"Незарегистрированные частники не уплачивают налоги и взносы во внебюджетные фонды, не заключают договоры с покупателями, не дают гарантийных обязательств за поставленный товар, оказанную услугу и так далее. За счет этого они устанавливают более низкие цены. Легально работающие индивидуальные предприниматели и юридические лица не могут конкурировать с "шабашниками". В результате они вынуждены либо закрывать свой бизнес, либо переводить его в "тень", - говорится в пояснительной записке, пишет "РГ".
Авторы подчеркивают, что ужесточение ответственности является мерой поддержки легально работающего малого и среднего бизнеса, а не административным прессингом на предпринимателей. По наблюдениям инициаторов закона, "шабашниками" практически полностью представлены такие сферы услуг, как ремонт квартир, перевозка малогабаритных грузов, ремонт бытовой техники на дому, репетиторство, такси и так далее.
А все из-за незначительных штрафов за предпринимательскую деятельность без госрегистрации - от 500 до 2000 рублей.
Сравним с тем, во что обойдется легальный бизнес-подработка, к примеру, репетиторство. Итак, регистрируемся в качестве индивидуального предпринимателя и приобретаем патент на избранный вид деятельности. Его стоимость устанавливают регионы, в Москве он обойдется в 18 тысяч рублей в год (потенциально возможный к получению доход определен городом в 300 тысяч рублей, ставка - 6 процентов). Логичнее взять патент только на те 9 месяцев, что длится учебный год - итого 13,5 тысячи рублей. Другой пример: легальная сдача в аренду однушки или двушки в старенькой хрущевке на окраине столицы обойдется в 30 тысяч рублей в год. Зато полноценный договор аренды, повышенная самооценка и чувство сопричастности к преодолению экономического кризиса.
Но приобретением патента затраты не ограничиваются: выход из тени влечет еще и уплату фиксированного платежа в пенсионный фонд, сопоставимый для многих с годовой выручкой от подработки, подчеркивает председатель экспертного совета Комитета по бюджету и налогам Государственной думы Михаил Орлов. То есть определяющим в выборе платить или не платить будет все-таки фактический размер предполагаемого дохода. Понятно, что репетитор, у которого два часа в неделю и 10 тысяч дохода в месяц, вряд ли решит оформить свои отношения с государством так, как оно хочет.