Последнее обновление: 20.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.12.2001 N 848 (ред. от 31.05.2006) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ (2002-2010 ГОДЫ)" (Часть 1)
VI. Оценка социально-экономической и экологической эффективности подпрограммы
Оценка экономических эффектов для железнодорожного транспорта представляет собой комплексную задачу. В качестве показателей эффективности подпрограммы рассматриваются чистый дисконтированный доход для общественной эффективности, интегральный эффект для коммерческой эффективности и для бюджетной эффективности, а также превышение прироста средств, поступающих в бюджеты всех уровней, над средствами, выделяемыми этими бюджетами в виде инвестиций.
Существенной особенностью инвестиционного процесса в железнодорожной отрасли является его направленность не на создание новых производственных фондов для генерации дополнительных денежных потоков, а на эффективную замену устаревающих основных производственных фондов в условиях относительной стабильности возможного денежного притока, что обусловлено стабильным рынком услуг на железнодорожные перевозки и государственным регулированием тарифов на них.
Учитывая особенности инвестиционного процесса в отрасли, в настоящее время разрабатываются новые методические рекомендации по оценке инвестиционных проектов с целью выявления влияния осуществляемых инвестиций как на экономические результаты деятельности железнодорожного транспорта общего пользования, так и на эффект (экономический, общественный, социальный, экологический и др.) для экономики и социальной сферы Российской Федерации в целом.
Экономический эффект за период реализации мероприятий, направленных на улучшение технико-эксплуатационной деятельности объектов железнодорожного транспорта общего пользования, должен быть сформирован за счет снижения эксплуатационных издержек отрасли по обеспечению перевозок в соответствии с разработанными технико-экономическими обоснованиями отдельных проектов и программ. В среднем срок окупаемости проектов в отрасли составляет 10 лет, при этом для крупномасштабных инфраструктурных проектов достигает 12-20 лет, а для внутриотраслевых программ - около 15 лет.
Можно ожидать, что дополнительным эффектом от реализации подпрограммы станет возникающий мультипликативный эффект для всей экономики Российской Федерации, который будет проявляться через уменьшение совокупных транспортных издержек для субъектов Российской Федерации в виде улучшения транспортной инфраструктуры, что, в свою очередь, будет стимулировать экспортные и транзитные перевозки.
Общий годовой мультипликативный эффект по народному хозяйству Российской Федерации оценивается на уровне от 5,6 млрд. рублей в 2004 году до 22,8 млрд. рублей в 2010 году.
Мультипликативный эффект формируется за счет следующих основных факторов:
сокращение потребностей в энергоресурсах вследствие обновления устройств энергоснабжения и ввода новых электрифицированных участков;
рост производительности труда за счет внедрения новых технологий работы;
увеличение объема и качества перевозок, которое обеспечит сокращение потерь от несохранности перевозок грузов;
снижение потребности в материальных ресурсах за счет проведения модернизации инфраструктурных объектов и подвижного состава;
создание дополнительных рабочих мест в регионах в связи с расширением объектов производственного назначения и, как следствие, увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;
внедрение ресурсосберегающих технологий, которые позволят достигнуть экономии народно-хозяйственных ресурсов.
Расчет экономической эффективности подпрограммы выполнен с использованием следующих основных принципиальных подходов:
эффективность мероприятий определена отдельно для отраслевых программ, выполнение которых необходимо для обеспечения планируемого роста объема перевозок, и для программ (объектов), обеспечивающих сокращение эксплуатационных затрат;
экономическая эффективность подпрограммы в целом определена по инвестициям, предназначенным на новое строительство и реконструкцию (затраты, относящиеся к капитальному ремонту и восстановлению основных фондов, в расчете не учитываются);
определение экономической эффективности инвестиций, обеспечивающих снижение эксплуатационных расходов, выполнено с учетом имеющихся отраслевых программ;
в качестве экономического эффекта для объектов, обеспечивающих рост объемов перевозок, принято увеличение доходов и учтены эксплуатационные затраты, связанные с выполнением перевозок.
По мероприятиям, осуществляемым для сокращения эксплуатационных затрат, экономические эффекты охватывают практически всю сферу деятельности железных дорог. Основные эффектообразующие факторы и экономический эффект формируются по основным мероприятиям подпрограммы.
Основной эффект от мероприятий по развитию подходов к портам, удлинению станционных путей и строительству новых железнодорожных линий заключается в создании возможности организации перевозок внешнеторговых грузов по более экономичным маршрутам, в связи с чем стимулируется общий объем перевозок и решаются вопросы унификации длины и веса поездов на магистральных направлениях.
Мероприятия по обновлению оборудования, развитию средств железнодорожной автоматики и модернизации автоблокировки позволяют начать оснащение железных дорог устройствами сигнализации с применением микропроцессорной элементной базы, что сокращает эксплуатационные затраты и повышает надежность работы систем, увеличивает пропускную и перерабатывающую способность перегонов и станций.
Строительство вторых и третьих путей, обходов узлов, открытие и восстановление разъездов, кроме повышения пропускной способности линий и прироста объема доходов, решает вопросы оптимизации организации движения в крупных узлах, учитывает требования региональных и местных администраций, связанные со снижением техногенного влияния железных дорог на прилегающие территории.
Мероприятия по обновлению подвижного состава включают приобретение и модернизацию вагонов и локомотивов, способствуют восстановлению основных фондов, снижению издержек и освоению растущих грузо- и пассажиропотоков.
Мероприятия по обновлению устройств электроснабжения и электрификации железнодорожных линий позволяют снизить износ морально и физически устаревших устройств и оборудования, обеспечить экономию дизельного топлива, повысить весовые нормы и скорости движения, сократить эксплуатационный штат и улучшить экологическую обстановку.
Общественная эффективность подпрограммы в виде чистого дисконтированного дохода (в ценах 2001 года) составляет 209 млрд. рублей, коммерческая - 109,7 млрд. рублей, бюджетная - 147,1 млрд. рублей. Расчеты показателей эффективности подпрограммы приведены в приложении N 13.
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.12.2001 N 848 (ред. от 31.05.2006) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ (2002-2010 ГОДЫ)" (Часть 1)