«Законопроектом предлагается внести в некоторые законодательные акты РФ изменения, направленные на совершенствование механизма обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, <...> формирование единой и стабильной административной практики в сфере обеспечения жилыми помещениями указанных категорий граждан и повышение государственных гарантий защиты их жилищных прав», - говорится в пояснительной записке.
В документе подчеркивается, что это позволит исключить многочисленные случаи обращения детей-сирот в суд за защитой своих прав.
В целях установления единого порядка учета детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и формирования соответствующего регионального списка законопроектом предполагается внести изменения, направленные на уточнение порядка включения и исключения их из списка на получение жилья.
«На сегодняшний день список формируется органами исполнительной власти субъекта РФ самостоятельно в соответствии с установленным ими порядком. Однако в силу различных причин действующий порядок не в полной мере обеспечивает своевременное включение в список всех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение их жильем», - поясняется в документе.
В связи с этим предлагается предоставить возможность законным представителям указанных детей самостоятельно подавать заявления о включении сирот в список, что будет гарантией последующего предоставления последним жилья.
На органы опеки и попечительства также возлагается осуществление контроля за своевременной подачей законными представителями сирот заявления о включении детей в список. Если представители не подали такое заявление, то орган опеки и попечительства обязан принять меры по включению детей в список.
Кроме того, законопроектом предлагается ввести уточнение, согласно которому жилые помещения предоставляются детям-сиротам и лицам из их числа по их заявлению в письменной форме при достижении ими возраста 18 лет или приобретении полной дееспособности до достижения возраста 18 лет.
Законопроектом также устанавливается единый порядок формирования списка, а также предлагается наделить правительство РФ полномочием по установлению такого порядка.
Также предлагается внести изменения, согласно которым в случае, если совместное проживание граждан, лишенных родительских прав, с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным, они по требованию законных представителей несовершеннолетних, органа опеки и попечительства или прокурора могут быть выселены в судебном порядке из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, если иное не предусмотрено законом субъекта РФ.
«Предлагаемые законопроектом изменения направлены на повышение государственных гарантий защиты жилищных прав детей-сирот и лиц из числа детей-сирот», - отмечают авторы инициативы.
Принятыми во втором чтении поправками устанавливается, что договор найма специализированного жилого помещения для детей из указанных категорий может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору.
Предполагается, что в случае принятия закон вступит в силу с 1 января 2019 г.