Застройщики и покупатели ценят близость к метро и возможность быстро добраться до центра – такие данные содержатся в исследовании Института экономики города и ДОМ.РФ. Публикация итогов стала поводом для открытых дискуссий, в том числе на страницах ведущих СМИ.
Как показали итоги исследования, время на поездку от дома до центра - один из ключевых факторов, влияющих на стоимость жилья в Москве. В Нью-Йорке его влияние на цену квадратного метра гораздо меньше. Кроме того, как выяснили в ДОМ.РФ и Институте экономики города, плотность застройки в крупных российских городах от центра к окраинам увеличивается, за рубежом – все наоборот. Разобраться в причинах попыталось издание Коммерсантъ, авторы которого опросили экспертов и участников рынка.
Бич больших городов – пробки. А все потому, что строительство дорог и станций метро отстает от скорости застройки привлекательных для девелоперов участков. «Москва оказалась в своего рода транспортной воронке. На площадках вблизи новых дорог компании стараются построить не точечный объект, а целый многоэтажный комплекс: после его ввода созданной транспортной инфраструктуры оказывается мало, и требуются новые решения»,- считает исполнительный директор фонда Института экономики города Татьяна Полиди.
Наличие в шаговой доступности станций метро даже для жителей домов бизнес-класса ценное преимущество. Транспортная доступность является одним из ключевых критериев выбора жилья в столице. По мнению экспертов рынка, с открытием станции или удобной транспортной развязки цены за квадратный метр прибавляют до 20%.
Проблема высокой плотности застройки характерна не только для Москвы, но и для ближнего пояса Подмосковья. Именно у таких районов высокие риски превращения в неблагополучные. «В таких местах велик риск геттоизации»,- считает Татьяна Полиди.
В Москве все больше высоток. Количество строящихся жилых корпусов выше 30 этажей в Москве за два года выросло почти вдвое - такие данные приводит агентство «Бест-Новострой». «В ситуации, когда инициатива переходит к рынку, всегда отдается предпочтение высотному строительству»,- отмечает Татьяна Полиди.
Высокая плотность не комфортна для человека, но у застройщиков не всегда есть выбор – считает директор проектов КБ «Стрелка» Екатерина Малеева. По ее мнению, одна из причин – устаревшие нормы строительства. «При создании более 50 машино-мест между парковкой и окнами должно быть не менее 25 м, при этом машины не должны стоять ближе 20 м к детской площадке, которая, в свою очередь, должна находиться в 12 м от окон», - отмечает Малеева. По ее словам, когда застройщик в современных условиях пытается соблюсти все эти устаревшие нормы, то у него нет иного выбора, как повысить этажность застройки. Напомним, что Минстрой намерен актуализировать нормативную базу в строительстве к 2022 году. О том, что попытка следовать устаревшим нормативам не ведет к созданию комфортной городской среды, говорил на Петербургском экономическом форуме генеральный директор ДОМ.РФ Александр Плутник. «Мы держимся за старые стандарты и нормативы. Нужно от этого уходить», — подчеркнул глава государственной компании.
Больше информации об исследовании ДОМ.РФ и Института развития города – на сайте https://дом.рф.