в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 20.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.12.2001 N 848 (ред. от 17.03.2009) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ (2002-2010 ГОДЫ)" (Часть 1)
не действует Редакция от 17.03.2009 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.12.2001 N 848 (ред. от 17.03.2009) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ (2002-2010 ГОДЫ)" (Часть 1)

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Развитие сети автомобильных дорог федерального и регионального значения в 2002-2005 годах осуществлялось в рамках федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 г. N 848. В 2002-2005 годах работы по строительству и реконструкции автомобильных дорог федерального и регионального значения были выполнены на 44 процента, а по проведению капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог - на 67 процентов. Всего отремонтировано около 79,3 тыс. километров автомобильных дорог федерального и регионального значения.

Темпы дорожного строительства сегодня отстают от темпов роста автомобильного парка страны. Так, за 2002-2004 годы протяженность автомобильных дорог федерального и регионального значения увеличилась на 3 процента при росте автомобильного парка страны на 20 процентов. Рост парка автотранспортных средств сказывается на интенсивности движения автотранспортных потоков, которая за последние годы на опорной сети автомобильных дорог федерального и регионального значения возросла более чем в 2 раза. Расчеты показали, что около 48 процентов общего объема перевозок по автомобильным дорогам федерального значения осуществляется в условиях превышения нормативного уровня загрузки этих дорог. Это приводит к росту затрат на автомобильные перевозки на 20-30 процентов по сравнению с нормальными условиями движения. Проблемы нарастания отставания в развитии автомобильных дорог федерального и регионального значения по сравнению с ростом автомобильного парка создают угрозу ограничения экономического роста и замедления социального развития страны, приводят к возникновению системных транспортных заторов из-за недостаточной пропускной способности сети автомобильных дорог федерального и регионального значения. При сохранении существующих объемов дорожного строительства решение приоритетной задачи реконструкции и модернизации автомобильных дорог в составе международных транспортных коридоров будет завершено не ранее чем через 25-30 лет.

Особое беспокойство вызывает состояние сети автомобильных дорог федерального и регионального значения. В 2004-2005 годах ежегодно ремонтировалось около 16 тыс. километров автомобильных дорог федерального и регионального значения, в том числе около 4 тыс. километров автомобильных дорог федерального значения и 12 тыс. километров автомобильных дорог общего пользования регионального значения (далее - автомобильные дороги регионального значения), что составляет около 30 процентов нормативной потребности. Это означает, что не обеспечивается восстановление ежегодного износа автомобильных дорог федерального и регионального значения и начинается необратимый процесс разрушения государственного имущества, стоимость которого оценивается почти в 1 трлн. рублей. Ремонт и восстановление автомобильных дорог федерального и регионального значения в таких условиях обойдется в 2,5 - 3 раза дороже, чем затраты на ремонт и модернизацию при своевременном их проведении.

Указанные тенденции привели к тому, что сеть автомобильных дорог федерального и регионального значения перестала отвечать потребностям экономики страны. В настоящее время из-за несоответствия уровня развития сети автомобильных дорог федерального и регионального значения спросу на автомобильные перевозки экономика и население страны несут значительные потери. Россия существенно отстает от ведущих зарубежных стран по показателям подвижности населения, скорости доставки грузов, плотности сети автомобильных дорог, что приводит к снижению конкурентоспособности российских производителей, большой доле транспортной составляющей в себестоимости продукции, сдерживанию роста производительности труда и объемов инвестиций.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2004 года отмечалось, что изношенность и низкая плотность сети автомобильных дорог федерального и регионального значения накладывают серьезное ограничение на развитие всей российской экономики, что предприятия не могут нормально функционировать, если нельзя недорого и быстро доставлять товары, и совершенно очевидно, что при наших климатических условиях и протяженной территории инфраструктурные издержки являются значительной частью стоимости многих видов товаров и услуг.

В создавшейся ситуации необходимо принять неотложные меры по качественному изменению состояния сети автомобильных дорог федерального и регионального значения, чтобы обеспечить ее ускоренное развитие в соответствии с потребностями экономики, населения и государства.

Протяженность автомобильных дорог федерального и регионального значения в Российской Федерации в 2002 году составила 588,7 тыс. километров, а на 1 января 2005 г. - 600,6 тыс. километров, в том числе 47,1 тыс. километров автомобильных дорог федерального значения и 553,5 тыс. километров автомобильных дорог регионального значения. Более 99 процентов автомобильных дорог федерального значения и около 90 процентов автомобильных дорог регионального значения имеют твердое покрытие.

Плотность автомобильных дорог федерального и регионального значения с твердым покрытием на 1000 кв. километров составила около 44 километров (в США, например, плотность автомобильных дорог составляет около 600 километров, в Канаде - около 300 километров на 1000 кв. километров территории). По отношению к численности населения плотность автомобильных дорог федерального и регионального значения с твердым покрытием в Российской Федерации составляет около 5,3 километров на 1000 жителей, что несколько выше, чем в Украине или в Республике Казахстан (3,3 и 5 километров соответственно), но ниже, чем во многих других странах (в Финляндии, например, этот показатель составляет около 10 километров, в США - около 13, во Франции - 15,1 километра на 1000 жителей).

В результате проведения реформы местного самоуправления к автомобильным дорогам общего пользования отнесены автомобильные дороги, находящиеся в собственности муниципальных образований (далее - автомобильные дороги местного значения). По предварительным результатам инвентаризации протяженность автомобильных дорог местного значения оценивается в 544,3 тыс. километров.

Помимо автомобильных дорог федерального и регионального значения, а также автомобильных дорог местного значения в Российской Федерации имеется сеть ведомственных и частных автомобильных дорог, общая протяженность которых составляет 299,2 тыс. километров.

Автомобильные дороги федерального значения относятся к федеральной собственности, их содержание и развитие являются сферой ответственности федеральных органов исполнительной власти и осуществляются за счет средств федерального бюджета. На автомобильные дороги федерального значения и сооружения на них приходится более 90 процентов общей балансовой стоимости федерального имущества в дорожном хозяйстве, составляющей свыше 500 млрд. рублей.

Значительная часть автомобильных дорог федерального значения соединяет столицу Российской Федерации со столицами республик, находящихся в составе Российской Федерации, административными центрами краев и областей. По автомобильным дорогам федерального значения выполняется до 40 процентов общего объема автомобильных перевозок. Международные автомобильные перевозки осуществляются преимущественно по автомобильным дорогам федерального значения.

Конфигурация сети автомобильных дорог федерального значения имеет ярко выраженную радиальную структуру, дополненную рядом обходных и кольцевых автомобильных дорог с недостаточным числом соединительных и хордовых дорог. На европейской территории Российской Федерации радиальная структура автомобильных дорог федерального значения ориентирована на г. Москву, в то время как ряд регионов, например на северо-востоке, не имеет автодорожных связей между соседними субъектами Российской Федерации по кратчайшим направлениям. Подобная структура сети автомобильных дорог федерального значения показала свою недостаточную эффективность, поскольку увеличение протяженности маршрутов движения приводит к перепробегу автомобильного транспорта, а также к концентрации автотранспортных потоков на радиальных направлениях и перегрузке магистралей в районе Московского, Санкт-Петербургского и ряда других крупных транспортных узлов.

Существенным недостатком следует считать наличие разрывов в сети автомобильных дорог федерального значения в крупных городах и населенных пунктах, где пропуск транзитного транспорта осуществляется по улично-дорожной сети и мостам, порой не приспособленным для такого движения.

Основная часть автомобильных дорог федерального значения (свыше 80 процентов) - это дороги II и III категорий, при этом протяженность автомобильных дорог федерального значения I категории составляет лишь около 8 процентов. Около 8 процентов протяженности автомобильных дорог федерального значения имеют дорожные одежды переходного и низшего типа. Для обеспечения пропуска современных большегрузных транспортных средств необходимо проведение реконструкции на участках, составляющих более одной трети протяженности автомобильных дорог федерального значения.

Данные диагностики показали, что:

82 процента общей протяженности автомобильных дорог федерального значения (37 тыс. километров) требуют ремонта дорожной одежды;

неудовлетворительную прочность дорожных одежд имеют 56 процентов протяженности автомобильных дорог федерального значения;

неудовлетворительную ровность дорожных покрытий имеют 37 процентов протяженности автомобильных дорог федерального значения;

неудовлетворительные сцепные свойства дорожных покрытий имеют 36 процентов протяженности автомобильных дорог федерального значения.

Интенсивность движения на выходящих из г. Москвы радиальных автомобильных дорогах федерального значения составляет от 40 до 100 тыс. автомобилей в сутки, а из других крупных городов (с населением более 1 млн. жителей) - от 20 до 40 тыс. автомобилей в сутки. В летний период, когда интенсивность движения превышает на 20-30 процентов среднегодовой суточный показатель, многие участки автомобильных дорог федерального значения работают в режиме перегрузки, в первую очередь это участки автомобильных дорог федерального значения на подходах к крупнейшим городам.

В настоящее время более 2 тыс. километров автомобильных дорог федерального значения достигли предела пропускной способности, около 8 тыс. километров таких дорог работают в режиме перегрузки, что приводит к систематическим транспортным заторам, особенно в летние месяцы.

Выполненные расчеты показывают, что в ближайшие годы будет полностью исчерпана пропускная способность участков ряда автомобильных дорог федерального значения, в том числе:

М-1 "Беларусь" на участке Московская кольцевая автомобильная дорога - Одинцово;

М-8 "Холмогоры" на участке Московская кольцевая автомобильная дорога - Пушкино;

А-104 Москва - Дмитров - Дубна на участке Московская кольцевая автомобильная дорога - Долгопрудный;

М-10 "Россия" на участке Московская кольцевая автомобильная дорога - Солнечногорск;

М-7 "Волга" на участке Московская кольцевая автомобильная дорога - Ногинск;

М-5 "Урал" на участке Московская кольцевая автомобильная дорога - Люберцы;

М-3 "Украина" на участке Внуково - Московское малое кольцо и т. д.

Аналогичные проблемы возникнут в гг. Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге (автодорожный выход на г. Тюмень), Владивостоке (автодорожный выход на г. Уссурийск), в районе Большого Сочи и на автодорожных выходах из ряда других крупных городов страны.

На сети автомобильных дорог федерального значения эксплуатируются 5645 мостов и путепроводов общей протяженностью 347,1 тыс. погонных метров, включая 72 деревянных моста и 2 паромные переправы. Результаты диагностики искусственных сооружений показали, что в неудовлетворительном состоянии находятся 846 мостов (15 процентов) суммарной протяженностью 38,6 тыс. погонных метров, из которых 260 сооружений имеют габариты, не соответствующие категории автомобильной дороги, 299 сооружений - недостаточную грузоподъемность, 60 сооружений - низкий уровень безопасности движения и 32 сооружения - износ, близкий к предельному. Около 20 процентов мостов и путепроводов построены более 40 лет назад и не соответствуют современным требованиям по грузоподъемности. Все не соответствующие нормативам мостовые сооружения требуют усиления, частичной или полной замены несущих конструкций пролетных строений и опор, а также значительного расширения в целях доведения габарита проезжей части до норматива, соответствующего категории автомобильной дороги.

Автомобильные дороги регионального значения относятся к собственности субъектов Российской Федерации, их содержание и развитие осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также за счет субсидий, выделяемых из федерального бюджета.

Основной задачей автомобильных дорог регионального значения является обеспечение автотранспортных связей между населенными пунктами субъектов Российской Федерации. Общая протяженность автомобильных дорог регионального значения в 2002 году составила 538,1 тыс. километров, а к началу 2005 года - 553,5 тыс. километров. Во многих регионах структура сети автомобильных дорог регионального значения повторяет недостатки сети автомобильных дорог федерального значения. Связь соседних районных центров или близко расположенных сельских населенных пунктов часто осуществляется через региональные и районные центры, что приводит к перепробегу автомобильного транспорта и перегрузке автомобильных дорог регионального значения около региональных центров. Прочностные характеристики автомобильных дорог регионального значения и мостовых сооружений на них не позволяют осуществлять движение тяжеловесных автотранспортных средств.

На автомобильных дорогах регионального значения эксплуатируются более 36,4 тыс. мостов и путепроводов общей протяженностью около 1,3 тыс. километров, а также около 8 тыс. железнодорожных переездов и 128 паромных переправ.

Всего в 71 субъекте Российской Федерации на указанных автомобильных дорогах эксплуатируется 7275 деревянных мостов (19,5 процента их общего количества).

В настоящее время около 50 тыс. населенных пунктов не имеют связи с сетью автомобильных дорог федерального и регионального значения по автомобильным дорогам с твердым покрытием. Сохраняется низкий уровень развития сети автомобильных дорог в пределах аграрных территорий. В отдельных регионах, особенно на Крайнем Севере, в Республике Саха (Якутия), Магаданской области, Чукотском автономном округе и других, не создана опорная сеть автомобильных дорог федерального и регионального значения, что усложняет доставку товаров в районы с ограниченным доступом и увеличивает расходы на северный завоз.

При сохранении тенденций развития дорожного хозяйства субъектов Российской Федерации указанные проблемы могут быть решены не ранее 2050 года.

В последние годы увеличение экономической активности населения и рост парка автотранспортных средств привели к резкому повышению числа дорожно-транспортных происшествий. Так, количество дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации за 2002-2004 годы увеличилось с 184,1 до 208,6 тысяч (на 13 процентов), при этом в 2004 году их количество в городах и населенных пунктах составило 148,7 тысяч (71,3 процента). Увеличение количества дорожно-транспортных происшествий в последние годы сопровождалось увеличением количества лиц, погибших и раненых в результате дорожно-транспортных происшествий. Если в 2002 году количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, составило 33 тыс. человек, а раненых - 179,4 тыс. человек, то в 2004 году количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, возросло до 34,5 тыс. человек, раненых - до 251,4 тыс. человек.

Доля дорожно-транспортных происшествий, произошедших по причине сопутствующих дорожных условий, связанных как с неудовлетворительным содержанием автомобильных дорог, так и с их недостаточным техническим оснащением, составляет 24 процента общего количества дорожно-транспортных происшествий. Потери от дорожно-транспортных происшествий составляют около 80 млрд. рублей в год.

К прочим причинам дорожно-транспортных происшествий относятся:

нарушение правил дорожного движения пешеходами (более 54 процентов происшествий, в том числе 13,4 процента - неожиданный выход пешехода на проезжую часть и 17,5 процента - пребывание пешехода в состоянии опьянения);

нарушение правил дорожного движения водителями автотранспортных средств (29,3 процента - нарушение скоростного режима, 17,8 процента - выезд на встречную полосу движения и 16,3 процента - состояние опьянения водителя);

неисправность автотранспортных средств.

В целях сокращения количества дорожно-транспортных происшествий требуется принятие специальных мер по изменению отношения водителей и пешеходов к соблюдению правил дорожного движения. Кроме того, необходимо ужесточение санкций в случае нарушения указанных правил.

Оснащение техническими средствами контроля за дорожным движением в Российской Федерации существенно отстает от уровня аналогичного оснащения в развитых странах, где используются современные системы автоматического слежения и фиксации нарушений правил дорожного движения, применяются средства видеонаблюдения, тахографы и др. Учитывая количество дорожно-транспортных происшествий и количество лиц, пострадавших в них, специального внимания требуют условия дорожного движения в городах. Существенную угрозу для безопасности дорожного движения представляет собой недостаточное обустройство железнодорожных переездов.

Увеличение количества автотранспортных средств у населения и увеличение интенсивности их эксплуатации будет обострять проблему безопасности дорожного движения и при сохранении сложившихся тенденций увеличивать человеческие и экономические потери, а также негативно влиять на окружающую среду. Так, доля автомобильного транспорта в суммарных выбросах загрязняющих веществ в атмосферу всеми техногенными источниками достигает 45 процентов, а в шумовом воздействии на население городов - 85-95 процентов. Численность городского населения, проживающего в условиях акустического дискомфорта с превышением допустимых уровней шума на 5-3 децибел, составляет около 30 млн. человек.

Рост парка автотранспортных средств, концентрация его в крупных городах и вблизи важнейших транспортных узлов вместе с увеличением загруженности автомобильных дорог и снижением средних скоростей движения приводит к ухудшению экологической обстановки. В отдельных районах валовые выбросы от автомобильного транспорта превышают выбросы от стационарных источников. В крупных городах имеют место случаи образования тропосферного озона (смога), формирующегося в условиях жаркой солнечной погоды. Выбросы от автомобильного транспорта представляют значительную опасность для населения, проживающего в непосредственной близости от автомобильных дорог. Экологическая ситуация существенно ухудшается при снижении средних скоростей движения и образовании транспортных заторов.

Дорожное хозяйство и автомобильный транспорт оказывают негативное воздействие на почвы, реки и водоемы, загрязняя их нефтепродуктами, химическими реагентами, хлоридами, тяжелыми металлами, пылью и мусором, вызывают изменение режима стока поверхностных и грунтовых вод, эрозию почв и грунтов, акустическое, вибрационное, электромагнитное загрязнение и т. д.

В дорожном хозяйстве к началу реформы органов государственной власти работало 194 федеральных государственных унитарных дорожных предприятия, 61 федеральное государственное учреждение, около 200 государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации и свыше 1 тыс. муниципальных дорожных предприятий. К сфере их деятельности относилось содержание автомобильных дорог, подготовка кадров, научная деятельность, информационное обеспечение и др. Всего в дорожном хозяйстве более 3 тыс. предприятий осуществляют работы по изысканию, проектированию, строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, а также по диагностике транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и мостовых сооружений, проведению прикладных научных исследований, подготовке и переподготовке кадров, производству и ремонту дорожной техники и др.

Финансирование работ, выполняемых на автомобильных дорогах федерального значения осуществляется за счет средств федерального бюджета. Для их строительства также привлечены кредиты Европейского банка реконструкции и развития. Финансирование автомобильных дорог регионального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также за счет субсидий из федерального бюджета, выделяемых на их строительство и реконструкцию при условии софинансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации.

В настоящее время из-за недостатка средств в значительной части регионов объемы работ по ремонту автомобильных дорог регионального значения не обеспечивают восстановления ежегодного износа, что увеличивает последующие расходы на восстановление их сети. В остальных регионах, где ремонтные работы выполняются в приоритетном порядке, снижение общего объема расходов сказалось в первую очередь на уменьшении инвестиций в строительство и реконструкцию автомобильных дорог регионального значения. Результатом резкого сокращения расходов на дорожное хозяйство стало замедление или замораживание строительства и реконструкции ряда объектов, что привело к значительному снижению эффективности осуществленных инвестиций.

С принятием Правил расчета и взимания платы за перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом и за перевод земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2004 г. N 647, многократно возрос размер платы за возмещение потерь при изъятии земель лесного фонда для строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального и регионального значения. На возмещение потерь лесного хозяйства при строительстве и реконструкции автомобильных дорог федерального и регионального значения было направлено только в 2004 году 1,2 млрд. рублей из средств федерального бюджета и 1,9 млрд. рублей - из средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В настоящее время из-за несоответствия уровня развития и транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог в крупных городах спросу на автомобильные перевозки участники дорожного движения теряют в течение суток около 40-60 минут свободного или рабочего времени из-за низких скоростей движения (25-35 км/ч) и простоев в случае возникновения транспортных заторов.

По сравнению с участками, работающими в пределах нормативных условий движения, на перегруженных участках автомобильных дорог федерального значения затраты на автомобильные перевозки выше в 1,2 - 1,4 раза. На участках, работающих в режиме превышения пропускной способности с периодическими транспортными заторами, затраты на перевозки увеличиваются в 2,5 - 3 раза.

В результате недостаточного финансирования работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог федерального и регионального значения несоответствие транспортно-эксплуатационных показателей этих дорог нормативным требованиям приводит к дополнительному увеличению затрат на автомобильные перевозки в 1,3 - 1,5 раза, а потерь от дорожно-транспортных происшествий - на 12-15 процентов. Протяженность таких участков на автомобильных дорогах федерального значения составляет около 20 тыс. километров, на автомобильных дорогах регионального значения - около 240 тыс. километров. Из-за недостаточной плотности сети автомобильных дорог федерального и регионального значения часть меж- и внутрирегиональных, а также местных перевозок осуществляется со значительным перепробегом, что обусловливает дополнительные транспортные расходы в целом по России на 8-10 процентов.

Отсутствие подъездов к мелким и отдаленным сельским населенным пунктам по автомобильным дорогам с твердым покрытием обусловливает значительные затраты на перевозки по грунтовым автомобильным дорогам, которые в 1,8 - 2,2 раза выше, чем по автомобильным дорогам с твердым покрытием, и в 3-4 раза выше, чем по дорогам с усовершенствованным покрытием. Протяженность грунтовых автомобильных дорог к указанным населенным пунктам составляет около 220 тыс. километров, движение и подъезд к земельным угодьям по этим дорогам крайне затруднены в осенне-весенний период, что приводит к несвоевременному выполнению посевных, уборочных и других работ, а также вызывает значительные потери сельскохозяйственных предприятий.

Неразвитость автомобильных дорог регионального значения усугубляет проблемы в социальной сфере из-за несвоевременного оказания срочной и профилактической медицинской помощи, дополнительных потерь времени и ограничений на поездки. При сокращении транспортного обслуживания населенных пунктов малой авиацией и отсутствии автомобильных дорог жители многих населенных пунктов не имеют возможности выезда в соседние населенные пункты и удаленные регионы. Развитие сельских населенных пунктов сдерживается отсутствием подъездов к ним по автомобильным дорогам с твердым покрытием. Количество сельских населенных пунктов сократилось за последние 20 лет более чем на 50 тысяч.

Недостаточный уровень развития сети автомобильных дорог федерального и регионального значения в северных и восточных регионах Российской Федерации обусловливает дополнительные затраты на обеспечение северного завоза, объем финансирования которого в настоящее время составляет 35-40 млрд. рублей. Указанные дополнительные затраты возникают при проезде по автозимникам, перевозках несколькими видами транспорта с повторной перевалкой грузов, хранении грузов в межсезонье и т. д.

Отставание развития сети автомобильных дорог федерального и регионального значения от темпов роста парка автотранспортных средств приводит к сдерживанию социально-экономического развития страны из-за невозможности расширения границ товарных рынков, а также слабого развития российского и иностранного автотуризма, который в странах с развитой сетью автомобильных дорог является существенным источником доходов.

Потери от дорожно-транспортных происшествий, связанные с гибелью и ранениями людей, а также с повреждением автотранспортных средств, влекут за собой расходы бюджетной системы на медицинское обслуживание, административные расходы и затраты на восстановление разрушенных элементов автомобильных дорог. Указанные потери, связанные с дорожно-транспортными происшествиями на автомобильных дорогах федерального и регионального значения, в 2004 году составили свыше 80 млрд. рублей. Ежегодный ущерб от негативного воздействия дорожного хозяйства и автомобильного транспорта на окружающую среду оценивается в 100 млрд. рублей.

В целом за год общая сумма потерь и упущенной выгоды, связанных с недостаточной развитостью сети автомобильных дорог федерального и регионального значения и их техническим состоянием, оценивается в 450-500 млрд. рублей.

Если в ближайшие годы отставание развития сети автомобильных дорог федерального и регионального значения от темпов увеличения парка автотранспортных средств продолжится, то к 2010 году на участках автодорожных подходов к гг. Москве, Санкт-Петербургу и другим крупнейшим городам будут иметь место системные транспортные заторы, время проезда этих участков увеличится до нескольких часов, сохранится самый высокий среди развитых стран уровень аварийности и еще больше возрастет отрицательное воздействие на окружающую среду. Отставание в развитии сети автомобильных дорог федерального и регионального значения будет являться сдерживающим фактором экономического роста и повышения качества жизни населения России.

Решение задачи по удвоению валового внутреннего продукта требует проведения структурных преобразований экономики, ее диверсификации - постепенного перехода от сырьевой направленности к увеличению роли обрабатывающей промышленности, развитию сферы услуг и отраслей, производящих продукцию с высокой долей добавленной стоимости. Структурные сдвиги в экономике будут сопровождаться ростом спроса на услуги автомобильного транспорта и увеличением его доли в общем объеме грузовых и пассажирских перевозок всеми видами транспорта.

В условиях ускорения социально-экономического развития страны сфера применения автомобильного транспорта интенсивно расширяется. Автомобильный транспорт используется для перевозки высокоценных и скоропортящихся грузов на дальние расстояния, а также занимает доминирующее положение в перевозках на средние расстояния в 500 1000 километров и особенно в перевозках на короткие расстояния - до 100 километров.

Дальнейший рост объемов перевозок на автомобильном транспорте будет связан с увеличением объемов производства, развитием предпринимательской деятельности, расширением сферы услуг, повышением уровня жизни населения, освоением новых территорий и месторождений полезных ископаемых, ростом объемов международной торговли, развитием транзитных перевозок по трассам международных транспортных коридоров, проходящих по территории России.

Прогнозируемые высокие темпы роста контейнерных перевозок на основных автодорожных маршрутах (до 30 процентов в год в течение ближайших 6 лет) потребуют дополнительных срочных мер по повышению несущей способности дорожных конструкций, увеличению ширины проезжей части, параметров плана и продольного профиля автомобильных дорог, габаритов мостов.

С учетом тенденций социально-экономического развития страны прогнозируется, что на автомобильном транспорте к 2010 году:

объем перевозок грузов возрастет до 8,5 млрд. тонн, что составит 75 процентов общего объема грузовых перевозок всеми видами транспорта в Российской Федерации (без учета трубопроводного транспорта);

объем перевозок пассажиров легковыми автомобилями и автобусами увеличится до 27 млрд. пассажиров.

Дальнейшая интеграция России в мировую экономику и ее вступление во Всемирную торговую организацию приведут к увеличению объемов внешнеторгового оборота. В связи с увеличением во внешней торговле страны объемов экспорта и импорта продукции с высокой долей добавленной стоимости и повышением роли автомобильного транспорта в перевозках грузов объем международных автомобильных перевозок грузов увеличится к 2010 году в 1,7 - 1,8 раза и составит 35-40 млн. тонн.

Численность парка грузовых автомобилей в России возрастет к 2010 году до 5,4 млн. штук, автобусов - до 830 тыс. штук. При этом ожидаются изменения в структуре парка автотранспортных средств - увеличится удельный вес крупнотоннажных и малотоннажных грузовых автомобилей грузоподъемностью до 1,5 тонны, автобусов средней и малой вместимости.

Повышение уровня доходов населения будет способствовать росту парка автотранспортных средств. К 2010 году прогнозируется увеличение количества легковых автомобилей до 240 единиц на 1000 жителей. Предполагается, что значительно возрастет мобильность населения за счет массового использования личных легковых автомобилей, количество которых увеличится до 33 млн. единиц. При этом доля личного легкового автомобильного транспорта в объеме автомобильных пассажирских перевозок страны возрастет до 20-25 процентов.

Прогнозируемый рост количества автотранспортных средств и увеличение объема грузовых и пассажирских перевозок на автомобильном транспорте приведет к повышению интенсивности движения, что в существующих условиях будет способствовать появлению системных транспортных заторов, снижению скоростей движения, росту транспортных издержек и ухудшению экологической обстановки.

Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации предполагается увеличение темпов роста парка автотранспортных средств и объемов автомобильных перевозок. В соответствии с этим необходима реализация мероприятий по совершенствованию и развитию сети автомобильных дорог федерального и регионального значения, в частности, по повышению пропускной способности автомобильных магистралей и развитию автотранспортных коридоров.

Оценка потребности в развитии сети автомобильных дорог федерального и регионального значения, а также автомобильных дорог местного значения была проведена с учетом того, что 50 тыс. населенных пунктов лишены связей по автомобильным дорогам с твердым покрытием с административными центрами субъектов Российской Федерации (в их числе 7,5 процента районных центров и 6,7 процента центральных усадеб сельскохозяйственных предприятий). Условия обеспечения автомобильных подъездов к населенным пунктам определяют необходимую потребность в автомобильных дорогах федерального и регионального значения, а также в автомобильных дорогах местного значения с твердым покрытием, которая составляет 1150-1250 тыс. километров.

Решение поставленных задач помимо реконструкции существующих автомобильных дорог федерального и регионального значения предполагает увеличение протяженности автомобильных дорог федерального значения до 60 тыс. километров и автомобильных дорог регионального значения - до 800 тыс. километров. Потребность в увеличении протяженности улично-дорожной сети городов и сети ведомственных автомобильных дорог оценивается в 150-180 и 100-150 тыс. километров соответственно.

На I этапе реализации подпрограммы возник ряд проблем, требующих корректировки и пересмотра отдельных ее положений.

При сохранении сложившихся тенденций в развитии сети автомобильных дорог федерального и регионального значения и объемов инвестиций в дорожное хозяйство такие приоритетные задачи развития автомобильных дорог, как реконструкция перегруженных участков автомобильных дорог федерального значения, строительство крупных мостовых переходов, обеспечение автомобильных подъездов к сельским населенным пунктам по дорогам с твердым покрытием и другие, могут быть решены не ранее 2025 года, в то время как растущая загрузка и увеличивающаяся потребность в развитии автомобильных дорог требуют решения части важнейших задач уже к 2010 году.

Сохранение отставания темпов развития сети автомобильных дорог федерального и регионального значения от темпов роста парка автотранспортных средств и объемов автомобильных перевозок приведет к возникновению систематических транспортных заторов на ряде участков магистральных внегородских и городских автомобильных дорог. Отсутствие необходимых автомобильных дорог регионального значения будет препятствовать развитию территорий и сдерживать повышение уровня жизни жителей сельских населенных пунктов и населенных пунктов в удаленных районах. Все эти факторы будут препятствовать социально-экономическому развитию Российской Федерации.

Включение в сеть автомобильных дорог общего пользования автомобильных дорог местного значения, находящихся в собственности муниципальных образований, потребовало пересмотра классификации автомобильных дорог, изменения системы управления и системы финансирования дорожного хозяйства. Остро стоят вопросы, связанные с развитием автомобильных дорог местного значения, которые наравне с автомобильными дорогами федерального и регионального значения обеспечивают движение автотранспортных потоков, в том числе транзитных. К приоритетным относятся мероприятия по строительству ряда мостов через крупные реки в границах поселений, так как при сохранении существующей тенденции ввод этих объектов в эксплуатацию не будет обеспечен в ближайшие 15-20 лет.

Снижение инвестиционных возможностей бюджетной системы в дорожном хозяйстве и невыполнение заложенных в подпрограмме плановых показателей на 2002-2005 годы в результате реформирования системы финансирования дорожного хозяйства привело к увеличению количества объектов незавершенного строительства. Снижение объемов финансирования не позволяет реализовать мероприятия по строительству и реконструкции ряда перегруженных движением участков автомобильных дорог федерального значения и крупных мостовых переходов.

Указанные факторы обусловливают необходимость корректировки подпрограммы, ее заданий и величин целевых показателей.

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.12.2001 N 848 (ред. от 17.03.2009) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ (2002-2010 ГОДЫ)" (Часть 1)