Об этом заявил адвокат адвокатской палаты Московской области, управляющий партнер АБ "Авекс Юст" Игорь Бушманов.
Как сообщает РИА "Новости", ранее глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас рассказал, что комитет разработал законопроект, предусматривающий, в частности, необходимость дачи прокурорами согласия для заключения под стражу, а также возможность прокуратурам самостоятельно обращаться в суд за отменой или изменением меры пресечения. Законопроект предусматривает повышение роли прокуратуры в расследовании уголовных дел.
Адвокат Игорь Бушманов поддерживает инициативу и отмечает, что "это давно назревшая проблематика, которая требует скорейшего разрешения в пользу органов прокуратуры".
Он напомнил, что еще летом прошлого года адвокатская корпорация выступала одним из инициаторов усиления полномочий органов прокуратуры.
"До наделения суда полномочиями по избранию и продлению меры пресечения в виде ареста такое право в течение десятилетий было закреплено за прокурором. И это право реализовывалось весьма скрупулезно. Прокурор, в большинстве случаев, принимая взвешенное решение об аресте фигуранта дела, изначально вникал в суть подозрения или обвинения, в доказательства по делу и брал на себя всю полноту ответственности за последующую юридическую перспективу дела. Поэтому арестов было значительно меньше", – пояснил адвокат.
По мнению Бушманова, суды не вникают в доказательства, а исходят в основном из предусмотренных законом формальных признаков при избрании самых строгих мер пресечения.
"Это влечет, с одной стороны, систематические нарушения прав граждан, в том числе права на защиту, а с другой – допускает абсолютную безответственность со стороны лиц, причастных к принятию "арестных" решений, и вседозволенность некоторых представителей правоохранительных органов, злоупотребляющих своими правами и использующих арест как негодный способ получения "признательных показаний", –добавил он.
По его мнению, дополнительная нагрузка на суд по избранию и продлению мер пресечения носит, по сути, обвинительный характер, не соответствует назначению уголовного судопроизводства и негативно отражается на общем уголовно-правовом климате в стране.