Например, осуществлять процедуры контроля за уклонением от налогов можно лишь в той степени, подчеркнул Кудрин, в какой это позволяет добросовестность полицейских на местах.
Вице-премьер Ольга Голодец заявила в среду, что в России около 38 млн человек трудоспособного возраста работают в непрозрачных условиях, чем создают проблемы для всего общества. Если бы налоги платили в России все трудоспособные граждане, пенсии можно было бы увеличить в 1,5 раза, добавила она. Поэтому, сказала Голодец, правительство разрабатывает меры по сокращению «серого» рынка, и она привела в пример инициативу Минфина по ограничению наличных расчетов в нашей стране.
«Вообще-то, у нас все действующие законы предполагают мониторинг незаконного предпринимательства, уклонения от налогов», — прокомментировал Кудрин. Он добавил, что у властей уже есть все необходимые полномочия, чтобы выявлять незаконный бизнес и факты неуплаты налогов.
«Это происходит, но в той степени, в какой эти механизмы позволяют и в какой мере это позволяет некоррумпированность полиции. Потому что они прекрасно знают все бизнесы и ларьки на своей территории», — сказал он.
Помимо борьбы с коррупцией Кудрин предложил правительству четче формулировать свою политику и доносить правила до самого низа властной вертикали. «Чтобы полиция, налоговая, власти, местные власти работали не по понятиям, принимая решения в отношении бизнеса, а в рамках прозрачных процедур», — заметил он.
Гражданское общество в России могло бы способствовать тому, чтобы у нас была более прозрачная среда для бизнеса, продолжил председатель КГИ. Самое главное, по его словам, — дать бизнесу уверенность в перспективах, например в том, что власти через год не повысят налоги.
«В отношении страховых взносов год назад не было ничего известно (о повышении с 2013 г.) тем индивидуальным предпринимателям, которые попали сейчас в очень сложное положение. Это и есть главный признак — когда неизвестно, что произойдет через год, тогда лучше где-то затаиться, работать “в серую”», — пояснил Кудрин.
Усугубляют проблему также иммиграционные проблемы, добавил он. «Официально работают 2 млн гастарбайтеров, по факту — 10 (млн человек, в России), пожалуйста. Я уверен, что местные власти знают эти бизнесы, значит проблема не в этих гражданах, а в коррупции власти», — заключил бывший министр финансов.