в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 03.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.08.2001 N 581 (ред. от 14.02.2002) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЮГ РОССИИ" (Том I)
не действует Редакция от 14.02.2002 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.08.2001 N 581 (ред. от 14.02.2002) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЮГ РОССИИ" (Том I)

3.5. Система управления прибрежными зонами Черного и Азовского морей

Разработка системы управления прибрежными зонами Черного и Азовского морей с учетом задач рационального использования природных ресурсов Черного моря и прилегающих территорий является первой попыткой в Российской Федерации решить вопросы комплексного управления на примере отдельно взятого региона на уровне исполнительной власти.

Природные и хозяйственные особенности прибрежной зоны Черного и Азовского морей и ее уникальность для России в целом требуют специфических подходов к экономическому развитию, использованию природных ресурсов и охране окружающей среды. Вследствие этого, в основу стратегии перспективного развития азово - черноморской прибрежной зоны могут быть положены две приоритетные цели:

охрана и поддержание на оптимальном уровне природно - ресурсного потенциала и, в том числе, требуемого качества окружающей среды;

охрана и поддержание на оптимальном уровне природно - ресурсного потенциала и, в том числе, требуемого качества окружающей среды;

формирование высокоэффективной структуры хозяйства, отвечающей требованиям рационального природопользования, нуждам экономики страны и субъектов Российской Федерации юга России.

Система управления направлена на создание основных принципов, регламентирующих хозяйственную деятельность и развитие социальной сферы с учетом обязательного соблюдения специфических экологических норм и требований, что в перспективе обеспечит условия устойчивого развития региона.

В этих целях сформированы основные принципы выделения прибрежных зон и установления их границ, проведено районирование с выделением основных природно - хозяйственных районов.

На всем пространстве прибрежных зон Черного и Азовского морей выделено пять районов, которые условно названы природно - хозяйственными районами. К ним отнесены:

1. Дельта р. Дон и примыкающие к ней территории и акватории Таганрогского залива.

2. Дельта р. Кубань с прилегающими территориями и акваториями.

3. Таманско - Анапско - Новороссийский район.

4. Геленджикско - Туапсинский район.

5. Прибрежная зона в пределах Большого Сочи.

Проведенный анализ существующих элементов управления (нормативной базы, управленческих структур) в субъектах Российской Федерации, на которых расположены прибрежные зоны, показывает, что существующее управление не в состоянии обеспечить оптимальное соотношение экономического развития, рационального использования природных ресурсов и природоохранной деятельности в прибрежных зонах.

На основе выполненного анализа и выявленных недостатков намечены принципиальные положения по созданию системы управления всем многообразием видов деятельности в прибрежной зоне путем объединения усилий органов государственной власти и местного самоуправления, а также активного участия хозяйственных, в том числе коммерческих и финансовых структур, при координирующей роли специального межрегионального органа.

Проработан механизм создания и функционирования системы комплексного управления, включающий:

разработку документов, определяющих перспективы развития прибрежных зон (прогноза, программы перспективного развития региона, территориальных программ, проектов районной планировки);

совершенствование нормативно - правовой базы (законодательное определение статуса прибрежной зоны, принятие законов и нормативных актов, обеспечивающих экологическую безопасность социально - экономического развития прибрежной зоны, ответственность за ущерб от негативного воздействия на природную среду, запрещение захоронения муниципальных отходов в прибрежной зоне, установление системы экологического контроля, инвентаризация источников загрязнения и регулирования сбросов и выбросов загрязняющих веществ, создание страховых фондов, в частности фонда для немедленного реагирования в случае аварийных разливов нефти и т.д.);

научно - информационное обеспечение (организация мониторинга состояния окружающей среды, здоровья населения, объектов рекреации, разработка многоуровневой геоинформационной системы с элементами экспертных систем, оценка антропогенного воздействия на окружающую среду, оценка состояния и перспектив использования рекреационных ресурсов, научное обеспечение сейсмической, противооползневой и эрозионной безопасности горных территорий и предгорий, оценка состояния биоресурсов и разработка системы мер по сохранению биоразнообразия в акватории прибрежной зоны, определение перспектив развития заповедников и национальных парков, совершенствование и внедрение критериев предельно допустимых антропогенных нагрузок на экосистемы прибрежной зоны и здоровье населения, создание моделей прогноза изменения экологической ситуации в связи с предполагаемым изменением антропогенной нагрузки на природную среду, определение степени устойчивости ландшафтов прибрежных зон и масштабов хозяйственной емкости экосистем и т.д.);

работу с общественными организациями, экологическое образование и просвещение (взаимодействие с уже существующими общественными организациями и поддержка новых гражданских инициатив экологической направленности, организация работы морских аквариумов, дельфинариев, музеев, заказников, организация обучения по новым направлениям - экологическому планированию и менеджменту, морской и ландшафтной экологии, экологическому туризму, ландшафтной архитектуре и планированию - вплоть до открытия специализированных школ, новых кафедр, факультетов или вузов и т.д.).

Предложения по созданию системы содержат конкретные меры, включающие формирование структурных элементов управления (советов при администрациях субъектов Российской Федерации, межрегионального координационного совета, исполнительной дирекции и т.д.), установление их прав и обязанностей, а также круга решаемых задач по функционированию системы.

Основными направлениями действий по реализации первого этапа должны быть:

формирование стратегии развития региона в увязке с конкретной организационно - хозяйственной и природоохранной деятельностью (вплоть до муниципального уровня);

совершенствование нормативно - правовой базы природопользования в прибрежной зоне, которая должна обеспечить достижение основных целей долговременного развития региона;

организационное, научно - техническое и информационное обеспечение реализации положений системы управления;

осуществление комплекса мер по стабилизации и улучшению экологической обстановки акватории и территории прибрежной зоны, а также в бассейнах нижнего течения рек Дон и Кубань, предусмотренных в уже существующих федеральных, региональных и международных программах, действующих в регионе Черного и Азовского морей.

На втором этапе реализации предусматривается осуществление всего комплекса мер по управлению процессом развития прибрежных зон, что позволит обеспечить сбалансированность процесса воспроизводства и использования природных ресурсов, поддержание на высоком уровне качества окружающей среды с учетом необходимости удовлетворения социально - экономических потребностей страны и региона.

В целом основные элементы стратегии развития и связанные с ними задачи управления по реализации второго этапа включают следующие предложения:

развитие технологий природопользования (ориентирование хозяйственной деятельности на поддержание процессов функционирования, природных ландшафтов и экосистем, сходных с естественными при экономном потреблении невозобновляемых природных ресурсов и минимальном вмешательстве человека в природные процессы);

рациональное использование природных ресурсов (рекреационных, бальнеологических, лесных, водных, земельных, минеральных, рыбных);

регулирование хозяйственной деятельности (строительства и развития портовых комплексов, развития промышленного производства, сельского хозяйства, транспорта и транспортных коммуникаций, курортно - туристической деятельности и т.д.).

В ходе реализации будет создана постоянно действующая система управления на основе взаимосвязанных моделей, обеспечивающих решение широкого круга задач управления, включая сбор, передачу, хранение и обработку информации, математическое обеспечение. Рациональное сочетание современных технических средств, опыта и знаний специалистов позволит создать реальный с точки зрения практического применения инструментарий принятия решений.

(Перечень инвестиционных проектов - том II, раздел 3.5.)

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.08.2001 N 581 (ред. от 14.02.2002) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЮГ РОССИИ" (Том I)