Согласно документу, чиновники надзорного ведомства смогут приезжать к попавшим в реестр компаниям с внеплановыми выездными и документарными проверками.
Постановление Минсвязи появилось на официальном портале государственной правовой информации 20 октября. Как пояcнил TJournal пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский, его текст по сути представляет собой дополнение к действующему в стране закону о блогерах, проясняя то, как ведомство сможет осуществлять мониторинг за попадающими под действие закона ресурсами.
Основной вид контроля, предусмотренный в постановлении — систематическое наблюдение Роскомнадзора за организатором распространения информации без вступления в контакт с ним.
Однако документ предполагает и другой вариант развития событий. Представители Роскомнадзора смогут посещать офисы компаний из реестра организаторов распространения информации, чтобы проверять их оборудование и документы.
Как уточняет газета «Ведомости», такие проверки могут проводиться не только по собственной инициативе Роскомнадзора на основании приказа главы ведомства, но и по просьбе Министерства внутренних дел, ФСБ или ФСО.
Стандартная модель проверки включает в себя анализ документов, содержащих сведения о выполнении требований закона о блогерах, оценку функционирования использующихся ресурсом информационных систем, программ и машин, а также запрос у провайдеров регистрационных данных по объекту проверки.
В случае обнаружения нарушений, отвечающий за проведение мероприятия чиновник должен будет составить докладную записку и сообщить о зафиксированных несоответствиях. Происходит это в том случае, если организатор распространения информации не хранит, как того требует закон, данные о переписке и других действиях всех пользователей в течение полугода. Именно эту ответственность на ресурсы и возлагает принятый летом закон о блогерах.
В течение пяти дней такая докладная записка должна быть направлена в соответствующий «уполномоченный орган», после чего в отношении нарушителя должен быть решён вопрос о возбуждении административного дела.
Закон о блогерах вступил в силу 1 августа. В рамках его реализации был создан так называемый реестр организаторов распространения информации. В него включаются все интернет-ресурсы, которые в той или иной форме обеспечивают работу систем по обмену сообщениями между пользователями.
Несмотря на то, что теоретически под это понятие попадает практически любой ресурс, в настоящее время в реестр внесены только наиболее крупные и значимые площадки Рунета — сервисы «Яндекс.Диск» и «Яндекс.Почта», социальные сети «Мой Круг» и «ВКонтакте», почтовый сервис Mail.ru, а также издание Roem.ru и блогосервис «Хабрахабр».
Вторая часть закона о блогерах касается непосредственно самих пользователей, ведущих страницы в интернете. Популярным авторам с ежедневной аудиторией свыше трёх тысяч человек также необходимо регистрироваться в специальном реестре. По состоянию на 12 октября в списках Роскомнадзора значились 52 аккаунта.