«Каждый субъект Российской Федерации имеет свои особенности формирования доходной базы. Так, к примеру, в структуре валового регионального продукта Республики Калмыкия более 31% занимает агропромышленный комплекс, в котором занято более 22% от общей численности занятых в экономике. Преобладающее число из них уплачивает единый сельскохозяйственный налог. Серьезным недостатком существующей налоговой системы в части единого сельскохозяйственного налога является то, что его уплата производится по месту нахождения организации или по месту жительства индивидуального предпринимателя (п. 4 ст. 346.9 НК РФ) вне зависимости от того, где именно были получены облагаемые доходы», - говорится в пояснительной записке.
Также авторы подчеркивают, что ведение сельхоздеятельности связано с использованием ограниченных земельных ресурсов муниципальных образований. Регулирование таких отношений и контроль за соблюдением норм использования земель относится к полномочиям органов местного самоуправления. «Тем самым органы власти на местах обладают полнотой данных о деятельности налогоплательщика, касающихся определения его налогооблагаемой базы. Соответственно, администрирование налога более эффективно на уровне муниципальных образований, где осуществляет свою деятельность налогоплательщик», - следует из пояснения.
В связи с этим проектом предлагается внести изменения в Налоговый кодекс РФ, установив обязанность налогоплательщиков платить ЕСХН по месту осуществления деятельности. Это позволит укрепить и диверсифицировать доходную базу муниципальных образований, а также будет способствовать более широкому вовлечению органов местного самоуправления в процесс налогового администрирования.
«Проект направлен на то, чтобы вновь образованные, а также существующие, но зарегистрированные не по месту осуществления деятельности сельскохозяйственные товаропроизводители уплачивали налог в бюджет того муниципального образования, чьи земельные ресурсы они используют. Введение нового механизма распределения единого налога будет способствовать справедливому распределению доходов между бюджетами и будет способствовать укреплению финансовой самостоятельности большинства муниципальных образований, приближенных к более крупным населенным пунктам», - подытожили авторы.