Последнее обновление: 21.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.08.2001 N 581 (ред. от 14.02.2002) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЮГ РОССИИ" (Том I)
VI. УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ, РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Основная роль в реализации Программы отводится ее государственному заказчику - координатору в соответствии с Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 N 594.
Формы и методы организации управления реализацией Федеральной целевой программой "Юг России" определяются государственным заказчиком.
Текущее управление осуществляется дирекцией Федеральной целевой программы "Юг России", формируемой государственным заказчиком.
6.2. Ресурсное обеспечение ПрограммыОбщая потребность в финансовых ресурсах на реализацию программных мероприятий и проектов оценивается в размере 138749,6 млн. руб., в том числе на 2002 год - 38996,9 млн. рублей. Участие федерального бюджета в финансировании реализации Программы составляет 25895,7 млн. руб., или 18,7%. В том числе:
средства на реализацию Программы <*>. Из них:
капитальные вложения - 10531,0 млн. руб., что составляет от средств федерального бюджета 40,6 процента;
прочие текущие расходы - 985,5 млн. руб., что составляет 3,8 процента;
НИОКР - 21,9 млн. руб., или 0,1 процента;
средства за счет программ, действующих на территории юга России - 14357,3 млн. руб., или 55,5 процента.
<*> В Программе (том II) представлены три варианта выделения объемов средств на реализацию проектов из федерального бюджета согласно с законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Средства бюджетов субъектов Российской Федерации в Южном федеральном округе, привлекаемые для реализации Программы, составляют 11845,3 млн. руб., или 8,5% от общей суммы финансовых средств. Средства местных бюджетов составляют 2659,9 млн. рублей.
Из средств предприятий предполагается привлечь на весь период 29143,8 млн. руб. (21,0%).
За счет привлеченных внебюджетных источников финансирования, в том числе российских акционерных обществ, на реализацию Программы предполагается израсходовать 7732,2 млн. руб., или 5,5 процента.
Заемный капитал должен составить 54466,6 млн. руб. (39,3%).
Финансирование Программы из средств федерального бюджета в 2002 - 2006 гг. будет скорректировано в соответствии с законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Государственный заказчик при подготовке бюджетных заявок на очередной финансовый год уточняет распределение средств по объемам централизованных капитальных вложений, расходам на НИОКР и прочим текущим расходам по каждому проекту Программы.
Методология Программы предусматривает новые подходы и формы к финансовому и правовому обеспечению ее реализации:
погашение процентной банковской ставки за предоставленный кредит (до 20%) из средств федерального бюджета, увеличивает привлекаемые средства, кроме того, банки проводят экспертизу проектов;
взаимодействие и привлечение средств Черноморского банка торговли и развития (ЧБТР);
после строительства объектов инфраструктуры возможно привлечение инвесторов, в том числе иностранных, для реализации мероприятий Программы, особенно для развития туристско - рекреационного и санаторно - курортного комплексов;
в финансировании проектов будут участвовать средства субъектов и внебюджетных фондов;
реализация проектов предусматривает создание субъектами нормативно - правового сопровождения для их функционирования.
6.3. Оценка социально - экономической эффективности ПрограммыВ соответствии с целями Программы на период до 2006 г. намечается развитие юга России за счет сбалансированного развития отраслей народного хозяйства, социальной сферы и создания благоприятных условий для привлечения инвестиций. Система программных мероприятий включает 688 проектов, из которых:
1. Мероприятия, связанные с геостратегическими интересами России (48 проектов), объем финансирования 16377,9 млн. руб. (из федерального бюджета на безвозвратной основе - 1,2%):
формирование системы эффективных транспортных коридоров в интересах ускорения экономической кооперации со странами Персидского залива;
развитие сырьевой базы нефтегазодобычи Каспийского моря и создание магистральных сетей для экспортных поставок, реализация проектов международного сотрудничества;
воспроизводство и сохранение биоресурсов бассейнов Каспийского и Азовского морей.
2. Мероприятия общефедерального значения (183 проекта), объем финансирования 24561,3 млн. руб. (из федерального бюджета на безвозвратной основе - 20,4%):
модернизация структуры и развития ключевых секторов экономики - транспортный, туристско - рекреационный и санаторно - курортный комплексы;
решение вопросов по обеспеченности занятости населения и проблем беженцев.
3. Мероприятия межрегионального значения (165 проектов), объем финансирования 51165,1 млн. руб. (из федерального бюджета на безвозвратной основе - 4,2%):
формирование производственной инфраструктуры для развития электроэнергетики, агропромышленного комплекса и транспорта;
создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.
4. Мероприятия регионального значения, требующие государственной поддержки и предусматривающие развитие системы жизнеобеспечения населения с учетом особенностей региона (292 проекта), объем финансирования 46804,7 млн. руб. (из федерального бюджета на безвозвратной основе - 11,1%).
Результатом реализации Программы должны стать: экономическая стабилизация, а в последующем улучшение социально - экономической ситуации, сокращение отставания по основным макроэкономическим показателям от среднероссийского уровня, опережающее развитие приоритетных направлений экономики:
1. Туристско - рекреационный и санаторно - курортный комплекс.
Вложение средств федерального бюджета планируется в развитие инфраструктуры, что создаст условия для увеличения в 1,5 раза санаторно - курортной и туристической базы. Количество рекреантов при этом увеличится с 6 - 7 до 9 - 10 млн. человек в год.
Поступление средств в бюджеты всех уровней составит 9 млрд. руб. в год. Будут созданы благоприятные условия для привлечения российских и зарубежных инвесторов по развитию таких курортов, как Красная Поляна, Приэльбрусье, Домбай, Лаго - Наки и др.
Предусматривается строительство курортов международного уровня, улучшится экологическая обстановка. Развитие комплекса позволит создать около 150 тыс. новых рабочих мест и будет способствовать развитию транспорта, сферы услуг и перерабатывающей промышленности.
2. Агропромышленный комплекс.
В агропромышленном комплексе в соответствии с расчетами к 2006 г. рост валовой продукции сельского хозяйства составит 125% по отношению к 2000 г. В соответствии с программными мероприятиями будет создана сеть современных перерабатывающих предприятий пищевой промышленности, получат развитие такие отрасли, как виноградарство и виноделие, табаководство, племенное животноводство и другие, будет обеспечено производство импортозамещающих продуктов питания и сельскохозяйственного сырья. В регионе вновь получат развитие хлопководство, производство и переработка фундука, грецких орехов и каштанов. Будут улучшены экологические и социальные условия проживания сельского населения, создано около 130 тыс. дополнительных рабочих мест, получит дальнейшее развитие инвестиционная привлекательность агропромышленного комплекса.
3. Транспортно - дорожный комплекс.
В результате осуществления Программы к 2006 г. будут обеспечены условия для освоения 120 - 125 млн. т транзитных грузов, в том числе через порты Азово - Черноморского и Каспийского бассейнов - 110 - 115 млн. тонн.
На морском и речном видах транспорта будет произведена реконструкция портово - перегрузочных комплексов; на железнодорожном транспорте - модернизация магистральных направлений (включая электрификацию участков железных дорог), реконструкция базовых припортовых станций, строительство пограничных переходов, совершенствование информационного обеспечения перевозочного процесса, модернизация технологических сетей связи; на воздушном транспорте - реконструкция базовых аэропортовых комплексов; в автодорожном хозяйстве - строительство и реконструкция магистральных автодорог (в том числе мостового перехода через р. Волга).
В основном будет создана необходимая материально - техническая база формирования и развития на территории юга России системы международных транспортных коридоров (критских N 7, N 9; трансконтинентального "Север - Юг").
Развитие транспортно - дорожного комплекса обеспечит получение дополнительных доходов в бюджеты всех уровней и позволит создать 20 тыс. новых рабочих мест.
4. Электроэнергетика.
Развитие электроэнергетики направлено на надежное обеспечение экономики и социально - бытовой сферы юга России электрической и тепловой энергией.
Дополнительно будет введено 3000 МВт генерирующих мощностей:
два энергоблока Ростовской АЭС;
дополнительные мощности на крупных ГЭС;
реконструированы основные ГРЭС и ТЭЦ, выработавшие свои энергоресурсы;
построены линии электропередачи, позволяющие обеспечить надежную работу Ростовской АЭС, выдачу мощностей сооружаемых в этот период электростанций и увеличение перетоков мощности в основной системообразующей сети.
Будет создано около 20 тыс. рабочих мест и условия для развития энергетического машиностроения и строительной отрасли.
5. Магистральные сети нефте- и газопроводов.
Создание сети магистральных нефте- и газопроводов через территорию региона будет являться стабильным источником доходов как для федерального, так и для региональных бюджетов.
В течение ближайших 40 лет от деятельности Каспийского трубопроводного консорциума в федеральный и региональные бюджеты поступит примерно 23,3 млрд. долл. США в виде налоговых отчислений и прибыли. Две трети налогов и пятьдесят процентов прибыли будут перечислены в бюджеты регионов вдоль маршрута нефтепровода. Будет загружен Черноморский танкерный флот, создано более 15 тыс. новых рабочих мест.
Газопровод Изобильное - Черное море - Анкара, проходящий через территорию Ставропольского и Краснодарского краев, также будет способствовать развитию региона. За период 2002 - 2006 гг. через него на экспорт будет транспортировано около 40 млрд. куб. м газа на общую сумму около 4 млрд. долларов США.
Нефтепровод Суходольная - Родионовская снижает размер платы за транспортировку одной тонны нефти с 2,35 до 1,95 долл. США при объеме транзита 25 млн. тонн в год.
6. Добыча и переработка нефти и газа.
Добыча и переработка нефти и газа в регионе является одной из важных бюджетообразующих отраслей, которая базируется на крупнейшем в Европе Астраханском газоперерабатывающем заводе, Волгоградском, Краснодарском и Туапсинском НПЗ и высоких перспективах нефтегазоносности региона.
В настоящее время акватория Каспийского моря в пределах юрисдикции России полностью лицензирована, общие перспективы оцениваются в 2 млрд. тонн условного топлива.
Программой предусмотрены увеличение ежегодной добычи нефти с 10,6 до 12,5 млн. тонн и газа с 14 до 30 млрд. куб. м, а также реконструкция действующих мощностей и ввод в строй шести новых НПЗ. Будет полностью обеспечена потребность региона в основных нефтепродуктах, создано в нефтегазовой отрасли около 70 тыс. новых рабочих мест.
7. Добыча угля.
Угольная промышленность Восточного Донбасса получит развитие благодаря строительству за счет средств инвесторов новых высокотехнологичных шахт общей мощностью 2 млн. тонн антрацитов в год - "Шерловская - Наклонная" и "Обуховская" с обогатительной фабрикой. Это позволит стабилизировать общую добычу угля в Восточном Донбассе на уровне 12 млн. тонн в год (при общей потребности в регионе 15 - 17 млн. тонн в год). Стоимость товарной продукции по новым шахтам ежегодно составит около 1,5 млрд. рублей. Увеличатся поступления в бюджеты всех уровней и будет создано дополнительно более 5 тыс. новых рабочих мест.
8. Промышленность.
Внедрение проектов, представленных в разделе, предусматривает развитие следующих приоритетных направлений:
комплексное инфраструктурно - промышленное обслуживание АПК, рассматриваемого в качестве приоритетного направления экономического развития юга России. Оно включает следующие направления: развитие тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, выпуск оборудования для перерабатывающих отраслей АПК, производство продукции и услуг в сопряженных с АПК отраслях;
укрепление металлургической базы региона;
производство импортозамещающего оборудования для нефте- и газодобывающих отраслей ТЭК;
развитие наукоемких отраслей промышленности;
создание в регионе собственного автомобилестроения;
развитие химической и нефтехимической отрасли промышленности, имеющей достаточную топливно - сырьевую базу в регионе и ориентированной на производство отдельных видов продукции, пользующихся спросом на российском и экспортном рынках.
Реализация инвестиционных проектов по этим направлениям обеспечит: строительство новых предприятий; создание в рамках действующих производств новых прогрессивных материалов и видов продукции из них, новых образцов машин, оборудования и инструментов.
Социальная эффективность реализации проектов в промышленности проявляется в использовании на работах по осуществлению проектов свыше 80 тысяч работающих, в том числе за счет сохраняемых мест - 50 тыс. человек.
9. Инфраструктура жилищно - коммунального хозяйства.
Программа предусматривает реализацию комплекса проектов и мероприятий, направленных на улучшение использования водных ресурсов, развития коммунального хозяйства и предотвращения аварийных и угрожающих ситуаций. Основными направлениями являются:
обеспечение населения качественной питьевой водой;
защита от паводков населенных пунктов, сельхозугодий и других объектов;
строительство и реконструкция гидротехнических сооружений;
реконструкция и развитие систем водозаборов, водопроводов, очистных сооружений и канализации в крупных населенных пунктах и на отдельных территориях юга России.
Особое внимание уделяется разработке и реализации комплекса природоохранных мероприятий, направленных на защиту и оздоровление водных экосистем. Будет создано 35 тыс. новых рабочих мест.
Программой предусматривается строительство газопроводов - отводов в Кабардино - Балкарской, Карачаево - Черкесской Республиках, Республиках Дагестан и Ингушетия общей протяженностью 946 км. Основная часть проектов направлена на строительство разводящей сети низкого и среднего давления, которая значительно отстает от нормативного уровня, что препятствует нормальной загрузке действующих на юге России газопроводов - отводов.
Результатом осуществления проектов, направленных на развитие газификации, станет улучшение социальных и жилищно - бытовых условий населения, оздоровление экологической обстановки в регионе за счет замены других видов топлива на природный газ, улучшение экономической конъюнктуры за счет использования более дешевого энергоносителя, создание 10000 новых рабочих мест в сфере строительства объектов газоснабжения и при осуществлении эксплуатации созданной газовой сети на юге России.
10. Социальная сфера.
Реализация проектов и мероприятий социальной направленности позволит значительно расширить возможности для занятости населения, ослабить напряженность на рынке труда, повысить мобильность рабочей силы, обустроить беженцев и переселенцев в Республиках Дагестан, Северная Осетия - Алания, Ингушетия, укрепить материально - техническую базу здравоохранения, образования и культуры. Намечено построить и реконструировать 60 лечебных и санитарно - эпидемиологических учреждений, 33 общеобразовательные школы, 7 государственных высших учебных заведений, 6 театров, 3 дома культуры, 2 филармонии. Будет обеспечено техническое переоснащение 30 лечебных учреждений, 20 учебных заведений, 10 культурно - развлекательных центров, повышение квалификации медицинских и педагогических кадров, работников культуры, внедрены новые прогрессивные, высокоэффективные технологии и методы в работу здравоохранения, образования и культуры, что повысит качество медицинской помощи, образовательных и досуговых услуг. Предполагается создать за счет указанных мероприятий 100 тыс. новых рабочих мест.
11. Малое и среднее предпринимательство.
В результате реализации программных мероприятий (развитие Интернет - технологий, электронной торговли, рынка ценных бумаг и кредитов, широкий доступ к информации, создание лизинговых центров) малое и среднее предпринимательство получит на юге России широкое распространение и выйдет на качественно новый уровень. В этом секторе экономики планируется создать 60 тыс. новых рабочих мест.
12. Биоресурсы.
Одной из важнейших проблем, требующих безотлагательного решения, является проблема реабилитации Каспийского и Азовского морей и повышения их рыбопродуктивности в условиях нарастающего антропогенного воздействия.
Программой предусматривается строительство и реконструкция рыбоводных заводов на побережьях Каспия и Азова, в основном по воспроизводству молоди осетровых рыб, что позволит довести их количество до 120 млн. штук по Каспийскому бассейну и до 53 млн. шт. - по Азовскому. Кроме того, предусматривается реконструкция выростных и нагульных площадей и ряд мероприятий по улучшению условий естественного нереста.
Проведение комплекса рыбоводных мероприятий позволит значительно увеличить уловы осетровых, основным поставщиком которых являются южные моря России, увеличить экспортную выручку, а главное - сохранить реликтовые биологические ресурсы Каспийского и Азовского морей. При этом создается до 5 тыс. новых рабочих мест.
Реализация наиболее эффективных и быстроокупаемых мероприятий и проектов Программы позволит добиться быстрого роста собственного инвестиционного потенциала региона, сохранения и развития сопутствующих и технологически связанных производств, обеспечить рост доходной части бюджета и направить дополнительные средства для поддержки в реализации последующих программных мероприятий.
Поступления в федеральный, республиканский и местные бюджеты за весь период действия Программы составит соответственно - 25,8; 20,3 и 11,5 млрд. руб. (всего 57,6 млрд. руб.).
Наряду с бюджетной эффективностью важнейшим результатом осуществления Программы станет решение ряда сложнейших социальных проблем региона: сокращение уровня безработицы, сохранение действующих и создание новых рабочих мест, активизация деловой и инвестиционной деятельности, поддержка малого предпринимательства, улучшение качества жизни населения.
Всего будет создано 700 тыс. новых рабочих мест и сохранено 140 тыс. рабочих мест.
Реализация Программы позволит в значительной мере решить проблему трудоустройства безработных в регионе, общее количество которых по состоянию на 01.01.2000 превышает 1,5 млн. человек.
ДИНАМИЧЕСКИЙ РЯД ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЮГА РОССИИ
ОБЪЕМ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ (МЛН. РУБ.)
<*> В Программе (том II) представлены три варианта выделения объемов средств на реализацию проектов из федерального бюджета в соответствии с законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Возможно внесение изменений и корректировка проектов в зависимости от объемов финансирования одного из трех вариантов, представленных в Программе.
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.08.2001 N 581 (ред. от 14.02.2002) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЮГ РОССИИ" (Том I)