в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 28.09.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Опрос

Приходилось ли Вам участвовать в коррупции (брать или давать взятку) в этом месяце?

да

нет

Поиск

Общественный Договор

- юридическая и философская теория происхождения государства и права, объясняющая возникновение власти и правовой системы соглашением между людьми, вынужденными перейти от естественного состояния к гражданскому с целью обеспечения стабильности и защищенности человека в условиях существования его в сообществе себе подобных. Некоторые идеи договорного происхождения власти присутствуют в древневосточных (ранний буддизм, легизм, моизм) и античных (Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар) воззрениях на общество, а также в трудах богословов средневековья. Сама концепция'О.д.' формируется в эпоху Просвещения (XVII-XVIII вв.) как альтернативная концепции божественного происхождения власти и ее неограниченности. Центральные идеи теории 'О.д.' - идеи естественного права, гражданского общества и народного суверенитета, согласно которым источником и конечным обладателем всякой власти является народ, а государство, образованное волеизъявлением свободных и независимых индивидов, - не что иное, как институт защиты их естественных прав (на жизнь, свободу и собственность), которая осуществима не в естественном, а только в гражданском состоянии. Родоначальником доктрины 'О.д.' считается Г. Гроций (1587-1645), утверждавший, что государство возникает из 'общежительной природы человека' как акт сознательной деятельности людей ( договора), осознавших свои 'естественные права' (заложенные не Богом, а природой: право на жизнь и т.д.) и создавших основные принципы'человеческого права' (воздержание от посягательств на частную собственность, соблюдение договора, наказание за преступления и т.д.). В разных вариантах эту идею развивали Т. Гоббс (1588-1679), Дж. Локк (1532-1704), Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) и др. Сторонниками консервативно-охранительной трактовки 'О.д.' были Гоббс, Локк и др. Гоббс утверждал, что в силу своей природы человек эгоистичен и стремится к максимальному удовлетворению своих желаний и осуществлению естественных прав, что обусловливает 'войну всех против всех' как основной принцип 'естественного существования'. Стремление человека к миру, т.е. к согласованной, упорядоченной жизни между людьми, требует от него серьезных жертв, отказа от 'неограниченных притязаний' и 'неограниченной свободы', что недостижимо без сильного государства и разумных законов. Локк, соглашаясь с основными положениями Гоббса, дополняет их идеей естественного и гражданского равенства людей, что осуществимо только на базе 'О.д.'. 'Единственный путь, посредством которого кто-либо надевает на себя узы гражданского общества, - это соглашение с другими людьми об объединении в сообщество для того, чтобы удобно, благополучно и мирно жить, спокойно пользуясь своей собственностью и находясь в большей безопасности, чем кто-либо не являющийся членом общества'. Локку принадлежит разработка идеи разделения властей (законодательной, судебной и исполнительной) как гарантии устойчивости и разумности системы власти. Концептуальную целостность теория 'О.д.' получила в трудах Руссо, выступившего сторонником революционно-демократического понимания 'О.д.'. В работе 'Об общественном договоре' (1762) он утверждает, что при заключении 'О.д.' самым существенным является суверенитет народа, который неделим и неотчуждаем, поэтому власть может принадлежать только народу, который вправе принимать или упразднять законы. Народный суверенитет- основа гражданского общества, основанного на О.д. между всеми его членами. ' В гражданском обществе, - пишет Руссо, - исходное право...- это право суверенного индивида- в общественном договоре с другими, столь же суверенными индивидами - формировать, образовывать... общество, экономику, государство. Извечно и демократично только то современное общество, которое сохраняет в своих корнях демократическое право своих граждан заново, исходно, изначально порождать и договорно закреплять свои собственные правовые структуры. Только тогда оказывается ненужным путь революции. Договор, а не свержение; делегирование (добровольное) своих прав, но неполучение их в дар, - вот корни правового государства, постоянно сохраняемые и оживляемые в гражданском обществе'. Руссо признавал революцию как путь изменения устаревшего, не отвечающего интересам всех граждан договора (старого государства) новым, более справедливым и соответствующим своим целям. Теория 'О.д.' составляет концептуальное основание теории правового государства. Ее основные положения вошли в Декларацию прав человека и гражданина 1789 года, а также во Всеобщую декларацию прав человека 1948 г.

Юридический словарь