в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 23.06.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • "ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (утв. Минздравсоцразвития РФ) (Часть 2)
действует Редакция от 09.06.2007 Подробная информация
"ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (утв. Минздравсоцразвития РФ) (Часть 2)

20.2. Организация учета и документальное оформление медикаментов и перевязочных средств

Хранение и учет лекарственных средств и изделий медицинского назначения осуществляется по группам <*>.


<*> Организация хранения групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения осуществляется в соответствии с Инструкцией, утвержденной Приказом Минздрава России N 377.

Операции с медикаментами и перевязочными средствами отражаются на основании первичных учетных документов в следующих регистрах бюджетного учета <*>:


<*> Формы утверждены Приказами Минздрава СССР N 747, 1337, Приказом Минздрава СССР N 14, Постановлением Госкомстата России N 71а.

N формы Код формы Наименование формы
М-11 0315006 Требование-накладная
1-МЗ -Ведомость выборки израсходованных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету
7-МЗ -Книга учета протаксированных накладных (требований)
8-МЗ -Книга предметно-количественного учета аптекарских запасов
11-МЗ -Отчет аптеки о приходе и расходе аптекарских запасов в денежном (суммовом) выражении
2-МЗ -Отчет о движении лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету
АП-20 -Акт о порче товарно-материальных ценностей

Предметно-количественный учет лекарственных средств, содержащих ядовитые и наркотические вещества, в отделениях и кабинетах ЛПУ ведется в специальной книге, пронумерованной, прошнурованной и скрепленной печатью главного врача.

Книга должна содержать следующие обязательные реквизиты и показатели: дата (период времени); наименование учреждения, структурного подразделения; фамилия, имя, отчество материально ответственного лица; наименование средства; приход (дата, источник поступления, количество), расход (дата, номер истории болезни, количество, остаток, подпись получателя); подпись, расшифровка подписи главного бухгалтера (исполнителя с указанием должности). Рекомендуемая форма книги приведена в Приложении 2.

Учет рецептурных бланков на наркотические средства ведется в журнале. Журнал должен содержать следующие обязательные реквизиты и показатели: дата (период времени); наименование учреждения, структурного подразделения; фамилия, имя, отчество материально ответственного лица; приход (дата, источник поступления, серия и количество бланков); расход (дата, номер серии, количество, подпись получателя, остаток), подпись, расшифровка подписи главного бухгалтера (исполнителя с указанием должности). Рекомендуемая форма книги приведена в Приложении 2.

Списание медикаментов и перевязочных средств производится на основании следующих документов: Акт о порче товарно-материальных ценностей ф. N АП-20 <*>; Акт об уничтожении лекарственных средств; Акт о списании материальных запасов (0504230).


<*> Форма акта утверждена Приказом Минздрава СССР от 08.01.1988 N 14.

Акт об уничтожении лекарственных средств составляется при уничтожении лекарственных средств, пришедших в негодность, с истекшим сроком годности и фальсифицированных.

В акте об уничтожении лекарственных средств указываются: дата, место уничтожения; место работы, должность, фамилия, имя, отчество лиц, принимавших участие в уничтожении; основание для уничтожения; сведения о наименовании (с указанием лекарственной формы, дозировки, единицы измерения, серии) и количестве уничтожаемого лекарственного средства, а также о таре или упаковке; наименование производителя лекарственного средства; наименование владельца или собственника лекарственного средства; способ уничтожения.

Документальное оформление движения лекарственных средств в учреждениях здравоохранения, имеющих аптеку.

Лекарственные средства, поступившие в аптеку от поставщиков, принимаются к учету на основании представленных ими сопроводительных документов.

Отпуск лекарственных средств из аптеки материально ответственным лицам отделений (кабинетов) производится заведующим аптекой или его заместителем.

Основанием для отражения в учете выдачи лекарственных средств из аптеки материально ответственным лицам отделений (кабинетов) служит Требование-накладная ф. N М-11 (0315006), утвержденная руководителем учреждения или лицом, на то уполномоченным.

В требованиях-накладных обязательно указывается полное наименование лекарственных средств, их размеры, фасовка, лекарственная форма, упаковка и количество.

Если в Требовании-накладной не указаны полные данные на выписанные лекарственные средства, заведующий аптекой обязан при выполнении заказа дописать необходимые данные или внести соответствующие исправления. Исправление количества, фасовки и дозировки лекарственных средств в сторону увеличения категорически запрещается.

Требования-накладные выписываются в двух экземплярах. Первый экземпляр требования-накладной остается в аптеке, а второй - у материально ответственного лица отделения (кабинета) при отпуске ему лекарственных средств.

Лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету <*>, выписываются из аптеки на отдельных требованиях-накладных со штампом, печатью и утверждаются руководителем учреждения здравоохранения, в них указываются номера историй болезни, фамилии, имена и отчества больных, для которых выписаны лекарства.


<*> Перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету в аптечных учреждениях (организациях), организациях оптовой торговли лекарственными средствами, лечебно-профилактических учреждениях и частнопрактикующими врачами, приведен в Приложении N 1 к Порядку отпуска лекарственных средств, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития России N 785.

Ведомость выборки израсходованных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету (ф. N 1-МЗ), составляется на основании требований-накладных на отпущенные лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету. Записи в ведомости ведутся по каждому наименованию в отдельности. Ведомость подписывается заведующим аптекой или его заместителем. Общее количество отпущенных за день лекарственных средств переносится в Книгу предметно-количественного учета аптекарских запасов.

Каждое требование-накладная на выдачу лекарственных средств в отделения (кабинеты) таксируется заведующим аптекой или лицом, на то уполномоченным, для определения стоимости отпущенных материальных ценностей. Стоимость каждого наименования лекарственных средств и их общая стоимость указывается в экземпляре требования-накладной аптеки.

Протаксированные требования-накладные записываются по порядку номеров в Книгу учета протаксированных накладных (требований) (ф. N 7-МЗ), страницы которой должны быть пронумерованы и на последней странице заверены подписью главного бухгалтера. При этом номера требований-накладных на лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету, подчеркиваются.

В конце месяца в книге учета протаксированных накладных (требований) указывается итоговая сумма по каждой группе отпущенных материальных ценностей и общая сумма за месяц, которая проставляется цифрами и прописью.

Книга предметно-количественного учета аптекарских запасов (ф. N 8-МЗ) применяется для ведения предметно-количественного учета лекарственных средств. Страницы книги должны быть пронумерованы и заверены подписью главного бухгалтера. На каждое наименование, фасовку, лекарственную форму, дозировку лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, открывается отдельная страница.

Работник бухгалтерии учреждения здравоохранения не реже одного раза в квартал осуществляет выборочную проверку правильности ведения книги ф. N 8-МЗ, ведомости ф. N 1-МЗ и книги ф. N 7-МЗ и подсчета итогов в требованиях-накладных, что подтверждается в проверенных документах подписью проверяющего.

При установлении потерь от порчи лекарственных средств составляется Акт о порче товарно-материальных ценностей (ф. N АП-20). Акт составляется в трех экземплярах комиссией, назначенной руководителем учреждения здравоохранения, с участием главного бухгалтера, заведующего аптекой.

Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию учреждения здравоохранения, второй - остается в аптеке, третий - у материально ответственного лица.

По недостачам и потерям от порчи лекарственных средств, явившимся следствием злоупотреблений, соответствующие материалы в течение пяти дней после установления недостач и потерь подлежат передаче в следственные органы. На сумму выявленных недостач и потерь предъявляется гражданский акт.

Пришедшие в негодность лекарственные средства в присутствии комиссии, составившей акт, уничтожаются с соблюдением установленных правил. При этом на акте делается надпись с указанием даты и способа уничтожения за подписями всех членов комиссии.

В конце каждого месяца заведующий аптекой составляет Отчет аптеки о приходе и расходе аптекарских запасов в денежном (суммовом) выражении (ф. N 11-МЗ) с выделением в отчете групп лекарственных средств.

Отчет составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр отчета подписывается заведующим аптекой и представляется в бухгалтерию учреждения. Отчет аптеки утверждается руководителем учреждения здравоохранения и служит основанием для списания израсходованных средств.

Документальное оформление движения лекарственных средств в учреждениях здравоохранения, не имеющих аптеку.

Лекарственные средства от поставщиков получают материально ответственные лица, старшие медицинские сестры отделений (кабинетов), главные (старшие) медицинские сестры амбулаторно-поликлинических учреждений по доверенностям (ф. N М-2, М-2а) <*>.


<*> Утверждены Постановлением Госкомстата РФ N 71а.

Срок действия доверенностей устанавливается не более чем на текущий квартал. На получение ядовитых и наркотических лекарственных средств доверенность выдается сроком до одного месяца.

Полученные от поставщиков лекарственные средства принимаются к учету на основании сопроводительных документов поставщика и хранятся в отделениях (кабинетах).

Учет лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, ведется главной (старшей) медицинской сестрой.

По истечении каждого месяца главная (старшая) медицинская сестра представляет в бухгалтерию учреждения здравоохранения Отчет о движении лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету (ф. N 2-МЗ), который утверждается руководителем учреждения здравоохранения.

Учет и хранение ядовитых, наркотических и сильнодействующих лекарственных средств в ЛПУ.

ЛПУ, не имеющие своих аптек, получают ядовитые, наркотические и сильнодействующие лекарственные средства только в виде готовых лекарственных форм, изготовленных промышленностью или аптекой.

Получаемые ЛПУ из аптек лекарства, содержащие ядовитые и сильнодействующие лекарственные средства, должны иметь точное и ясное обозначение на сигнатуре или этикетке: "Внутреннее", "Наружное", "Для инъекций", "Глазные капли" и т.д., а также номер аптеки, изготовившей лекарство, наименование отделения (кабинета), состав лекарства, дату изготовления и подпись лица, изготовившего, проверившего и отпустившего лекарство из аптеки.

Запрещается хранение и применение лекарств в ЛПУ при отсутствии на упаковках лекарств перечисленных обозначений, а также расфасовка, рассыпка, развеска, переливание и перекладывание в тару отделения (кабинета), замена этикеток.

На этикетках лекарств, содержащих ядовитые лекарственные средства, должен быть проставлен штамп черной тушью "А", а на этикетках лекарств, содержащих сильнодействующие лекарственные средства, штамп красной тушью "Б".

Ядовитые лекарственные средства должны храниться в отдельном металлическом или деревянном шкафу под замком.

Наркотические лекарственные средства должны храниться в сейфах или в железных шкафах.

На внутренней стороне дверок шкафа должна быть надпись "А" и перечень ядовитых лекарственных средств с указанием высших разовых и суточных доз.

Сильнодействующие лекарственные средства должны храниться в отдельном (деревянном) шкафу под замком.

Запасы ядовитых и наркотических лекарственных средств в отделениях и кабинетах ЛПУ не должны превышать 5-дневной потребности в них, а сильнодействующих - 10-дневной потребности.

Ответственными за хранение и выдачу больным ядовитых, наркотических и сильнодействующих лекарственных средств являются заведующий отделением (кабинетом) и старшая медсестра.

Лекарственные средства, содержащие ядовитые и наркотические вещества, в отделениях и кабинетах ЛПУ подлежат предметно-количественному учету в специальной книге, пронумерованной, прошнурованной и скрепленной печатью главного врача (Приложение N 1).

Учет рецептурных бланков на наркотические средства ведется в журнале (Приложение N 1).

Бланки рецептов на наркотические средства при поступлении в ЛПУ принимаются комиссией, назначенной главным врачом, и принимаются к учету согласно акту приемной комиссии.

Лицо, ответственное за хранение и учет рецептурных бланков на наркотические средства, назначается приказом руководителя учреждения.

  • Главная
  • "ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (утв. Минздравсоцразвития РФ) (Часть 2)