Депутаты Госдумы во вторник приняли во втором чтении закон о федеральной контрактной системе (ФКС). Она призвана заменить закон о госзакупках (также известный как "94-й закон"). ФЗ-94 вызывал нарекания много лет подряд. Но компромиссный вариант (с одной стороны — чиновники, с другой — лоббисты) обновленного свода правил удалось написать только к лету прошлого года, когда закон о ФКС и был принят в первом чтении.
От первого до второго чтения прошло почти девять месяцев. В законопроект внесли почти 1,5 тыс. поправок, прошло несколько сотен экспертных обсуждений. Документ регламентирует весь закупочный цикл: планирование и прогнозирование государственных нужд, формирование и размещение заказа, исполнение контрактов, приемку контрактных результатов, мониторинг, контроль и аудит соблюдения требований.
Способов купить за государственный счет стало больше — в каждой конкретной ситуации нужно будет выбирать подходящий. Есть конкурсы обычные, есть двухуровневые, есть — с ограниченным участием, есть — с предварительным запросом предложений. Например, если конкурс не вызывает интереса потенциальных участников, то заказчик может спросить их, за какие средства они бы исполнили такой заказ, и потом исходить из этого показателя.
Предусмотрены антидемпинговые меры: заявки с необоснованно заниженными ценами отклонить будет проще (при снижении цены более чем на четверть потенциальный поставщик должен будет объяснить, как он собирается этого добиться, а в некоторых случаях — получить положительное заключение отраслевой СРО). А чтобы снижать цены, однотипные закупки предлагается объединять и осуществлять совместно.
Предусмотрен и контроль за особо крупными расходами. Если ведомство расходует более 100 млн рублей, у него должна быть своя контрактная служба. Если стоимость какой-то закупки — более миллиарда рублей, то проект должен пройти общественное обсуждение.
В то же время, если бюджетное ведомство покупает что-то не за бюджетные деньги, а за самостоятельно заработанные, то оно может и не соблюдать многочисленные правила ФКС. Эксперты опасаются, что именно таким путем недобросовестные чиновники будут уходить от антикоррупционных правил: сначала что-то "как бы зарабатывать", а потом это что-то спокойно и безо всяких запретов тратить.
Кроме того, изменять условия контрактов и расторгать их стало проще. Упрощен и механизм одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта из-за недобросовестных действий поставщика. Если контракт не исполняется, заказчик может его расторгнуть без судебного решения. Исполнителю предоставляется право оспаривать это в суде. А чтобы добросовестным поставщикам было удобнее работать, планы закупок должны будут обнародоваться на три года вперед.
Госзакупщиков обяжут приобретать больше инновационной продукции, чем это происходит сейчас. Поддержат и малый бизнес: не менее 15% госрасходов должны будут осваиваться на небольших конкурсах (максимальная цена — не более 20 млн рублей) для малых предприятий. Также поддержат отечественного производителя: федеральное правительство получит право устанавливать ограничения допуска товаров и услуг из иностранных государств.
Все эксперты признают, что в нынешней схеме госзакупок надо что-то менять, но не все считают, что ФКС — хорошее предложение. Так, депутат Госдумы от "Справедливой России" Оксана Дмитриева уверена, что новая система из-за своей многоступенчатости и извилистости приведет только к усложнению процедур, но не к тому, что выбираться будут самые качественные товары.
Другие эксперты отмечают, что недостаточно продуман механизм ответственности за нарушения в сфере госзакупок и что ответственность надо ужесточать, поскольку преступления в этой сфере — это преступления против государства. В частности, такое мнение выражал в интервью РИА "Новости" депутат от ЛДПР Максим Рохмистров.
Что же до споров между чиновниками администрации президента и отраслевыми лоббистами, то посвящены они вовсе не способам улучшения качества госзакупок. Так, чиновники предлагают обязывать владельцев электронных площадок, на которых проводятся торги, возвращать участникам конкурсов не только вносимые ими перед конкурсом "средства обеспечения", но и полученный от использования этих средств доход. Речь идет о десятках миллиардов рублей, а потому банковские лоббисты, конечно, возражают.