Законопроектом предлагается включить в примечание к ст. 210 "Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)" Уголовного кодекса дополнение, исключающее возможность применения указанной статьи в случаях совершения ряда преступлений:
- против собственности (включая все виды мошенничества, присвоение или растрату, причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием и др.);
- в сфере экономической деятельности (в т. ч. незаконное предпринимательство, незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, незаконная банковская деятельность, фальсификация финансовых документов учета и отчетности финансовой организации, преступлений, связанных с оборотом ценных бумаг, уклонение от уплаты таможенных платежей, преднамеренное и фиктивное банкротство, уклонение от уплаты налогов и т. д.);
- против интересов службы в коммерческих и иных организациях (а именно – злоупотребление полномочиями).
Речь идет о деяниях, предусмотренных ст. 159-160, ст. 165, ст. 171-183, ст. 185-185.6, ст. 193, ст. 193.1, ст. 194-201 УК РФ. Ожидается, что запрет дополнительной квалификации по ст. 210 УК РФ действий лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении указанных преступлений, будет способствовать формированию благоприятного делового, предпринимательского и инвестиционного климата и приведет к сокращению рисков ведения предпринимательской деятельности, а также к созданию дополнительных гарантий защиты предпринимателей от необоснованного уголовного преследования.
Напомним, относительно необоснованного применения ст. 210 УК РФ по отношению к представителям бизнеса недавно высказался Президент РФ Владимир Путин в ходе состоявшейся 20 июня прямой линии. Он подчеркнул, что "сегодня юридическая техника такова, что под преступное сообщество можно подвести совет директоров любой организации, где кто-то из членов совета директоров замешан в нарушении закона". По мнению главы государства, это недопустимо.
Наталья Ключевская