Банк России подготовил документ, который призван решить проблему навязывания клиентам договоров страхования. Согласно проекту указания ЦБ, страховщиков обяжут возвращать уплаченную премию, если гражданин отказался от страховки в течение 14 дней. Если же договор успел вступить в силу, компания сможет удержать только сумму, пропорциональную прошедшему сроку. В настоящее время страховая премия не подлежит возврату, если иное не предусмотрено договором.
Под действие новой нормы подпадает, в частности, добровольное медстрахование (ДМС), страхование жизни, жилья, финансовых рисков гражданина и добровольное страхование ответственности автовладельцев. Страховщики согласны с существованием проблемы, но считают, что инициатива ЦБ ударит и по добросовестным компаниям.
Если услуга клиенту была навязана, то у него должно быть право от нее отказаться. Но ведь вполне возможны ситуации, в которых клиент по собственной воле сначала хочет приобрести полис добровольного страхования, а затем решает расторгнуть договор, - сказал зампредседателя правления СОГАЗа Дамир Аксенов. - Возможно, в таких случаях при расторжении договоров премия должна возвращаться не только пропорционально сроку, в течение которого действовал договор, но и за вычетом расходов страховщика на ведение дел.
В свою очередь президент Всероссийского союза страховщиков и Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс заявил о том, что борьбой с недобросовестными компаниями могут заняться профессиональные объединения посредством соответствующих рекомендаций и подготовки стандартов страхования.