Последнее обновление: 29.04.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ Минобразования РФ от 27.12.93 N 529 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЕЙ УЧЕБНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ"
АСТРОНОМИЯ
При разработке Перечней средств обучения по астрономии опирались на:
программу по астрономии на 1990 - 1991 и 1991 - 1992 учебные годы. ("Просвещение", 1990).
Учитывали перечисленные в программе требования к содержанию изучаемого школьного курса, а также требования к знаниям учащихся, их умениям и навыкам в проведении астрономических наблюдений, в решении задач и в выполнении разнообразных упражнений.
Принимались также во внимание различные варианты учебных планов новых типов школ, которые опубликованы в 1990 - 1991 годах в "Бюллетене Госкома по народному образованию" и обсуждались в газетах.
Астрономию как учебный предмет рекомендовано в ряде типов школ преподавать как самостоятельную дисциплину (так было до настоящего времени) либо объединять с физикой (такие идеи высказывались и ранее).
Заметим, однако, какие бы, в принципе, ни предлагались варианты расчленения астрономических тем с последующим объединением образовавшихся частей с разными разделами школьной физики, - это не может повлиять на сами астрономические инструменты, модели, карты, атласы и т.д.
У астрономии как науки свои характерные объекты изучения и свои методы их наблюдений, что и отражено в пособиях.
Сложившиеся в предыдущие пятилетки "Типовые перечни учебно - наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ" по разделу астрономии позволяли обеспечить нормальное изучение школьной программы.
Поэтому в новых Перечнях учебного оборудования речь может идти о дальнейшем совершенствовании прежних "Типовых перечней" и о их некоторой переделке в связи с тенденцией дифференциации обучения и предоставления учителю большей свободы в планировании урока и выбора средств обучения.
Эффективность изучения школьного курса астрономии в значительной мере зависит от возможностей проведения астрономических наблюдений на хорошо оборудованной обсерватории.
Проект школьной обсерватории и марки устанавливаемых на ней телескопов учитель определяет исходя из имеющихся в его распоряжении средств и возможностей.
Так как астрономические объекты в большинстве недоступны для обозрения школьников, особое место принадлежит печатным и экранным средствам, позволяющим их визуализировать.
Необходимо существенно увеличить фонд диапозитивов, чтобы выпускаемые наборы позволяли иллюстрировать все темы школьного курса астрономии и давали учителю еще и некоторую свободу в подборе необходимых для урока кадров, в том количестве и в том порядке, как он пожелает.
Перечень учебных диафильмов по астрономии складывался на протяжении многих лет постепенно и до некоторой степени произвольно. Необходимо привести его в порядок, ибо в ряде мест накладываются темы, много лишних либо второстепенных материалов с точки зрения требований к школьному курсу астрономии.
Перегруженность многих диафильмов не позволяет в отведенное для объяснения нового материала время (20 - 25 минут) "втиснуть" все кадры (около 40) в один урок. А если учесть, что и в других диафильмах (выпущено 27 наименований) присутствуют материалы по теме урока, то учитель оказывается в тупике от обилия материалов.
А как быть в этом случае с другими пособиями по астрономии? Когда проделывать упражнения, решать задачи, писать контрольные?
Очевидно, настало время для радикального пересмотра всей тематики диафильмов. Необходимо оставить только основополагающие вопросы школьной программы, сопроводив их выразительными изображениями на кадрах и емкими текстами к ним.
Надо при этом ориентироваться на показ 15 - 20 кадров за урок, не более.
Накладные транспаранты предназначены для выразительного представления ряда основных понятий в астрономии, для их углубленного анализа и запоминания, для проведения различных упражнений при установлении зависимостей между отдельными частями рассматриваемых объектов и при прослеживании выявленных закономерностей.
Для кинофрагментов по астрономии подбираются материалы, позволяющие в быстром темпе проследить за грандиозными перемещениями и физическими процессами, происходящими в разных частях Вселенной и представленными для уяснения их сути в различных линейных и временных масштабах.
Учебные кинофильмы по астрономии предназначены для обзора окружающих небесных тел и их систем, для анализа происходящих на них процессов, их систематики, для уяснения основ современных научных представлений о путях эволюционного развития звезд и всей Вселенной в целом.
Наряду с кинофикацией всего школьного курса астрономии необходимо по отдельным темам предусмотреть еще и создание видеофильмов.
Наиболее подходящими для них следует считать вопросы движения небесных светил, сложные физические процессы, происходящие на Солнце, внутри звезд и во всей Вселенной.
При использовании стоп - кадра учитель всегда может прервать дикторский текст и дать свое объяснение различных трудных для понимания деталей и фрагментов. Кроме того, у него появляется возможность демонстрировать несколько раз подряд те или иные сложные процессы и явления.
Все астрономические средства обучения в Перечнях разделены на следующие рубрики: "Модели", "Приборы и астрономические инструменты", "Печатные пособия", "Экранно - звуковые средства".
Количество учебного оборудования указано в расчете на один учебный кабинет.
Количество раздаточных средств обучения и учебного оборудования приводится из расчета наполняемости классов - 30 человек. Однако приобретается оборудование с учетом реальной наполняемости классов, учебных кабинетов и лабораторий, а также материальной возможности школы.
В Перечнях приведены коды классификатора промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП), присвоенные учебно - наглядным пособиям и предметам учебного оборудования.
В Перечнях приняты следующие сокращения:
"н" - новые средства обучения, которые предстоит разработать;
"м" - средства обучения, требующие модернизации в целях совершенствования или расширения их функциональных возможностей.
- Главная
- ПРИКАЗ Минобразования РФ от 27.12.93 N 529 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЕЙ УЧЕБНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ"