Парламентарий предложил продавать литературу, где содержится мат, "в целлофановой обертке, как и литературу порнографического содержания, с предупреждением: "Осторожно, книга содержит нецензурную брань".
Однако журналист, член думского комитета по безопасности Борис Резник поинтересовался: "В связи с этим законом как же мы будем переиздавать Баркова, Пушкина, да и современных авторов - не самых худших: Прилепина, Сорокина, Дину Рубину и так далее?". Он не видит "нормальной логики" в том, "если мы пришпандорим это предупреждение на собрание сочинений Пушкина - "Осторожно, мат".
"Я думаю, за Александра Сергеевича беспокоится нечего, он абсолютно нравственный человек, поэтому его книги можно издавать без всяких опасений", - убежден Говорухин. Он напомнил и о пассаже "у Льва Николаевича Толстого: когда Кутузов говорит про французов: "Мы их сюда не просили на эту землю, вот, мол, и они дождались, что мы их мордой в дерьмо". "Он еще ярче сказал. Что же теперь, не издавать это?!", - риторически спросил депутат.
"Давно уже появились - я сейчас просто не буду их приводить, потому что все-таки дамы присутствуют - слова, которые стали литературными, например, употребленное Толстым", - обратил внимание Говорухин. Он указал и еще на одно "слово, которое здесь часто цитировали - одна единственная строка из собрания сочинений Маяковского". "Тут проблемы нет, а в спорных случаях будет действовать экспертиза", - пообещал парламентарий.
Говорухин также поведал историю, произошедшую во время показа фильма на фестивале "Кинотавр". "На открытии был показан фильм, довольно приличный, остроумный. И вдруг…", - припомнил он.
"Мое детство и юность прошли в бараках. Не как у Высоцкого, когда на 38 комнат всего одна уборная, а на 9 бараков одна уборная. Представляете, какая публика жила и на каком языке она изъяснялась? Так что с матом я, в общем, знаком, - признался он. - Потом я провел шесть лет в геологических экспедициях. Сергей Миронов, наш геолог, может подтвердить, что рабочие у нас были только что освободившиеся зеки". "Слышал я всякое... Но тут /на "Кинотавре"/ я услышал какие-то словосочетания, мне незнакомые, какой-то омерзительный мат, не фразы, а огромный монолог", - возмутился Говорухин.
"Сегодня дело выглядит катастрофически - и в литературе, и в театре, и на эстраде", - сделал вывод глава думского комитета.