Оператор подмосковных электричек — Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК) — рассматривает возможность установить в электричках «автоматические системы для оплаты проезда», а также запустить электронное приложение, через которое пассажиры, уже зайдя в поезд, могли бы оплатить проезд. Как рассказал «Известиям» источник в компании, сейчас рассматриваются эти и другие возможности повысить сборы с пассажиров, которые не смогли купить билет на станции. ЦППК собирается изучить «анализ мировых практик способов сбора оплаты за проезд» и «мирового опыта по применению санкций за безбилетный проезд».
До конца этого года будет разработана концепция по повышению эффективности сбора оплаты за проезд и взиманию штрафов. Перевозчик планирует предложить пассажирам новые варианты покупки билета — в частности, через терминалы, установленные в самих электричках.
Будет проведен «анализ эффекта от возможного повышения выручки в случае снижения доли безбилетников до общемирового уровня на финансовый результат компании». Для этого предполагается «изучить международный опыт в части применения санкций за безбилетный проезд, повышения эффективности работы билетных кассиров-контролеров» и пр.
В ближайшее время может появиться «возможность оплатить билет онлайн (через веб-сайт и мобильное приложение)», а также использовать «электронный кошелек и смарт-карты».
В ЦППК отметили, что компания готова потратить 7,7 млн рублей на разработку концепции.
По последней информации, продажа билетов через интернет, электронный кошелек и мобильное приложение начнется в 2015 году. Воспользоваться электронным кошельком можно будет через карту «Тройка». Сейчас записать абонемент на смарт-карту можно только через кассу или автомат на станции.
По мнению председателя Союза пассажиров Кирилла Янкова, терминалы в вагонах помогут добросовестным пассажирам оплатить проезд, если они не успели приобрести билет на станции.
— Не на всех станциях есть кассы, на некоторых они работают не в круглосуточном режиме, — считает он. — В час пик пассажирам часто приходится стоять в очередях, поэтому кто-то покупке билету предпочитает успеть на нужную ему электричку. Терминалы помогут решить эту проблему.
Янков подчеркнул, что автоматы должны быть оснащены системой GPS-позиционирования, чтобы пассажиры пробивали билеты от нужной станции, где они зашли в электричку, а не от ближайшей к пункту своего назначения, чтобы сэкономить на тарифе. Хотя и эта система не совершенна: пассажиры могут просто выходить в приложение позже.
— В московском транспортном узле на большинстве станций нет турникетов. Возможно, перевозчик, разрабатывая новые способы оплаты проезда и контроля, планирует полностью отказаться от пропускной системы. Во-первых, на крупных станциях перед турникетами скапливается много людей. Кроме того, пассажиры могут попасть на платформу только в определенном месте, что затрудняет их движение. Насколько мне известно, из европейских стран только во Франции действует такая схема. В Брюсселе и Берлине, например, даже в метро нет турникетов, — сказал Янков.





