Накануне Международного женского дня эксперты ипотечного рынка задались целью проанализировать гендерные составляющие этого вида кредитования в России. Несмотря на то, что ипотека традиционно и с точки зрения статистики вполне обоснованно считается семейным продуктом, заемщики, не связанные обязательствами в рамках «ячейки общества» являются весомой целевой группой, требующей особого внимания.
В преддверии праздника весны ряд застройщиков и банков-кредиторов внезапно зафиксировал одиноких женщин в качестве второй по значимости категории клиентов. Согласно статистике одного из лидеров строительного рынка, в 2017 году покупателей-женщин на первичном рынке было на 15% больше, чем мужчин.
Неудивительно, что они же стали второй по значимости целевой группой и у некоторых ипотечных банков. На долю одиноких заемщиц в двух банках из середины «ТОП-ТЕН» российской ипотеки приходится около 20% выданных кредитов. Даже крупные ипотечные игроки соглашаются, что в сегменте недорогих квартир с женщинами заключается до 60% ипотечных договоров. Впрочем, у тройки лидеров российского ипотечного кредитования ипотечный портфель сформирован в основном заемщиками-мужчинами, которые оформили на себя порядка 55% всех выданных этими банками кредитов.
Изменения в целевых группах банков-кредиторов, безусловно, связано с тектоническими социальными переменами и эволюцией рынка труда. По разным оценкам представительницы лучшей части человечества занимают до 40% менеджерских позиций в стране. Что касается непосредственно рынка ипотеки, то около 66% женщин-заемщиков имеют высшее образование, 93% работают по найму. А вот доля одиноких женщин-владельцев бизнеса либо индивидуальных предпринимателей самая маленькая – всего 1,94%. .
Банки отмечают, что большинство самостоятельных покупательниц предпочитает брать уже готовое жилье. Заемщицы в возрасте 25-35 лет выбирают в основном жилье комфорт-класса. Деловых женщин в возрасте 45-55 лет больше интересует предложения в бизнес-классе Самый востребованный формат жилья у прекрасной половины человечества - двухкомнатные квартиры средней площадью 45 кв. м. Ее представительницы высоко ценят квартиры с французскими окнами или террасой, ну и, конечно же, окном в ванной комнате.
К сожалению единого исследования роли женщин в сфере ипотечного кредитования пока нет. Разрозненные данные банков – всего лишь отражение их маркетинговой стратегии и ее отклика среди целевой аудитории. Неизменным остается, однако, тот факт, что наравне с мужчинами женщины охотно берут на себя финансовые обязательства и принимают решение о приобретении недвижимости в ипотеку. И совсем не требует никаких статистических выкладок роль женщины в качестве инициатора оформлению ипотеки в семье.