С журналистами разговаривали главный юрист Google в России Андрей Силин и Марина Жунич, директор по работе с органами государственной власти. «Мы долго вели битву за то, чтобы закон был вменяемым. А получилось, к сожалению, то, что получилось. Но при этом сама необходимость принятия закона, пускай и не в той форме, в которой он был написан, существовала давно», — отметила Жунич.
В Google намерены продолжать эффективно работать в условиях нового законодательства. Выход из ситуации там видят в рассмотрении жалоб в досудебном порядке напрямую интернет-компаниями. Жулич выразила надежду, что в закон будут внесены поправки, которые сделают его похожим на более либеральный американский акт DMCA, согласно которому Google в России по собственной инициативе работала в последние годы.
Чтобы соответствовать этому акту, компания предлагает правообладателям отправлять ей жалобы через простую онлайн-форму, минуя суд и Роскомнадзор. Данная процедура занимает несколько минут, в то время как метод борьбы, описанный в «антипиратском» законе, требует несколько дней или даже недель для того, чтобы решить ситуацию.
Больше всего в Google недовольны тем, что «антипиратский» закон предусматривает возможность блокировки сайта-нарушителя, где обнаружен нелицензионный контент, по IP-адресу. Дело в том, что, если правообладатель указывает не URL (ссылку), а IP-адрес, на котором находится нелегальный контент, то «под раздачу» могут попасть еще десятки тысяч ни в чем не повинных легальных сайтов, видеозаписей и блогов, которые попросту хранятся на том же самом сервере, что и объект нарушения.
«Уведомления о блокировке контента по IP— адресу технически нереализуемо. Если наши суды, как они любят, будут трактовать закон буквально, они могут обязать интернет-компании отыскивать в огромном поле информации, описываемом IP-адресом, контент, нарушающий авторские права. Закон попросту не учитывает техническую природу того, как устроен Интернет. Основной риск мы видим в том, что подобные иски будут подаваться, а суды не смогут понять, что им делать в противоречии между тем, как устроен Интернет и тем, что прописано в законе», — подчеркнул Силин.
В американском законе упоминается лишь блокировка отдельных страниц. Google уверена, что этот вариант борьбы с нелегальным контентом куда более адекватен и представляет меньшую угрозу для развития Интернета. Также в Google уверены, что России следует позаимствовать из американского законодательства практику так называемых «контруведомлений». Под этим словом компания подразумевает возможность для пользователей подать жалобу на несправедливое обвинение в нарушении авторских прав.
По мнению Силина, эта норма критически необходима, так как расплывчатость закона оставляет широкое пространство для злоупотребления им, использования в нечестной конкурентной борьбе. «Конкуренты будут просить удалять сайты друг друга из Интернета. Подобные жалобы подаются очень легко», — отметил он.
Также «контруведомления» помогут восстановить контент, заблокированный по ошибке. «При IP-блокировке почти всегда определенное количество контента блокируется вместе с якобы пиратским контентом. Если предположить, что будет применяться обширная блокировка, то как защищать легальный контент — не понятно», — отметила Жулич. «Наш закон забывает, что безвинно блокируемый контент также обладает авторскими правами. Таким образом нарушаются фундаментальные права человека», — добавил Силин.
В Google считают, что работа компании после принятия закона останется прежней. Просто теперь кроме жалоб пользователей интернет-гигант будет реагировать и на уведомления Роскомнадзора. Силин добавил, что делать поспешных выводов о законе не стоит, вероятнее всего, в него будет внесено немало поправок, исправляющих ситуацию. «Сейчас весь закон страдает одной основной проблемой. Он готовился в необычайной спешке, из-за чего качество текста закона крайне низкое, — пожаловался он, — Совершенно не понятно, к примеру, что понимать под термином „фильмы“. Роскомнадзор недавно расшифровал его как „аудиовизуальное произведение“, соответственно, этот термин может применяться не только непосредственно к кинокартинам, но и к любому видео в Интернете вообще. Таким образом, возникают большие возможности для злоупотребления»
Несмотря на недовольство «антипиратским» законом, в Google одобряют деятельность Роскомнадзора. «Недавно ведомство собирало правообладателей и призывало их действовать максимально досудебно, чтобы защитить себя и суды от излишней нагрузки и избавить от опасности Интернет. Мы видим, что Роскомнадзор действует точечно и осторожно», — похвалила госорганы Жулич.
Если кратко обобщить сказанное, мы получаем следующую картину. Google хочет простимулировать правообладателей блокировать нелегальный контент непосредственно усилиями интернет-компаний, минуя государство. Таким образом, в Google надеются избежать дамоклова меча IP-блокировок, обозначенного в «антипиратском» законе. Если компании удастся наладить эффективный диалог с правообладателями, закон со всеми своими недостатками попросту не придется применять, а сетевые блокировки останутся точечными.