в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 21.12.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.12.2001 N 848 (ред. от 31.05.2006) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ (2002-2010 ГОДЫ)" (Часть 1)
не действует Редакция от 31.05.2006 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.12.2001 N 848 (ред. от 31.05.2006) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ (2002-2010 ГОДЫ)" (Часть 1)

III. Перечень мероприятий подпрограммы

Для обеспечения устойчивой и эффективной работы железнодорожного транспорта, а также для повышения его безопасности и удовлетворения растущих потребностей населения и экономики страны в перевозках в подпрограмме предусматриваются:

капитальные вложения на модернизацию и обновление производственной базы железнодорожного транспорта общего пользования, осуществляемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных средств;

научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, направленные на развитие материально-технической базы железнодорожного транспорта, включая совершенствование ведения путевого хозяйства, на внедрение ресурсосберегающих технологий, проектирование подвижного состава нового поколения, организацию скоростного пассажирского движения, обновление устройств электроснабжения и решение природоохранных проблем и осуществляемые за счет внебюджетных средств;

исследования по научному сопровождению государственного управления реализацией подпрограммы и ее актуализации, по разработке предложений, касающихся совершенствования государственного управления железнодорожным транспортом и его нормативной правовой базы, по развитию информационных систем, прогнозирования и технического регулирования на железнодорожном транспорте, осуществляемые за счет средств федерального бюджета.

Основным принципом разработки подпрограммы является формирование комплексных инвестиционных проектов, обеспечивающих достижение стратегических целей и решение задач развития железнодорожного транспорта.

Для обеспечения максимального экономического эффекта и повышения контроля за инвестиционным процессом при формировании комплексных проектов использован метод проектно-ориентированного подхода во взаимосвязи с маркетинговыми оценками ожидаемых масштабов грузо- и пассажиропотоков на основных направлениях перевозок.

В основу формирования инвестиционной составляющей подпрограммы заложены следующие базовые принципы:

комплексность и этапность развития инфраструктуры железных дорог как основного ресурса для осуществления финансово-хозяйственной деятельности;

формирование комплексных инфраструктурных проектов по основным маркетинговым направлениям ожидаемых грузо- и пассажиропотоков;

максимальное удовлетворение потребности отрасли в приобретении и модернизации подвижного состава, исходя из реальных производственных мощностей заводов и финансовых возможностей отрасли.

Инвестиционная составляющая подпрограммы сформирована с учетом структурной реформы железнодорожной отрасли, предусматривающей выделение Федеральной пассажирской компании и формирование дочерних предприятий в конкурентном секторе.

Инвестиционные мероприятия осуществляются за счет собственных средств предприятий (амортизационные отчисления, прибыль, продажа акций) и привлеченных средств (лизинг, кредиты, займы и др.), а также средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Развитие инфраструктуры железных дорог направлено на снижение эксплуатационных затрат за счет обновления основных фондов и увеличение доходов железнодорожного транспорта общего пользования за счет освоения дополнительных объемов грузовых и пассажирских перевозок.

Для выполнения задачи развития инфраструктуры железных дорог необходимо осуществление мероприятий согласно приложению N 2.

В составе мероприятий, направленных на оптимизацию перевозочного процесса, предусматриваются увеличение массы и длины грузовых поездов и скоростей их движения, а также внедрение современных систем управления перевозочным процессом на основе информатизации отрасли. В первую очередь реализацию указанных мероприятий предполагается осуществить на основных магистральных направлениях, где выполняется примерно 70 процентов грузооборота.

Основными принципами решения задачи развития инфраструктуры железных дорог являются следующие:

концентрация функций управления перевозочным процессом на уровне центра управления перевозками и дорожных центров;

создание единой железнодорожной сети без внутренних границ между железными дорогами и отделениями;

создание единого парка локомотивов нескольких дорог на удлиненных полигонах обращения;

унификация веса и длины грузовых поездов и тягового подвижного состава по районам обращения;

совершенствование нормативной базы;

переход от балансового метода управления и учета рабочего парка вагонов и локомотивов к целевому, автоматизированному в режиме реального времени;

категорирование железнодорожных линий и основных объектов железных дорог;

реализация технологий, требующих минимальных затрат людских ресурсов на объектах линейного уровня;

создание единого информационного пространства на всей сети железных дорог Российской Федерации;

концентрация работы на крупных технически подготовленных объектах.

Повышение весовых норм грузовых поездов является одним из приоритетных направлений, позволяющих увеличить провозную способность и повысить эффективность работы железных дорог.

Средний вес грузовых поездов предусматривается увеличить за счет более широкого использования параллельных весовых норм грузовых поездов для маршрутов с тяжелыми грузами (углем, рудой, нефтью и нефтепродуктами, металлом, удобрениями и минерально-строительными грузами), а также за счет удлинения приемоотправочных путей на основных направлениях сети железных дорог для пропуска груженых поездов, состоящих из 71 вагона, и порожних поездов, состоящих из 100 вагонов.

В настоящее время для освоения значительного транзитного вагонопотока осуществляется движение тяжеловесных поездов весом 6 тыс. тонн по следующим основным направлениям:

с угольными грузами - из района Кузбасса в порты Приморья, до станции Хабаровск, а также в Центральный и Уральский регионы, в Поволжье и на Украину;

с рудными грузами - из района Курской магнитной аномалии в Присады, Новолипецкий металлургический комбинат, заводы Урала и на Украину;

с наливными грузами - из районов станций Зуй и Суховская в порты Приморья.

На ряде направлений грузовые поезда с весовой нормой 6 тыс. тонн из-за недостаточной мощности устройств электроснабжения следуют с межпоездным интервалом 15-20 мин. Для движения тяжеловесных поездов с интервалом 8-10 мин. необходимо усиление контактной сети, а также строительство стационарных тяговых подстанций.

В целях обеспечения устойчивого бесперебойного обращения поездов весом 6 тыс. тонн на основных направлениях сети железных дорог реализуются мероприятия по удлинению станционных путей до 1050 м. Для ликвидации "узких" мест при пропуске тяжеловесных поездов требуется также усиление пути.

В последние годы наметилась тенденция повышения весовых норм для нетяжеловесных грузов как за счет более полного использования полезных длин приемоотправочных путей, так и за счет удлинения приемоотправочных путей для пропуска груженых поездов, состоящих из 71 вагона. Для таких грузов весовая норма поезда, исходя из условий тягового обслуживания, в основном составит 4 тыс. - 4,5 тыс. тонн, что соответствует 55-62 условным вагонам.

Унифицированные весовые нормы для поездов с нетяжеловесными грузами в зависимости от структуры грузопотока и экономически целесообразной мощности локомотива составят 3,3 тыс. - 4,5 тыс. тонн.

На основных направлениях сети железных дорог в 2006-2010 годах весовая норма для порожних поездов, состоящих из 71 условного вагона, будет составлять 1,5 тыс. - 1,6 тыс. тонн, а для составов, состоящих из 100 вагонов, - 2,2 тыс. - 2,3 тыс. тонн.

Пропуск порожних поездов, состоящих из 100 вагонов, предусмотрен на направлениях, где имеется устойчивая тенденция к прохождению поездов, состоящих из порожних вагонов, и где технически возможно организовать движение длинносоставных порожних поездов. Маршруты следования грузовых поездов, состоящих из порожних вагонов и имеющих в составе 100 условных вагонов, проходят на направлениях:

Московский узел - Юдино - Свердловск-Сортировочный - Каменск-Уральский - Курган - Входная - Иртышское - Алтайская - Кузбасский регион;

Входная - Инская - Кузбасский регион;

Пенза - Челябинск - Курган.

В связи с повсеместным использованием специального подвижного состава, а также образованием в процессе реформирования отрасли компаний-операторов широкое распространение получит организация кольцевых маршрутов:

Воркута - Череповец;

Инта - Кадуй;

Костомукша - Череповец;

Коршуниха - Новокузнецк;

Стойленская - Новолипецк - заводы Урала;

Экибастуз - Рефт и другие назначения.

Ограничением пропускной способности станций часто является длина приемоотправочных, а также сортировочных путей: только 62 процента приемоотправочных путей имеют длину 850 м и выше, 53 процента сортировочных путей - длину 800 м и выше.

В подпрограмме предусматриваются мероприятия по реконструкции станций, расположенных на основных направлениях грузового движения, включающие работы по удлинению приемоотправочных и сортировочных путей, для обеспечения пропуска грузовых поездов, состоящих из 71 условного вагона.

Модернизация основных направлений железнодорожной сети по удлинению путей должна проводиться в следующем порядке:

Москва - Находка;

Санкт-Петербург - Лоста - Свердловск - Входная - Среднесибирская - Тайшет;

Москва - Кочетовка - Батайск - Новороссийск;

Орехово-Зуево - Лоста - Беломорск;

Курган - Пенза - Старый Оскол.

Такая очередность объясняется стратегической важностью модернизации подходов к портам и направлений с максимальным грузопотоком и высокой степенью использования пропускной способности.

Для обеспечения возрастающих объемов перевозок на ряде направлений потребуется увеличение их пропускной способности за счет строительства дополнительных главных путей, обходов узлов и открытия разъездов.

До 2010 года на отдельных направлениях железнодорожной сети необходимо осуществить строительство дополнительных главных путей общей протяженностью 1,2 тыс. км.

В настоящее время на сети железных дорог эксплуатируется 82,6 тысячи искусственных сооружений, из них около 7,7 тысячи дефектных (9,3 процента), не соответствуют современным нормам - 50,9 тысячи (62 процента), превысили нормативный срок эксплуатации - 40,3 тысячи мостов (49 процентов).

Потери, связанные с ограничением движения поездов и с содержанием мостов старых лет постройки, в целом оцениваются в 1,2 млрд. рублей в год, в ценах 2001 года.

Для повышения надежности и долговечности искусственных сооружений предусматриваются:

а) усиление надзора за их состоянием;

б) повышение качества их текущего содержания;

в) увеличение объемов их реконструкции и капитального ремонта, в том числе:

замена старых и дефектных металлических пролетных строений в объемах, обеспечивающих своевременную ликвидацию мостовых металлоконструкций, теряющих с годами несущую способность;

выполнение работ по реконструкции наиболее крупных искусственных сооружений за счет собственных средств, включенных в инвестиционную программу (5-7 крупных мостов);

ежегодная централизованная поставка железным дорогам мостовых металлоконструкций в объеме 15-20 тыс. тонн и железобетонных плит в количестве 9-10 тыс. куб. м.;

проведение работ по строительству новых тоннелей взамен деформирующихся в количестве 2-3 объектов в год.

Установление на основных направлениях сети железных дорог унифицированной весовой нормы и длины грузовых поездов потребует на ряде участков модернизации устройств тягового электроснабжения.

Старение технических средств, особенно силового оборудования, является одной из причин повреждения устройств электроснабжения (соответственно, задержек поездов) и относительно высокого удельного расхода электроэнергии на тягу поездов.

При модернизации устройств тягового электроснабжения повышается надежность работы технических средств, снижаются эксплуатационные расходы на содержание и ремонт, а также технологические потери в системе электроснабжения и повышается ресурс основных элементов устройств электроснабжения.

Для обеспечения устойчивой работы систем электроснабжения предусматриваются следующие мероприятия:

а) по контактной сети:

обновление и усиление устройств контактной сети, включающие замену выключателей контактной сети (в том числе за счет капитального ремонта);

замена дефектных опор;

б) по тяговым подстанциям:

замена отслуживших срок трансформаторов и устаревшего оборудования, поэтапная замена трансформаторов на автотрансформаторы;

поэтапная замена выпрямительных агрегатов с 6-пульсовой схемой выпрямления на 12-пульсовую;

установка электронных систем учета электроэнергии;

установка компенсаторов реактивной мощности, обеспечивающих сокращение потерь активной мощности на 30-40 процентов за счет снижения реактивной составляющей энергии;

в) по телеуправлению и информационным технологиям:

обеспечение энергодиспетчерских кругов системами телеуправления;

замена на энергодиспетчерских кругах морально устаревших систем;

создание автоматизированных рабочих мест;

г) по энергетике:

приведение системы питания устройств сигнализации в соответствие с нормативными требованиями.

При усилении устройств электроснабжения обеспечивается сокращение условных потерь электроэнергии в контактной сети на 2-3 процента.

В результате мероприятий по энергосбережению предусматривается сокращение удельного расхода электроэнергии на тягу поездов. Для этого наряду с указанными выше мероприятиями в 2006-2010 годах предусматриваются:

оптимизация работы системы тягового электроснабжения;

использование трансформаторов из аморфной стали и автоматически регулируемых преобразователей с бездуговой коммутацией тяговых рекуперативных и аварийных режимов;

создание мощных накопителей энергии для практического использования на электрифицированных линиях.

Учитывая более высокую энергетическую и эксплуатационную эффективность электрифицированных линий по сравнению с тепловозной тягой и неудовлетворительное состояние тепловозного парка в целом по сети, предполагается развитие электрифицированных железнодорожных линий, причем этот процесс может значительно интенсифицироваться возрастающей дефицитностью органических жидких энергоносителей.

Электрификация железных дорог в ближайшие годы будет осуществляться в основном на переменном токе 25 кВ, 50 Гц.

В подпрограмме предусматривается увеличение к 2010 году протяженности полигона электрической тяги до 44,5 тыс. км, или до 52 процентов протяженности сети железных дорог Российской Федерации.

В состав полигона электрической тяги включены в основном наиболее загруженные направления, а также сравнительно короткие участки, перевод на электрическую тягу которых обусловлен унификацией видов тяги между электрифицированными направлениями.

Ряд участков, электрифицированных на постоянном токе, экономически целесообразно перевести до 2010 года на переменный ток. Это относится в первую очередь к участкам, электрификация которых производилась очень давно и где оборудование устарело морально и физически.

Так, перевод участков Минеральные Воды - Кисловодск и Белореченская - Туапсе - Веселое - Горячий Ключ - Кривенковская с постоянного тока на переменный обусловлен заменой устаревших устройств постоянного тока, ликвидацией пунктов стыкования родов токов, удлинением зон обращения электровозов переменного тока, ликвидацией коррозии подземных сооружений и опор контактной сети от блуждающих токов, а также сокращением затрат на эксплуатацию устройств электроснабжения.

Массовое внедрение на сети железных дорог информационных технологий и автоматизированных систем управления и контроля требует существенного увеличения объемов обработки информации и ее передачи с объектов инфраструктуры, включая устройства сигнализации, связи, энергоснабжения и пути. Для этого требуется существенное наращивание объемов внедрения цифровых систем передачи данных на основе использования волоконно-оптических линий связи.

Комплекс мер, направленных на обновление и развитие технических средств железнодорожной автоматики и телемеханики, позволит:

остановить рост старения основных фондов, а в дальнейшем исключить из эксплуатации устройства сигнализации с истекшим сроком амортизации;

создать техническую базу для оптимизации управления перевозочным процессом;

внедрить систему технического обслуживания устройств, обеспечивающую повышение качества их содержания и рост производительности труда;

провести техническое перевооружение электротехнических заводов отрасли.

Задача строительства новых железнодорожных линий включает мероприятия согласно приложению N 3, реализация которых принесет значительные экономические и социальные эффекты для всего государства.

Строительство новых железнодорожных линий позволит освоить новые территории, вовлечь в народно-хозяйственный оборот месторождения полезных ископаемых и оптимизировать транспортные схемы перевозок грузов.

Основным источником финансирования таких проектов являются внебюджетные средства.

Участие федерального бюджета предусматривается в строительстве железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск (пусковой комплекс в режиме временной эксплуатации Томмот - Кердем) и совмещенного мостового перехода через р. Лена в районе г. Якутска, а также в реализации проекта по переустройству участка железнодорожной линии Известковая - Чегдомын, попадающей в зону влияния водохранилища Бурейской ГЭС.

Для выполнения задачи обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте необходимо осуществление мероприятий согласно приложению N 4.

Перед отраслью стоит задача перехода на многоуровневую систему обеспечения безопасности. Ее реализация стала возможной только в результате совершенствования информационных технологий и появления цифровых каналов передачи информации, волоконно-оптических линий связи, радиосвязи, средств сигнализации и нового поколения компьютерных устройств на станциях и локомотивах.

В целом мероприятия по внедрению технических средств, повышающих безопасность движения, направлены на использование многоцелевых комплексов технических средств, включая многоканальные регистры и системы локомотивной сигнализации, средств диагностики дефектоскопии пути, путевой аппаратуры, системы автоматического управления тормозами, аварийно-восстановительных средств и других систем и приборов.

Обеспечение надежной и безопасной работы железнодорожного транспорта - непременное условие обеспечения экологической безопасности при осуществлении железнодорожных перевозок.

Для выполнения задачи предупреждения экологического и техногенного ущерба необходимо осуществление мероприятий согласно приложению N 5, что позволит минимизировать затраты на компенсацию причиненного вреда.

Основными направлениями решения задачи являются следующие:

строительство новых и реконструкция действующих природоохранных объектов (в области охраны атмосферного воздуха - пылегазоулавливающие установки; в области охраны водных ресурсов - сооружения по очистке производственных, хозбытовых и ливневых стоков);

внедрение природоохранных технологий и оборудования;

модернизация стационарных производственных экологических лабораторий и пунктов экологического контроля за выбросами отработавших газов от тепловозов и специального подвижного состава (приобретение приборов, лабораторного оборудования);

приобретение передвижных экологических вагонов-лабораторий и лабораторий на автомобильном ходу.

Для снижения отрицательного воздействия железнодорожного транспорта на окружающую среду, значительного уменьшения экологических платежей и исключения сверхнормативных платежей и штрафов необходимо до 2010 года:

а) в области снижения нагрузки отрасли на атмосферный воздух, что приведет к сокращению платежей за выбросы вредных веществ на 50 процентов, улучшению экологической обстановки вблизи железных дорог, повышению конкурентоспособности железнодорожного транспорта, а также уменьшению в несколько раз финансовых потерь, связанных с профессиональными заболеваниями работников:

оснастить нейтрализаторами отработавших газов дизели тепловозов и дизель-поезда (применение нейтрализаторов обеспечивает дожигание вредных веществ: сажи не менее чем на 50-60 процентов, оксидов углерода - на 90-95 процентов, углеводородов - на 60-70 процентов, альдегидов - на 95-100 процентов, оксидов азота - на 50 процентов);

перевести маневровые тепловозы на природный газ, применение которого позволяет сократить потребление топлива и снизить выбросы загрязняющих веществ на 50 процентов;

для снижения шумовой нагрузки на природную среду оборудовать новый подвижной состав специальными устройствами, размещаемыми вблизи колесных пар, - гибкими звукопоглощающими экранами; установить между тележкой и главной рамой звукопоглощающие полимерные прокладки; покрыть детали колесных пар тележки звукопоглощающими полимерными материалами или пористой резиной; покрыть стены, потолок, пол дизельного отделения негорючими звукопоглощающими материалами; установить на станциях, вокзалах и пассажирских вагонах активные звукоподавляющие устройства;

установить современное газоочистное оборудование на всех железнодорожных предприятиях;

б) в области уменьшения загрязнения поверхностных водных объектов, что приведет к сокращению потребления воды и платежей за нее на 50 процентов, улучшению экологической обстановки вблизи железных дорог, прекращению загрязнения грунтовых и подземных вод, повышению экологической безопасности железнодорожного транспорта:

внедрить на очистных сооружениях железнодорожных предприятий (отстойниках, флотаторах) кавитационные эжекторы для повышения в 5-10 раз эффективности очистки загрязненных сточных вод;

разработать замкнутые системы водоиспользования для предприятий путевого, вагонного, пассажирского, локомотивного хозяйств;

внедрить технологию сбора, очистки, хранения и использования ливневых и талых вод, а также внедрить адсорбционную очистку при сбросе ливневых вод в поверхностные водные объекты.

Снижение сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты намечается провести за счет подключения стоков к коммунальным системам канализации, передачи очистных сооружений в муниципальную собственность, внедрения ресурсосберегающих технологий в процессах водоиспользования, а также строительства, реконструкции, наладки канализационных очистных сооружений.

Для сокращения площади загрязненных земель железнодорожного транспорта, уменьшения объемов отходов, размещаемых на предприятиях, и платежей за их вывоз на полигоны, а также для получения тепловой энергии при термическом обезвреживании отходов необходимо:

составить карты загрязнений земель железнодорожного транспорта;

разработать биологическую, электрохимическую и физико-химическую технологии очистки грунтов;

внедрить экологически безопасные установки термического обезвреживания производственных и бытовых отходов железнодорожных предприятий с рекуперацией тепла отходящих газов;

для исключения загрязнения железнодорожных путей, поверхностных водных объектов и подземных водных горизонтов нефтепродуктами узлы трения дизеля должны содержаться в герметичном исполнении для предотвращения потерь масла и смазок, а также иметь устройства для сбора и перекачки в сборник выдавливаемых из узлов трения масел и смазок;

выполнить работы, направленные на создание технологий обезвреживания и утилизации производственных и бытовых отходов, асбестсодержащего балласта, шпал, металлургических шлаков, горелой земли, отсева щебня и шлаков котельных и на создание технологии восстановления аккумуляторов, а также разработать технологию и оборудование для очистки отсева балласта при ремонте пути;

создать технологии электрохимической очистки почв от ионов тяжелых металлов и нефтяных загрязнений и восстановления земель в полосе отвода железнодорожных путей, разработать лесомелиоративные мероприятия по предупреждению выноса солей тяжелых металлов на сельскохозяйственные угодья, технологию очистки грунтов от линз нефтепродуктов в местах экипировки локомотивов и хранения горюче-смазочных материалов и создать оборудование для такой очистки.

Намеченные мероприятия позволят исключить платежи за вывоз отходов на полигоны бытовых и производственных отходов, получать тепловую энергию, улучшить экологическую обстановку вблизи железных дорог, а также повысить конкурентоспособность железнодорожного транспорта.

Для уменьшения числа аварийных ситуаций с опасными грузами, приводящими к значительным экологическим последствиям, предполагается:

разработать инструкцию по обязательному страхованию и лицензированию перевозок опасных грузов;

разработать методику определения экологически приемлемых маршрутов следования опасных грузов;

разработать технологию локализации и сбора разлившихся нефтепродуктов в результате аварийных ситуаций;

разработать технические средства экологически безопасной перевозки опасных сыпучих грузов;

разработать технические средства, уменьшающие испарение нефтепродуктов при их перевозке в цистернах и хранении в емкостях;

оборудовать поставляемые промышленностью вагоны, перевозящие опасные грузы, сливными приборами нового типа, исключающими попадание жидких перевозимых грузов, в первую очередь нефтепродуктов, на путь, в поверхностные и подземные водные объекты, имея в виду, что такие вагоны должны иметь полную герметичность, прочные сварные швы.

Реализация намеченных мероприятий позволит:

уменьшить число аварийных ситуаций с опасными грузами, приводящими к значительным экологическим последствиям;

повысить экологическую безопасность перевозок опасных грузов;

исключить потери сыпучих грузов;

уменьшить штрафы за экологический ущерб в 5-10 раз за счет более эффективного проведения восстановительных работ путем сбора разлившихся нефтепродуктов.

Комплекс природоохранных мероприятий до 2010 года должен предусматривать строительство и реконструкцию сооружений по очистке сточных вод, газовых выбросов, переработке и обезвреживанию отходов производства и потребления, позволяющих исключить сбросы и выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.

Для выполнения задачи развития пассажирского комплекса дальнего и местного сообщения необходимо осуществление мероприятий согласно приложению N 6, которые направлены на обеспечение перевозок пассажиров в дальнем и местном сообщении. С этой целью предусматриваются мероприятия по модернизации и развитию как инфраструктуры, так и парка пассажирских вагонов локомотивной тяги.

В настоящее время на сети железных дорог имеется 3,1 тысячи раздельных пунктов (станции, разъезды, обгонные пункты), производящих посадку и высадку пассажиров, продажу билетов и прием багажа. При этом 1,1 тысячи таких пунктов производят продажу билетов и прием багажа, 2,5 тысячи - только продажу билетов, около 2 тысяч - только посадку и высадку пассажиров.

Пассажирских остановочных пунктов на сети - 5,8 тысячи, в том числе имеющих павильоны и другие укрытия - 1,8 тысячи и имеющих только посадочные платформы - 3,8 тысячи.

В последние годы на дорогах проводится значительная работа по реконструкции зданий вокзалов. Ежегодно с использованием всех источников финансирования строятся и реконструируются около 60 вокзалов, в том числе крупных и малых, что явно недостаточно. Необходимо активнее привлекать средства субъектов Российской Федерации и отдельных инвесторов для долевого участия в реконструкции и строительстве новых вокзальных комплексов как дальнего, так и пригородного сообщения.

Состояние парка пассажирских вагонов является неудовлетворительным. Поставка пассажирских вагонов за счет федерального бюджета была прекращена с 1992 года, и, как следствие, закупки вагонов уменьшились с 2,1 тысячи до 300 единиц в год (в семь раз). В результате парк вагонов сократился почти в полтора раза, его старение происходит значительно быстрее, чем обновление, износ в 2005 году достиг 65,5 процента. Значительное количество пассажирских вагонов отслужило свой срок, но из-за дефицита такие вагоны вынужденно используются железными дорогами.

На вагоноремонтные заводы возлагаются задачи, призванные обеспечить капитально-восстановительный ремонт и надлежащее техническое состояние парка пассажирских вагонов.

В соответствии с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте планируется создание Федеральной пассажирской компании, обеспечивающей потребности населения страны в дальних пассажирских перевозках, а также обеспечение доступа на рынок пассажирских перевозок независимым компаниям.

Задача развития пригородного пассажирского комплекса предусматривает осуществление мероприятий согласно приложению N 7.

Для обеспечения потребностей населения в пригородных пассажирских перевозках планируется создать ряд региональных пригородных пассажирских компаний с участием региональных администраций, а также обеспечить доступ на рынок пригородных пассажирских перевозок независимым компаниям-перевозчикам.

Реконструктивные мероприятия вокзальных комплексов на сети железных дорог Российской Федерации необходимо совмещать со строительными и монтажными работами по установке автоматизированной системы контроля проездных документов в пригородном сообщении. Такие системы с частичной реконструкцией пешеходных тоннелей, платформ, навесов и помещений вокзалов возводятся на станциях и остановочных пунктах пригородных участков и вокзалах головных станций сети железных дорог.

В условиях острого дефицита моторвагонного подвижного состава, особенно вагонов дизель-поездов, в настоящее время на неэлектрифицированных участках сети для пригородных перевозок вынужденно применяются более 300 единиц тепловозов и 1,3 тыс. единиц пассажирских вагонов.

В перспективе должна быть исключена эксплуатация локомотивной тяги в пригородном движении и обслуживание будет осуществляться только специализированным тяговым подвижным составом - электро- и дизель-поездами различной составности и рельсовыми автобусами. С этой целью в 2002-2010 годах предусматриваются поставки 6 тыс. единиц вагонов электропоездов, вагонов дизель-поездов и рельсовых автобусов. Значительная часть из них должна быть поставлена по лизинговым схемам.

С учетом ограниченных возможностей по приобретению нового моторвагонного подвижного состава предусматривается осуществить модернизацию 1,4 тыс. единиц вагонов электропоездов и вагонов дизель-поездов.

Для выполнения задачи обновления парка локомотивов необходимо осуществить мероприятия согласно приложению N 8 и провести следующие работы:

модернизация парка локомотивов и поставка новых образцов локомотивов;

разработка, изготовление и внедрение опытных образцов подвижного состава нового поколения с комплексом принципиальных базовых технических решений и высокой степенью унификации, включая создание бортовых и стационарных средств технической диагностики.

Поставки новых локомотивов на 2002-2010 годы с учетом ограниченных возможностей промышленности по их производству определены в размере 2,4 тыс. единиц, кроме того, подлежат модернизации 2,8 тыс. единиц локомотивов.

В период реализации подпрограммы предусматривается начать внедрение тепловозов, работающих на природном газе. Намечается также подготовить производство локомотивов нового поколения с асинхронными двигателями, внедрить новое информационно-диагностическое оборудование.

Компенсировать недопоставку новых локомотивов поможет развертывание работ по модернизации парка действующих локомотивов.

Для выполнения задачи обновления парка грузовых вагонов необходимо осуществить мероприятия согласно приложению N 9.

В настоящее время на магистральном железнодорожном транспорте баланс парка грузовых вагонов в целом положительный. Однако на отдельные типы вагонов (полувагоны, фитинговые платформы, некоторые виды прочих) существует быстро растущий дефицит.

Вместе с тем происходит быстрое старение парка грузовых вагонов, не только физическое (средний срок службы вагонов составляет около 19 лет), но и моральное. Вагоны, основные узлы которых разработаны еще в 30 - 50-х годах прошлого века, имеют низкую надежность и требуют в эксплуатации повышенных расходов на обслуживание.

В подпрограмме обновление парка грузовых вагонов предусматривается осуществлять поэтапно. На первом этапе, пока не созданы вагоны нового поколения, планируется в целях продления срока службы проводить модернизацию вагонов с истекшим сроком службы, техническое состояние которых позволяет ее осуществить. Проведение модернизации позволит значительно снизить расходы на пополнение вагонного парка в ближайшей перспективе, обеспечить безопасность перевозок и освоение их прогнозируемых объемов.

На втором этапе предусматривается создание вагонов нового поколения, которые обеспечат увеличение производительности не менее чем на 15-20 процентов и снизят стоимость жизненного цикла подвижного состава не менее чем на 25 процентов. При разработке грузовых вагонов нового поколения должны закладываться условия технической совместимости новых вагонов с существующими.

Вагоны нового поколения будут собираться из унифицированных блоков, нормализованных и стандартных узлов и модулей, что позволит производить многоцелевые вагоны на базе одной основной конструкции, а также повышать уровень специализации и кооперирования в области производства не только в пределах отрасли вагоностроения, но и вагоноремонтных предприятий.

Парк вагонов нового поколения будет иметь значительные отличия от эксплуатируемого в настоящее время. Приоритетное развитие получат специализированные вагоны.

В соответствии с задачами реформирования железнодорожного транспорта значительная часть парка грузовых вагонов, предназначенных для сети железных дорог общего пользования, в настоящее время уже находится в собственности "независимых" операторов и нетранспортных организаций. Обновление вагонного парка этих собственников не предусматривается мероприятиями подпрограммы, которые касаются лишь парка грузовых вагонов ее основного исполнителя - открытого акционерного общества "Российские железные дороги". С учетом этого определены и показатели подпрограммы.

За 2002-2010 годы предусматриваются поставки 56 тыс. единиц новых полувагонов и модернизация 34,3 тыс. единиц грузовых вагонов.

Для решения задачи научно-технического обеспечения в области железнодорожного транспорта необходимо осуществить мероприятия согласно приложению N 10. В связи с этим предусматривается проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на проектирование подвижного состава нового поколения, в том числе скоростного, создание перспективных технических средств и технологий, оптимизацию эксплуатационной работы, совершенствование путевого хозяйства и внедрение ресурсосберегающих технологий, обновление устройств электроснабжения, совершенствование нормативной правовой базы, разработку технического и организационного обеспечения непрерывного мониторинга мультимодальных контейнерных перевозок, а также решение проблем информатизации, управления и охраны природы.

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.12.2001 N 848 (ред. от 31.05.2006) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ (2002-2010 ГОДЫ)" (Часть 1)