Последнее обновление: 20.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.08.2001 N 581 (ред. от 14.02.2002) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЮГ РОССИИ" (Том I)
2.5. Состояние и перспективы развития портового хозяйства юга России
Современное состояние портового хозяйства юга России обусловлено последствиями распада СССР, в результате которого основная часть портовых мощностей Азово - Черноморского и Каспийского бассейнов осталась за пределами страны (на Украине, в Грузии, в Азербайджане), а последовавший экономический кризис, сопровождавшийся значительным спадом грузовых перевозок и переключением части транзита и внешнеторговых российских грузов на порты сопредельных государств, способствовали недостаточной загрузке и развитию отечественных портов в регионе.
В настоящее время к числу ведущих портов и портовых комплексов на юге России следует отнести: глубоководные порты (Новороссийск и Туапсе) на Черноморском побережье, Махачкала - на Каспийском море; порты Азовского бассейна - Таганрог, Азов, Ейск, Кавказ, Темрюк.
Общая перерабатывающая мощность портов составляет 85 млн. тонн грузов в год, в том числе 55 млн. т - по перевалке наливных грузов, 30 млн. т - сухогрузы.
Современное состояние, специализация и перспективы развития портовых мощностей характеризуются следующими данными.
1. Порт Новороссийск.
Порт расположен в Цемесской бухте, в северо - восточной части Черного моря.
Портовый комплекс является крупнейшим глубоководным незамерзающим и специализирован на перевалке внешнеторговых и транзитных грузов, является главным наливным портом страны. Здесь имеется единственный на юге России специализированный причал для крупнотоннажных контейнеров. В состав портового комплекса входят: Новороссийский торговый порт (НМТП), Новороссийский лесной порт, рыбный порт, Геопорт, грузовые причалы Новороссийского судоремонтного завода.
Общая пропускная способность причального фронта НМТП составляет 54 млн. т в год, в том числе 37 млн. т сырой нефти и 17 млн. т сухих грузов.
Порт разделен на 4 грузовых района - Восточный, Центральный, Западный и нефтеналивной (нефтегавань Шесхарис) и включает 20 грузовых причалов, специализированных на перевалке угля, цемента, зерна, сахара - сырца, металла, минерально - сырьевых и генеральных грузов, контейнеров, а также сырой нефти и нефтепродуктов.
Основные проблемы существующего порта заключаются в недостатке складских емкостей и перегрузочных мощностей, а также в необходимости развития путевого хозяйства и железнодорожной станции Новороссийск.
Перспективной программой развития НМТП предусматривается осуществление проектов, в том числе включенных в настоящую Программу:
строительство Юго - Восточного района порта, включающего автопаромный комплекс, универсальные перегрузочные комплексы, объекты производственной инфраструктуры;
строительство глубоководного нефтеналивного причала;
реконструкция Широкого пирса N 1 в Западном грузовом районе порта для организации контейнерного комплекса (с годовым грузооборотом 100 тыс. штук).
Перспективный грузооборот порта Новороссийск составляет более 34 млн. т в год сухих и более 55 млн. т в год наливных грузов.
2. Порт Туапсе.
Морской торговый порт Туапсе - второй по объему грузооборота в регионе - расположен на Кавказском побережье Черного моря, в бухте Туапсе. К акватории порта ведет подходной канал длиной 400 м, шириной 120 м и глубиной 13,5 м. На территории порта действуют: ОАО "Туапсинский морской торговый порт", а также выполняются погрузочно - разгрузочные работы на причале ЗАО "Туапсинский рыбный порт", ОАО "Туапсинский судоремонтный завод" и ЗАО "Туапсинский судомеханический завод".
ОАО "Туапсинский морской торговый порт" обеспечивает внешнеторговые перевозки нефти и нефтепродуктов, а также навалочных (угли, руды) и генеральных грузов. Пропускная способность порта оценивается в 17 млн. т в год.
Порт состоит из трех специализированных районов: сухогрузного, наливного и пассажирского.
Проблемы существующего порта заключаются в ограниченных возможностях его развития в черте г. Туапсе, создаваемой транспортной и экологической нагрузке, отсутствии возможностей развития железнодорожной станции и путевого хозяйства.
Перспективным планом развития туапсинского транспортного узла предусматривается реконструкция действующего порта в пределах существующих оградительных сооружений со строительством нового сухогрузного района севернее мыса Кадош, включая создание комплексов для массовых навалочных и генеральных грузов, а также контейнерного терминала.
В существующем порту развитие намечено за счет:
строительства нового глубоководного нефтеналивного комплекса для приемки крупнотоннажных танкеров грузоподъемностью 100 тыс. т;
реконструкции причалов N 9А и 9Б для перевалки металлов и генеральных грузов;
переориентации угольно - рудных причалов под перегрузку генеральных грузов крытого и открытого хранения;
развития железнодорожной станции Туапсе.
Реализация проектов позволит увеличить грузооборот порта до 29 - 30 млн. т в год, в том числе 17 - 18 млн. т наливных и 11 - 12 млн. т сухих грузов, а также существенно снизить экологическую и транспортную нагрузку в г. Туапсе.
3. Порт Махачкала.
Махачкалинский международный морской торговый порт (в прошлом - второй по значению отечественный порт на Каспийском море с грузооборотом свыше 12,5 млн. т, в том числе 95% - наливные грузы).
В процессе эксплуатации, а также в связи с подъемом уровня моря гидротехнические сооружения порта пришли в неудовлетворительное техническое состояние, что, наряду со снижением внутренних и внешнеторговых транспортно - экономических связей, привело к резкому падению грузооборота.
В настоящее время порт включает:
нефтегавань, состоящую из 6 специализированных причалов для перевалки нефтепродуктов (в рабочем состоянии находятся два - N 1 и N 2, однако требуют восстановительных работ);
сухогрузную гавань (протяженность причального фронта - 360 м, эксплуатационная глубина - 6 м);
причалы, специализированные на перевалке генеральных грузов открытого и крытого хранения, навалочных грузов, контейнеров мощностью до 580 тыс. т в год.
В настоящую Программу включен проект реконструкции порта (I очередь): пирса N 1 и причала N 5 нефтегавани, развитие объектов, обеспечивающих безопасность судоходства в порту. Это обеспечит грузооборот 8,5 млн. т в год, в том числе 7,9 млн. т - наливные грузы, 0,6 млн. т - сухие грузы.
4. Порт Таганрог.
Портовый комплекс расположен на северном берегу Таганрогского залива в 15 км западнее устья р. Дон. Подходные морские каналы к акватории порта:
Азово - Донской морской канал глубиной 4,2 м;
Таганрогский морской подходной канал глубиной 3,9 м.
Глубины причалов порта - 3,9 - 4,2 м. Режим работы порта - круглогодичный.
Портовые мощности комплекса представляют: Таганрогский морской торговый порт (ТМТП), грузовые причалы АО "Приазовье" и АО "Таганрогский судоремонтный завод", АО "Таганрогский морской торговый порт".
Проектная перерабатывающая мощность ТМТП - 1,2 млн. т в год.
В структуре перерабатываемых грузов наибольший удельный вес занимают металлопродукция (33%), уголь (16%), химические грузы (7%), а также металлолом, трубы, лесные грузы.
В условиях обострившейся конкуренции со стороны украинских и отечественных портов Азово - Черноморского бассейна целесообразно использовать порт для переработки российских грузов, адресованных в регион Каспийского моря, а также экспортных и транзитных грузов в страны Черноморского и Средиземноморского бассейнов, включая маршруты в порты на реке Дунай.
Проблемами развития порта в существующих координатах являются отсутствие возможности территориального расширения, недостаточная емкость складских помещений, пропускная способность железнодорожных и автомобильных подъездных путей, проходящих через центральную часть города, экологическая нагрузка на окружающую среду.
С учетом имеющихся ограничений перспективной программой развития Таганрогского портового комплекса предусматривается:
реконструкция Таганрогского морского подходного канала с восстановлением (на I этапе) габаритов канала (глубины 4,5 м) и увеличением глубины канала до 5,5 м (на II этапе);
реконструкция причала N 4 для перевалки контейнерных (70 тыс. штук в год) и других грузов;
реконструкция причала N 7 под обслуживание судов типа "Ро-Ро";
строительство пирса с тремя грузовыми причалами на месте Северного мола;
развитие припортовой станции Таганрог.
Реализация программы развития порта позволит увеличить в 2 раза длину грузовых причалов (до 1900 м) и довести суммарный грузооборот до 3,7 млн. т сухих грузов в год.
5. Порт Азов.
ОАО "Азовский морской порт" расположен на левом берегу реки Дон в 14 км от ее впадения в Азовское море. Имеет статус международного.
Порт связывает с морем Азово - Донской морской канал глубиной 3,6 - 4,0 м (в зависимости от гидро- и метеоусловий) при ширине судового хода 70 м.
Режим работы порта - круглогодичный (в зимнее время года обеспечивается ледокольная проводка судов).
Проектная мощность порта, ориентированного на переработку внутрироссийских минерально - строительных и навалочных грузов, превышала 3,0 млн. тонн.
В настоящее время порт ориентирован на обработку внешнеторговых грузов, при этом грузооборот в 2000 г. составил около 1076 тыс. тонн.
В структуре перевалки преимущественно металлы, в том числе металлолом, лесоматериалы, химические удобрения, уголь, зерно, минерально - строительные грузы.
Программой развития порта предусматривается строительство 5 причалов общей протяженностью 590 м для переработки зерна, контейнеров, металла, лесных и минерально - строительных грузов, а в перспективе - строительство угольного терминала в районе бухты Лоцпост. Реализация программы позволит увеличить грузооборот порта до 2,5 млн. т в год.
В рамках развития Азовского транспортного узла ЗАО "Азовпродукт" ведет строительство портового терминального комплекса по переработке метанола на базе "ковша" Азовской судоверфи в северо - западном промрайоне г. Азов. Терминал будет обеспечивать экспортные поставки 400 тыс. т метанола в год производства Новочеркасского завода синтетических продуктов.
6. Порт Ейск.
Ейский морской торговый порт расположен в юго - восточной части Таганрогского залива Азовского моря. Для выхода судов в море имеется подходной канал протяженностью 2,2 км и глубиной 3,8 метров.
Порт имеет 6 грузовых причалов, специализирующихся на перевалке строительных материалов и генеральных грузов. Пропускная способность причального фронта - 2 млн. т в год при перевалке вышеуказанных грузов. Однако в настоящее время причальные сооружения находятся в аварийном состоянии и требуют полной реконструкции.
В 2000 г. в порту переработано более 1,5 млн. т грузов (металлолом, черные металлы, лесные грузы).
Увеличение объемов перевалки грузов в порту возможно при условии удлинения приемо - отправочных путей по железнодорожной станции Ейск и частичной реконструкции путевого развития порта и причальных сооружений.
7. Порт Темрюк.
Расположен в Темрюкском заливе на побережье Азовского моря на расстоянии 52 км от Керченского пролива по судовому ходу.
В перспективе развитие порта ориентировано на экспорт преимущественно навалочных грузов, в том числе угля, объемом до 2 млн. т в год. С этой целью осуществляется восстановление оградительных дамб и дноуглубление канала с доведением глубин до отметки 5 м (а в дальнейшем - до 7 м), завершаются реконструктивные работы на железнодорожной станции Темрюк.
8. Порт Кавказ.
Расположен в Керченском проливе, у северо - западного берега косы Чушка.
Порт имеет ограниченную двумя молами акваторию с глубинами до 6 м. Пропускная способность существующих причальных сооружений - 1,6 млн. т в год, в том числе 0,7 млн. т наливных грузов.
В настоящее время через порт осуществляется экспорт легковых автомобилей и нефтепродуктов с использованием инфраструктуры бездействующего железнодорожного паромного комплекса. В перспективе предполагается увеличение глубин до 8 м и увеличение экспортных поставок нефти и нефтепродуктов, а также колесной техники. С этой целью предусматривается завершение реконструкции железнодорожной станции "Кавказ" и подходов к ней.
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.08.2001 N 581 (ред. от 14.02.2002) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЮГ РОССИИ" (Том I)