Согласно действующему КоАП решения о лишении специального права выносятся исключительно судом. Они вступают в силу через десять дней или после рассмотрения поданной гражданином апелляционной жалобы. После этого в трехдневный срок нарушитель обязан сдать водительское удостоверение в органы ГИБДД. Между тем, закон допускает обжалование вступившего в силу постановления в вышестоящие инстанции (в порядке надзора).
Такая процедура может занимать до года и порой приводит к отмене первоначального решения. «Нередко оказывается, что постановление признается незаконным уже после того, как значительная часть срока лишения специального права уже истекла, а то и после полного истечения этого срока. Вместе с тем, следует отметить, что российское законодательство фактически не предусматривает возможности возмещения морального вреда, связанного с незаконным лишением гражданина специального права. Единственное, на что может рассчитывать гражданин в этой ситуации, – это лишь взыскание с казны Российской Федерации расходов на оплату защитника в разумных пределах», – сказал автор законопроекта, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Александр Кобринский. Парламентарий обратил внимание на то, что лишение прав для профессионального водителя означает «немедленное увольнение и превращение в безработного со всеми вытекающими для него и для его семьи последствиями».
Такие же последствия ждут и иных специалистов, в отношении которых могут приниматься решения о лишении специального права – пилотов, судоводителей, механизаторов, охотников и так далее. По словам депутата, ежегодно в России отменяется около тысячи вступивших в законную силу постановлений о лишении граждан права управления транспортными средствами.
Защитить интересы таких водителей Александр Кобринский предлагает, возмещая причиненный ошибочными судебными решениями вред за счет федерального бюджета, причем в полном объеме и независимо от вины должностных лиц или суда. Объем возможных выплат из казны народный избранник оценивает в 20 млн рублей (то есть в среднем по 20 тысяч на одного водителя).
«Полагаем, что если бы данная сумма была бы и значительнее, это все равно не должно быть препятствием для принятия законопроекта. Речь идет о вреде, причиненном гражданину публичной властью, – незаконном привлечении к административной ответственности, повлекшим существенное для этого гражданина ограничение его прав», – считает он.