Последнее обновление: 21.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.08.2001 N 581 (ред. от 14.02.2002) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЮГ РОССИИ" (Том I)
V. МЕРОПРИЯТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ, ТРЕБУЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
Структурная трансформация народного хозяйства и экономические преобразования, осуществляемые в России, не являются самоцелью. Опыт других государств, в разное время и с различной степенью успешности преодолевших этап глобальных экономических преобразований, свидетельствует в пользу того, что по-настоящему позитивным результатом реформ можно считать лишь выход экономики на траекторию устойчивого роста, что в нынешней ситуации немыслимо без привлечения в нее значительных инвестиционных ресурсов. Будучи одновременно причиной и следствием экономического роста, инвестиции представляют собой уникальный феномен взаимосвязи и взаимодействия ключевых экономических категорий. Однако, за годы реформ ни на национальном, ни на региональном уровне так и не удалось снять наиболее острые проблемы, препятствующие активизации инвестиционного процесса.
Последствия финансово - экономического кризиса, а также сама логика экономических преобразований способствуют переносу "центра тяжести" инвестиционного процесса на уровень регионов.
Субъекты Российской Федерации, расположенные на юге России, в части возможных инвестиционных перспектив характеризуются весьма высокой степенью неоднородности параметров, влияющих на инвестиционный процесс, что объективно затрудняет выработку адекватных законодательных и административных мер по улучшению ситуации.
Практически для всех субъектов Российской Федерации этого региона портфельные инвестиции, в силу целого ряда объективных и субъективных причин, не имеют в обозримом будущем шансов оказать решающее влияние на региональные инвестиционные процессы. Гораздо более привлекательной для потенциальных инвесторов формой являются прямые инвестиции, позволяющие непосредственно влиять на управление предприятием.
Инвестиционный потенциал, как количественная характеристика инвестиционной привлекательности региона, охватывает основные социально - экономические показатели региона (численность населения, доход на душу населения, размер валового регионального продукта и др.) и насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и др.).
Риски - неотъемлемый атрибут инвестирования. Теоретически инвестиционный риск, как интегральный показатель политической, социальной, экономической, экологической и криминальной ситуации, отражает вероятность полностью или частично потерять вложенный инвестором капитал или приобретенные активы.
На сегодняшний день распределение субъектов Российской Федерации этого региона по условиям инвестирования выглядит следующим образом:
Оценка регионального инвестиционного климата и имиджа должна постоянно совершенствоваться как в методическом, так и в содержательном отношении. Инвестиционный климат регионов, в современных российских условиях, чрезвычайно динамичен и постоянно меняется в ту или иную сторону. В этом смысле проблема мониторинга инвестиционного климата весьма актуальна. Причем региональный мониторинг должен не только фиксировать происходящие изменения, но и пытаться установить глубинные причинно - следственные связи между протекающими в регионе социально - экономическими процессами и тем, каким образом они отражаются на инвестиционной привлекательности региона, осуществлять профилактику наиболее слабых элементов инвестиционного климата. Совокупный инвестиционный потенциал юга России велик, однако предстоит еще многое сделать для его эффективного использования.
Существующая "недоинвестированность" реального сектора экономики в регионе по сути означает, что с каждым днем выход из кризиса будет сопряжен с необходимостью более масштабного обновления факторов производства за все более и более короткие сроки, т.к. ситуация с нарушением воспроизводственных пропорций достигла угрожающих масштабов. Опыт других государств показывает, что если инвестиционные ресурсы внутри региона (или группы регионов) недоступны, то государство более активно пытается обеспечить доступ к "внешним источникам", которыми в данном случае следует считать инвестиции из других регионов Российской Федерации и иностранные инвестиции. При этом выбор четких региональных и отраслевых приоритетов является неотъемлемым элементом успеха.
5.2. Поддержка объектов здравоохранения, образования и культурыПроекты и мероприятия по поддержке и развитию объектов здравоохранения в регионе отвечают неотложным нуждам населения в медицинской помощи. Большинство проектов, включенных в Программу, рассчитаны на завершение строительства, реконструкцию и переоборудование функциональных лечебных учреждений. К таким проектам относятся строительство и реконструкция инфекционной больницы в Краснодарском крае, клинической больницы в Ставропольском крае, Республиканской многопрофильной больницы в Республике Ингушетия, областной клинической больницы в Астраханской области, хирургического корпуса Республиканской клинической больницы в Республике Дагестан, терапевтического корпуса областной клинической больницы в Волгоградской области.
Значительная часть проектов направлена на развитие детских лечебных учреждений. В число таких проектов включены: строительство детских больниц в Республиках Ингушетия и Адыгея и в Волгоградской области, родильных домов в Республике Калмыкия и Ставропольском крае.
Строительство центра профессиональной медицинской реабилитации и содействия занятости инвалидов в Волгоградской области, реабилитационного центра для инвалидов в Республике Ингушетия, центра медицинской реабилитации, валеологии и спортивной медицины в Ростовской области позволит улучшить медицинское обслуживание инвалидов и пенсионеров.
Реализация проектов, связанных со строительством, реконструкцией и техническим оснащением учреждений госсанэпиднадзора окажет положительное влияние на уровень эпидемиологического благополучия в регионе.
Ряд программных мероприятий предусмотрен в Федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера":
строительство стражного отделения Краснодарской краевой клинической больницы;
строительство центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями в Краснодарском крае;
строительство Республиканского дома - интерната для психически больных в Республике Адыгея;
строительство поликлинического отделения Республиканского психоневрологического диспансера в Республике Адыгея;
реконструкция Республиканского наркологического диспансера в Республике Адыгея;
строительство центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями в Республике Ингушетия;
строительство детского противотуберкулезного диспансера в с. Армхи в Республике Ингушетия;
строительство Республиканского противотуберкулезного диспансера в Республике Ингушетия;
организация центра по лечению и реабилитации больных кожными и венерологическими заболеваниями в Республике Ингушетия;
создание Республиканского онкологического диспансера в Республике Ингушетия;
реконструкция инфекционного корпуса СПИД центра в г. Владикавказе;
строительство противотуберкулезного диспансера в г. Владикавказе;
строительство Республиканской туберкулезной больницы в г. Махачкала;
реконструкция и оснащение детских туберкулезных санаториев в Республике Дагестан;
строительство противотуберкулезного диспансера в г. Пятигорске;
строительство противотуберкулезного диспансера в г. Невинномысске;
реконструкция противотуберкулезного диспансера в г. Элиста;
строительство Республиканского противотуберкулезного диспансера в Карачаево - Черкесской Республике;
строительство противотуберкулезного санатория в г. Нальчик;
строительство Волгоградского центра реабилитации и содействия занятости инвалидов.
5.3. Развитие производственной инфраструктурыТерритория Предкавказья, Северного Прикаспия, акватории Черного и Азовского морей являются крупными нефтегазоносными провинциями. В настоящее время в регионе добывается около 11 млн. т нефти и около 14 млрд. куб. м газа.
ДОБЫЧА И ПРОГНОЗ УРОВНЯ ДОБЫЧИ НЕФТИ С ГАЗОВЫМ КОНДЕНСАТОМ ЗА 1999 - 2006 ГГ., ТЫС. Т
На территории юга России выявлено большое количество малых и средних, в основном малодебитных, месторождений нефти и газа.
Общая добыча нефти в регионе не превышает 1,5% от общероссийской добычи. Объемы природного газа, добываемого в регионе, способны удовлетворить потребности газоснабжения на 12 - 15 процентов. Перспективы нефтегазоносности позволяют считать, что при соответствующих капиталовложениях эти показатели на ближайшую перспективу могут быть удвоены.
Тем не менее, регион остается дефицитным по нефти и газу на ближайшую перспективу.
В Северо - Кавказском регионе в 1998 г. добывалось более 4 млн. т нефти, а в 1999 г. - 3,3 млн. тонн. Падение добычи произошло, в основном, из-за почти полного прекращения добычи нефти в Чеченской Республике.
Вместе с тем освоение новых месторождений в Предкавказье, Калмыкии, на акватории северо - западной части Каспийского моря, а также, возможно, и на шельфах Черного и Азовского морей может существенно изменить уровень добычи углеводородного сырья в регионе.
На акваториях Черного и Азовского морей геолого - геофизическими методами выявлено большое количество перспективных нефтегазоносных структур, а в отдельных случаях их продуктивность подтверждена бурением скважин.
При этом наибольшую практическую значимость имеет крупное поднятие Геленджикское, в пределах которого суммарные запасы газа ожидаемых залежей могут составлять более 10 млрд. куб. метров.
В пределах Темрюкского залива большой поисковый интерес представляет область юго - восточного террасовидного отложения, примыкающего непосредственно к суше, где расположено крупное Прибрежное газоконденсатное месторождение.
В условиях Керченско - Таманского шельфа основные поисковые объекты сосредоточены на морском продолжении Благовещенской антиклинальной зоны, включая структуры: Рифовая, Пионерская, Вольского и др.
Прогнозные ресурсы углеводородов на акватории Азовского моря - 150 - 200 млн. тут, на Анапско - Таманском шельфе Черного моря - до 600 млн. тут, в Туапсинском прогибе (Черное море) - от 6 до 11 млрд. тут.
На территории Северного Кавказа и Республики Калмыкия государственным балансом полезных ископаемых на 01.01.98 учтено 201 месторождение нефти и газоконденсата и 150 месторождений газа.
В разработке находятся около 80% месторождений. Разведанные запасы составляют 185 млн. т нефти и около 400 млрд. куб. м газа.
В Предкавказье наиболее привлекательные с точки зрения окупаемости инвестиций объекты расположены в пределах Терско - Каспийской, Центрально - Предкавказской и Западно - Кубанской нефтегазоносных областях. Все они или уже разрабатывались, или находятся в известных зонах нефтегазонакопления, имеют разведанные запасы и высокую гарантию подтверждаемости перспективных ресурсов.
В Республике Калмыкия выявлен ряд нефтегазоконденсатных и нефтяных месторождений. Наиболее перспективными из них являются Эркетеновское нефтегазоконденсатное месторождение с прогнозными запасами нефти около 600 тыс. т, в том числе по промышленным категориям - около 120 тыс. т нефти и газоконденсата; и Баирское месторождение нефти с запасами по категории C1 более 280 тыс. тонн.
Значительными ресурсами (около 1500 млн. т условного топлива) характеризуется Белогорское месторождение, расположенное на границе Ростовской области и Республики Калмыкия. Данное месторождение открывает новое направление нефтегазопоисковых работ в Восточнодонбасско - Каракульско - Смушковской зоне развития рифоподобных тел верхнего палеозоя.
Большое значение имеет восстановление объектов добычи нефти на территории Северного Кавказа. В Республике Северная Осетия - Алания предполагается восстановить 18 скважин, что обеспечит годовую добычу нефти 213 тыс. тонн.
Разработан ряд перспективных проектов, ориентированных на реализацию потенциальных возможностей региона по увеличению добычи, в первую очередь нефти и газоконденсата более чем в 3 раза и доведение ее ориентировочно до 10 млн. т в год. Это связано с освоением наиболее перспективных площадей и месторождений.
На территории Астраханской области выявлено пять месторождений в мезозойских, одно серогазоконденсатное и одно газоконденсатное месторождение в палеозойских отложениях. Из них 4 месторождения находятся в разработке: Астраханское - разрабатывается ООО "Астраханьгазпром", Бешкульское, Промысловское и Северо - Шаджинское - ООО "ЛУКОЙЛ - Астраханьморнефть".
Разработка крупнейшего в Европе газоконденсатного месторождения - Астраханского - выдвинула область на одно из ведущих мест в России по газодобыче и переработке. Только за 1999 г. нефтеперерабатывающей и газовой промышленностью Астраханской области было поставлено российским предприятиям около 457,8 тыс. т бензина, 510 тыс. т дизельного топлива. Российская промышленность получила благодаря эксплуатации Астраханского месторождения в этом же году более 11 млн. куб. м природного газа, а также более 3 млн. т серы.
Продукция газовой и нефтеперерабатывающей промышленности Астраханской области пользуется спросом и за пределами России, обеспечивая приток экспортных поступлений в федеральный бюджет. По итогам 1999 г. на экспорт было поставлено 28 тыс. т автобензина, 231,2 тыс. т дизельного топлива, 129,8 тыс. т топочного мазута и 2127,5 тыс. т серы, 73,9 тыс. т нефти и газового конденсата.
Газовая и нефтяная промышленность Астраханской области способна оказать значительное влияние на экономику России, обеспечив поставку наиболее дешевых и энергоемких видов топлива, а также стать источником экспортных валютных поступлений.
Ресурсная база углеводородов Астраханской области на 2000 г. по категории (А + В + С1 и С1) составляет: газ - около 3 млрд. куб. м, нефть - около 4 млн. т, конденсат - около 0,5 млрд. тонн.
Принимая во внимание необходимость развития и рационального использования нефтегазового потенциала и увеличения добычи углеводородного сырья, в 1999 г. проведено 4 конкурса на право пользования недрами на Северо - Астраханском и Правобережном участках, Верблюжьей и Северо - Верблюжьей площадях.
Состояние ресурсной базы углеводородов свидетельствует о наличии значительных запасов природного газа, конденсата и остром дефиците запасов нефти. Единственное разрабатываемое Бешкульское нефтяное месторождение находится на конечной стадии выработки запасов.
Волгоградская область является крупным нефтегазодобывающим регионом, где разрабатываются 38 нефтяных месторождений.
Добычей нефти в Волгоградской области занимаются ООО "ЛУКОЙЛ - Нижневолжскнефть", СП "Волгодеминойл" и "Нижневолжская топливная компания". Прогнозируется некоторое падение добычи по Волгоградской области, обусловленное тем, что добыча ведется на скважинах, длительное время находящихся в эксплуатации.
Одним из направлений увеличения объемов добычи нефти является ввод в эксплуатацию бездействующих, контрольных скважин и скважин, находящихся в консервации, удаленных от транспортных коммуникаций, с переработкой нефти в непосредственной близости от места добычи, а также ввод в действие новых месторождений добычи нефти и газа. Ожидается, что за счет ввода новых месторождений дополнительная добыча нефти на период 2000 - 2005 гг. составит свыше 250 тыс. тонн.
Ряд проектов по настоящему разделу включен в Федеральную целевую программу "Энергоэффетивная экономика":
Краснодарский край, ОАО "НК "Роснефть". Ввод и обустройство новых месторождений: "Терноватое", "Восточно - Черноерковское" и "Мечетское";
Республика Дагестан, ОАО "НК "Роснефть". Ввод и обустройство новых месторождений: "Карлаюрт", "Восточно - Кухумское", "Карабудагетское", "Агач - Аул", "Южно - Октябрьское", "Бишкольское";
Республика Ингушетия, ГУП ГО Ингушнефтегазпром". Восстановление скважин на месторождениях: "Западно - Алханчурское", "Северные Ачалуки", "Серноводское".
(Перечень инвестиционных проектов - том II, раздел 5.3.1.)
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.08.2001 N 581 (ред. от 14.02.2002) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЮГ РОССИИ" (Том I)