Последнее обновление: 14.03.2025
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи

- Главная
- "ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (утв. Минздравсоцразвития РФ) (Часть 1)

16. Порядок проведения инвентаризации и отражение ее результатов в бюджетном учете
N п/п | Полное наименование | Реквизиты | Сокращенное наименование |
1 | Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств | Приказ Минфина России от 13.06.1995 N 49 | Приказ Минфина России N 49 |
2 | Инструкция о порядке проведения в организациях ревизий и проверок учета, использования и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней | Приказ Минфина России от 15.10.1999 N 68н | Приказ Минфина России N 68н |
Для обеспечения достоверности данных бюджетного учета и отчетности все учреждения здравоохранения обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Проведение инвентаризации обязательно:
при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
перед составлением годовой бюджетной отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года);
при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
при реорганизации или ликвидации учреждения перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса;
в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются приказом руководителя учреждения здравоохранения, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Приказ оформляется в соответствии с унифицированной формой N ИНВ-22 (ф. 0317018) "Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации".
В приказе о проведении инвентаризации также определяются цели и задачи проведения инвентаризации, состав постоянно действующей инвентаризационной комиссии.
Председателем инвентаризационной комиссии может быть руководитель учреждения здравоохранения, его заместитель или иное должностное лицо, обладающее распорядительными правами.
Заместителем председателя комиссии может быть главный бухгалтер учреждения здравоохранения или его заместитель.
В состав инвентаризационной комиссии могут входить:
бухгалтер по материальному учету;
юрист;
специалист административно-хозяйственного отдела, отвечающий за закупку материальных ценностей;
специалист информационной службы, занимающийся эксплуатацией компьютерной техники;
специалист по экономическим вопросам;
специалисты других служб, знания и опыт которых позволят обеспечить эффективность проведения инвентаризации.
В состав инвентаризационной комиссии не включаются материально ответственные лица, в подотчете у которых находятся ценности, подлежащие инвентаризации.
Результаты инвентаризации своевременно регистрируются без каких-либо пропусков или изъятий и отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором она была закончена, а по годовой инвентаризации - в годовой бюджетной отчетности.
16.3. Порядок проведения инвентаризации объектов основных средств и отражение ее результатов в учетеИнвентаризации подлежат все основные средства учреждения здравоохранения, в том числе числящиеся на забалансовых счетах.
Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет.
При продаже основных средств учреждения здравоохранения проведение инвентаризации обязательно в части основных средств, подлежащих продаже.
Инвентаризация основных средств производится по их местонахождению и материально ответственному лицу.
До начала инвентаризации проверяется:
наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;
наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;
наличие документов на основные средства, сданные или принятые учреждением в аренду и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.
При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бюджетного учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.
Результаты инвентаризации фактического наличия объектов основных средств, находящихся в учреждении здравоохранения, отражаются в Инвентаризационной описи (сличительной ведомости) по объектам нефинансовых активов.
Инвентаризационная комиссия производит осмотр объектов основных средств и заносит в Инвентаризационную опись полное их наименование, инвентарные номера, единицу измерения; сведения о фактическом наличии (цена, количество); сведения по данным бюджетного учета (количество, сумма); сведения о результатах инвентаризации (по недостаче и по излишкам - количество и сумма).
При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов на балансе учреждения здравоохранения.
Проверяется также наличие документов на земельные участки и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в оперативном управлении учреждения здравоохранения.
Данные по земельным участкам, находящимся в оперативном управлении учреждения здравоохранения, должны сверяться с данными государственного кадастрового учета: выписок из государственного земельного кадастра, а также в предусмотренных законом случаях копий хранящихся в кадастровом деле документов.
При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бюджетного учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.
Например, по зданиям - указать их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая полезная площадь), число этажей (без подвалов, полуподвалов и т.д.), год постройки и др.
Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов должна быть произведена по рыночной цене с учетом износа. Сведения об оценке объектов основных средств оформляются соответствующим актом.
Основные средства вносятся в Инвентаризационную опись по наименованиям в соответствии с прямым назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.
Если комиссией установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бюджетном учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о произведенных изменениях.
Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера по техническому паспорту организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д.
Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты и т.д. одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделений учреждения здравоохранения и учитываемые на типовой инвентарной карточке группового учета, в описях проводятся по наименованиям с указанием количества этих предметов.
Основные средства, которые в момент инвентаризации находятся вне места нахождения учреждения (автомашины; отправленные в капитальный ремонт машины и оборудование и т.п.), инвентаризуются до момента временного их выбытия.
На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).
Инвентаризационная опись оформляется в двух экземплярах и подписывается всеми членами комиссии и лицом, ответственным за сохранность ценностей, и доводится до сведения руководителя учреждения здравоохранения.
Один экземпляр описи передается в бухгалтерию учреждения здравоохранения, второй остается у материально ответственного лица.
При смене материально ответственного лица Инвентаризационная опись составляется в трех экземплярах. Один экземпляр передается материально ответственному лицу, сдавшему ценности, второй - материально ответственному лицу, принявшему ценности, и третий - в бухгалтерию.
Подчистки и помарки в Инвентаризационной описи не допускаются.
Исправления оговариваются и подписываются членами комиссии и материально ответственным лицом.
При выявлении недостач или излишков основных средств в Инвентаризационной описи указывается их сумма и обстоятельства возникновения.
В случае, когда при инвентаризации выявлены расхождения между фактическим наличием основных средств и учетными данными, оформляется Ведомость расхождений по результатам инвентаризации.
Ведомость является основанием для составления Акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835).
В Акте о результатах инвентаризации указываются номер и дата Ведомости расхождений, на основании которой составлен Акт.
В Акте о результатах инвентаризации отражается: наименование объекта инвентаризации, единица измерения, количество, номер счета бюджетного учета, стоимость за единицу, недостача по дебету и кредиту, отнесенная за счет учреждения, за счет виновных лиц, оприходование излишков по дебету и по кредиту.
Акт подписывается председателем и всеми членами инвентаризационной комиссии.
Подписанный руководителем учреждения здравоохранения Акт о результатах инвентаризации является основанием для осуществления соответствующих записей в бюджетном учете.
Типовые записи по отражению в бюджетном учете результатов инвентаризации основных средств:
Материальные запасы заносятся в инвентаризационные описи по каждому наименованию с указанием вида, группы и других необходимых данных (артикула, сорта и др.).
Излишки материальных запасов принимаются к учету по рыночной стоимости.
В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков.
Типовые записи по отражению в бюджетном учете результатов инвентаризации материальных запасов:
В сроки, установленные руководителем учреждения здравоохранения, а также при смене кассиров производится внезапная инвентаризация (ревизия) кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе.
До начала проверки фактического наличия денежных средств и денежных документов инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации ПКО, РКО, отчет кассира.
Кассир должен дать расписку о том, что к началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на денежные средства и денежные документы сданы в бухгалтерию и все денежные средства и денежные документы, поступившие на его ответственность, оприходованы, а выбывшие - списаны в расход.
Если при проведении инвентаризации (ревизии) хотя бы один член инвентаризационной комиссии отсутствует, то результаты инвентаризации признаются недействительными.
Инвентаризационная комиссия проверяет достоверность данных бюджетного учета и фактического наличия денежных средств, разных ценностей и документов, находящихся в кассе, путем полного пересчета.
Во время проведения инвентаризации (ревизии) операции по приему и выдаче денежных средств не производятся.
Остаток денежной наличности в кассе сверяется с данными учета по Кассовой книге.
В условиях автоматизированного ведения Кассовой книги должна производиться проверка правильности работы программных средств обработки кассовых документов.
Результаты инвентаризации фактического наличия денежных средств, находящихся в кассе учреждения здравоохранения, отражаются в Инвентаризационной описи наличных денежных средств.
В Инвентаризационной описи наличных денежных средств указываются: сведения о наличии денежных средств в кассе учреждения здравоохранения фактически и по учетным данным цифрами и прописью; сведения о результатах инвентаризации - недостачах и излишках.
Результаты инвентаризации фактического наличия денежных документов, находящихся в кассе учреждения здравоохранения, отражаются в Инвентаризационной описи (сличительной ведомости) бланков строгой отчетности и денежных документов.
В Инвентаризационной описи (сличительной ведомости) бланков строгой отчетности и денежных документов указываются: сведения о наличии денежных документов фактически и по учетным данным с указанием наименования, кода денежного документа, его серии, номера, цены, количества и суммы; сведения о результатах инвентаризации - недостачах и излишках.
Инвентаризационная опись оформляется в двух экземплярах и подписывается всеми членами комиссии и кассиром, ответственным за сохранность ценностей, и доводится до сведения руководителя учреждения здравоохранения.
Один экземпляр Описи передается в бухгалтерию учреждения здравоохранения, второй - остается у кассира.
При смене кассира Опись составляется в трех экземплярах. Один экземпляр передается кассиру, сдавшему ценности, второй - кассиру, принявшему ценности, и третий - в бухгалтерию.
Подчистки и помарки в Инвентаризационной описи не допускаются.
Исправления оговариваются и подписываются членами комиссии и кассиром.
При выявлении недостачи или излишков ценностей в кассе в Описи указывается их сумма и обстоятельства возникновения.
В случае, когда при инвентаризации выявлены расхождения между фактическим наличием денежных средств и денежных документов и учетными данными, оформляется Ведомость расхождений по результатам инвентаризации.
В Ведомости фиксируются установленные расхождения с данными бюджетного учета: недостачи или излишки в количественном и суммовом выражении.
Ведомость является основанием для составления Акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835).
Выдача денег из кассы, не подтвержденная распиской получателя в РКО или другом заменяющем его документе, в оправдание остатка наличных денег в кассе не принимается. Такая сумма рассматривается как недостача денежных средств в кассе учреждения здравоохранения и подлежит взысканию с кассира.
Типовые записи по отражению в бюджетном учете результатов инвентаризации наличных денежных средств и денежных документов:
- Главная
- "ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (утв. Минздравсоцразвития РФ) (Часть 1)