Подобные сделки судебная коллегия по экономическим спорам (СКЭС) ВС РФ отнесла к действиям, которые призваны помешать кредиторам получить долг за счет имущества лиц, контролирующих компанию-банкрота (собственники, топ-менеджмент, выгодоприобретатели по сделкам и т.п. - ИФ).
"Вред кредиторам может быть причинен не только доведением должника до банкротства, но и умышленными действиями, направленными на создание невозможности получения кредиторами полного исполнения за счет имущества контролирующих лиц, виновных в банкротстве должника, в том числе путем приобретения их имущества родственниками по действительным безвозмездным сделкам, не являющимся мнимыми, о вредоносной цели которых не мог не знать приобретатель", - говорится в определении судебной коллегии по экономическим спорам (СКЭС) ВС РФ, опубликованном в четверг.
Взыскание с родственников может происходить двумя способами: в рамках признаниях сделки по передаче имущества мнимой, либо в порядке возмещения вреда, указала СКЭС ВС РФ.
При этом коллегия отмечает, что обязательства контролирующих лиц компании-банкрота и приобретших их имущество родственников являются солидарными. "[Это] позволяет исключить возникновение неосновательного обогащения на стороне пострадавших кредиторов", - говорится в определении.
Однако взыскание с родственников возможно только в пределах стоимости имущества, "хотя и сменившего собственника, но, по сути, оставленного в семье". Эта позиция распространяется на любое имущество, которое было им передано, - как связанное с обанкротившейся компанией, так и не связанное, следует из определения СКЭС. "Не имеет правового значения, какое именно имущество контролирующих лиц освобождается от притязаний кредиторов на основании подобной сделки - приобретенное за счет незаконно полученного дохода или иное, поскольку контролирующее лицо отвечает перед кредиторами всем своим имуществом, за исключением того, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание", - указала СКЭС ВС РФ.