Последнее обновление: 12.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.12.2001 N 848 (ред. от 17.03.2009) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ (2002-2010 ГОДЫ)" (Часть 2)
III. Система мероприятий подпрограммы
В подпрограмме выделены следующие мероприятия:
совершенствование технологий управления авиаперевозками;
развитие парка воздушных судов;
модернизация действующего парка магистральных самолетов;
развитие объектов наземной авиатранспортной инфраструктуры;
безопасность авиатранспортной системы, состоящая из обеспечения авиационной безопасности и безопасности полетов в гражданской авиации;
поставка воздушных судов и тренажеров для учебных заведений гражданской авиации;
нормативное правовое и научно-техническое обеспечение деятельности гражданской авиации;
прочие потребности функционирования гражданской авиации.
Перечень важнейших мероприятий подпрограммы, реализуемых в 2006-2009 годах, приведен в приложении N 3.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 258)
Ресурсное обеспечение мероприятий подпрограммы по основным программным задачам имеет следующую структуру.
Инвестиционные мероприятия
Решение задачи совершенствования технологий управления авиаперевозками направлено на совершенствование системы обслуживания пассажиров и грузоотправителей в соответствии с Концепцией развития гражданской авиационной деятельности в Российской Федерации, Основами политики Российской Федерации в области авиационной деятельности до 2010 года и международной практикой стимулирования развития российских транспортных систем, в том числе за счет осуществления следующих мероприятий:
установление требований к взаимодействию российских автоматизированных систем обслуживания пассажиров и грузоотправителей (инвенторных и распределительных систем продажи авиаперевозок, систем регистрации и отправок пассажиров, систем бронирования и отправок грузов и т. п.), к используемым техническим и программным средствам, в том числе осуществляющим взаимодействие российских и зарубежных систем;
признание российских систем взаиморасчетов, бронирования и продажи авиаперевозок в международных организациях и ассоциациях, а также зарубежными авиакомпаниями - участниками российского рынка авиаперевозок;
взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти в области создания систем продажи, бронирования и взаиморасчетов для реализации интермодальных перевозок.
Объемы инвестиций на реализацию этой задачи определены:
в 2002-2005 годах - исходя из фактического объема инвестиций в соответствии с отчетами о ходе реализации подпрограммы в указанные годы;
в 2006-2007 годах- в соответствии с планом реализации подпрограммы;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 258)
в 2008-2009 годах - в соответствии с прогнозами потребностей российских авиакомпаний.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 258)
Инвестиции на реализацию указанных мероприятий составляют в 2002-2009 годах 1768 млн. рублей, в том числе за счет средств внебюджетных источников - 1874,5 млн. рублей, а в 2005-2010 годах - 548,4 млн. рублей, в том числе за счет средств внебюджетных источников - 548,4 млн. рублей. Ресурсное обеспечение совершенствования технологий управления авиаперевозками приведено в приложении N 4.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 258)
Содержанием задачи развития парка воздушных судов нового поколения является обновление парка воздушных судов в соответствии с ростом платежеспособного спроса и требованиями авиатранспортного рынка к качеству и эффективности авиаперевозок и авиационных работ.
Для успешного осуществления планируемого объема авиаперевозок и выполнения авиационных работ авиакомпаниям в 2002-2009 годах потребуется 270 новых воздушных судов, в том числе 151 магистральный и региональный самолет и 119 вертолетов (различные типы), учитывая нарастающее списание устаревшей части эксплуатируемого парка и планируемое в этот период поэтапное введение в действие на территории Российской Федерации ограничений ИКАО по точности самолетовождения, авиационному шуму и эмиссии вредных веществ при полетах воздушных судов.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 258)
Такое развитие парка обеспечит к 2009 году увеличение в структуре его провозной мощности доли современных воздушных судов всех типов до 52 процентов и доли самолетов, соответствующих требованиям главы 3 Приложения 16 к Чикагской конвенции, - до 77 процентов. Это необходимо для удовлетворения спроса на авиаперевозки, развития региональных авиаперевозок, повышения эффективности авиатранспортной деятельности и доступности воздушного транспорта, а также для существенного снижения вредного воздействия авиации на окружающую среду.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 258)
В ходе переоснащения парка воздушных судов современными типами самолетов и вертолетов всех классов предполагается стимулирование поступления новых воздушных судов на основе государственной поддержки приобретения воздушных судов на основе лизинга. Обновление парка воздушных судов будет осуществляться в основном за счет авиатехники отечественного производства, а также за счет поставок со вторичного рынка по реэкспорту. Поставки новых воздушных судов должны стать системообразующим фактором в формировании перспективного парка российских авиакомпаний. Для этого на основе расширения деятельности лизинговых компаний с участием государства предполагается обеспечить:
увеличение объемов поступления в эксплуатацию выпускаемых современных типов магистральных и региональных самолетов, а также вертолетов российского производства;
осуществление поставок в 2007-2009 годах новой авиационной техники российского производства, включая магистральные и региональные самолеты, а также вертолеты.
Наличие обоснованных заявок авиакомпаний на приобретение новых воздушных судов позволяет рассчитывать, что в 2005-2009 годах парк пополнится не менее чем 60 пассажирскими самолетами, 24 грузовыми самолетами и 105 вертолетами различных типов. Вместе с тем оценка перспективного консолидированного заказа на приобретение новых воздушных судов подлежит ежегодному уточнению по мере стабилизации ценовой политики авиапромышленности на рынке новых типов воздушных судов и повышения качества послепродажного обеспечения их эксплуатации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 258)
Объем инвестиций на приобретение российскими авиакомпаниями новых воздушных судов на условиях лизинга, кредита и прямых закупок в 2002-2005 годах определен в соответствии с фактическими данными по поставкам парка, а в 2006-2009 годах - в соответствии с обоснованными заявками российских авиакомпаний.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 258)
Потребность в средствах на развитие парка воздушных судов нового поколения составляет 185138,9 млн. рублей. Затраты на проведение сертификационных испытаний учитываются в федеральной целевой программе "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и до 2015 года".
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 258)
В 2002-2005 годах наблюдалось отставание в осуществлении поставок новых воздушных судов российским авиакомпаниям. В этот период фактические поставки новых воздушных судов российского производства на условиях лизинга, кредита и прямых закупок составили 55 единиц (в том числе магистральных и региональных пассажирских самолетов - 29 единиц, магистральных и региональных грузовых самолетов - 17 единиц, вертолетов - 9 единиц) против 198 запланированных. Причиной такого отставания является сложная ситуация в авиационной промышленности, не позволившая обеспечить наращивание производства новой авиационной техники в предусмотренных объемах. Кроме того, начиная с 2001 года существенный рост цен на российские воздушные суда не позволил авиакомпаниям активно осуществлять обновление парка.
При проведении работ по корректировке подпрограммы для обеспечения реализации мероприятий по обновлению парка воздушных судов были учтены заявки 69 авиакомпаний, на основании которых (с учетом наличия парка воздушных судов по состоянию на 1 января 2004 г., а также прогноза изменения численности действующего парка по отработке назначенных ресурсов и календарных сроков службы) были уточнены планируемые поставки воздушных судов на период до 2009 года.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 258)
Прогноз списания эксплуатируемого парка воздушных судов представлен в приложении N 5, а поставки новых воздушных судов - в приложении N 6.
На основе уточненных объемов планируемых поставок воздушных судов выделены крупные инвестиционные проекты приобретения воздушных судов на основе лизинга.
Поставки воздушных судов на основе лизинга при государственной поддержке предоставляют возможность:
погашения стоимости поставляемых воздушных судов с долгосрочной (8-15 лет) рассрочкой и с включением лизинговых платежей в состав текущих затрат;
возмещения части затрат на уплату лизинговых платежей за счет средств федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2002 г. N 466 и изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2004 г. N 756;
обновления парка воздушных судов для авиакомпаний, обеспечивающих социально значимые перевозки в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, финансовое состояние которых не позволяет использовать другие механизмы обновления парка;
создания условий для удовлетворения растущего спроса населения и хозяйствующих субъектов Российской Федерации на авиаперевозки и авиационные работы, обеспечения конкурентоспособности российских авиаперевозчиков на мировом авиатранспортном рынке.
Инвестиционные проекты приобретения воздушных судов нового поколения на основе лизинга представлены в приложении N 7. В указанных проектах предусматривается приобретение 27 магистральных пассажирских самолетов в 2004-2009 годах. Необходимое ресурсное обеспечение развития парка воздушных судов (приобретение новых воздушных судов, разрабатываемых и производимых в России) приведено в приложении N 8.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 258)
Решение задачи модернизации действующего парка магистральных самолетов в соответствии с требованиями ИКАО также приобретает большое значение.
Начиная с апреля 2002 года в мире расширяется практика введения ограничений на полеты воздушных судов, не удовлетворяющих требованиям ИКАО в отношении уровня шума и эмиссии вредных веществ авиационными двигателями. В настоящее время около половины международных воздушных перевозок, выполняемых российскими авиакомпаниями, осуществляется в страны, которые ввели запрет на полеты самолетов, не удовлетворяющих требованиям главы 3 Приложения 16 к Чикагской конвенции, в то время как доля таких самолетов в провозной мощности российского парка превышает 60 процентов по пассажирским самолетам и 70 процентов по грузовым самолетам.
Кроме того, вопросы повышения безопасности полетов при современной загруженности воздушного пространства на международных авиатрассах обусловили введение более жестких требований к точности самолетовождения и составу пилотажно-навигационного оборудования. Существующие объективные проблемы, препятствующие интенсивному обновлению российского парка на основе отечественной авиатехники нового поколения, обусловили необходимость проведения модернизации эксплуатируемого парка самолетов с целью сохранения за российскими авиакомпаниями рынка международных перевозок на наиболее интенсивных направлениях (страны Европы и Юго-Восточной Азии, Северная Америка).
В 2002-2005 годах различным вариантам модернизации были подвергнуты 486 российских самолетов. Модернизация проводилась в отношении установки звукопоглощающих конструкций на авиадвигатели самолетов Ту-154М и Як-42, установки систем предупреждения столкновения самолетов в воздухе (TCAS, ACAS-2), систем зональной навигации (BRNAV), систем обеспечения сокращения норм вертикального эшелонирования (RVSM). В 2002-2005 годах не проводились работы по замене типа двигателей (ремоторизации) на самолетах Ил-86, Ил-76 и Ту-134 из-за отсутствия необходимой документации и высокой стоимости этих работ.
В связи с этим ресурсное обеспечение модернизации действующего парка магистральных самолетов в соответствии с требованиями ИКАО составило всего 7647 млн. рублей, или 12,5 процента предусмотренного подпрограммой объема.
Однако увеличение объемов авиаперевозок, ожидаемое введение запретов на полеты воздушных судов, не соответствующих требованиям ИКАО, в других странах мира, а также необходимость улучшения экологического состояния российского парка самолетов и гармонизации действующих в России стандартов самолетовождения с мировой практикой определяют целесообразность проведения в 2006-2009 годах модернизации еще 109 эксплуатируемых самолетов. Объем модернизации действующего парка самолетов приведен в приложении N 9.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 258)
Объем инвестиций в модернизацию действующего парка самолетов определен в 2002-2005 годах исходя из фактических данных в соответствии с отчетами о реализации подпрограммы за этот период, в 2006 году - в соответствии с утвержденным планом, в 2007-2009 годах - в соответствии с прогнозом потребности проведения различных видов модернизации. Затраты составят 15876,7 млн. рублей. Распределение затрат на модернизацию действующего парка магистральных самолетов в соответствии с требованиями ИКАО представлено в приложении N 10.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 258)
В рамках задачи развития объектов наземной авиатранспортной инфраструктуры осуществлялись следующие мероприятия.
В соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года в структуре опорной сети аэропортов федерального значения выделены узловые аэропорты (крупные пересадочные аэропорты, которые обеспечивают международные и внутренние трансферные авиаперевозки) и региональные аэропорты.
В 2002-2005 годах выполнялись работы по реконструкции объектов (искусственных покрытий взлетно-посадочных полос, аэровокзальных комплексов, объектов топливообеспечения, светосигнального оборудования и так далее) в 36 аэропортах.
За счет средств федерального бюджета осуществлялась реконструкция аэродромов в 25 аэропортах федерального значения - Внуково, Домодедово, Воркута, Архангельск, Махачкала, Нальчик, Владикавказ, Минеральные Воды, Ставрополь, Астрахань, Пермь, Ульяновск, Емельянова (г. Красноярск), Норильск, Иркутск, Новосибирск, Томск, Якутск, Хабаровск, Благовещенск, Петропавловск-Камчатский, Магадан, Южно-Сахалинск, Пулково (г. Санкт-Петербург) и Хатанга. Продолжалось строительство новых аэропортов в гг. Сыктывкаре и Омске (Федоровка), аэровокзального комплекса - в г. Сочи. В соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой, утверждаемой ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, проводилась модернизация объектов аэропортов регионального (местного) значения в гг. Нарьян-Маре, Кызыле, Николаевске-на-Амуре, с. Богородском, пос. Зональном, Палане и Казачинском.
За этот период завершена реконструкция взлетно-посадочных полос в аэропортах Казань, Нарьян-Мар, Нальчик, Южно-Сахалинск, Архангельск, Томск, Богородское, объектов наземной инфраструктуры - в Пулково, аэровокзалов - во Внуково, Кольцово, в г. Кызыле и пос. Казачинском, осуществлена замена светосигнального оборудования взлетно-посадочной полосы в аэропортах Хатанга, Якутск, Нальчик, Барнаул, Архангельск и Южно-Сахалинск.
Реконструкция действующих взлетно-посадочных полос осуществляется поэтапно с применением новых технологий и с использованием готовых участков искусственного покрытия для полетов (аэропорты Пермь, Владикавказ, Емельяново (г. Красноярск), Хабаровск и Иркутск). Вместе с тем темпы модернизации объектов наземной инфраструктуры сдерживаются из-за значительного отставания ресурсного обеспечения за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Ресурсное обеспечение развития объектов наземной инфраструктуры в 2002-2005 годах составило 17841,9 млн. рублей, или 49 процентов утвержденного подпрограммой объема. За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации капитальные вложения составили 1945,2 млн. рублей, или 18,3 процента утвержденного подпрограммой объема, за счет средств внебюджетных источников - 4296,6 млн. рублей, или 17,8 процента.
Для повышения уровня регулярности полетов, а также качества обслуживания авиапассажиров предусматривается развитие основных объектов инфраструктуры аэропортов федерального значения и региональных аэропортов за счет всех источников финансирования согласно приложению N 11, в том числе объектов наземной инфраструктуры аэропортов, являющихся составными элементами международных транспортных коридоров.
В отдельную группу выделены объекты региональных аэропортов, включенных в другие федеральные целевые и региональные программы, согласно приложению N 12. Указанные объекты финансируются в соответствии с федеральной целевой программой "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)".
Реконструкция аэропортов Казань, Уфа, Грозный, Оха и Менделеево осуществляется в рамках других федеральных целевых программ.
В подпрограмме предусмотрен ввод в эксплуатацию после реконструкции 45 взлетно-посадочных полос. В 30 аэропортах предусмотрено осуществить замену светосигнального оборудования взлетно-посадочных полос.
На основе прогноза социально-экономического развития страны выделены крупные инвестиционные проекты строительства и реконструкции объектов 24 аэропортов, которые включают в себя следующие проекты:
крупные проекты узловых аэропортов;
пилотные проекты узловых аэропортов федерального значения;
пилотные проекты региональных аэропортов;
пилотные проекты региональных аэропортов (местного значения).
Наиболее значимыми проектами развития объектов инфраструктуры аэропортов Московского авиаузла являются:
аэропорт Шереметьево - расширение и реконструкция взлетно-посадочных полос со строительством рулежных дорожек скоростного схода;
аэропорт Внуково - реконструкция взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек и перронов аэропорта, замена светосигнального оборудования;
аэропорт Домодедово - реконструкция взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек и мест стоянок самолетов. Реконструкция аэродромов крупных узловых аэропортов Шереметьево, Домодедово и Внуково, выполняющих около 60 процентов объемов авиаперевозок, позволит увеличить международный транзит через аэропорты, повысить их конкурентоспособность на рынке авиационных услуг, привлечь дополнительные пассажиропотоки и внебюджетные средства на расширение аэровокзальных и топливозаправочных комплексов;
аэропорт Пулково (г. Санкт-Петербург) - реконструкция взлетно-посадочной полосы N 2, рулежных дорожек, замена светосигнального, радиотехнического и метеорологического оборудования в соответствии с III категорией ИКАО. Реализация этого проекта в 2006 году направлена на обеспечение проведения встречи глав государств "Большой восьмерки" в июле 2006 г.;
аэропорт Толмачево (г. Новосибирск) - расширение аэропорта, строительство взлетно-посадочной полосы N 2. Реализация этого проекта позволит значительно увеличить пропускную способность крупного международного аэропорта, обеспечить прием практически всех типов воздушных судов зарубежных и российских авиакомпаний, выполняющих полеты по транссибирским и кроссполярным маршрутам, а также круглосуточное обеспечение полетов в зимний период. Ввод в действие новой взлетно-посадочной полосы придаст импульс привлечению средств в развитие остальной инфраструктуры аэропорта за счет внебюджетных источников;
аэропорт Геленджик - строительство новой взлетно-посадочной полосы и аэровокзала. Реализация этого проекта позволит существенно повысить роль Черноморского побережья России как международного курортного центра;
аэропорт Минеральные Воды - реконструкция аэропорта, строительство новой взлетно-посадочной полосы. Реализация этого проекта позволит осуществлять без ограничений эксплуатацию новых типов воздушных судов, что будет способствовать увеличению объемов авиаперевозок и удовлетворению спроса населения и хозяйствующих субъектов курортной зоны юга России на авиаперевозки и выполнение авиационных работ, созданию условий для обновления основных фондов аэропорта и внедрению современных технологий для обеспечения международного уровня обслуживания авиапассажиров.
Объемы государственных капитальных вложений на 2005-2010 годы, направленных на развитие объектов наземной инфраструктуры и обеспечение безопасности функционирования гражданской авиации, приведены в приложении N 13. Объемы инвестиций на 2007 год указаны в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2007 год" и планом реализации подпрограммы. Объемы инвестиций на 2008-2009 годы указаны в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 258)
В настоящей подпрограмме учитываются также осуществляемые на авиапредприятиях за счет средств внебюджетных источников мероприятия по строительству, расширению и реконструкции:
грузовых комплексов (терминалов) - в аэропортах Пулково, Норильск, Астрахань, Ростов-на-Дону, Якутск, Хабаровск, Минеральные Воды, Самара, Архангельск, Калининград, Томск, Магадан, Челябинск, Волгоград и Улан-Удэ;
объектов авиатопливообеспечения - в аэропортах Шереметьево, Домодедово, Внуково, Пулково, Толмачево, Архангельск, Кольцово, Якутск, Барнаул, Нижневартовск, Сургут, Рощино, Улан-Удэ, Мурманск, Астрахань, Волгоград, Воронеж и Оренбург;
ангаров - в аэропортах Внуково, Архангельск, Пулково, Новокузнецк, Домодедово и Шереметьево.
В составе проектов реконструкции объектов аэропортов предусматривается оснащение оборудованием, средствами механизации и автоматизации аэровокзальных комплексов (телетрапы, интерьерное технологическое оборудование, оборудование комплектации и выдачи багажа, таможенного и пограничного досмотра, контроля авиационной безопасности и др.), грузовых комплексов (подъемно-транспортное, комплектовочное, сортировочное и др.), а также складов горюче-смазочных материалов, систем централизованной заправки воздушных судов и объектов технического обслуживания воздушных судов (ангаров).
Объем капитальных вложений на развитие объектов авиатранспортной инфраструктуры в 2002-2004 годах определен исходя из фактических данных в соответствии с отчетами о реализации подпрограммы, в 2005 году - в соответствии с утвержденным федеральным бюджетом на 2005 год, в 2006-2009 годах - в соответствии с утвержденной и разрабатываемой проектно-сметной документацией и титульными списками строек.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 258)
Капитальные вложения на развитие объектов авиатранспортной инфраструктуры на период 2002-2009 годов составляют 126533,8 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 91697,8 млн. рублей, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 3818,6 млн. рублей, средств внебюджетных источников - 31017,4 млн. рублей. Ресурсное обеспечение развития объектов авиатранспортной инфраструктуры приведено в приложении N 14.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.04.2008 N 258, от 17.03.2009 N 236)
Инвестиции за счет средств федерального бюджета направляются на расширение, реконструкцию и техническое перевооружение объектов, находящихся в федеральной собственности.
Инвестиции за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации предназначены для развития объектов аэропортов, имеющих особое значение для жизнедеятельности регионов, а также для расширения и реконструкции объектов, не находящихся в федеральной собственности.
Внебюджетные средства учтены в подпрограмме на основе согласованных руководителями организаций гражданской авиации титульных списков строек и инвестиционных планов развития аэропортов.
Предполагается, что развитие объектов наземной инфраструктуры в аэропортах Омск (Федоровка), Домодедово, Толмачево, Норильск и Внуково будет осуществляться также с применением форм государственно-частного партнерства. Внебюджетные средства могут быть привлечены для развития аэропортов Шереметьево, Казань, Тюмень, Сургут, Уфа, Владивосток, Екатеринбург, Нижневартовск, Ноябрьск и Тюмень.
Безопасность авиатранспортной системы
Необходимо обеспечить устойчивую работу гражданской авиации в области авиационной безопасности на основе:
совершенствования государственной системы обеспечения авиационной безопасности, адаптированной к международным стандартам и требованиям;
реализации принципа главенства в системе обеспечения авиационной безопасности аэропорта и его требований ко всем иным участникам авиатранспортного процесса.
Необходимо обеспечить эффективную работу гражданской авиации в области безопасности полетов на основе:
совершенствования государственной системы обеспечения безопасности полетов гражданских воздушных судов;
разработки и внедрения в практику системы учета человеческого фактора;
проведения в предприятиях гражданской авиации мероприятий по повышению системы контроля надежности, организации исследований аварийных и отказавших объектов авиационной техники;
реализации принципа главенства в системе обеспечения безопасности полетов требований авиаперевозчика ко всем иным участникам авиатранспортного процесса.
Защита от терроризма и иных актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации должна быть обеспечена с использованием средств федерального бюджета не только в аэропортах федерального значения, но и в региональных аэропортах.
Важнейшими результатами реализации указанных мероприятий являются:
предотвращение и пресечение актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации;
достижение мирового уровня показателей безопасности полетов, сокращение количества авиационных происшествий, минимизация и последующее устранение фактов гибели людей в авиационных катастрофах.
Одной из основных задач государственной поддержки гражданской авиации является оснащение аэропортов и авиапредприятий России современными техническими средствами авиационной безопасности.
При этом основные усилия направляются на оснащение такими средствами аэропортов юга России, узловых аэропортов, федеральных и региональных аэропортов, осуществляющих международные рейсы, имеющих важное значение для развития транспортной системы России.
Необходимое количество технических средств авиационной безопасности (для 110 наиболее важных аэропортов) приведено в приложении N 15.
Ресурсное обеспечение безопасного функционирования гражданской авиации в 2002-2005 годах составило 480,8 млн. рублей. За этот период не выделялись средства федерального бюджета на приобретение оборудования авиационной безопасности. Отставание в финансировании этой важной задачи подпрограммы связано как с финансовыми проблемами авиапредприятий, так и с недостаточным выделением в этот период бюджетных средств на указанные цели.
Объемы инвестиций на обеспечение авиационной безопасности и безопасности полетов в 2002-2005 годах определены исходя из фактических данных в соответствии с отчетами о реализации подпрограммы, в 2006 году - в соответствии с утвержденным планом, в 2007-2009 годах - в соответствии с возможностями федерального бюджета.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 258)
Объем инвестиций для обеспечения авиационной безопасности и безопасности полетов гражданской авиации на 2002-2009 годы составляет 1271 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 14,6 млн. рублей, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 61,5 млн. рублей, за счет средств внебюджетных источников (собственные средства авиапредприятий) - 1194,9 млн. рублей.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 258)
Объем инвестиций для обеспечения авиационной безопасности и безопасности полетов в гражданской авиации приведен в приложении N 16.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 258)
Задачей поставки воздушных судов и тренажеров для учебных заведений гражданской авиации является обеспечение подготовки летного и технического составов в учебных заведениях гражданской авиации, соответствующих международным стандартам. В 2006-2009 годах необходимо осуществить поставки в Ульяновское высшее авиационное училище и Бугурусланское летное авиационное училище учебных самолетов и комплексных тренажеров учебных самолетов, а также иного оборудования для обеспечения учебного процесса.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 258)
Ресурсное обеспечение поставок воздушных судов и тренажеров для учебных заведений гражданской авиации приведено в приложении N 17.
Научно-техническое обеспечение подпрограммы
Научно-техническое обеспечение подпрограммы осуществляется с целью реализации мероприятий подпрограммы, а также обеспечения прочих потребностей функционирования гражданской авиации.
В 2002-2003 годах научно-техническое обеспечение подпрограммы осуществлялось по 7 основным направлениям, в 2002 году было выполнено 19 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в 2003 году - 10, в 2004 году - 10, в 2005 году - 10 таких работ.
Расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в 2002 году составили 63,3 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 2,5 млн. рублей, за счет средств внебюджетных источников (собственные средства авиапредприятий) - 60,8 млн. рублей. В 2003 году расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы составили 97 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 2,8 млн. рублей, за счет средств внебюджетных источников (собственные средства авиапредприятий) - 94,2 млн. рублей.
В 2004 году расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы составили 200,4 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 3,1 млн. рублей, за счет средств внебюджетных источников (собственные средства авиапредприятий) - 197,3 млн. рублей.
В 2005 году расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы составили 184,1 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 5 млн. рублей, за счет средств внебюджетных источников - 179,1 млн. рублей.
В 2006-2009 годах предполагается проведение работ по 6 основным направлениям. Для обеспечения принципа комплексности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ предлагается в 2006-2009 годах принять следующие направления в объеме 578,1 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 35,5 млн. рублей.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 258)
Разработка обоснований и технических предложений по развитию парка новых воздушных судов и авиадвигателей, по модернизации действующих типов воздушных судов и авиадвигателей
Это направление включает в себя научно-техническое обеспечение инвестиционных проектов развития парка воздушных судов нового поколения и модернизации действующего парка магистральных самолетов в соответствии с требованиями ИКАО, а также обеспечения прочих потребностей гражданской авиации. Проводимые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по данному направлению носят в основном прикладной характер. Они направлены на разработку прогнозов спроса на авиаперевозки и авиационные работы, технических предложений по новым воздушным судам, на научное сопровождение сертификации воздушных судов (до получения сертификата типа) и авиадвигателей, на обоснование количественных показателей их поставок по годам реализации подпрограммы, а также на научное обоснование необходимого количества модифицируемых воздушных судов, а также вида проводимой модернизации. Кроме того, в рамках этого направления разрабатываются федеральные авиационные правила, связанные с вводом в эксплуатацию новых и модифицированных воздушных судов.
Разработка новых принципов и методологий поддержания летной годности
Это направление включает в себя научно-техническое обеспечение развития парка воздушных судов нового поколения и модернизации действующего парка магистральных самолетов в соответствии с требованиями ИКАО, а также нормативного правового обеспечения гражданской авиации. Проводимые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по этому направлению носят прикладной характер. Они направлены на разработку прогнозов состояния парка самолетов, вертолетов и авиадвигателей, прогнозов наличия и списания действующей авиационной техники, разработку методологии поддержания летной годности новых воздушных судов и авиадвигателей.
Разработка предложений по развитию наземной авиатранспортной инфраструктуры
Это направление включает в себя научно-техническое обеспечение развития объектов авиатранспортной (наземной) инфраструктуры, а также нормативного правового обеспечения гражданской авиации. Проводимые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по этому направлению носят прикладной характер. Они направлены на разработку прогнозов развития аэропортов России, оптимизацию их количества, разработку технологических норм проектирования аэродромов, аэровокзалов, грузовых комплексов, ангарных комплексов, складов горюче-смазочных материалов и других объектов авиатранспортной инфраструктуры, а также на разработку технических требований к оборудованию.
Разработка методов и средств обеспечения безопасного функционирования гражданской авиации
Это направление включает в себя научно-техническое обеспечение безопасного функционирования гражданской авиации, а также нормативного правового обеспечения гражданской авиации. Исследования, проводимые в этих рамках, носят прикладной характер. Они направлены на разработку технических требований к новым техническим средствам досмотра пассажиров, багажа и груза, детекторам паров взрывчатых веществ, техническим средствам и оборудованию для обеспечения безопасности полетов, а также на разработку прогнозов потребности в технических средствах обеспечения безопасности полетов.
Исследования по совершенствованию технологий управления авиаперевозками
Это направление включает в себя научно-техническое обеспечение совершенствования технологий управления авиаперевозками, а также нормативного правового обеспечения гражданской авиации. Исследования, проводимые в этих рамках, носят прикладной характер. Они направлены на подготовку предложений для разработки требований к предприятиям, осуществляющим деятельность по обслуживанию пассажиров, к взаимодействию российских автоматизированных систем обслуживания пассажиров, а также к программному и техническому обеспечению этих процессов.
Паспорта научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ приведены в приложении N 18.
Система мероприятий подпрограммы в федеральных округах
В системе мероприятий подпрограммы применительно к федеральным округам предусмотрены инвестиции в развитие объектов наземной инфраструктуры. По остальным мероприятиям подпрограммы региональное деление не предусмотрено.
Важнейшими мероприятиями подпрограммы в федеральных округах являются следующие:
Центральный федеральный округ - реконструкция аэродромных покрытий, аэровокзальных комплексов, замена светосигнального оборудования в аэропортах Домодедово, Внуково и Шереметьево;
Северо-Западный федеральный округ - завершение строительства пускового комплекса нового аэропорта Сыктывкар, реконструкция взлетно-посадочных полос и расширение аэровокзальных комплексов в аэропортах Пулково (г. Санкт-Петербург), Архангельск, Мурманск и Калининград, замена светосигнального оборудования в аэропортах Калининград, Архангельск, Мурманск, Воркута и Петрозаводск;
Южный федеральный округ - строительство взлетно-посадочной полосы в аэропорту Геленджик, реконструкция взлетно-посадочных полос в аэропортах Минеральные Воды, Астрахань, Ставрополь, Владикавказ, Сочи, Нальчик, Махачкала, Анапа, Ростов-на-Дону и Элиста, завершение строительства взлетно-посадочной полосы N 2 в аэропорту Волгоград, замена светосигнального оборудования в аэропортах Геленджик, Минеральные Воды, Нальчик, Ростов-на-Дону, Анапа, Краснодар, Владикавказ, Сочи, Махачкала, Ставрополь и Элиста, реконструкция и расширение аэровокзальных комплексов в аэропортах Краснодар, Геленджик, Минеральные Воды, Астрахань, Владикавказ, Волгоград, Нальчик, Ростов-на-Дону, Сочи, Анапа и Ставрополь;
Приволжский федеральный округ - реконструкция взлетно-посадочных полос в аэропортах Саратов, Самара, Казань и Пермь, замена светосигнального оборудования в аэропортах Пермь, Ульяновск, Казань, Пенза, Нижний Новгород, Оренбург и Уфа, реконструкция и расширение аэровокзальных комплексов в аэропортах Самара, Пермь, Казань, Пенза, Нижний Новгород, Оренбург и Уфа;
Уральский федеральный округ - реконструкция взлетно-посадочных полос в аэропортах Сургут, Рощино (г. Тюмень) и Ноябрьск, замена светосигнального оборудования в аэропортах Сургут и Рощино (г. Тюмень), реконструкция и расширение аэровокзальных комплексов в аэропортах Кольцово (г. Екатеринбург) и Нижневартовск.
Сибирский федеральный округ - расширение аэропорта Толмачево (г. Новосибирск) с завершением строительства взлетно-посадочной полосы N 2, реконструкция взлетно-посадочных полос в аэропортах Емельяново (г. Красноярск), Иркутск, Норильск, Томск, Улан-Удэ, Абакан, Хатанга и Новокузнецк, замена светосигнального оборудования в аэропортах Толмачево (г. Новосибирск), Иркутск, Норильск, Томск, Улан-Удэ, Абакан, Новокузнецк, Хатанга, Барнаул, Чита и Братск, реконструкция и расширение аэровокзальных комплексов в аэропортах Емельяново (г. Красноярск), Барнаул, Норильск, Томск, Улан-Удэ, Абакан, Новокузнецк и Братск, завершение строительства комплекса аэропорта Омск (Федоровка);
Дальневосточный федеральный округ - реконструкция взлетно-посадочных полос в аэропортах Хабаровск, Благовещенск, Магадан, Петропавловск-Камчатский, Якутск, Анадырь и Южно-Сахалинск, реконструкция аэродромных покрытий в аэропортах Владивосток и Тикси, замена светосигнального оборудования в аэропортах Хабаровск, Петропавловск-Камчатский, Якутск, Южно-Сахалинск, Певек, Тикси, Магадан, Владивосток, Анадырь и Благовещенск, реконструкция и расширение аэровокзальных комплексов в аэропортах Благовещенск, Петропавловск-Камчатский, Тикси, Южно-Сахалинск, Владивосток и Анадырь.
Объекты аэропортов, финансируемые за счет средств федерального бюджета
В число объектов, находящихся в федеральной собственности и не подлежащих приватизации, включены 43 аэропорта из состава опорной сети, реконструкция которых осуществляется с использованием средств федерального бюджета. В соответствии с целями подпрограммы развитие инфраструктуры аэропортов включает реконструкцию взлетно-посадочных полос (искусственных аэродромных покрытий) и светосигнального оборудования. Мероприятия по развитию инфраструктуры аэропортов, финансируемые за счет средств федерального бюджета, приведены в приложении N 19.
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.12.2001 N 848 (ред. от 17.03.2009) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ (2002-2010 ГОДЫ)" (Часть 2)