Последнее обновление: 23.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 26.11.2001 N 815 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ГОРОДОВ (2002-2010 ГОДЫ)"
ПОДПРОГРАММА "СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ЦЕНТРА г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА" ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ГОРОДОВ (2002-2010 ГОДЫ)"
Подпрограмма "Сохранение и развитие исторического центра г. Санкт-Петербурга" (далее именуется - подпрограмма) разработана на основе одноименной действующей федеральной целевой программы.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2001 г. N 283-р федеральная целевая программа "Сохранение и развитие исторического центра г. Санкт-Петербурга" начиная с 2002 года включена во вновь формируемую федеральную целевую программу "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002-2010 годы)" в статусе подпрограммы и учитывает все объекты и мероприятия по подготовке к празднованию 300-летия основания г. Санкт-Петербурга (2003 год).
За период реализации Программы начиная с 1996 года освоено 21720,43 млн. рублей (с учетом финансирования в 2001 году), в том числе за счет средств:
федерального бюджета - 644,17 млн. рублей;
бюджета субъекта
Российской Федерации - 10053,56 млн. рублей;
внебюджетных источников - 11022,7 млн. рублей.
За прошедший период завершены: реставрация музея-памятника "Собор Воскресения Христова", Ростральных колонн, реконструкция Большеохтинского и Лешукова мостов, градостроительного комплекса "Мост Александра Невского", площадей Труда, Биржевой, комплекса "Дворы Капеллы", транспортной развязки на Ушаковской набережной, дворца спорта "Юбилейный", 1-й этап реконструкции Невского проспекта. Близятся к завершению работы по реконструкции и реставрации Театра музыкальной комедии, Академии художеств имени И.Е.Репина и других объектов. Введено в эксплуатацию 450 тыс. кв. метров жилой площади.
Программные мероприятия формировались с учетом результатов комплексного анализа состояния памятников историко-культурного, архитектурно-градостроительного и ландшафтного искусства, расположенных в историческом центре г. Санкт-Петербурга и пригорода, и рассматривались с точки зрения сохранения и восстановления материальной и историко-культурной ценности памятников.
Сохранение, реставрация и восстановление историко-культурного и архитектурно-градостроительного наследия исторического центра г. Санкт-Петербурга могут быть обеспечены при условии реализации таких мероприятий, как утверждение генерального плана города, выделение территорий особой градостроительной деятельности, в пределах которых хозяйственно-экономическая деятельность осуществляется по особым правилам, позволяющим обеспечить частные, общественные и государственные интересы.
Решение задач реставрации исторических памятников архитектуры и градостроительства и их дальнейшего использования взаимоувязано с решением других проблем исторического центра (в том числе проблем развития внешнего транспорта, дорожно-транспортной инфраструктуры, инженерных коммуникаций и сооружений, улучшения экологической обстановки) и имеет огромное значение для жизнеобеспечения центра и всего города в целом. Мероприятия подпрограммы учитывают функционально-потребительские параметры качества жизни в центральной части города, в том числе жилищные и социально бытовые условия.
Многоплановость проблем обусловила необходимость дифференцирования задач по трем направлениям:
мероприятия по проведению ремонтно-реставрационных работ в историческом центре г. Санкт-Петербурга, на реализацию которых предусматривается использование средств за счет всех источников финансирования - федерального бюджета, бюджета г. Санкт-Петербурга, внебюджетных источников;
мероприятия, позволяющие повысить комфортабельность проживания в центральной части города, обеспечить рост культурного и социально-бытового обслуживания, улучшить экологическое состояние городской среды;
вопросы инвестиционных проектов, развития туристической сферы и экономической рентабельности программных мероприятий.
II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методамиГород Санкт-Петербург основан Петром I в 1703 году. В течение XVIII-XIX веков он формировался как столица огромной российской империи. В результате был создан единственный в своем роде город с неповторимой регулярной планировкой, гармонично вписанный в ландшафт дельты реки Невы и Финского залива. Целью строительства г. Санкт-Петербурга было основание портового города, надежно защищенного от нападения неприятеля.
Город Санкт-Петербург представляет собой уникальное творение многих поколений выдающихся зодчих - Трезини, Шлютера, Растрелли, Ринальди, Камерона, Кваренги, Захарова, Росси, Воронихина, Монферрана и других. По количеству памятников истории и культуры, архитектурно-градостроительного и ландшафтного искусства, их разнообразию и ценности равного ему нет в мире.
В документах Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО отмечено, что исторический центр г. Санкт-Петербурга - "...единственное в своем роде и совершенное воплощение на обширном пространстве в течение 200 лет европейской идеи регулярного города, гармонизированного с ландшафтом". На сессии ЮНЕСКО в 1990 году исторический центр г. Санкт-Петербурга и дворцовые комплексы его окрестностей заслуженно включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, объекты которого находятся под международной охраной. В г. Санкт-Петербурге нашли свое воплощение все новые прогрессивные идеи во всех областях науки, культуры и искусства.
В послереволюционный период, когда в 1918 году столица государства была перенесена в г. Москву, город постепенно начал утрачивать свое значение центра мировой культуры и стал развиваться как один из индустриальных центров северо-западного региона России.
Смена приоритетов в развитии города обусловила возникновение ряда проблем, к которым относятся:
разрушение и утрата памятников истории и культуры, архитектурно-градостроительного и ландшафтного искусства;
неправильная эксплуатация исторических зданий, используемых в процессе жизнедеятельности города;
нерациональное использование территории исторического центра;
недостаточный уровень развития туристической индустрии;
высокий уровень перенаселенности жилищного фонда исторической части города и, как следствие, несоблюдение нормативов благоустроенности жилья;
загрязнение окружающей среды, высокий уровень техногенной опасности;
прогрессирующее старение инженерных сетей и сооружений города;
неразвитость транспортной инфраструктуры города, перегруженность исторического центра города автотранспортом при отсутствии объездных дорог, неудовлетворительное состояние городского общественного транспорта.
Обследование зданий различного назначения в г. Санкт-Петербурге показало, что вследствие нарушения горизонтальной и вертикальной гидроизоляции и протечек кровли 80-90 процентов зданий и сооружений центральной части города поражены различными микроорганизмами, что ведет к снижению прочностных характеристик элементов несущих конструкций сооружений, разрушению отделочных слоев и, в конечном итоге, к преждевременному старению и разрушению зданий.
Первоочередными задачами подпрограммы являются проведение работ по сохранению, восстановлению и реставрации объектов историко-культурного и архитектурно-градостроительного наследия, а также восстановление экологического равновесия, обеспечение сохранности природной, архитектурной и исторической среды в границах исторического центра города и пригородов.
Решение проблем экологии позволит увеличить срок сохранности памятников истории и культуры и создаст условия для повышения качества жизни населения исторического центра.
Программные мероприятия предусматривают улучшение функционально-потребительских характеристик исторического центра путем модернизации и реконструкции жилищного фонда, развития систем здравоохранения и коммунально-бытового обслуживания, развития городского общественного транспорта и дорожного хозяйства, проведения капитального ремонта и модернизации инженерной инфраструктуры (систем газо-, электро-, водо- и теплоснабжения), расширения сети учреждений культуры и искусства.
Принимая во внимание, что реализация подпрограммы начнется в условиях жесткого дефицита финансовых ресурсов, ее мероприятия предусматривают возможность наращивания финансового потенциала городского бюджета и увеличения объемов внебюджетного финансирования работ по реставрации и реконструкции исторического центра. Такой подход позволит в дальнейшем резко сократить долю федерального бюджета при финансировании основных затрат на реализацию подпрограммы.
Подпрограмма рассматривает объекты городского центра, периферийные - пригородные территории и ансамбли как целостное историко-культурное пространство. Работы по восстановлению и сохранению загородных дворцово-парковых ансамблей (Царское Село, Гатчина, Петергоф и другие), тесно связанных с историей становления бывшей столицы России и представляющих величайшие достижения не только российской, но и мировой культуры, включены в состав мероприятий по восстановлению и сохранению памятников истории, культуры, науки и техники, архитектурно-градостроительного и ландшафтного искусства.
Кроме того, подпрограмма предусматривает сохранение и восстановление культовых памятников и исторических кладбищ, являющихся неотъемлемой частью культурно-исторического наследия г. Санкт-Петербурга. Особое внимание в процессе реализации подпрограммы будет уделено состоянию кладбищ, расположенных в границах исторического центра: Лазаревское, Тихвинское, Никольское, Смоленское и Охтинское.
В процессе реализации подпрограммы предстоит решить вопрос реставрации памятников культового зодчества, большинство из которых использовалось не по прямому назначению и в наибольшей степени подвергалось разрушению. В настоящее время часть культовых зданий-памятников уже передана церковным приходам и религиозным общинам. Однако отсутствие средств на их реставрацию не позволяет в короткие сроки ввести эти объекты в эксплуатацию.
III. Основная цель, задачи, сроки и этапы реализации подпрограммыОсновной целью подпрограммы является возрождение г. Санкт-Петербурга как уникального центра мировой и российской культуры.
Поставленная цель носит комплексный характер и может быть достигнута при условии одновременной реализации 3-х приоритетных направлений, к которым относятся:
1) сохранение и реставрация памятников историко-культурного и архитектурно-градостроительного наследия г. Санкт-Петербурга как материальной основы его культурного возрождения.
Для этого потребуется решить следующие задачи:
осуществление застройки территории исторического центра при условии обязательного утверждения генерального плана;
установление границ территорий особой градостроительной деятельности различного значения (федерального, субъекта Российской Федерации, местного) с целью ограничения деятельности, приводящей к нивелированию архитектурно-художественных особенностей ансамблей и зданий и нарушению целостности территорий исторического значения;
консервация объектов историко-культурного наследия, немедленная реставрация которых невозможна;
увеличение производственных и материально-технических мощностей ремонтно-реставрационных предприятий и организаций ленинградской реставрационной школы, имеющей опыт проведения широкомасштабных работ, а также предприятий, выпускающих материалы и оборудование, необходимые для проведения работ по реконструкции исторического центра;
создание научно-исследовательской базы ремонтно-реставрационных работ, включая расширение сети учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов-реставраторов;
2) улучшение среды жизнедеятельности населения исторического центра г. Санкт-Петербурга за счет улучшения экологического состояния городской среды и снижения уровня техногенной опасности.
К задачам, требующим создания таких условий, относятся:
проведение мероприятий по восстановлению экологического равновесия;
улучшение жилищных условий в историческом центре г. Санкт-Петербурга за счет проведения ремонтно-реставрационных и реконструктивных работ жилищного фонда;
модернизация и развитие инженерной инфраструктуры, инфраструктуры автомобильных дорог и городского общественного транспорта;
развитие системы коммунально-бытовых услуг;
совершенствование системы медицинского и социального обслуживания;
создание условий для активного отдыха и занятий спортом, повышения культурно-образовательного уровня и духовного развития населения;
3) расширение финансовых возможностей города при проведении работ по реконструкции и модернизации исторического центра.
Для решения финансовых задач предусмотрено:
осуществить отбор инвестиционных проектов (на конкурсной основе), позволяющих при незначительных сроках окупаемости (4-5 лет) получить значительный уровень доходности. Часть доходов от реализации инвестиционных проектов направлять на ремонтно-реставрационные работы в историческом центре города;
обеспечивать условия повышения инвестиционной активности и концентрации инвестиционных ресурсов на реализацию приоритетных направлений сохранения и развития исторического центра города.
Реализация подпрограммы осуществляется в 2002-2010 годах в два этапа:
I этап - 2002-2005 годы;
II этап - 2006-2010 годы.
IV. Система программных мероприятийМероприятия подпрограммы представляют собой систему важнейших мероприятий, сгруппированных по общности основных задач, решение которых необходимо для достижения поставленных целей.
К основным комплексам (группам) мероприятий относятся:
1) по сохранению и реставрации историко-культурного и архитектурно-градостроительного наследия г. Санкт-Петербурга как материальной основы его культурного возрождения предусмотрено:
сохранение уникальных особенностей исторических зданий при проведении работ по ремонту, реставрации и реконструкции объектов жилищного и нежилого фондов;
обеспечение правильной эксплуатации зданий, устранение техногенного и биогенного воздействия;
предотвращение аварийных ситуаций, снижение риска разрушения объектов культурного и архитектурно-градостроительного наследия;
развитие материально-технической и производственной базы реставрации;
мобилизация научного потенциала города на проведение реставрационных работ;
повышение уровня кадрового обеспечения работ по реставрации;
2) по улучшению среды жизнедеятельности населения исторического центра г. Санкт-Петербурга предусмотрены мероприятия по:
качественному изменению экологического состояния водного и воздушного бассейнов г. Санкт-Петербурга, включая строительство комплекса защитных сооружений от наводнений, закрытие, перепрофилирование и перебазирование промышленных предприятий и организаций, расположенных в историческом центре города и ухудшающих его экологическое состояние;
увеличению мощностей предприятий по переработке и утилизации отходов;
улучшению функционально-потребительских характеристик качества жизни и созданию условий для духовного развития населения в историческом центре;
улучшению жилищных условий в историческом центре за счет проведения капитального ремонта, реконструкции и реставрации жилищного фонда;
развитию театров, концертных залов, музеев, библиотек и других объектов, необходимых для повышения уровня культурного и духовного развития населения;
созданию условий для воспитания подрастающего поколения и повышению образовательного уровня населения;
улучшению здоровья населения и качества лечения, предусматривающие расширение и строительство новых (в соответствии с нормативами) объектов здравоохранения;
реформированию социально-бытового обслуживания, предусматривающие расширение, модернизацию и строительство предприятий торговли и бытового обслуживания;
модернизации инженерной инфраструктуры, в том числе развитию сети телефонной связи г. Санкт-Петербурга;
развитию и модернизации транспортной инфраструктуры г. Санкт-Петербурга, с учетом всех видов транспортных сообщений;
3) по расширению финансовых возможностей города при проведении работ по реконструкции и модернизации исторического центра города предусмотрено:
активное развитие международных культурных, научных и деловых контактов г. Санкт-Петербурга;
осуществление мероприятий по развитию внутреннего и выездного туризма;
реализация быстроокупаемых и высокодоходных инвестиционных проектов.
V. Характеристика основных направленийДля обеспечения реализации основных мероприятий, необходимых для выполнения подпрограммы в полном объеме, в ее структуре выделены следующие направления:
1) сохранение и реставрация историко-культурного и архитектурно-градостроительного наследия г. Санкт-Петербурга как материальной основы его культурного возрождения.
Комплекс программных мероприятий нацелен на достижение максимально возможной эффективности, высокого научного, технического и художественного качества работ по ремонту, реставрации и реконструкции объектов историко-культурного и архитектурно-градостроительного наследия, находящихся под охраной государства, субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Для проведения работ по восстановлению и сохранению памятников архитектуры, истории и культуры, науки и техники на высоком качественном уровне необходима реализация следующих мероприятий:
выявление объектов - памятников архитектуры, определение и присвоение им охранного статуса;
проведение комплексных историко-архитектурных исследований и полной паспортизации исторических памятников;
создание и ведение банка данных по техническому состоянию историко-культурных ценностей, имущественной принадлежности объектов исторического наследия и наличию охранных документов у их пользователей;
подготовка научно-исследовательской и проектно-сметной документации по намеченным к реставрации объектам;
реставрация сохранившихся памятников исторического центра;
воссоздание утраченных памятников исторического центра.
Мероприятия по развитию и сохранению архитектурно-градостроительного наследия исторического центра г. Санкт-Петербурга направлены на выявление традиционных градостроительных приемов и принципов регулярной застройки территории на основе единого генерального плана, а также на восстановление особенностей фасадов исторических зданий, улиц и площадей.
Работы по ремонту, реставрации и реконструкции объектов жилищного и нежилого фондов, имеющих статус исторических зданий, будут проводиться с учетом традиционных для центра города градостроительных приемов и принципов регулярной застройки территории на основе единого генерального плана и будут включать: капитальный ремонт, прочие ремонтно-восстановительные работы, реставрацию и реконструкцию зданий, обеспечение правильной эксплуатации исторических зданий, изменение функционального использования исторических зданий (в случаях, когда эксплуатация приводит к их разрушению и уничтожению).
К основным мероприятиям по сохранению и развитию исторического центра г. Санкт-Петербурга следует отнести выделение территорий особой градостроительной деятельности различного статуса (федерального значения, значения субъекта Российской Федерации, местного значения) с целью ограничения хозяйственно-экономической деятельности (организаций и предприятий, в том числе приватизированных и частных), которая приводит или может привести к разрушению архитектурно-художественных особенностей и целостности исторических территорий, комплексов или зданий.
Учитывая аварийное состояние значительной части памятников истории и культуры и существующую угрозу их дальнейшего разрушения, в рамках подпрограммы предусмотрены и уже реализуются срочные меры, направленные на консервацию памятников. Такие меры включают в себя проведение неотложных противоаварийных работ (ремонт кровли, фундаментов, инженерных сетей, заполнение оконных и дверных проемов), косметический ремонт (покраска фасадов и внутренних помещений), завершение ранее начатых работ по реставрации. Предусмотрено проведение научно-исследовательских работ и подготовка методических рекомендаций, необходимых при разработке проектно-сметной документации по реставрации объектов - памятников истории, архитектуры и культуры.
Одновременно реализуются меры, направленные на улучшение экологической обстановки, снижение уровня техногенной опасности в г. Санкт-Петербурге. К ним относятся строительство очистных сооружений на промышленных объектах, контроль за очисткой сточных вод, ужесточение контроля за выбросами в атмосферу, вывод промышленных предприятий и организаций со сложным и вредным производством из исторического центра города, реконструкция и развитие инженерной и транспортной инфраструктур исторического центра.
Для развития материально-производственной базы реставрации и реконструкции исторического центра города предусмотрено:
расширение и модернизация материально-производственной базы ремонтно-реставрационных организаций и предприятий;
модернизация и увеличение мощности существующих предприятий и организация новых производств, выпускающих материалы, конструкции и оборудование, необходимые для проведения реставрационных и реконструктивных работ в историческом центре г. Санкт-Петербурга, в том числе по восстановлению и реставрации металлического декора, фасадной лепнины, художественного паркета и др.;
подготовка плана организационно-технических мероприятий по развертыванию научных, проектно-сметных, общестроительных и реставрационных работ в историческом центре г. Санкт-Петербурга;
расширение питомников для обеспечения растительными материалами, необходимыми для проведения ландшафтных и дендровосстановительных работ.
Для повышения профессионального уровня кадрового состава работников реставрационной отрасли предусматриваются следующие мероприятия:
проведение научно-исследовательских работ и организация в высших учебных заведениях специализированных отделений и кафедр по подготовке и переподготовке архитекторов и инженеров для нужд реставрации;
налаживание обмена опытом проектировщиков и мастеров-реставраторов с зарубежными специалистами, в том числе организация курсов повышения квалификации;
2) улучшение среды жизнедеятельности населения исторического центра г. Санкт-Петербурга.
Для улучшения состояния водного и воздушного бассейнов г. Санкт-Петербурга намечается осуществление проектов, направленных на:
сокращение сбросов неочищенных сточных вод и защиту города от наводнений;
внедрение ресурсосберегающих технологий;
модернизацию системы переработки и утилизации отходов.
В состав природоохранных мероприятий включены:
ввод в действие сооружений по очистке сточных вод (в том числе сооружений по очистке вод городской канализации и сточных вод промышленных предприятий) и установок для улавливания и обезвреживания вредных веществ из отходящих газов;
внедрение системы оборотного водоснабжения, проведение работ по строительству локальных очистных сооружений, установка оборудования для сжигания и нейтрализации отходов очистных сооружений, организация системы очистки дымовых газов котельных, перепрофилирование, вывод и закрытие экологически вредных предприятий.
Ущерб, наносимый окружающей среде автотранспортом, будет уменьшен в результате реализации комплекса таких мер, как:
разгрузка центра города за счет строительства объездных магистралей и кольцевой автодороги;
применение высокооктанового неэтилированного бензина и низкосернистого дизельного топлива, а также природного газа в качестве моторного топлива;
ужесточение норм и контроля за содержанием окиси углерода в выхлопных газах автомобилей, преимущественное развитие экологически безопасных видов городского транспорта (метро, троллейбусное сообщение).
К мерам, направленным на решение жилищной проблемы в историческом центре, относятся:
комплексный капитальный ремонт с реконструкцией и реставрацией жилой застройки;
ремонт и замена инженерных коммуникаций;
повышение благоустройства жилья;
обновление, ремонт и реставрация фасадов жилых зданий;
создание резервного жилищного фонда для отселения жителей на время проведения капитального ремонта или реконструкции;
расселение коммунальных квартир и жилых "домов-колодцев", в том числе компенсационное строительство в новых жилых районах;
инженерная подготовка и оборудование площадок для строительства и реконструкции жилых зданий в историческом центре (с оформлением аренды или продажи на конкурсной основе).
Для проведения этих мероприятий необходимо соблюдение следующих условий:
демонополизация системы эксплуатации жилищного фонда;
увеличение количества кондоминиумов;
привлечение средств инвесторов к реконструкции и строительству жилья (привлечение средств населения для капитального ремонта жилищного фонда включает в себя выпуск ценных бумаг, жилищные займы, обеспечение ссуд и льготных кредитов населению на ремонт жилья, предоставление безвозмездных субсидий на приобретение и строительство жилья).
Для улучшения функционально-потребительских характеристик объектов культуры и искусства, расположенных в историческом центре, наряду с проведением ремонтно-реставрационных работ подпрограммой предусмотрена возможность расширения существующих учреждений (за счет освоения дополнительных площадей и зданий), а также строительство в соответствии с градостроительными нормативами новых объектов. Развитие объектов культуры предполагает проведение мероприятий по реконструкции и реставрации театров, использование под театры зданий, имеющих театральные залы, но эксплуатируемых не по назначению, строительство многофункциональных комплексов, создание камерных театров на базе музеев и мемориальных квартир.
В общей сложности предполагается осуществить капитальный ремонт и реставрацию 13 кинотеатров на 7870 мест, завершение строительства Дома кино.
С целью создания более благоприятных условий для воспитания подрастающего поколения и улучшения условий его обучения необходимо осуществить реконструкцию и расширение существующих и строительство новых объектов образования, внедрение в образовательный процесс новых технологий, оснащение школ современным оборудованием. При этом предполагается передислокация ряда профессионально-технических училищ, функционально не связанных с историческим центром, а также перепрофилирование части учебных заведений для подготовки реставраторов.
В целях повышения уровня здоровья населения исторического центра (снижения заболеваемости, улучшения качества медицинского обслуживания) предусмотрены реконструкция и возведение новых стационарных и поликлинических учреждений, строительство современных научно-исследовательских клиник и новых больничных корпусов, проведение поддерживающего капитального ремонта учреждений здравоохранения.
Для достижения нормативного уровня обеспеченности услугами торговой сети и коммунально-бытовыми услугами подпрограмма предусматривает реализацию мероприятий по расширению и строительству новых объектов торговли и коммунально-бытового обслуживания.
Развитие и модернизация морских и речных портов, аэропортов, железнодорожных узлов и магистралей, городского пассажирского транспорта позволят увеличить скорость и надежность комбинированных перевозок, создать условия для внедрения современных систем управления по принципу "точно вовремя", расширить межрегиональные и международные контакты.
Развитие и модернизация городского транспорта общего пользования включают реконструкцию Петербургского трамвайно-механического завода, организацию производства новых трамваев, ремонт 600 трамваев, приобретение 850 автобусов, 150 троллейбусов и 100 трамваев, обновление таксомоторных парков, завершение строительства Правобережной и Московско-Петроградской линий метрополитена.
Модернизация телефонной сети г. Санкт-Петербурга предусматривает переход от системы аналоговой сети к цифровой, а затем к узкополосной и широкополосной цифровой сети с интегральным обслуживанием. Такой подход к развитию телефонной связи способствует повышению качества и расширению диапазона обслуживания абонентов, а также спектра телекоммуникационных услуг;
3) расширение финансовых возможностей города при проведении работ по реконструкции и модернизации исторического центра. Активное развитие международных культурных, научных и деловых контактов.
Для достижения уровня обслуживания туристов, соответствующего европейским стандартам, разрабатываются и реализуются проекты модернизации и строительства туристических комплексов, мотелей и гостиниц. Из 17 гостиниц, в которых останавливаются иностранные туристы, 14 подлежат реконструкции.
Строительство новых гостиниц должно обеспечить увеличение гостиничных мест с 16220 до 30000. Предусматриваются развитие системы специализированных магазинов по обслуживанию туристов, модернизация и строительство ресторанов и пунктов общественного питания для туристов, развитие индустрии развлечений и организация досуга туристов.
Для уменьшения уровня антропогенной нагрузки на объекты туризма разрабатываются и осуществляются специальные мероприятия, включающие:
поддержание специальных режимов осмотра туристических объектов;
регулирование численности посетителей в зависимости от специфики объекта;
освоение новых видов туризма;
увеличение количества туристических маршрутов и объектов, представляющих интерес для туристов;
подготовку различных вариантов ознакомления с памятниками исторического центра города;
оптимизацию маршрутов и режимов движения общественного городского транспорта для целей, связанных с обеспечением неорганизованного туризма.
Результатом реализации высокодоходных проектов должны стать стабильный рост доходов городского бюджета за счет прибыли от эксплуатации введенных в действие объектов, создание благоприятных финансовых условий для проведения реставрации объектов культурного наследия за счет аккумулирования части прибыли, подлежащей внесению в городской бюджет, и ее последующей реинвестиции на реставрацию исторических памятников.
Финансирование высокодоходных и быстроокупаемых проектов предусматривается за счет средств городского бюджета и внебюджетных источников.
Выполнение этих пунктов подпрограммы позволит увеличить доходы города дополнительно на 9,5-14,26 млрд. рублей в год, поступающих в виде налогов и прямых взносов в бюджет.
В подпрограмму включены такие высокоэффективные проекты со сроком окупаемости 4-6 лет, как реконструкция Невского грузового района речного порта (прирост объемов грузопереработки на 2,4 млн. тонн), реконструкция и расширение морского порта г. Санкт-Петербурга (увеличение пропускной способности в 2 раза), реконструкция контейнерных терминалов, развитие путевого хозяйства железной дороги в районе морского порта, реконструкция трамвайно-механического завода с выпуском 200 трамвайных вагонов в год, реконструкция аэропорта Пулково, строительство международного аэропорта Пулково-3 (с развитием контейнерных терминалов), строительство гостиниц для туристического комплекса, строительство платных магистралей скоростного автомобильного движения, перепрофилирование строительных предприятий на выпуск новых герметичных оконных блоков (пластмасса, алюминий), перепрофилирование строительных предприятий на выпуск новых качественных отделочных материалов, строительство завода архитектурного стекла, перевод существующего производства средств связи на выпуск современной продукции (телефаксы, телефонное оборудование).
Реализацию указанных проектов предусматривается осуществить за счет средств городского бюджета и внебюджетных источников.
По мере реализации проектов подпрограммы будут разработаны новые высокоэффективные проекты, которые не учтены подпрограммой.
Реальной возможностью пополнения городского бюджета является увеличение налоговых поступлений, в том числе увеличение доли рентных налогов (земельного, на имущество и сделки с ним, арендной платы).
"Недвижимые активы города" - земельные участки и иные объекты недвижимости, которые могут использоваться не только с целью увеличения налоговых поступлений в городской бюджет, но и для обеспечения городских займов, а также в качестве гарантийного обеспечения (ипотека) с обязательным страхованием подобных сделок.
Надежное обеспечение гарантий, подкрепленное различными инвестиционными льготами, явятся основой, необходимой для повышения инвестиционной активности.
Для перевода городских земель и недвижимости в действительные активы и реальный городской ресурс предусмотрено проведение следующих мероприятий:
инвентаризация, регистрация и ведение реестра объектов недвижимости исторического центра г. Санкт-Петербурга;
выделение в историческом центре г. Санкт-Петербурга территорий особой градостроительной деятельности различных статусов (федерального значения, значения субъекта Российской Федерации, местного значения) с определением порядка и условий ведения хозяйственной и иной деятельности на выделенной территории;
создание градостроительного кадастра, кадастра недвижимости и прав на нее как системы оценки территории исторического центра для целей налогообложения;
ведение градостроительного кадастра, ввод в действие автоматизированной системы кадастра и учета недвижимости, создание агентств по реконструкции и развитию территорий исторического центра.
VI. Ресурсное обеспечение подпрограммыОбщая потребность в финансовых затратах для реализации подпрограммы оценивается в 279851,83 млн. рублей (в ценах 2001 года).
Предусматривается финансирование мероприятий подпрограммы за счет следующих источников:
средства федерального бюджета | - 1661,39 млн. рублей; |
средства субъекта Российской Федерации | - 15470,17 млн. рублей; |
внебюджетные источники | - 17837,42 млн. рублей; |
Итого | - 34968,98 млн. рублей. |
Средства федерального бюджета привлекаются для финансирования работ по реставрации и реконструкции памятников истории, культуры и архитектуры - объектов, находящихся в федеральной собственности.
Перечень объектов, на которых предполагается проведение работ по реконструкции и реставрации с привлечением средств федерального бюджета (с разбивкой по годам) на период с 2004 по 2010 годы, подлежит дополнительному утверждению Правительством Российской Федерации.
Финансирование за счет средств федерального бюджета важнейших объектов строительства и реконструкции, а также инвестиционных проектов, объектов и мероприятий по подготовке к празднованию 300-летия основания г. Санкт-Петербурга, включенных в программные мероприятия, производится вне Программы.
Финансирование работ по реконструкции и реставрации памятников истории и культуры федерального значения (с учетом средств на разработку проектно-сметной документации), находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, предусматривается в бюджетных статьях этих органов.
Работы по реконструкции и реставрации памятников истории и культуры федерального значения, находящихся в оперативном управлении администрации Санкт-Петербурга, финансируются с долевым участием федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и внебюджетных источников.
Для финансирования объектов исторического центра, имеющих статус памятников истории, культуры и архитектуры местного значения, в городском бюджете предусматривается специальная статья расходов.
Внебюджетные средства включают:
привлеченные средства предприятий (средства от продажи акций, средства, выделяемые холдинговыми и акционерными компаниями, финансово-промышленными группами и др. на безвозмездной основе);
различные формы заемных средств (за исключением льготных кредитов и кредитов под гарантии государства);
средства фондов общественных организаций и средства частных лиц.
Кроме того, к внебюджетным источникам относятся средства заинтересованных иностранных инвесторов, предоставляемые в форме финансового или иного участия в уставном капитале совместных предприятий, а также в форме прямых денежных вложений международных организаций, финансовых институтов, предприятий различных форм собственности и частных зарубежных инвесторов.
VII. Механизм реализации подпрограммыФормы и методы реализации подпрограммы определяются государственными заказчиками при участии администрации Санкт-Петербурга, которые руководствуются в своей деятельности федеральными законами, другими нормативными правовыми актами, а также законодательными и нормативными правовыми актами г. Санкт-Петербурга.
Механизм реализации подпрограммы предусматривает отработку организационно-финансовых схем обеспечения комплекса мероприятий и проектов.
В основу предлагаемого механизма финансирования подпрограммы заложен инвестиционно-программный принцип, который предполагает многоканальное инвестирование (из различных финансовых источников) конкретных мероприятий и проектов и направлен на расширение возможностей финансирования подпрограммы с обеспечением использования денежных средств по целевому назначению.
Механизм финансирования предусматривает концентрацию ресурсов на реализацию высокодоходных и быстроокупаемых проектов, что позволит в реальные сроки компенсировать первоначальные затраты и получать прибыль. Полученный доход будет направляться на выполнение последующих мероприятий подпрограммы и проектов, а по завершении реализации - использоваться в интересах города.
Для увеличения доходов городского бюджета в составе подпрограммы намечен комплекс мероприятий, позволяющий обеспечить увеличение налоговых поступлений в бюджет, в частности, увеличение доли рентных налогов (земельного, на имущество и сделки с ним, арендной платы и т. п.).
Финансирование высокодоходных и быстроокупаемых проектов предусмотрено осуществлять за счет средств городского бюджета и внебюджетных источников.
Среди возможных способов привлечения внебюджетных финансовых ресурсов особого внимания заслуживают способы, позволяющие снизить риск от потери инвестиций, приносящие прибыль всем участвующим субъектам.
привлечение средств от негосударственных предприятий, групп инвесторов и населения путем займа на основе выпуска и размещения облигаций под гарантии администрации Санкт-Петербурга;
консолидация капиталов и усилий крупных инвесторов для создания фонда поддержки подпрограммы. Разработка и реализация инвестиционной стратегии фонда может быть возложена на совет предпринимателей;
финансирование подпрограммы через систему институциональных инвесторов (инвестиционных компаний и фондов, страховых компаний, пенсионных фондов, ипотечных банков и т. д.).
Дополнительными внебюджетными источниками финансирования мероприятий подпрограммы являются средства, получаемые в результате: проведения благотворительных лотерей, создания кондоминиумов, продажи на открытых торгах части недостроенных объектов, не являющихся федеральной собственностью, строительства платных автомобильных дорог и расширения сети платных муниципальных стоянок для автомашин, фьючерсной продажи товаров на оптовых рынках, лизинга машин и оборудования.
С целью расширения возможностей для аккумулирования средств частных инвесторов создаются центры делового сотрудничества для представителей зарубежных фирм, в том числе за счет привлеченных средств, международный центр реставрации с разветвленной сетью филиалов в стране и за рубежом.
В подпрограмму включены мероприятия, реализация которых способствует превращению городских земель и недвижимости в действительные активы и реальный городской ресурс. Надежное обеспечение гарантий по защите прав собственности и возмещению потерь инвестиций, подкрепленное различными инвестиционными льготами, создаст основу для повышения инвестиционной активности и будет способствовать увеличению доли финансовых ресурсов, поступающих на реализацию подпрограммы из внебюджетных источников.
VIII. Организация управления реализацией подпрограммы и контроль за ходом ее выполненияГосударственными заказчиками подпрограммы являются Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу - по памятникам градостроительства, архитектуры, инженерного искусства и объектам недвижимости и Министерство культуры Российской Федерации - по иным объектам исторического и культурного наследия. Государственные заказчики отвечают за реализацию подпрограммы, осуществляют управление и контроль за ходом ее реализации, привлечение внебюджетных средств и средств бюджета субъекта Российской Федерации, обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на реализацию подпрограммы.
Государственные заказчики на договорной основе имеют право передать администрации Санкт-Петербурга исполнение части функций государственного заказчика по объектам подпрограммы, находящимся в ведении администрации Санкт-Петербурга.
Государственные заказчики организуют и проводят конкурсы (тендеры) и аукционы, осуществляют выбор исполнителей в целях обеспечения наиболее выгодного размещения заказов на поставку продукции для федеральных государственных нужд по каждому программному мероприятию.
По отдельным объектам и проектам подпрограммы, требующим привлечения внебюджетных средств или средств бюджета субъекта Российской Федерации, государственные заказчики подписывают договоры (соглашения) о намерениях с соответствующими предприятиями и организациями. В дальнейшем предусматривается заключение с ними контрактов (договоров), подтверждающих или уточняющих объемы финансирования за счет внебюджетных источников или бюджета субъекта Российской Федерации.
Объем финансирования конкретных объектов ежегодно определяется законом о федеральном бюджете.
При сокращении объемов бюджетного финансирования подпрограммы государственные заказчики определяют и утверждают (с целью рационального использования финансовых ресурсов на объектах подпрограммы) первоочередные объекты и проекты подпрограммы и разрабатывают дополнительные меры по привлечению финансовых ресурсов на ее реализацию из внебюджетных источников финансирования.
При необходимости государственные заказчики совместно с администрацией Санкт-Петербурга вносят в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения по уточнению сроков и промежуточных этапов реализации подпрограммы, ее продлению и завершению, согласованные с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.
На всех этапах реализации подпрограммы государственные заказчики и администрация Санкт-Петербурга осуществляют контрольные функции в рамках своей компетенции.
Для осуществления контроля и оценки хода реализации подпрограммы исполнители, а также федеральные органы исполнительной власти (в части мероприятий, включенных в перечни подпрограммы и финансируемых за счет бюджетных средств федеральных органов исполнительной власти) представляют государственным заказчикам информацию (в соответствии с видом работ) о ходе выполнения программных мероприятий.
IX. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий от реализации программных мероприятийПредварительная оценка результатов реализации подпрограммы показывает, что в процессе выполнения мероприятий по сохранению и развитию исторического центра г. Санкт-Петербурга будут созданы условия для возрождения г. Санкт-Петербурга как уникального центра мировой и национальной культуры. Приобщение россиян к лучшим образцам культуры XVIII-XIX веков будет способствовать формированию патриотического отношения к отечественной культуре и воспитанию чувства гордости и уважительного отношения к талантам предков.
Экономическая эффективность реализации подпрограммы будет выражаться следующими показателями:
увеличение реальной стоимости фонда недвижимости;
повышение доходов от эксплуатации восстановленных объектов за счет увеличения масштабов туризма и другой коммерческой деятельности;
значительное понижение риска утраты памятников архитектуры, истории и культуры;
улучшение экологического состояния среды жизнедеятельности, снижение уровня техногенной опасности в результате проведения природоохранных мероприятий и, как следствие, повышение показателей здоровья и продолжительности жизни населения, снижение затрат на лечение;
экономия времени и материальных затрат в результате рационализации системы городского транспорта;
увеличение доходов городского бюджета в результате реализации таких эффективных проектов с минимальным сроком окупаемости, как расширение морского порта, развитие железнодорожных и автомобильных подъездов к морскому и речному портам и т. д.
В результате реализации основных мероприятий подпрограммы повысится доходность различных сфер деятельности и в первую очередь туризма. За счет увеличения в семь раз числа гостиничных мест и повышения уровня обслуживания туристов можно прогнозировать увеличение въездного туризма в три раза, а внутреннего в пять раз. При этом ежегодный доход от внутреннего туризма составит не менее 2,355 млрд. рублей, а от въездного туризма - 6,09 млрд. рублей (в ценах 2001 года).
Оценка возможных потерь от утраты памятников истории, культуры, архитектуры и градостроительства наиболее сложна. За последние 25 лет было утрачено более 15 объектов, находящихся под охраной государства, и 25 зданий значительной историко-культурной ценности. Убытки составили приблизительно 8,7 млрд. рублей.
Без реализации комплексной подпрограммы сохранения исторического центра г. Санкт-Петербурга существует реальная опасность безвозвратной утраты за 9 лет, определенных на ее реализацию, до 60 процентов ценнейших памятников архитектуры, истории и культуры. Приблизительные убытки составят 116 млрд. рублей.
Кроме того, предусматриваемые мероприятия позволяют сохранить многообразие флоры и фауны территории мегаполиса.
Следует особо отметить прямой экономический эффект от снижения агрессивности среды и техногенной опасности, заключающийся в увеличении сроков эксплуатации зданий и сооружений.
Экономия времени при внедрении рациональной схемы организации городского транспорта и сохранение благоприятных условий жизни в центральной части города крайне важны для такого большого мегаполиса, как г. Санкт-Петербург.
Для г. Санкт-Петербурга особенно важно решение проблем развития линий метрополитена. Строительство новых станций и линий метрополитена будет способствовать разгрузке центральных пересадочных узлов и сокращению затрат времени на перемещения по городу.
Реализация мероприятий подпрограммы позволит предотвратить ущерб от безвозвратной утраты ценнейших памятников истории, архитектуры и культуры на сумму более 17,4 млрд. рублей.
Результаты реализации подпрограммы будут носить долговременный характер и окажут существенное влияние на рост международного престижа России.
Таблица 1
ФИНАНСИРОВАНИЕ ПОДПРОГРАММЫ "СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ЦЕНТРА Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА" ЗА ВЕСЬ ПЕРИОД РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ (2002-2010 ГОДЫ)
(млн. рублей, в ценах 2001 года)
*) Внебюджетные источники - собственные средства предприятий и организаций.
Таблица 2
Приоритетные направления НИОКР
(млн. рублей, в ценах 2001 года)
Приложение N 1
к подпрограмме "Сохранение и развитие
исторического центра
г. Санкт-Петербурга"
(млн. рублей, в ценах 2001 года)
*) Перечень объектов, реконструкция и реставрация которых будет осуществляться за счет средств субъекта Российской Федерации и внебюджетных источников, а также перечень объектов, финансирование которых предусматривается осуществлять за счет средств федерального бюджета, уточняются и утверждаются ежегодно по критериям срочности, значимости, наличия необходимой разрешительной и проектно-сметной документации и исходя из возможностей федерального бюджета.
Приложение N 2
к подпрограмме "Сохранение и развитие
исторического центра
г. Санкт-Петербурга"
Примечание. Финансирование объектов осуществляется за счет всех финансовых источников в соответствии с их принадлежностью (федеральный, субъекта Российской Федерации).
Приложение 3
к подпрограмме "Сохранение и
развитие исторического центра
г. Санкт-Петербурга"
Приложение N 4
к подпрограмме "Сохранение и развитие
исторического центра
г. Санкт-Петербурга"
Приложение N 5
к подпрограмме "Сохранение и развитие
исторического центра
г. Санкт-Петербурга"
Приложение N 6
к подпрограмме "Сохранение и развитие
исторического центра
г. Санкт-Петербурга"
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 26.11.2001 N 815 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ГОРОДОВ (2002-2010 ГОДЫ)"