Последнее обновление: 23.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.12.2001 N 848 (ред. от 17.03.2009) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ (2002-2010 ГОДЫ)" (Часть 1)
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Железнодорожный транспорт составляет основу транспортной системы страны, отличаясь регулярностью движения во все времена года и принимая на себя основную часть потоков массовых грузов. Особая роль железных дорог в транспортной системе определяется большими расстояниями перевозок, отсутствием коммуникаций других видов транспорта в регионах Сибири и Дальнего Востока, удаленностью мест производства основных сырьевых ресурсов от пунктов их потребления и морских портов.
Железнодорожная сеть связана с другими видами транспорта: с морским и речным транспортом - в портах; с трубопроводным - при помощи наливных устройств; с автомобильным - либо в пунктах погрузки и выгрузки, либо на железнодорожных станциях.
Характерными для железнодорожного транспорта общего пользования являются перевозки массовых грузов на дальние и средние расстояния при высокой концентрации грузопотоков. Железнодорожный транспорт общего пользования обеспечивает 10 процентов объема перевозок и 41 процент грузооборота, выполняемых всеми видами транспорта.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 258)
Железнодорожный транспорт занимает также важное место в обеспечении потребности населения в пассажирских перевозках. Его доля в общем пассажирообороте транспорта общего пользования составляет 37 процентов.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 258)
На железных дорогах ежегодно расширяется перечень дополнительных услуг, оказываемых в поездах на платной основе. Высокий уровень обслуживания, широкий набор услуг и комфортность проезда в фирменных поездах пользуются заслуженным спросом и признанием пассажиров, что обуславливает более высокую стоимость проезда по сравнению с обычными поездами.
При перевозке пассажиров на дальние расстояния наиболее острая конкуренция наблюдается между железнодорожным и воздушным транспортом, а в местном и пригородном сообщениях - между железнодорожным и автомобильным транспортом.
Основными направлениями повышения конкурентоспособности перевозок пассажиров на железнодорожном транспорте являются совершенствование тарифной политики, сокращение продолжительности поездок и улучшение качества пассажирских перевозок.
Показатели работы железнодорожного транспорта общего пользования на перспективуВ последние годы на фоне позитивных изменений в социально-экономическом положении страны объем перевозок грузов железнодорожным транспортом значительно возрос. Объем отправления грузов по сети железных дорог увеличился в 2005 году на 20,5 процента по сравнению с уровнем 2001 года, грузооборот - на 29,6 процента.
Прирост объема работы железнодорожного транспорта был реализован в первую очередь за счет перевозок топливно-энергетических и строительных грузов.
При прогнозируемых темпах социально-экономического развития и намечаемых структурно-экономических преобразованиях объем отправления грузов по железным дорогам Российской Федерации в 2009 году планируется осуществить на уровне 1416 млн. тонн, или на 11,2 процента больше по сравнению с 2005 годом, грузооборот за 2005-2009 годы предположительно возрастет на 15,8 процента.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 258)
Решение базовых задач, связанных с реструктуризацией экономики, усилением роли перерабатывающих отраслей и использованием накопленного внутреннего инвестиционного потенциала, должно создать условия для темпов роста грузооборота в 2005-2009 годы на среднегодовом уровне 3,5 процента.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 258)
Перевозки грузов и грузооборот железнодорожного транспорта общего пользования приведены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2009 год |
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 258) | ||||||
Объем перевозок грузов (млн. тонн) | 1057,4 | 1083,7 | 1160,8 | 1220,9 | 1273,1 | 1416 |
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 258) | ||||||
Грузооборот (млрд. т-км) | 1433,6 | 1510,1 | 1668,9 | 1801,6 | 1858,1 | 2150,8 |
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 258) |
Абзацы тринадцатый - двадцать шестой - Исключены.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 258)
Показатели перевозок пассажировПассажирооборот во всех видах сообщения в 2005 году по сравнению с уровнем 2001 года вырос на 9,1 процента, динамика пассажирооборота с разбивкой по годам приведена в таблице 2.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 258)
Таблица 2
Пассажирооборот, млрд. пасс.-км | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2009 год |
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 258) | ||||||
Во всех видах сообщения | 157,9 | 152,9 | 157,6 | 164,3 | 170,9 | 179,2 |
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.04.2008 N 258, от 17.03.2009 N 236) | ||||||
В дальнем сообщении | 112 | 106,3 | 109,4 | 114,6 | 118,8 | 133,2 |
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.04.2008 N 258, от 17.03.2009 N 236) | ||||||
В пригородном сообщении | 45,9 | 46,6 | 48,2 | 49,7 | 52,2 | 46,1 |
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.04.2008 N 258, от 17.03.2009 N 236) |
Прогнозные объемы перевозок пассажиров выполнены исходя из условия политической и экономической стабильности в стране, полного удовлетворения спроса на перевозки. Повышение реальных денежных доходов населения позволит увеличить долю транспортных расходов в семейных бюджетах и стимулировать рост транспортной подвижности населения. Рост объема перевозок пассажиров железнодорожным транспортом рассчитывается исходя из прогнозных оценок социально-демографических изменений в стране.
В 2009 году пассажирооборот возрастет по сравнению с уровнем 2005 года на 4,9 процента.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 17.03.2009 N 236)
Прогнозирование роста объема перевозок пассажиров по железной дороге в дальнем следовании до 2009 года основано на следующих факторах:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 258)
повышение скоростей движения пассажирских поездов;
наличие пассажирских вагонов нового поколения, комфорт и безопасность движения пассажиров;
повышение сервисного обслуживания пассажиров в пути следования и на вокзалах;
увеличение количества фирменных поездов;
доступные конкурентоспособные тарифы на проезд.
Состояние основных производственных фондовПо состоянию на конец 2005 года эксплуатационная длина сети железных дорог составила 85,3 тыс. км, в том числе протяженность участков, имеющих два и более пути, - 36,7 тыс. км. Общая протяженность железнодорожных линий, обслуживаемых электрической тягой, достигла 43,2 тыс. км (50,6 процента от эксплуатационной длины). Полигон железнодорожных линий, оборудованных системами автоблокировки и диспетчерской централизации, составил 62 тыс. км (73 процента).
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 258)
Однако негативные тенденции в экономике страны в 1991-1999 годах отрицательно сказались на финансовом положении отрасли, что привело к замедлению темпов обновления основных фондов. В результате износ основных фондов железных дорог в 2003 году достиг 63,9 процента.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 258)
Положительные сдвиги в экономике страны за последние годы привели к увеличению грузооборота на железнодорожном транспорте и позволили повысить доходы от перевозок. Возросли прибыль и рентабельность отрасли, были осуществлены меры по увеличению амортизационных отчислений. Однако объемы инвестиций на железнодорожном транспорте пока продолжают оставаться недостаточными.
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.12.2001 N 848 (ред. от 17.03.2009) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ (2002-2010 ГОДЫ)" (Часть 1)