в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 27.03.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПРИКАЗ Минпромторга РФ от 30.12.2009 N 1215 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЮ АЭРОДРОМОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ АВИАЦИИ"
действует Редакция от 30.12.2009 Подробная информация
ПРИКАЗ Минпромторга РФ от 30.12.2009 N 1215 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЮ АЭРОДРОМОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ АВИАЦИИ"

IV. ПРИАЭРОДРОМНАЯ ТЕРРИТОРИЯ

Безопасность и эффективность использования аэродрома в значительной степени зависит от искусственных и естественных объектов на аэродроме и в пределах приаэродромной территории. Они влияют на минимумы для взлета и посадки, взлетную массу воздушных судов, а также на маршруты полета в районе аэродрома. В связи с этим определенные районы воздушного пространства вокруг аэродрома следует рассматривать как его неотъемлемую часть. Авиационным организациям экспериментальной авиации необходимо устанавливать эффективный контроль за препятствиями в этих районах.

Для обеспечения соответствия главы IV Норм необходимо:

а) получить данные, о препятствиях;

б) выполнить мероприятия по ограничению и устранению препятствий;

в) учесть препятствия при установлении схем вылета и захода на посадку;

г) включить информацию о препятствиях в ИПП и соответствующие документы аэронавигационной информации.

Авиационной организацией оформляются следующие документы:

акт обследования препятствий в районе аэродрома (в дальнейшем по тексту - Акт обследования препятствий);

таблица соответствия (таблица 4.1) препятствий в районе аэродрома требованиям Норм (в дальнейшем по тексту - Таблица соответствия).

Таблица 4.1

Таблица соответствия препятствий аэродрома
_______________________________________________________
(наименование)
требованиям Норм годности к эксплуатации аэродромов экспериментальной авиации

Пункт НГЭА ЭА Результаты проверок и испытаний Подтверждающий документ Соответствие НГЭА ЭА Примечание
Руководитель авиационной организации ЭА
(подпись) (Ф.И.О.) (дата)
М.П.
Председатель комиссии
(подпись) (Ф.И.О.) (дата)
Члены комиссии
(подпись) (Ф.И.О.) (дата)
(подпись) (Ф.И.О.) (дата)
4.1. Выявление препятствий

4.1.1. Данные о высоте и расположении препятствий должны быть получены с учетом положений пунктов 4.1.1.1 - 4.1.1.7.

Для выполнения съемки препятствий могут привлекаться организации, имеющие право выполнять геодезические и топографические работы.

4.1.1.1. Выявлению подлежат препятствия, высота которых превышает:

а) уровень земли в пределах летной полосы за исключением огней светосигнальной системы, контрольной антенны курсового радиомаяка, уголковых отражателей ПРЛ, имеющих легкую и ломкую конструкцию;

б) высоту поверхности с наклоном 0,8% на участках GSS'G' и Ltt'L' (рисунок 4.1). Началом отсчета высоты поверхности является высота рельефа на продолжении осевой линии ВПП в конце ЛП;

в) высоту поверхности с наклоном 2% на участках GSTL и G'S'T'L' (рисунок 4.1). Началом отсчета высоты поверхности является высота ближайшей точки профиля оси ВПП или ее продолжения в пределах летной полосы;

г) 50 м относительно уровня самого низкого порога ВПП в зоне BEE'B' (рисунок 4.1);

д) 100 м относительно уровня самого низкого порога ВПП в пределах круга с радиусом 50 км с центром в КТА (рисунок 4.1).

Если на некотором участке (участках) круга полеты запрещены, то выявление препятствий в пределах такого участка сводится к определению наивысшего (наивысших) препятствия (препятствий).

Кроме того, должны быть получены данные о высоте и расположении препятствий, которые, по мнению эксплуатанта аэродрома, могут представлять опасность для выполнения полетов.

а) Рисунок (не приводится) б) Рисунок (не приводится)
Обозначение Размер
AB, AB', EF, E'F 6000 м для ВПП класса I, II, III
4000 м для ВПП класса IV
BC, DE, B'C', D'E' 20000 м для ВПП класса I, II, III
10000 м для ВПП класса IV
SP, TQ, S'P, T'Q 150 м для ВПП класса I, II, III
75 м для ВПП класса IV
CD, HK, ST, S'T', H'K', C'D' Длина ЛП
NP, QM 6250 м
HS, H'S', KT, K'T' 2500 м
GN, G'N, LM, L'M 2650 м для ВПП класса I, II, III
2575 м для ВПП класса IV

Рис. 4.1. Зоны и поверхности для выявления препятствий

4.1.1.2. Для получения данных о препятствиях необходимо:

а) произвести топографическую съемку естественных и искусственных препятствий (для получения данных о рельефе местности допускается использование соответствующих топографических карт) в пределах зон, показанных на рисунке 4.1;

б) использовать любой приемлемый источник данных (данные съемки, карты, акты по согласованию строительства и т.д.) о препятствиях в пределах круга радиуса 50 км с центром в КТА (рисунок 4.1б).

4.1.1.3. Точность определения координат и высот препятствий должна быть не ниже (рисунок 4.1):

а) в зонах GSS'G' и TLL'T': горизонтальные расстояния - 5 м на линиях SS' и tt' с последующим понижением точности в пропорции 1/500 от расстояний до линий SS' и tt' соответственно; высота препятствий - 0,5 м на первых 300 м от линий SS' и tt' с последующим понижением точности в пропорции 1/1000 от расстояний до линий SS' и tt' соответственно;

б) в зонах GLTS, G'L'T'S' и в зоне BEE'B':

горизонтальные расстояния - 5 м в пределах 5000 м от КТА и 12 м за пределами этого расстояния; высота препятствий - 1 м в пределах 2000 м от КТА с последующим понижением точности в пропорции 1/1000 от расстояния до КТА, но во всех случаях не хуже 10 м;

в) в пределах круга за пределами зоны BEE'B':

горизонтальные расстояния - 50 м, высота препятствий - 10 м.

4.1.1.4. Положение препятствий указывается в прямоугольной и полярной системах координат.

Для представления данных о препятствиях по аэродрому в целом наиболее удобна полярная система с началом в КТА (рисунок 4.2) и азимутами, отсчитываемыми от проходящего через КТА истинного меридиана.

При подготовке расчетных таблиц используется прямоугольная система координат XOY. Ее началом является средняя точка соответствующего порога ВПП (рисунок 4.3).

Оси OX и OY располагаются горизонтально, причем ось OX направлена по продолжению оси ВПП так, что положительные значения по оси OX измеряются в направлении, противоположном направлению захода на посадку, а положительные значения по оси OY измеряются вправо относительно направления захода на посадку.

Высоты препятствий указываются относительно среднего уровня моря (в абсолютных отметках).

Преобразование полярных координат препятствия в прямоугольные выполняется по формулам:

X_п = S_п cos(A_п - A_впп) + X_кта;
Y_п = S_п sin(A_п - A_впп) + Y_кта,

где X_п, Y_п - прямоугольные координаты препятствия;

S_п - расстояние от КТА до препятствия;

A_п - истинный азимут с КТА на препятствие;

A_впп - истинный азимут ВПП в направлении того порога, который выбран в качестве начала координат XOY;

X_кта, Y_кта - прямоугольные координаты КТА в выбранной системе координат XOY.

Рис. 4.2. Взаимное расположение полярной и прямоугольной систем координат (не приводится)

а)

Рисунок (не приводится)

б)

Рисунок (не приводится)

Рис. 4.3. Расположение начала координат XOY:

а - при смещенном пороге ВПП; б - при пороге в начале ВПП

Преобразование прямоугольных координат препятствия (X_п, Y_п) в полярные (S_п, A_п) выполняется в следующем порядке.

Вначале определяется расстояние от КТА до препятствия:

/
S = / (X - X )2+ (Y - Y )2.
п/ пкта пкта

Истинный азимут Ап препятствия определяется в зависимости от знака функций:

P =Y_п - Y_кта ,
S_п
Q =X_п - X_кта
S_п

и составляет:

а) при P > 0 и Q > 0

0 при бета < A_впп;
A_п = A_впп - бета +<
360° при бета > A_впп,

где бета = arc sin|Y_п| - |Y_кта|;
S_п

б) при P > 0 и Q < 0

A_п = A_впп + бета + 180°;

в) при P < 0 и Q < 0

A_п = A_впп - бета + 180°;

г) при P < 0 и Q > 0

A_п = A_впп + бета

4.1.1.5. При выявлении препятствий следует обращать особое внимание на такие объекты, как антенны и сооружения радиотехнического и метеорологического оборудования, а также на временные и подвижные объекты (например, воздушные суда на РД, местах стоянки или на предварительном старте, транспортные средства, движущиеся по автомобильным или железным дорогам, крупногабаритные механизмы, складские краны). Также необходимо учитывать изменение высоты сооружений в процессе их строительства и высоту строительного оборудования (например, строительных кранов). При изменении высоты строящихся сооружений, высоты и расположения используемого строительного оборудования в акт обследования препятствий вносятся соответствующие уточнения.

4.1.1.6. При выявлении препятствий следует различать точечные и протяженные препятствия. К первым относятся мачты, трубы, отдельные деревья и т.п., ко вторым - здания, возвышенности, линии электропередач, дороги, лесные массивы и т.п.

Точечное препятствие представляется абсолютной высотой его вершины и двумя координатами X_п, Y_п в прямоугольной и/или S_п, A_п в полярной системе координат.

Протяженное препятствие небольших с точки зрения аэронавигации линейных размеров также представляется в виде точечного.

Если препятствие имеет значительную протяженность или если представление протяженного препятствия в виде точечного приводит к неоправданным эксплуатационным ограничениям, такое препятствие представляется в виде нескольких точечных препятствий.

Количество, расположение и высота таких точечных препятствий должны быть такими, чтобы достаточно полно отобразить форму протяженного препятствия.

Для направлений ВПП, оборудованных РМС I, II и III категории, протяженные препятствия, расположенные вблизи летной полосы, представляются в виде набора точечных препятствий, расстояние между которыми не должно превышать:

60 м по оси Y;

100 м по оси X.

Ниже изложен общий подход к представлению некоторых часто встречающихся протяженных препятствий точечными.

а) Здание. Препятствие такого типа представляется абсолютной высотой его наивысшей точки и координатами (X_п, Y_п и/или S_п, A_п) той точки здания, которая имеет наименьшее удаление от осевой линии ВПП или ее продолжения. Если здание расположено на продолжении осевой линии ВПП, координата X_п определяется по ближайшей к порогу ВПП части здания, а координата Y_п = 0.

б) Возвышенность. Если вершина возвышенности расположена в зоне BEE'B', показанной на рисунке 4.1, в состав данных о препятствиях вносятся, кроме вершины, склоны возвышенности в виде сечений двумя вертикальными плоскостями, одна из которых перпендикулярна, а другая параллельна продолжению осевой линии ВПП. Склоны представляются в виде ряда точечных препятствий, высота каждого из которых отличается от высоты соседнего на 10 или 20 м (соответственно горизонталям на топографических картах или иных геодезических материалах), как показано на рисунке 4.4.

Для более удаленных возвышенностей могут быть приняты большие интервалы разбиения по высоте, например, 40 или 50 м. Если вершина возвышенности находится на продолжении осевой линии ВПП, в состав данных вносятся вершина возвышенности и ряд точечных препятствий, соответствующих сечению возвышенности по продолжению оси ВПП. Если склон возвышенности пересекает продолжение оси ВПП, представляются данные по той части склона, которая расположена от вершины возвышенности до продолжения осевой линии ВПП.

При наличии леса или кустарника на возвышенности и отсутствии данных об их высоте все соответствующие высоты увеличиваются на 20 м.

в) Линии электропередач. Линии электропередач разбиваются на несколько участков, например, по числу опор. Данные о расположении каждого препятствия (участка ЛЭП) представляются согласно рисунку 4.5. Высотой каждого препятствия является наибольшая высота ЛЭП на соответствующем участке. При возникновении неоправданных эксплуатационных ограничений интервал разбиения ЛЭП на участки следует уменьшить, что позволит более точно представить препятствие такого типа.

г) Дорога. Дорога, как и линия электропередач, разбивается на несколько участков. Координаты каждого точечного препятствия (участка дороги) представляются аналогично случаю линии электропередачи (рисунок 4.4), а высота точечного препятствия принимается равной:

максимальной высоте полотна автомобильной дороги плюс 5 м;

максимальной высоте полотна железной дороги плюс 5,5 м.

Опоры освещения автомобильных дорог или опоры контактной подвески железных дорог представляются соответственно как одиночные точечные препятствия и как линия электропередачи. Высота транспорта (5 м и 5,5 м соответственно) в этих случаях не учитывается.

Рисунок (не приводится)

Наименование X_п, м Y_п, м H_абс, м
Холм 232 9200 890 232
Холм 232-1 8850 890 232
Холм 232-2 8609 890 220
Холм 232-3 8250 890 200
Холм 232-4 7200 890 180
Наименование X_п, м Y_п, м H_абс, м
Холм 232 9200 890 232
Холм 232-1 9200 790 232
Холм 232-2 9200 720 220
Холм 232-3 9200 640 200
Холм 232-4 9200 550 180

Рис. 4.4. Представление возвышенности

Рисунок (не приводится)

Наименование X_п, м Y_п, м H_абс, м
ЛЭП.1 3870 650 485
ЛЭП-2 3670 701 480
ЛЭП-3 3450 752 490
ЛЭП-4 3200 810 510
ЛЭП-5 2875 870 520
ЛЭП-6 2675 890 520
ЛЭП-7 2600 950 520

Рис. 4.5. Представление ЛЭП

д) Лесной массив. Данные о лесных массивах представляются только в тех случаях, когда они находятся в пределах зоны BEE'B', показанной на рисунке 4.1. Лесной массив на равнинной местности представляется его границей, наиболее приближенной к ВПП или продолжению ее оси. Граница разбивается на участки, достаточно полно отражающие ее характер как по горизонтали, так и по вертикали (интервалы разбиения принимаются равными 50 - 100 м или более при отсутствии существенного изменения по высоте или по направлению) (рисунок 4.6). Высотой каждого точечного препятствия (участка границы леса) является наибольшая высота вершин деревьев. Если массив расположен на возвышенности, данные представляются согласно положениям подпункта "б" пункта 4.1.1.6.

4.1.7. Результаты топографо-геодезических работ по выявлению препятствий и определению их координат и высот должны содержать следующие разделы:

а) общая часть, в которой указываются документы, которые используются при проведении топографо-геодезических работ, перечень инструментов, исходных пунктов, а также указываются материалы, использованные при проведении камеральных работ;

б) раздел (разделы), где указываются методы определения координат и высот препятствий, в том числе описание моделей, принятых для представления данных о препятствиях;

в) перечень препятствий аэродрома с указанием их полярных и прямоугольных координат и абсолютных высот;

г) данные об истинном азимуте ВПП, прямоугольных координатах КТА относительно порогов ВПП, длине ВПП, расстояниях до смещенных порогов (при их наличии);

Рисунок (не приводится)

Наименование X_п, м Y_п, м H_абс, м
Лес-1 1800 520 362
Лес-2 890 1060 358
Лес-3 (и далее по точкам вдоль границы лесного массива) 2780 -990 365

Рис. 4.6. Представление лесного массива

д) графический материал с указанием профиля ЛП по оси ВПП и ее продолжению, расположения КТА и порогов ВПП и, при необходимости, препятствий относительно ВПП.

4.1.1.8. На основании результатов топографо-геодезических работ оформляется акт обследования препятствий в районе аэродрома, в который вносится информация о препятствиях, подлежащих выявлению согласно пункту 4.1.1 Норм.

В указанный акт обследования включается перечень препятствий аэродрома, утвержденный руководством авиационной организации экспериментальной авиации.

Периодически (ориентировочно не реже одного раза в год) авиационной организацией проверяется соответствие акта обследования фактическому состоянию препятствий на аэродроме и в его окрестностях. Выполнение проверок фиксируется в листе регистрации акта обследования. Специалистами авиационной организации, проводившими проверку, оформляется протокол в произвольной форме, который после утверждения руководителем авиационной организации, включается в акт обследования в качестве приложения.

При изменении количества препятствий (устранении существующих, появлении новых), при изменении их координат и высот (перенос или замена существующих объектов, мест стоянок воздушных судов, изменение положения порога ВПП и т.д.) в протокол вносятся соответствующие данные со ссылкой на подтверждающую документацию (например, на документацию по согласованию строительства, замену РТС, установку строительного оборудования и т.п.) или на проведенные измерения.

После получения данных о препятствиях с учетом результатов периодических проверок фактического состояния препятствий на аэродроме и в его окрестностях в таблице соответствия указывается по пункту 4.1.1:

в графе 2 - "Получены данные о высоте и расположении препятствий";

в графе 4 - "Соответствует".

4.2. Ограничение препятствийНеоборудованная ВПП и ВПП для захода на посадку по приборам

4.2.1.1. Для проведения мероприятий по устранению препятствий, указанных в Нормах (пункт 4.2.1), необходимо определить перечень препятствий, выступающих за поверхности ограничения препятствий: внешнюю горизонтальную, коническую, внутреннюю горизонтальную, захода на посадку и переходные. Этот перечень составляется с помощью расчетных таблиц и планов поверхностей. Кроме того, планы поверхностей используются при оценке допустимости строительства в районе аэродрома новых и увеличения высоты существующих препятствий.

Планы и расчетные таблицы включаются в состав акта обследования препятствий.

4.2.1.2. Для каждого аэродрома подготавливается один план внешней горизонтальной, внутренней горизонтальной и конической поверхностей. Число планов поверхностей захода на посадку и переходных поверхностей определяется количеством направлений захода на посадку на аэродроме.

Масштаб планов выбирается с учетом особенностей конкретного аэродрома (количество и длина ВПП, количество препятствий и плотность их расположения и т.д.), но во всех случаях масштаб должен быть не менее: 1:100000 для внешней горизонтальной поверхности; 1:50000 для внутренней горизонтальной, конической, захода на посадку и переходных поверхностей.

На планы должны быть нанесены все препятствия, возвышающиеся над ограничительными поверхностями с указанием их номеров.

4.2.1.3. Размеры внешней горизонтальной поверхности рекомендуется устанавливать соответственно размерам зон учета препятствий, которые используются для построения схем маневрирования в районе аэродрома. Допускается принимать внешнюю горизонтальную поверхность в виде круга с центром в КТА и радиусом 15000 м для аэродромов класса I, II, III и 8000 м для аэродромов класса IV (рисунок 4.7).

Внешняя горизонтальная поверхность располагается на высоте 150 м над уровнем аэродрома классов I, II, III и на высоте 110 м над уровнем аэродрома класса IV.

Рисунок (не приводится)

Обозначения: ВШ - внешняя горизонтальная поверхность;

R = 15000 м для аэродромов класса I, II, III;

R = 8000 м для аэродромов класса IV;

В - поверхность взлета;

ЗП - поверхность захода на посадку

Рис. 4.7. Внешняя горизонтальная поверхность и ее расположение относительно поверхностей взлета и захода на посадку

4.2.1.4. Построение внешних границ внутренней горизонтальной и конической поверхностей показано на рисунках 4.8 и 4.9.

Для аэродромов с ВПП различных классов внутренняя горизонтальная поверхность формируется радиусами, соответствующими классу каждой ВПП. Высота конической поверхности на таких аэродромах определяется высотой конической поверхности, устанавливаемой Нормами для ВПП наивысшего класса.

Для нанесения на план внешней границы конической поверхности необходимо радиусы внутренней горизонтальной поверхности (см. таблицу 4.1 Норм) увеличить на:

Дельта r =100 м = 2000 м
0,05

для аэродромов с ВПП класса I, II, III или на:

Дельта r =60 м = 1200 м
0,05

для аэродромов, не имеющих ВПП класса I, II, III.

На планы рекомендуется наносить формулы определения высоты ограничительных поверхностей. Эти формулы получаются подстановкой конкретных значений высоты аэродрома и радиуса r в формулы, приведенные на рисунках 4.8 и 4.9.

Например, для H_а = 100 м и r = 4000 м высота внутренней горизонтальной поверхности будет равна:

H_ВГ = H_а + 50 = 100 + 50 = 150 м

На план наносится: "H_ВГ = 150 м".

Аналогично, для части конической поверхности, расположенной со стороны порога ВПП:

H = 0,05( /X2+ Y2- r) + H + 50 = 0,05 /X2+ Y2- 4000) + 100 + 50 = 0,05( /X2+ Y2) - 50 (м).
К/ а/ /
На план наносится: "H = 0,05 /X2+ Y2- 50 (м)".
К/

Обозначения: H - высота поверхности ограничения препятствий; H_а - высота аэродрома; I - расстояние между порогами; r = 4000 м - аэродромы класса I, II, III; r = 3500 м - аэродромы класса IV; Дельта r = 2000 м - аэродромы класса I, II, III; Дельта r = 1200 м - аэродромы класса IV

Рис. 4.8. План внутренней горизонтальной и конической поверхностей для аэродрома с одной ВПП (не приводится)

Рисунок (не приводится)

Обозначения: H - высота поверхности ограничения препятствий; H_а - высота аэродрома; Дельта L - определяется по плану с учетом масштаба; r = 4000 м - для аэродромов класса I, II, III; r = 3500 м - для аэродромов класса IV

Рис. 4.9. План внутренней горизонтальной и конической поверхностей для аэродрома с двумя ВПП

4.2.1.5. Планы поверхности захода на посадку и переходных поверхностей показаны на рисунках 4.10 и 4.11.

Внешняя граница той части переходной поверхности, которая, расположена сбоку от ЛП (линия AB на рисунках 4.10 и 4.11), криволинейна, т.к. расстояние от каждой точки линии AB до осевой линии ЛП зависит от продольного профиля ЛП.

Расстояние (в метрах) от осевой линии ЛП до точки на этой границе равно:

500 + 7 (H_а - H_о) - для ВПП класса I, II, III,

325 + 5 (H_а - H_о) - для ВПП класса IV,

где: H_а - абсолютная высота аэродрома;

H_о - абсолютная высота осевой линии ЛП, соответствующая координате X точки на границе переходной поверхности.

При построении планов согласно рисункам 4.10 и 4.11 эта линия может быть показана прямой, соединяющей точки A и B.

Длина второго и горизонтального секторов поверхности захода на посадку ВПП класса I, II или III зависит от высоты горизонтального сектора (H_г), которая равна:

H_г = H_а + 150 м.

Показанная на рисунке 4.10 точка C, в которой заканчивается зона переходной поверхности, может располагаться в пределах длины как первого, так и второго сектора поверхности захода на посадку, в зависимости от соотношения высоты аэродрома H_а и порога ВПП (H_1).

На плане поверхности захода на посадку и переходной поверхности используется только прямоугольная система координат XOY, связанная с порогом ВПП, в направлении которого выполняется заход на посадку. Соответствующие оси координат указываются на плане (рисунки 4.10 и 4.11).

На эти планы также рекомендуется наносить формулы определения высоты ограничительных поверхностей. Эти формулы получаются подстановкой конкретных значений высоты порога ВПП (H_1) и высоты аэродрома (H_а) в формулы, приведенные на рисунках 4.10 и 4.11.

Рисунок (не приводится)


<1> Эта высота определяется, когда X_C > 3060 м.

Точка Координаты, м
X Y
A X_A = -L Y_A = 500 + 7 (H_а - H_о **)
B X_B = 60 м Y_B = 500 + 7 (H_а - H_1)
C X_C = 2560 + 50 (H_а - H_1), если H_а - H_1 <= 10 м Y_C = 141 + 0,15 X_C
X_C = 2660 + 40 (H_а - H_1), если H_а - H_1 > 10 м
D X_D = 6660 + 40 (H_а - H_1), если H_п макс <= H_а + 150 м Y_D = 141 + 0,15 X_D

Обозначения: H - высота поверхности ограничения препятствий; H_а - высота аэродрома; H_1 - высота порога ВПП; H_о ** - высота конца ЛП; H_о - высота осевой линии ЛП, соответствующая координате X препятствия; L - расстояние от порога ВПП до противоположного конца ЛП

Рис. 4.10. План поверхности захода на посадку и переходных поверхностей для ВПП класса А, Б, В и Г

Рисунок (не приводится)

Точка Координаты, м
X Y
A X_A = -L Y_A = 325 + 5 (H_а - H_о **)
B X_B = 60 Y_B = 325 + 5 (H_а - H_1)
C X_C = 2060 + 40 (H_а - H_1) Y_C = 0,15 X_C + 66

Обозначения: H - высота поверхности ограничения препятствий; H_а - высота аэродрома; H_1 - высота порога ВПП; H_о ** - абсолютная отметка конца ЛП; H_о - высота осевой линии ЛП, соответствующая координате "X" препятствия; L - расстояние от порога ВПП до противоположного конца ЛП

Рис. 4.11. План поверхности захода на посадку и переходных поверхностей для ВПП класса Д и Е

4.2.1.6. Поверхность захода на посадку и внутренняя горизонтальная или коническая поверхность могут иметь общие зоны. Для ограничения и устранения препятствий, находящихся одновременно как в зоне поверхности захода на посадку, так и в зоне внутренней горизонтальной или конической поверхности, должна использоваться та поверхность, которая в месте расположения препятствия имеет меньшую высоту.

Пример взаимного расположения поверхностей ограничения препятствий с учетом их высоты показан на рисунках 4.12 и 4.13.

В целях более наглядного представления расположения препятствий и облегчения принятия решений при согласовании строительства высотных объектов на прилегающей к аэродрому территории рекомендуется строить планы, аналогичные показанному на рисунке 4.13, для каждого направления полетов, желательно непосредственно на карте М 1:100000. Такие планы могут включаться в акт обследования препятствий.

4.2.1.7. Для каждого аэродрома заполняются следующие одинаковые по форме расчетные таблицы (таблица 4.2):

а) расчетная таблица, для внешней горизонтальной, внутренней горизонтальной и конической поверхностей (одна таблица - таблица 4.2.1);

б) расчетная таблица для поверхности захода на посадку и переходной поверхности (по одной на каждое направление захода на посадку - таблица 4.2.2 и т.д.).

Порядок заполнения расчетных таблиц 4.2 следующий:

в заголовке таблицы указывается наименование аэродрома и название тех поверхностей ограничения препятствий, для которых составляется данная таблица. При необходимости, указывается направление полета (МК = ....). Кроме того, в заголовке таблицы указывается порог ВПП, выбранный в качестве начала отсчета координат XOY ("Начало координат - порог ВПП с МКпос =...");

в графах с 1 по 6 указываются данные о препятствиях, расположенных в зонах соответствующих поверхностей. Если одно и то же препятствие попадает в зоны нескольких поверхностей, оно вносится в соответствующие расчетные таблицы;

в графе 6 указывается высота осевой линии ЛП, соответствующая координате "X" препятствий, расположенных в зоне шириной +/- 750 м по обе стороны от оси летной полосы;

в графе 7 указывается обозначение соответствующей поверхности ограничения препятствий: ВШ - внешняя горизонтальная, К - коническая, ВГ - внутренняя горизонтальная, ЗП - захода на посадку, П - переходная;

в графе 8 указывается абсолютная высота (H) ограничительной поверхности, вычисленная по приведенным на рисунках 4.8 - 4.11 формулам для значений координат X и Y препятствия.

Вследствие значительной сложности формы конической поверхности в случае аэродрома с несколькими ВПП ее высота в месте расположения препятствия определяется с помощью плана.

Для этого на плане замеряется кратчайшее расстояние (по перпендикуляру) от препятствия до границы внутренней горизонтальной поверхности (дельта L). Высота конической поверхности в месте расположения препятствия равна

H = 0,05 дельта L + 50 м;

в графе 9 указывается разность (H_п - H) между высотой препятствия (H_п) и высотой ограничивающей поверхности (H);

в графе 10 для препятствий, возвышающихся над ограничительной поверхностью, указывается: "Критическое препятствие".

В этих расчетных таблицах координаты X, Y (графы 3 и 4) и высоты препятствий (графа 5) указываются в соответствии с перечнем препятствий аэродрома, а высота поверхности ограничения препятствий (графа 8) указывается с округлением до 0,1 м.

Превышение препятствия над ограничительной поверхностью (графа 9) указывается с округлением до 0,1 м.

4.2.1.8. Препятствия, определенные во всех расчетных таблицах как критические, сводятся в единую таблицу "Критические препятствия по аэродрому..." (таблица 4.3).

Порядок заполнения таблицы 4.3 следующий:

в графах с 1 по 6 указываются данные о расположении и высоте критических препятствий, причем положение этих препятствий указывается в полярной системе координат, поскольку данная таблица является общей по аэродрому. Номера и наименование препятствий в ней указываются в соответствии с перечнем препятствий аэродрома;

в графе 7 указывается ограничивающая поверхность. Если препятствие пересекает одновременно несколько поверхностей, в графе 7 указывается каждая из этих поверхностей;

в графе 8 указывается величина возвышения препятствия над каждой из ограничивающих поверхностей;

в графе 9 указываются мероприятия по устранению критических препятствий.

Рис. 4.12. Пример взаимного расположения поверхностей и образования результирующей поверхности ограничения препятствий для ВПП классов I, II, III (не приводится)

Рисунок (не приводится)

Обозначения: 1 - ВПП; 2 - ЛП; ограничительные поверхности: 3 - переходная; 4 - внутренняя горизонтальная; 5 - коническая; 6 - захода на посадку; 7 - взлета; 8 - внешняя горизонтальная

Рис. 4.13. План взаимного расположения поверхностей ограничения для ВПП классов I, II, III

Таблица 4.2

Расчетная таблица
для ______________________________________________________
(указывается наименование поверхностей ограничения
препятствий и, при необходимости, МК = ______)
Аэродром ____________ Начало координат XOY - порог ВПП с МКпос = ____________

N препятствия <1> Наименование препятствия <1> Расстояние от порога ВПП, м (X) Расстояние от оси ВПП или ее продолжения, м (Y) Абсолютная отметка препятствия, м (Hп) Абсолютная отметка оси ВПП, соответствующая координате X, м <2> (H_о) Поверхность ограничения препятствий Абсолютная высота ограничивающей поверхности, м (H) Превышение препятствия над ограничивающей поверхностью, м (Hп - H) Примечание
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
<1> Номера и наименование препятствий проставляются в соответствии с перечнем препятствий аэродрома.
<2> Заполняется только в расчетных таблицах для поверхности захода на посадку, переходных поверхностей, внутренней поверхности захода на посадку, внутренних переходных поверхностей и поверхности прерванной посадки для препятствий, расположенных не далее 750 м в каждую сторону от оси ВПП в пределах длины ЛП.

Таблица 4.3

Критические препятствия по аэродрому
_________________________________
(наименование)

N препятствия <1> Наименование препятствия <1> Удаление от КТА, м (S_n) Истинный азимут (A_п) Абсолютная отметка препятствия, м (H_п) Ограничивающая поверхность Превышение препятствия над ограничивающей поверхностью, м Мероприятия по устранению критических препятствий
град. мин.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
<1> Номера и наименование препятствий проставляются в соответствии с перечнем препятствий аэродрома.

4.2.1.9. Выявление всех критических препятствий и проведение мер по их устранению означает соответствие требованиям пункта 4.2.1 Норм.

В этом случае в таблице соответствия указывается:

в графе 2 - "Определен перечень критических препятствий в пределах поверхностей ограничения препятствий (внешняя горизонтальная, коническая, внутренняя горизонтальная, захода на посадку и переходные) и приняты меры по их устранению";

в графе 4 - "Соответствует".

ВПП точного захода на посадку I, II, III категорий

4.2.3. Требования Норм по ограничению и устранению препятствий для аэродромов с ВПП, оборудованными для точного захода на посадку по минимумам I, II или III категории (пункт 4.2.3 Норм) кроме всех требований Норм по ограничению и устранению препятствий для ВПП, оборудованных для захода на посадку по приборам (пункт 4.2.1 Норм), включают дополнительные требования по обеспечению вблизи ВПП свободного от препятствий воздушного пространства, ограниченного следующими поверхностями:

: В электронном документе нумерация пунктов соответствует официальному источнику.

внутренней поверхностью захода на посадку;

внутренними переходными поверхностями;

поверхностью прерванной посадки.

Расположение этих поверхностей относительно ВПП и переходных поверхностей показано на рисунке 4.14.

Рис. 4.14. Взаимное расположение поверхностей ограничения препятствий для ВПП, оборудованных для захода на посадку по I, II или III категории (вид по направлению захода на посадку) (не приводится)

Для проведения мероприятий по устранению существующих препятствий, выступающих за внешнюю горизонтальную поверхность, коническую поверхность, внутреннюю горизонтальную поверхность, поверхность захода на посадку и переходные поверхности, указанных в Нормах (пункт 4.2.4), необходимо руководствоваться пунктами 4.2.1.1 - 4.2.1.7 настоящих Методик.

Отсутствие препятствий, выступающих за внутреннюю поверхность захода на посадку (ВЗП), внутренние переходные поверхности (ВП) и поверхность прерванной посадки (ПП), подтверждается с использованием соответствующих планов (рисунки 4.15 и 4.16) и расчетных таблиц (таблица 4.4), составляемых для каждого направления, оборудованного для точного захода на посадку по минимумам I, II, III категории.

Рисунок (не приводится)

Точка Координаты, м
X Y
A X_a = 960 Y_a = 3(H_а - H_1) + 186
B X_b = 60 Y_b = 3(H_а - H_1) + 240
C X = -1800 c Y_c = 3(H_а - H_о *) + 240
D X_D = 30(H_о * - H_а) - 3600 Y_D = 3(H_а - H_о *) + 240

Обозначения: H_о * - абсолютная высота осевой линии ВПП на расстоянии 1800 м за порогом ВПП (X = -1800 м)

Рис. 4.15. План внутренней поверхности захода на посадку, внутренних переходных поверхностей и поверхности прерванной посадки (расстояние от порога до конца ВПП не менее 1800 м)

Рисунок (не приводится)

Точка Координаты, м
X Y
A X_a = 960 Y_a = 3(H_а - H_1) + 186
B X_b = 60 Y_b = 3(H_а - H_1) + 240
C X_c = -L Y_c = 3(H_а - H_о *) + 240
D X_D = 30(H_о * - H_а) - 1800 - L Y_D = 3(H_а - H_о *) + 240

Обозначения: H_о * - абсолютная высота осевой линии в конце ВПП (X = -L).

Рис. 4.16. План внутренней поверхности захода на посадку, внутренних переходных поверхностей и поверхности прерванной посадки (расстояние от порога до конца ВПП менее 1800 м)

Планы подготавливаются аналогично пунктам 4.2.1.2 - 4.2.1.4 настоящих Методик с использованием масштаба не менее 1:20000.

Выявление всех критических препятствий и проведение мер по их устранению означает соответствие требованиям пункта 4.2.2 Норм.

В этом случае в таблице соответствия указывается:

в графе 2 - "Определен перечень критических препятствий в пределах поверхностей ограничения препятствий (внешняя горизонтальная, коническая, внутренняя горизонтальная, захода на посадку и переходные) и приняты меры по их устранению";

"Препятствия, возвышающиеся над внутренней поверхностью захода на посадку, внутренними переходными поверхностями и поверхностью прерванной посадки с МК =.___, отсутствуют";

в графе 4 - "Соответствует".

ВПП для взлета

4.2.5. Требование Норм по ограничению и устранению препятствий для взлета предусматривает создание для каждого направления взлета некоторого свободного от препятствий воздушного пространства, в пределах которого воздушное судно при продолженном взлете может достичь некоторой минимальной высоты, на которой возможен заход на посадку на аэродроме вылета или разгон для дальнейшего выхода на схему вылета и следования по ней. Это воздушное пространство определяется поверхностью взлета (рисунок 4.17).

: В электронном документе нумерация пунктов соответствует официальному источнику.

Поверхность взлета устанавливается вдоль траектории продолженного взлета. Как правило, такой траекторией (в плане) является продолжение осевой линии ВПП.

а) ВПП классов I, II, III

Рисунок (не приводится)

б) ВПП класса IV

Рисунок (не приводится)

Рис. 4.17. План поверхности взлета

4.2.5.1. План поверхности взлета подготавливается для каждого направления взлета в том же масштабе, что и планы поверхностей захода на посадку и переходных поверхностей.

Это позволяет совмещать эти планы для рассматриваемого направления полетов, т.е. выполнять их на одном листе.

При построении плана поверхности взлета используется прямоугольная система координат XOY, связанная с порогом ВПП, от которого начинается разбег при взлете (рисунок 4.17). Соответствующие оси координат указываются на плане.

4.2.5.2. Для каждого направления взлета необходимо заполнить расчетную таблицу (таблица 3.4), причем целесообразно ее объединить с расчетной таблицей для поверхности захода на посадку и переходных поверхностей для того же направления полета.

Порядок заполнения расчетной таблицы для поверхности взлета (или той части объединенной таблицы, которая относится к взлету), следующий:

в графах с 1 по 5 указываются данные о препятствиях, расположенных в пределах поверхности взлета (рисунок 4.17);

в графе 6 делается прочерк;

в графе 7 указывается обозначение поверхности взлета (B);

в графе 8 указывается абсолютная высота поверхности взлета в месте расположения препятствия, определяемая по формуле на рисунке 4.17. Необходимое для подстановки в формулу расстояние D определяется по формуле:

D = -X_п + X_в;

в графе 9 указывается разность (H_п - H) между высотой препятствия (H_п) и высотой ограничивающей поверхности (H);

в графе 10 по препятствиям, возвышающимся над поверхностью взлета, указывается: "Критическое препятствие".

В зависимости от соотношения высоты аэродрома (H_а) и высоты нижней границы поверхности взлета (H_2) зона поверхности взлета может иметь такие общие части с зонами внутренней горизонтальной и конической поверхностей, в которых внутренняя горизонтальная поверхность или коническая поверхность находятся ниже поверхности взлета и, таким образом, являются ограничивающими поверхностями. Пример такого расположения поверхностей и образования ими результирующей поверхности ограничения препятствий показан на рисунках 4.12 и 4.13.

4.2.5.3. Выявление всех критических препятствий в пределах поверхности взлета и определение мер по их устранению означает соответствие требованиям пункта 4.2.5 Норм.

В этом случае в таблице соответствия указывается:

в графе 2 - "Определен перечень критических препятствий в пределах поверхности взлета и намечены меры по их устранению";

в графе 4 - "Соответствует".

4.3. Учет препятствий при посадке и взлете

4.3.1. Для выполнения требований пункта 4.3.1 Норм в части представления данных о препятствиях необходимо определить препятствия в пределах поверхности взлета, которые возвышаются над информационной поверхностью (рисунок 4.18). Такие препятствия выявляются с помощью расчетных таблиц, составляемых для каждого направления взлета (таблица 4.4).

Порядок заполнения таблиц 4.4 следующий:

в графы с 1 по 5 вносятся данные о расположении и высоте препятствий, расположенных в пределах поверхности взлета;

в графе 6 указывается расстояние D от начала поверхности взлета до препятствия. Расстояние D определяется по формуле:

D = -X_п + X_в;

в графе 7 указывается абсолютная высота информационной поверхности в месте расположения препятствия H (рисунок 4.18);

в графе 8 указывается разность (H_п - H) между абсолютной высотой препятствия H_п и высотой информационной поверхности H с соответствующим знаком;

в графе 9 по препятствиям, возвышающимся над информационной поверхностью, указывается: "Внесено в таблицу 4.5".

Препятствия, возвышающиеся над информационной поверхностью, вносятся в таблицу 4.5 "Препятствия, которые необходимо учитывать при определении максимальной взлетной массы ВС". При отсутствии таких препятствий на данном направлении взлета в таблице 4.5 по данному направлению взлета делается запись: "Отсутствуют препятствия, возвышающиеся над информационной поверхностью".

Порядок заполнения таблицы 4.5 следующий:

в графе 1 указывается N препятствия в соответствии с перечнем препятствий аэродрома;

в графе 2 указывается наименование препятствия, возвышающегося над информационной поверхностью;

в графе 3 указывается расстояние от препятствия до конца ВПП со стороны взлета, определяемое как D + (-X_в - L_впп);

в графе 4 указывается превышение препятствия над уровнем конца ВПП со стороны взлета (H_в), т.е. величина H_п - H_в.

Таблица 4.5 вносится в Инструкцию по производству полетов и в Акт обследования препятствий.

После составления таблицы 4.5 в таблице соответствия указывается:

в графе 2 - "Препятствия, возвышающиеся над информационной поверхностью в направлении взлета, указаны отдельно в инструкции по производству полетов";

в графе 4 - "Соответствует".

а) ВПП классов I, II, III

Рисунок (не приводится)

б) ВПП класса IV

Рисунок (не приводится)

Обозначения: X_в - координата "X" начала поверхности взлета; H_2 - высота нижней границы поверхности взлета.

Рис. 4.18. Поверхность для представления данных о препятствиях в документах аэронавигационной информации (информационная поверхность)

Таблица 4.4

Расчетная таблица для определения препятствий, возвышающихся над информационной поверхностью в направлении взлета с МК взл = ______________

Аэродром __________________________________________
(наименование)
Начало координат XOY - порог ВПП с МКпос = __________

N препятствия <1> Наименование препятствия <1> Расстояние от порога ВПП, м (X) Расстояние от оси ВПП или ее продолжения, м (Y) Абсолютная отметка препятствия, м (H_п) Расстояние D, м Абсолютная высота информационной поверхности, м (H) Превышение препятствия над информационной поверхностью, м (H_п - H) Примечание
1 2 3 4 5 6 7 8 9
<1> Номера и наименование препятствий проставляются в соответствии с перечнем препятствий аэродрома.

Таблица 4.5

Препятствия, которые необходимо учитывать при определении максимальной взлетной массы ВС на аэродроме
__________________________________________________________
(наименование)

N препятствия Наименование препятствия Расстояние до конца ВПП, м Высота над уровнем конца ВПП, м
1 2 3 4
МК_взл = ____
МК_взл = ____

4.3.2. Для выполнения требований пункта 4.3.2 Норм применяются положения, указанные в "Единой методике определения минимумов аэродромов для взлета и посадки воздушных судов" и других нормативных документах.

При выполнении требований по учету препятствий при посадке в таблице соответствия указывается:

в графе 2 - "Препятствия, выявленные согласно раздела 4.1 Норм, учтены:

при установлении минимальных безопасных высот пролета препятствий (таблица 4.6);

при установлении высот полета на промежуточном этапе захода на посадку;

при установлении высот полета по аэродромному кругу;

при установлении минимальных безопасных высот (МБВ) в районе аэродрома";

в графе 4 - "Соответствует".

Таблица 4.6

Минимальные безопасные высоты пролета препятствий

Категория ВС Категория РМС РСП (ПРЛ) ОСП ОПРС Примечание
I II
1 2 3 4 5 6 7
МК_пос = ____
A
B
C
D
E
МК_пос = ____
A
B
C
D
E
  • Главная
  • ПРИКАЗ Минпромторга РФ от 30.12.2009 N 1215 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЮ АЭРОДРОМОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ АВИАЦИИ"