерестово - выростных водоемах (НВВ) в бассейне р. Терек. Общая проектная мощность НВВ составляет 54 тыс. га. За последние годы промысловые запасы рыбы в этих водоемах снизились в 2,5 - 12 раз. Для повышения рыбопродуктивности водоемов необходимо осуществить их реконструкцию и мелиоративные работы, в том числе зарыбление растительноядными видами.

В республике имеется единственный полностью спускаемый Самурский нерестово - выростной водоем, в котором осуществляется естественное воспроизводство кутума и других частиковых рыб. Продуктивность этого водоема составляет 50 - 70 кг/га, что в десятки раз выше, чем других придаточных водоемов дельты Терека.

Общая водная площадь внутренних водоемов Республики Калмыкия составляет 53,7 тыс. га, из них промыслом охвачено 36,7 тыс. га. Рыбопродуктивность внутренних водоемов незначительна и имеет тенденцию к снижению.

В целях сохранения и воспроизводства ценных пород рыб намечено осуществить ряд мероприятий.

Астраханская область. На ведущий рыбохозяйственный регион приходится основная часть мероприятий по развитию отрасли.

В целях воспроизводства рыбных ресурсов Каспийского моря, главным образом осетровых, и развития сырьевой базы предусматриваются мероприятия по реконструкции осетровых рыбоводных заводов в дельте Волги общей производительностью 67 млн. штук молоди, реконструкции выростных и нагульных площадей - 3000 га, ремонту существующих каналов - рыбоходов, а также по расширению производственной базы и модернизации производственных мощностей НПЦ "БИОС".

Республика Дагестан. В целях воспроизводства рыбных ресурсов Каспийского моря и развития сырьевой базы рыбохозяйственного комплекса республики увеличиваются мощности по воспроизводству осетровых на Сулакском осетровом рыбоводном заводе на 20 млн. шт. молоди; реконструируются Нижне - Терские, Каракольские и Аракумские нерестово - выростные водоемы для восстановления численности осетровых и частиковых рыб; расширяются нерестово - выростные хозяйства в Тарумовском районе и увеличиваются мощности рыбоводных заводов в Кизлярском и Магарамкентском районах, будет построен Нижне - Терский осетровый рыбоводный завод.

Волгоградская область. Неудовлетворительное состояние запасов волго - каспийских осетровых, подходы которых на нерестилище нижнего бьефа гидроузла Волжской ГЭС практически прекратились, обозначило проблему сохранения их как биологического вида. В связи с этим в приплотинной зоне ГЭС и на ее объектах осуществляется при поддержке Госкомрыболовства России комплекс работ, направленных на создание собственного ремонтно - маточного стада осетровых и условий регулируемого естественного нереста в сочетании с заводским воспроизводством.

В Волгоградской области разработаны мероприятия воспроизводственного характера с целью поддержания популяций каспийских осетровых и местных популяций нижне - волжской стерляди, одним из которых является создание особо охраняемого регулируемого естественного нерестилища со статусом биологического заказника в приплотинной зоне ГЭС (на о. Спорном).

В целях воспроизводства ценных и редких видов рыб в бассейне и притоках р. Дон, Цимлянском водохранилище предусматриваются мероприятия по выявлению локальных нерестовых участков ценных видов рыб для установления охранного режима, формированию маточных стад малочисленных и редких видов рыб - стерляди, вырезуба и рыбца на рыбоводных хозяйствах Волгоградской области, созданию научно - производственной базы по воспроизводству редких и ценных видов рыб.

В рамках реализации Программы будет проведена реконструкция Цимлянского и Волгоградского рыбоводных заводов.

Республика Калмыкия. В республике предусматривается строительство нерестово - выростного хозяйства для воспроизводства молоди частиковых рыб мощностью 15 млн. шт. в год.

2.5. Состояние и перспективы развития портового хозяйства юга России

Современное состояние портового хозяйства юга России обусловлено последствиями распада СССР, в результате которого основная часть портовых мощностей Азово - Черноморского и Каспийского бассейнов осталась за пределами страны (на Украине, в Грузии, в Азербайджане), а последовавший экономический кризис, сопровождавшийся значительным спадом грузовых перевозок и переключением части транзита и внешнеторговых российских грузов на порты сопредельных государств, способствовали недостаточной загрузке и развитию отечественных портов в регионе.

В настоящее время к числу ведущих портов и портовых комплексов на юге России следует отнести: глубоководные порты (Новороссийск и Туапсе) на Черноморском побережье, Махачкала - на Каспийском море; порты Азовского бассейна - Таганрог, Азов, Ейск, Кавказ, Темрюк.

Общая перерабатывающая мощность портов составляет 85 млн. тонн грузов в год, в том числе 55 млн. т - по перевалке наливных грузов, 30 млн. т - сухогрузы.

Современное состояние, специализация и перспективы развития портовых мощностей характеризуются следующими данными.

1. Порт Новороссийск.

Порт расположен в Цемесской бухте, в северо - восточной части Черного моря.

Портовый комплекс является крупнейшим глубоководным незамерзающим и специализирован на перевалке внешнеторговых и транзитных грузов, является главным наливным портом страны. Здесь имеется единственный на юге России специализированный причал для крупнотоннажных контейнеров. В состав портового комплекса входят: Новороссийский торговый порт (НМТП), Новороссийский лесной порт, рыбный порт, Геопорт, грузовые причалы Новороссийского судоремонтного завода.

Общая пропускная способность причального фронта НМТП составляет 54 млн. т в год, в том числе 37 млн. т сырой нефти и 17 млн. т сухих грузов.

Порт разделен на 4 грузовых района - Восточный, Центральный, Западный и нефтеналивной (нефтегавань Шесхарис) и включает 20 грузовых причалов, специализированных на перевалке угля, цемента, зерна, сахара - сырца, металла, минерально - сырьевых и генеральных грузов, контейнеров, а также сырой нефти и нефтепродуктов.

Основные проблемы существующего порта заключаются в недостатке складских емкостей и перегрузочных мощностей, а также в необходимости развития путевого хозяйства и железнодорожной станции Новороссийск.

Перспективной программой развития НМТП предусматривается осуществление проектов, в том числе включенных в настоящую Программу:

строительство Юго - Восточного района порта, включающего автопаромный комплекс, универсальные перегрузочные комплексы, объекты производственной инфраструктуры;

строительство глубоководного нефтеналивного причала;

реконструкция Широкого пирса N 1 в Западном грузовом районе порта для организации контейнерного комплекса (с годовым грузооборотом 100 тыс. штук).

Перспективный грузооборот порта Новороссийск составляет более 34 млн. т в год сухих и более 55 млн. т в год наливных грузов.

2. Порт Туапсе.

Морской торговый порт Туапсе - второй по объему грузооборота в регионе - расположен на Кавказском побережье Черного моря, в бухте Туапсе. К акватории порта ведет подходной канал длиной 400 м, шириной 120 м и глубиной 13,5 м. На территории порта действуют: ОАО "Туапсинский морской торговый порт", а также выполняются погрузочно - разгрузочные работы на причале ЗАО "Туапсинский рыбный порт", ОАО "Туапсинский судоремонтный завод" и ЗАО "Туапсинский судомеханический завод".

ОАО "Туапсинский морской торговый порт" обеспечивает внешнеторговые перевозки нефти и нефтепродуктов, а также навалочных (угли, руды) и генеральных грузов. Пропускная способность порта оценивается в 17 млн. т в год.

Порт состоит из трех специализированных районов: сухогрузного, наливного и пассажирского.

Проблемы существующего порта заключаются в ограниченных возможностях его развития в черте г. Туапсе, создаваемой транспортной и экологической нагрузке, отсутствии возможностей развития железнодорожной станции и путевого хозяйства.

Перспективным планом развития туапсинского транспортного узла предусматривается реконструкция действующего порта в пределах существующих оградительных сооружений со строительством нового сухогрузного района севернее мыса Кадош, включая создание комплексов для массовых навалочных и генеральных грузов, а также контейнерного терминала.

В существующем порту развитие намечено за счет:

строительства нового глубоководного нефтеналивного комплекса для приемки крупнотоннажных танкеров грузоподъемностью 100 тыс. т;

реконструкции причалов N 9А и 9Б для перевалки металлов и генеральных грузов;

переориентации угольно - рудных причалов под перегрузку генеральных грузов крытого и открытого хранения;

развития железнодорожной станции Туапсе.

Реализация проектов позволит увеличить грузооборот порта до 29 - 30 млн. т в год, в том числе 17 - 18 млн. т наливных и 11 - 12 млн. т сухих грузов, а также существенно снизить экологическую и транспортную нагрузку в г. Туапсе.

3. Порт Махачкала.

Махачкалинский международный морской торговый порт (в прошлом - второй по значению отечественный порт на Каспийском море с грузооборотом свыше 12,5 млн. т, в том числе 95% - наливные грузы).

В процессе эксплуатации, а также в связи с подъемом уровня моря гидротехнические сооружения порта пришли в неудовлетворительное техническое состояние, что, наряду со снижением внутренних и внешнеторговых транспортно - экономических связей, привело к резкому падению грузооборота.

В настоящее время порт включает:

нефтегавань, состоящую из 6 специализированных причалов для перевалки нефтепродуктов (в рабочем состоянии находятся два - N 1 и N 2, однако требуют восстановительных работ);

сухогрузную гавань (протяженность причального фронта - 360 м, эксплуатационная глубина - 6 м);

причалы, специализированные на перевалке генеральных грузов открытого и крытого хранения, навалочных грузов, контейнеров мощностью до 580 тыс. т в год.

В настоящую Программу включен проект реконструкции порта (I очередь): пирса N 1 и причала N 5 нефтегавани, развитие объектов, обеспечивающих безопасность судоходства в порту. Это обеспечит грузооборот 8,5 млн. т в год, в том числе 7,9 млн. т - наливные грузы, 0,6 млн. т - сухие грузы.

4. Порт Таганрог.

Портовый комплекс расположен на северном берегу Таганрогского залива в 15 км западнее устья р. Дон. Подходные морские каналы к акватории порта:

Азово - Донской морской канал глубиной 4,2 м;

Таганрогский морской подходной канал глубиной 3,9 м.

Глубины причалов порта - 3,9 - 4,2 м. Режим работы порта - круглогодичный.

Портовые мощности комплекса представляют: Таганрогский морской торговый порт (ТМТП), грузовые причалы АО "Приазовье" и АО "Таганрогский судоремонтный завод", АО "Таганрогский морской торговый порт".

Проектная перерабатывающая мощность ТМТП - 1,2 млн. т в год.

В структуре перерабатываемых грузов наибольший удельный вес занимают металлопродукция (33%), уголь (16%), химические грузы (7%), а также металлолом, трубы, лесные грузы.

В условиях обострившейся конкуренции со стороны украинских и отечественных портов Азово - Черноморского бассейна целесообразно использовать порт для переработки российских грузов, адресованных в регион Каспийского моря, а также экспортных и транзитных грузов в страны Черноморского и Средиземноморского бассейнов, включая маршруты в порты на реке Дунай.

Проблемами развития порта в существующих координатах являются отсутствие возможности территориального расширения, недостаточная емкость складских помещений, пропускная способность железнодорожных и автомобильных подъездных путей, проходящих через центральную часть города, экологическая нагрузка на окружающую среду.

С учетом имеющихся ограничений перспективной программой развития Таганрогского портового комплекса предусматривается:

реконструкция Таганрогского морского подходного канала с восстановлением (на I этапе) габаритов канала (глубины 4,5 м) и увеличением глубины канала до 5,5 м (на II этапе);

реконструкция причала N 4 для перевалки контейнерных (70 тыс. штук в год) и других грузов;

реконструкция причала N 7 под обслуживание судов типа "Ро-Ро";

строительство пирса с тремя грузовыми причалами на месте Северного мола;

развитие припортовой станции Таганрог.

Реализация программы развития порта позволит увеличить в 2 раза длину грузовых причалов (до 1900 м) и довести суммарный грузооборот до 3,7 млн. т сухих грузов в год.

5. Порт Азов.

ОАО "Азовский морской порт" расположен на левом берегу реки Дон в 14 км от ее впадения в Азовское море. Имеет статус международного.

Порт связывает с морем Азово - Донской морской канал глубиной 3,6 - 4,0 м (в зависимости от гидро- и метеоусловий) при ширине судового хода 70 м.

Режим работы порта - круглогодичный (в зимнее время года обеспечивается ледокольная проводка судов).

Проектная мощность порта, ориентированного на переработку внутрироссийских минерально - строительных и навалочных грузов, превышала 3,0 млн. тонн.

В настоящее время порт ориентирован на обработку внешнеторговых грузов, при этом грузооборот в 2000 г. составил около 1076 тыс. тонн.

В структуре перевалки преимущественно металлы, в том числе металлолом, лесоматериалы, химические удобрения, уголь, зерно, минерально - строительные грузы.

Программой развития порта предусматривается строительство 5 причалов общей протяженностью 590 м для переработки зерна, контейнеров, металла, лесных и минерально - строительных грузов, а в перспективе - строительство угольного терминала в районе бухты Лоцпост. Реализация программы позволит увеличить грузооборот порта до 2,5 млн. т в год.

В рамках развития Азовского транспортного узла ЗАО "Азовпродукт" ведет строительство портового терминального комплекса по переработке метанола на базе "ковша" Азовской судоверфи в северо - западном промрайоне г. Азов. Терминал будет обеспечивать экспортные поставки 400 тыс. т метанола в год производства Новочеркасского завода синтетических продуктов.

6. Порт Ейск.

Ейский морской торговый порт расположен в юго - восточной части Таганрогского залива Азовского моря. Для выхода судов в море имеется подходной канал протяженностью 2,2 км и глубиной 3,8 метров.

Порт имеет 6 грузовых причалов, специализирующихся на перевалке строительных материалов и генеральных грузов. Пропускная способность причального фронта - 2 млн. т в год при перевалке вышеуказанных грузов. Однако в настоящее время причальные сооружения находятся в аварийном состоянии и требуют полной реконструкции.

В 2000 г. в порту переработано более 1,5 млн. т грузов (металлолом, черные металлы, лесные грузы).

Увеличение объемов перевалки грузов в порту возможно при условии удлинения приемо - отправочных путей по железнодорожной станции Ейск и частичной реконструкции путевого развития порта и причальных сооружений.

7. Порт Темрюк.

Расположен в Темрюкском заливе на побережье Азовского моря на расстоянии 52 км от Керченского пролива по судовому ходу.

В перспективе развитие порта ориентировано на экспорт преимущественно навалочных грузов, в том числе угля, объемом до 2 млн. т в год. С этой целью осуществляется восстановление оградительных дамб и дноуглубление канала с доведением глубин до отметки 5 м (а в дальнейшем - до 7 м), завершаются реконструктивные работы на железнодорожной станции Темрюк.

8. Порт Кавказ.

Расположен в Керченском проливе, у северо - западного берега косы Чушка.

Порт имеет ограниченную двумя молами акваторию с глубинами до 6 м. Пропускная способность существующих причальных сооружений - 1,6 млн. т в год, в том числе 0,7 млн. т наливных грузов.

В настоящее время через порт осуществляется экспорт легковых автомобилей и нефтепродуктов с использованием инфраструктуры бездействующего железнодорожного паромного комплекса. В перспективе предполагается увеличение глубин до 8 м и увеличение экспортных поставок нефти и нефтепродуктов, а также колесной техники. С этой целью предусматривается завершение реконструкции железнодорожной станции "Кавказ" и подходов к ней.

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.08.2001 N 581 (ред. от 14.02.2002) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЮГ РОССИИ" (Том I)