Законопроект распространяется только на объекты недвижимости нежилого назначения, такие как здания, строения и сооружения, эксплуатация которых не осуществляется, указывают авторы инициативы.
Объекты социальной инфраструктуры (квартиры, жилые дома, комнаты, дачи и др.), а также земельные участки исключены из сферы действия законопроекта. Кроме того, законопроект не затрагивает ранее возникшие права граждан на недвижимость, которые признаются действительными и подлежат регистрации по желанию их правообладателей. Предлагаемые законопроектом изменения распространяются на объекты недвижимости, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, но сведения о вещных правах в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.
По истечении пяти лет орган кадастрового учета будет направлять такие сведения в орган местного самоуправления. Орган местного самоуправления (уполномоченный орган городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга) должен будет при поступлении информации о таких объектах инициировать процедуру признания объекта недвижимого имущества бесхозяйным в установленном Гражданским кодексом РФ порядке.
Правительство предполагает, что реализация законопроекта должна простимулировать собственников объектов недвижимости, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, но права на которые не зарегистрированы в установленном порядке в течение длительного времени, зарегистрировать такие права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним для целей последующего налогообложения.
Кроме того, поправки вносятся в Семейный кодекс. Для совершения одним из супругов сделки по распоряжению недвижимым имуществом необходимо получить согласие другого супруга, следует из документа. Супруг, чье согласие на совершение указанной сделки не было получено, вправе требовать признания сделки недействительной в судебном порядке в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о совершении такой сделки.