в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 28.03.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПРИКАЗ Минпромторга РФ от 30.12.2009 N 1215 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЮ АЭРОДРОМОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ АВИАЦИИ"
действует Редакция от 30.12.2009 Подробная информация
ПРИКАЗ Минпромторга РФ от 30.12.2009 N 1215 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЮ АЭРОДРОМОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ АВИАЦИИ"

6.5. Текущий ремонт искусственных покрытий

6.5.1. Общие принципы организации ремонтных работ

6.5.1.1. На основании обследования, проводимого перед производством ремонтных работ, устанавливаются виды и очередность проведения работ по текущему ремонту искусственных аэродромных покрытий.

6.5.1.2. Для каждого объекта с учетом применяемого оборудования и материалов должен быть разработан проект производства работ или технологический регламент на выполнение ремонтных работ.

6.5.1.3. Ремонт покрытий аэродромов должен осуществляться с соблюдением требований государственных строительных норм и правил, ведомственных строительных норм, стандартов, а также правил и положений по технике безопасности, охране труда и пожарной безопасности.

6.5.1.4. Неисправности конструкций аэродромных покрытий устраняются в порядке планового текущего ремонта. Дефекты и неисправности, угрожающие безопасности полетов, устраняются немедленно до начала полетов.

Срок службы (долговечность) оперативно отремонтированных участков покрытия должен обеспечивать нормальную эксплуатацию до начала строительного сезона, когда будет возможность выполнить текущий ремонт в соответствии с нормативными требованиями.

6.5.1.5. При текущем ремонте осуществляется контроль качества работ в процессе их проведения, а также при приемке отремонтированных участков перед сдачей покрытия в эксплуатацию.

6.5.1.6. Планирование работ по плановому текущему ремонту производится на основании акта технического обследования искусственных покрытий элементов летного поля.

6.5.1.7. Выполнению ремонтных работ должен предшествовать анализ причин возникновения дефектов и их устранение.

6.5.2. Основные факторы, вызывающие разрушение искусственных покрытий

6.5.2.1. Искусственные аэродромные покрытия в процессе эксплуатации под воздействием нагрузок от воздушных судов и природно-климатических факторов постепенно изнашиваются, а когда напряжения и деформации, возникающие в покрытии, превышают допустимые значения, разрушаются.

6.5.2.2. В процессе эксплуатации на искусственное покрытие передаются:

усилия, под воздействием нагрузок от воздушных судов, вызывающие вертикальные и горизонтальные напряжения в конструктивных слоях покрытия;

силовое и температурное воздействие газовой струи реактивных двигателей самолетов и тепловых машин при борьбе с гололедом.

6.5.2.3. Покрытия в зависимости от гидрологических и гидрогеологических условий местности, геологии, климата, рельефа, растительного покрова постоянно подвергаются агрессивному воздействию целого ряда природных факторов:

температуры и влажности окружающего воздуха;

суточных и сезонных перепадов температуры воздуха;

осадков (их количества и распределения по сезонам года);

промерзания грунта;

снегового покрова;

силы, направления и продолжительности преобладающих ветров и т.д.

6.5.2.4. На эксплуатационное состояние покрытий также влияют:

эксплуатация покрытий с перегрузкой;

правильность принятых технических решений при проектировании;

качество строительства (достаточное уплотнение оснований, качество исходных материалов, качество производства работ);

эксплуатационный уход, в том числе своевременное проведение ремонтных работ.

6.5.3. Деформации и разрушения цементобетонных покрытий

6.5.3.1. К характерным дефектам и разрушениям цементобетонных покрытий относятся:

трещины (усадочные и сквозные);

разрушение верхнего слоя покрытия на глубину до 10 мм (шелушение);

разрушение верхнего слоя покрытия на глубину более 10 мм;

раковины и выбоины;

сколы кромок плит;

отколы углов и краев плит;

разрушение плит;

уступы в швах и трещинах;

просадки и проломы плит или участков покрытия;

разрушение заполнителя швов;

потеря продольной устойчивости (коробление плит);

оголение арматуры.

6.5.3.2. Трещины по характеру могут быть поверхностными (усадочными) и сквозными. Поверхностные трещины бывают усадочного и температурного происхождения и возникают при совместном действии температуры и эксплуатационной нагрузки от воздушных судов, а также при несоблюдении требований к подбору состава смеси, неправильном уходе за свежеуложенным бетоном. Поверхностные трещины постепенно увеличиваются в глубину и длину и часто разветвляются в разных направлениях.

Причины возникновения сквозных трещин:

совместное действие эксплуатационной нагрузки и температурных напряжений при недостаточной несущей способности покрытия;

действие сверхрасчетных нагрузок;

появление усталости бетона при длительной эксплуатации;

потеря контакта с основанием;

дефекты основания (просадки);

поздняя нарезка шва во время строительства;

отраженные трещины.

Основная опасность сквозных трещин состоит в том, что они снижают несущую способность цементобетонных плит и создают условия для проникновения воды через покрытие в грунтовое основание.

6.5.3.3. Разрушение поверхностного слоя покрытия на глубину до 10 мм (шелушение) представляет собой механическое отслоение верхнего слоя бетона от основного вследствие недостаточной его прочности.

Разрушение поверхностного слоя покрытия на глубину более 10 мм также является механическим отслоением верхнего слоя бетона от основного. Происходит это, как правило, в результате дальнейших приложений нагрузок и воздействия климатических факторов на участках с шелушением поверхности.

Разрушение поверхностного слоя покрытия вызывается следующими причинами:

применением некачественных материалов и нарушением технологии бетонных работ;

многократным воздействием нагрузок от воздушных судов;

действием высоких температур тепловых машин и газовых струй реактивных двигателей;

применением противогололедных химических реагентов;

резким колебанием температуры окружающей среды и частыми периодами замораживания и оттаивания.

Последствиями разрушения поверхностного слоя покрытия являются:

уменьшение толщины покрытия, что снижает его несущую способность;

увеличение влагозадержания на поверхности покрытия, что способствует развитию дальнейшего разрушения, особенно в период заморозков и оттаивания;

интенсивное образование гололеда;

выкрашивание крупного заполнителя бетона, что ведет к образованию раковин, выбоин, сколов кромок плит.

6.5.3.4. Выбоины образуются в основном в результате уже имеющихся выкрашиваний цементобетона под воздействием повторяющихся динамических нагрузок от воздушных судов. Обычно они имеют вид воронкообразных круглых или овальных углублений диаметром 5 - 30 см и глубиной до 10 см.

6.5.3.5. Раковины имеют такую же форму, как и выбоины, но меньших размеров. Причиной их образования являются: применение неморозостойкого крупного заполнителя, который быстро разрушается и выкрашивается из покрытия; попадание в верхний слой бетонного покрытия инородных тел, легко отделяющихся от бетона; недоуплотнение бетонной смеси и некачественная отделка поверхности покрытия при его устройстве.

6.5.3.6. Сколы кромок плит представляют собой разрушение кромок плит в результате эксплуатации покрытия с перегрузкой и нарушения работы деформационных швов. С обломов кромок обычно начинается разрушение стыковых соединений. Разрушение кромок плит увеличивает ширину швов и создает большие неровности на покрытии, что особенно сказывается при воздействии динамических нагрузок.

6.5.3.7. Отколы углов и краев плит являются результатом дальнейшего развития трещин на этих участках под давлением внешних нагрузок. Таким разрушениям способствует недостаточная прочность бетона из-за плохого уплотнения, неправильная установка штыревых соединений в швах, а также наличие зазоров между плитой и искусственным основанием, в результате чего угол или край плиты работает на изгиб как консоль. Под действием эксплуатационных нагрузок эти участки плит (края и углы) откалываются и проседают или раскалываются на более мелкие части.

6.5.3.8. Разрушение плит - появление на одной плите трех и более сквозных трещин в результате воздействия силовых нагрузок.

6.5.3.9. Уступы в швах и трещинах могут быть вызваны: поднятием одной плиты или ее части под воздействием сжимающих усилий от температурных деформаций покрытия в летний период; опусканием одной из плит из-за недостаточного уплотнения основания; потерей несущей способности основания в результате переувлажнения.

6.5.3.10. Просадки и проломы плит или участков покрытия (вертикальные смещения) - результат потери несущей способности искусственного основания или подстилающего грунта при недостаточном его уплотнении в процессе строительства, неравномерной осадке и вымывании оснований из-под покрытия. Смещение плит в вертикальном направлении способствует также эксплуатация покрытия с перегрузкой и пучение грунта зимой. Кроме того, вертикальные смещения плит могут быть следствием некачественного монтажа покрытий из сборных предварительно напряженных плит (далее - ПАГ).

Вертикальные смещения и перекосы плит создают опасные условия для эксплуатации воздушных судов.

6.5.3.11. Разрушение заполнителя швов в большинстве случаев является следствием недостаточной его температурной устойчивости. Разрушение проявляется в виде выкрашивания, выплавления и выдувания герметизирующего материала. Выкрашивание происходит обычно при отрицательных температурах наружного воздуха, когда герметик теряет эластичность, становится хрупким. Выплавление и выдувание - результат действия на герметик горячих газов, выходящих из реактивных двигателей с большой скоростью. Помимо этого заполнитель швов разрушается из-за прямого контакта с пневматиками колес самолетов, особенно при торможении, а также из-за некачественно выполненной первоначальной герметизации швов.

6.5.3.12. Потеря покрытием продольной устойчивости (коробление плит) - изменение продольного профиля покрытия из-за отсутствия или нефункционирования деформационных швов.

6.5.3.13. Оголение арматуры происходит в местах разрушения защитного слоя бетона. Выходящая на поверхность арматура представляет опасность для пневматиков колесных шасси воздушных судов. Прокол пневматиков арматурой создает аварийную ситуацию.

6.5.4. Деформации и разрушения асфальтобетонных покрытий

6.5.4.1. Характерные деформации и разрушения асфальтобетонных покрытий:

трещины;

выкрашивание поверхности;

выбоины;

сдвиги и волны;

колеи;

просадки и проломы;

уступы в швах и трещинах.

6.5.4.2. Трещины являются наиболее распространенным и опасным видом деформации асфальтобетонного покрытия ведущим к быстрому его разрушению.

Причины образования трещин:

резкое изменение температуры (при быстром и резком понижении температуры асфальтобетон теряет пластичность, становится хрупким и теряет деформативную способность);

большие сдвигающие силы при посадке воздушных судов с торможением;

старение асфальтобетона;

неоднородность подстилающих грунтов или переувлажнение отдельных мест, что ведет к неравномерному изменению объема грунтов и просадкам;

наличие пучинистых грунтов;

плохая подготовка бетонного основания при усилении его асфальтобетоном или недостаточная толщина слоя усиления. На слое асфальтобетонного покрытия появляются отраженные трещины, т.е. трещины, повторяющие швы, или незаделанные трещины нижележащего цементобетонного покрытия;

нарушение технологии укладки асфальтобетонной смеси, особенно при сопряжении вновь укладываемой смеси с ранее уложенной. Плохо выполненное место стыка превращается в трещину с легко разрушающимися краями и впоследствии приводит к образованию выбоин.

6.5.4.3. Выкрашивание - разрушение поверхностного слоя асфальтобетонного покрытия.

Выкрашиванию подвержены, главным образом, покрытия из пористого, неводоустойчивого асфальтобетона.

Причинами выкрашивания асфальтобетонной поверхности являются:

использование некачественных материалов (например, щебня, поверхность зерен которого покрыта пылеватыми и глинистыми частицами, влажных минеральных материалов и т.д.);

недостаток битума;

расслоение асфальтобетонной смеси;

нарушение технологии производства работ (например, недостаточное уплотнение асфальтобетонной смеси);

укладка асфальтобетонной смеси в дождливую погоду.

6.5.4.4. Выбоины - разрушения покрытия разной формы в виде углублений с резко выраженными крутыми краями, образовавшиеся в результате выкрашивания поверхности.

6.5.4.5. Сдвиги и волны-деформации асфальтобетонного покрытия, образующиеся из-за:

недостаточной температурной устойчивости асфальтобетона;

недостаточного сцепления асфальтобетона с основанием;

касательных усилий, возникающих при торможении самолетов;

неправильно подобранного состава смеси;

нарушения технологии при укладке асфальтобетонной смеси.

6.5.4.6. Колеи - деформации асфальтобетонного покрытия в виде продольных борозд разной глубины. Образуются под воздействием колес воздушных судов, идущих в один след, при недостаточной прочности покрытия и ослабленном основании.

6.5.4.7. Просадки асфальтобетонного покрытия являются следствием неравномерной осадки основания и подстилающего грунта, образующейся обычно при некачественном и неравномерном их уплотнении в процессе строительства или при переувлажнении подстилающих грунтов в период эксплуатации.

При несвоевременном устранении просадок вода скапливается в просевших местах покрытия, разрушает асфальтобетон, проникает в основание и под действием внешней нагрузки возникают проломы покрытия.

6.5.4.8. Уступы в швах и трещинах могут быть вызваны: воздействием сжимающих усилий от температурных деформаций покрытия в летний период, недостаточным уплотнением основания; потерей несущей способности основания в результате переувлажнения.

6.5.5. Повреждения искусственного покрытия аварийного характера

6.5.5.1. К аварийным относятся повреждения покрытия, опасные для полетов воздушных судов и требующие немедленного устранения, так как могут привести к летным происшествиям.

6.5.5.2. На поверхности аэродромных покрытий не допускаются:

посторонние предметы или продукты разрушения покрытия;

оголение стержней арматуры;

наплывы мастики высотой более 15 мм;

выбоины и раковины с размерами в плане более 50 мм и глубиной более 30 мм (для ИВПП - 25 мм), не залитые мастикой;

уступы в швах смежных плит или кромки трещин высотой более 30 мм (для ИВПП - 25 мм)

неровности на ИВПП, образующие просвет под трехметровой рейкой более 25 мм (кроме вершины двускатного профиля и дождеприемных лотков);

алгебраическая разность продольных уклонов соседних плит более 0,033 (для ИВПП - 0,02);

сколы кромок плит шириной более 30 мм и глубиной более 25 мм, не залитые мастикой.

6.5.6. Оценка эксплуатационно-технического состояния аэродромных покрытий

6.5.6.1. В основе определения необходимости проведения и назначения вида ремонта лежит оценка эксплуатационно-технического состояния покрытия и сопоставление его с принятыми критериями, при которых эксплуатация покрытия недопустима по условиям обеспечения безопасности взлетно-посадочных операций.

Техническое состояние и несущая способность покрытий может определяться по методу ACN/PCN, с периодичностью обследования и дефектации:

при коэффициенте перегрузки ACN/PCN = 1 и более, 4 раза в год;

при коэффициенте перегрузки ACN/PCN = 0,8 - 1.0, 2 раза в год;

при коэффициенте перегрузки ACN/PCN = менее 0.8, 1 раз.

6.5.6.2. Оценка технического состояния производится путем количественного определения степени разрушения и износа покрытия на момент обследования.

6.5.6.3. Степень разрушения покрытия определяется на основании данных обследования, по результатам которых производится оценка его технического состояния и делается вывод о степени соответствия состояния покрытия требованиям норм годности к эксплуатации аэродромов.

6.5.6.4. Определение состояния покрытий аэродрома проводится по элементам летного поля, раздельно по ВПП, каждой РД и МС.

6.5.6.5. Перед проведением обследования необходимо изучить имеющуюся проектную и эксплуатационную документацию, включая данные о предыдущих обследованиях покрытия. Должна быть установлена конструкция покрытия с указанием толщин отдельных слоев, размеров плит и т.д. Кроме того, необходимо установить время строительства или реконструкции для оценки долговечности покрытия.

6.5.6.6. Процесс дефектации покрытия включает в себя два вида работ: периодические визуальные обследования и инструментальные измерения, которые проводятся при необходимости.

6.5.6.7. В тех случаях, когда по результатам визуального обследования не удалось распознать скрытые дефекты или установить причины их образования, рекомендуется использовать инструментальные методы исследований: ультразвуковой, тепловизорный, радиоизотопный, георадиолокационный и т.п. Применение этих методов должно соответствовать действующим стандартам, а также технологическим инструкциям на измерительные приборы и дефектоскопы.

6.5.6.8. В качестве отчетных материалов составляются:

отчет с методикой обследования, дефектовочный планом, ведомостью дефектов и оценкой эксплуатационно-технического состояния покрытия;

данные специального бурения и исследования материалов покрытия (при необходимости);

акт технического обследования.

6.5.6.9. Дефектовочный план аэродромного покрытия составляется в масштабе 1:300 - 1:350, Приложение 5.

6.5.6.10. На дефектовочном плане цементобетонного покрытия показывается фактическая раскладка плит покрытия по пикетам. Покрытие разбивается на ряды в соответствии с Приложением 5, рисунок 5.5.

6.5.6.11. Обнаруженные при визуальном обследовании дефекты заносятся в виде условных обозначений (Приложение 6) на дефектовочный план с указанием размеров дефектов.

6.5.6.12. Размеры уступов в швах между соседними плитами или кромками трещин, наплывов мастик, выбоин, раковин, сколов кромок плит, разрушения поверхностного слоя покрытия и т.д. определяются с помощью линейки.

Неровности покрытия измеряются трехметровой рейкой и промерником (линейкой).

6.5.6.13. Дефекты, занимающие определенную площадь на поверхности покрытия (разрушение поверхностного слоя покрытия, усадочные трещины и др.), показываются в масштабе. При зарисовке сквозных трещин на плане необходимо по возможности точнее указывать их расположение на поверхности покрытия, ширину раскрытия и длину трещин.

6.5.6.14. По дефектовочным планам составляется ведомость дефектов с указанием количества дефектов на каждом пикете и сводная ведомость в целом по покрытию, Приложение 7.

В ведомости дефектов по пикетам указывается вид дефектов, количество плит с данными разрушениями (для цементобетонного покрытия), суммарный размер дефектов в следующих единицах измерения:

м2 - сетка усадочных трещин, разрушение поверхностного слоя и оголение арматуры на цементобетонном покрытии, жировые загрязнения, наплывы мастики, выбоины, сколы кромок плит, выкрашивание поверхности на асфальтобетонном покрытии, просадки и проломы участков асфальтобетонного покрытия;

шт. - раковины, плиты покрытия с просадками, проломами и короблением, отколами углов и краев, разрушенные плиты и плиты, имеющие уступы в швах;

м - трещины, участки с разрушенным заполнителем швов;

мм - максимальная величина уступа в швах, колеи асфальтобетонного покрытия.

В сводной ведомости дополнительно указывается процент плит с повреждениями от общего количества плит покрытия для цементобетонного покрытия и процент поврежденной площади для асфальтобетонного покрытия, таблица 9.2.

6.5.6.15. Для оценки технического состояния покрытия следует пользоваться классификатором дефектов, таблица 6.1.

Таблица 6.1. - Классификатор дефектов покрытий

Описание дефектов (повреждений) Показатель повреждений Степень дефектности
0 1 2 3 4
Продольные и поперечные трещины в асфальтобетоне Среднее расстояние между трещинами Отсут. более 30 15 - 30 5 - 15 менее 5
Частая сетка трещин на а/бетоне Процент повреждений площади Отсут. менее 5 5 - 20 20 - 50 более 50
Эрозия асфальтобетона Процент повреждений площади Отсут. менее 5 5 - 20 20 - 50 более 50
Колея асфальтобетонного покрытия Глубина колеи, мм Отсут. менее 10 5 - 25 25 - 40 более 40
Трещины в плитах бетонного и армобетонного покрытия Процент плит, имеющих трещины Отсут. менее 5 5 - 10 10 - 20 более 20
Сколы кромок бетонных и армобетонных покрытий Процент со сколами кромок Отсут. менее 2 2 - 5 5 - 10 более 10
Шелушения бетона на поверхности Процент плит с шелушением поверх. Отсут. менее 5 5 - 10 10 - 20 более 20
Неровности покрытия в виде уступов Высота уступов, мм Отсут. менее 5 5 - 15 15 - 25 более 25
Неровности в виде волн Высота неровности на длине 3 м, мм Отсут. менее 5 5 - 15 15 - 25 более 25

Обнаруженные дефекты относят к одному из приведенных в таблице 6.1, определяют объем дефектов и по этим двум признакам оценивают состояние покрытия по пятибалльной шкале.

6.5.6.16. Одна из методик по определению эксплуатационно-технического состояния аэродромных покрытий, основанная на визуальной дефектации покрытий, "весовой градации" дефектов по степени их серьезности и определения интегральной оценки состояния покрытий с учетом плотности распространения дефектов по площади покрытия приведена в Приложении 8.

6.5.6.17. Образец составления акта технического обследования искусственных покрытий элементов летного поля с заключением по техническому состоянию покрытия и рекомендациями по его эксплуатационному содержанию и ремонту приведен в Приложении 9.

6.5.7. Способы ремонтных работ и применяемые материалы

6.5.7.1. Выбор способа ремонта покрытий и соответственно ремонтных материалов производится в каждом конкретном случае в зависимости от ремонтируемого участка, вида разрушений, объема работ, имеющихся механизмов и оборудования.

6.5.7.2. При выполнении работ по текущему ремонту должны учитываться требования настоящего руководства и рекомендаций (инструкций, технологического регламента) по применению конкретного ремонтного материала.

6.5.7.3. Выбор способа ремонтных работ и применяемых материалов следует осуществлять в соответствии с Приложением 11: для цементобетонных покрытий - таблица 11.1, для асфальтобетонного покрытия - таблица 11.2.

6.5.7.4. Ремонтные материалы по виду вяжущего вещества подразделяются:

на основе минеральных вяжущих материалов;

на основе битумов (асфальтобетон и др.);

на основе полимерных связующих.

6.5.7.5. Материалы для ремонта должны иметь паспорта, сертификаты соответствия органа Системы сертификации на воздушном транспорте, нормативную документацию на продукцию с указанием о возможности ее применения на аэродромах, технологический регламент (инструкцию) по применению.

В сертификате должны быть отражены:

основные характеристики данного материала и их соответствие требованиям нормативно-технической документации;

соответствие материала конкретной дорожно-климатической зоне или его универсальность;

гарантийные сроки эксплуатации при условии полного соблюдения разработанных для данного материала правил его хранения и технологии применения.

6.5.7.6. Все материалы, применяемые при ремонте, должны быть химически нейтральны к материалам ремонтируемого покрытия или быть химически совместимы с ними, чтобы предотвратить естественное отторжение.

6.5.7.7. При выборе материала для восстановления покрытия необходимо учитывать совместимость выбранного материала и существующего покрытия по усадочным деформациям, коэффициенту линейной температурной деформации.

Наилучших результатов можно добиться, применяя ремонтные материалы однородные с основным покрытием.

6.5.7.8. При ремонте цементобетонного покрытия на РД и МС допускается использовать плотный асфальтобетон типа Б марки I, приготовленный из горячей мелкозернистой смеси.

При ремонте асфальтобетонного покрытия тип и марка асфальтобетонной смеси должна быть аналогична асфальтобетону существующего покрытия.

6.5.7.9. Покрытия, обработанные защитными пропитками, должны отвечать требованию безопасности полетов, которое в данном случае характеризуется коэффициентом сцепления обработанного участка с пневматиками колес шасси самолетов.

6.5.7.10. Ремонтные материалы по физико-механическим показателям должны соответствовать требованиям, приведенным в Приложении 10, таблица 10.1.

6.5.7.11. Примерный перечень материалов для проведения ремонта искусственных покрытий аэродромов приведен в Приложении 10, таблицы 10.2 - 10.7.

6.5.8. Требования к отремонтированным участкам

6.5.8.1. Все отремонтированные участки покрытия любых типов по главным характеристикам не должны отличаться от основного покрытия.

6.5.8.2. Освидетельствование отремонтированного участка покрытия производится визуально и с помощью измерительных установок и инструментов. При визуальной оценке устанавливается сплошность поверхности: на отремонтированных участках не должно быть раковин, выбоин и других дефектов, ухудшающих условия эксплуатации.

6.5.8.3. Прочность на сжатие материала отремонтированного участка должна быть не меньше прочности материала основного покрытия. Несущая способность покрытия с отремонтированными участками должна быть не ниже проектного значения.

6.5.8.4. Ровность отремонтированного участка: просвет под трехметровой рейкой должен быть не более 3 мм в любом направлении, 2% результатов определений могут иметь значения просветов до 6 мм.

6.5.8.5. Превышение граней поверхности отремонтированного участка и смежных с ним участков основного покрытия не должно превышать 3 мм, 10% результатов определений могут иметь значения просветов в продольном направлении до 10 мм, поперечном до 6 мм.

6.5.8.6. Коэффициент сцепления пневматиков колес воздушных судов на отремонтированном участке, а также на участках укрепления бетона способом пропитки не должен отличаться от коэффициента сцепления с основным покрытием более чем на 10% и быть не менее 0,45.

6.5.8.7. Толщина конструктивного слоя при замене участков плит должна соответствовать толщине заменяемого покрытия. Не более 5% результатов определений толщины могут иметь отклонения от проектных значений до минус 7,5%, остальные - до минус 5%, но не более 10 мм.

6.5.8.8. На сопряжения "старого" и "нового" участков жесткого покрытия обязательно должны быть восстановлены существовавшие ранее деформационные швы. Ширина и глубина новых швов должна быть не менее ширины и глубины фактического раскрытия сохранившихся швов соседних участков, но не более 35 мм.

6.5.8.9. Для приемки отремонтированных участков должны быть представлены исходные документы:

паспорт применяемых ремонтных материалов;

сертификат качества или другой документ, разрешающий применение этих материалов для ремонта аэродромных покрытий;

гарантия исполнителя на определенный срок службы отремонтированного участка.

Составляется акт приемки в эксплуатацию отремонтированного покрытия с приложением перечисленных выше документов.

6.5.9. Ремонт цементобетонного покрытия. Подготовка поверхности цементобетонного покрытия

6.5.9.1. Подготовка поверхности выполняется с целью обеспечения высокой прочности сцепления ремонтных материалов с существующим покрытием. От тщательности подготовки поверхности зависит долговечность и надежность работы отремонтированного участка.

Требования к подготовке бетонной поверхности и способ производства работ устанавливаются в зависимости от степени разрушения и применяемых материалов для ремонта.

6.5.9.2. Подготовка поверхности заключается в:

очистке поверхности от пыли и грязи;

удалении различных загрязнений (пятен масла, краски и т.д.);

удалении слабого разрушенного слоя бетона;

промывке очищенной поверхности, продувке и высушивании (в случае применения ремонтных составов, которые нельзя укладывать на влажную поверхность).

6.5.9.3. Очистка покрытия от пыли и грязи производится механическими щетками поливомоечной машины и газовоздушной струей ветровой машины. Сильно загрязненные участки покрытия промываются водоструйной машиной и затем просушиваются ветровой машиной.

6.5.9.4. Удаление поверхностных разрушений, наплывов герметика, наслоений резины производится путем обработки поверхности шероховальной машиной или холодной фрезой, на глубину 1 - 3 мм. Обработанная поверхность очищается механическими щетками, промывается водой под давлением и высушивается с применением компрессора.

Загрязнения от пролитых ГСМ удаляются путем распыления веществ, растворяющих топливо и масла с последующим удалением продуктов реакции.

Очистка покрытий при поверхностных разрушениях и загрязнения, толщиной до 2 мм, распространенных на значительной площади, может быть выполнена с применением пескоструйного аппарата.

6.5.9.5. Отдельные глубинные разрушения покрытия перед их очисткой оконтуривают прямыми линиями, параллельными швам покрытия, нарезаемыми алмазным диском. Не допускается запиливание за границы дефектного участка.

Из дефектных участков удаляют ослабленный бетон на глубину, равную глубине дефекта, но не менее требуемой толщины укладываемого слоя. Стенки вырубки должны быть вертикальными, дно горизонтальным.

Удаление бетона производится фрезерованием или с использованием маломощного ударного инструмента. Для облегчения работ во втором случае рекомендуется предварительно по площади дефектного участка нарезать пазы шагом 50 - 70 мм на глубину разрушения цементобетона.

Поверхность дефектного участка очищается от остатков бетона, пыли и грязи путем промывки водой под напором и продувки сжатым воздухом.

6.5.9.6. При вскрытии арматурных стержней в процессе подготовки бетонной поверхности не допускается их повреждение алмазными дисками. Минимальная глубина резанья бетона по периметру ремонтируемого участка в этом случае должна быть 20 мм, а максимальная не должна превышать толщину защитного слоя.

Вскрытые арматурные стержни должны быть полностью оголены, а зазоры между подготовленной поверхностью и стержнем должны быть не менее 10 мм при крупности заполнителя в ремонтном материала до 5 мм и не менее 20 мм при крупности заполнителя более 5 мм.

Стальная арматура в армобетонных и железобетонных конструкциях, а также вновь устанавливаемые металлические элементы должны быть очищены от ржавчины, окалины и краски.

6.5.9.7. Окончательно поверхность ремонтируемого покрытия во всех случаях промывается струей воды под давлением. Перед нанесением ремонтных материалов на основе цемента излишки воды удаляются сжатым воздухом так, чтобы поверхность сцепления была только влажной (влажность поверхности не более 95%). В случае применения материалов на основе битума и полимеров поверхность должна быть тщательно высушена (влажность не более 4%).

6.5.9.8. Без тщательной подготовки поверхности дефектных участков покрытия укладка ремонтных материалов категорически запрещается.

Ремонт поверхностных (усадочных) трещин

6.5.9.9. Усадочные трещины в целях предотвращения развития их в глубокие, широкие и сквозные заделываются путем нанесения на всю площадь участка, на котором они расположены, сплошного слоя ремонтного материала.

6.5.9.10. Ремонтируемый участок предварительно тщательно очищают от пыли, грязи и других загрязнений в соответствии с пунктами 6.5.9.3 - 6.5.9.4.

6.5.9.11. После очистки участок промывается водой под давлением и высушивается, затем наносится ремонтный материал в виде высокодисперсной цементной суспензии или гидрофобизирующего пропиточного состава.

Ремонт сквозных трещин шириной менее 40 мм без обрушения кромок

6.5.9.12. Ремонт сквозной трещины в цементобетонном покрытии в случае, когда ее кромки не обрушены, и при ширине раскрытия трещины менее 40 мм осуществляется путем ее разделки и заливки герметизирующим материалом для швов аэродромных покрытий.

6.5.9.13. В верхней части трещины по ее контуру прорезается паз машиной для разделки трещин. Не допускается запиливание за контур трещины.

Размеры паза:

ширина 10 - 12 мм, глубина 30 - 36 мм - для трещин с шириной раскрытия до 10 мм;

ширина на 1 - 2 мм больше ширины раскрытия, глубина в 3 раза больше ширины паза - для трещин шириной раскрытия более 10 мм.

6.5.9.14. Сформированный паз промывают водой из водоструйной машины с рабочим давлением не менее 10 МПа и продувают сжатым воздухом от компрессора с рабочим давлением не менее 0,7 МПа.

6.5.9.15. На дно паза укладывают уплотнительный термостойкий шнур с диаметром, на 10% превышающим ширину паза трещины, при этом используют специальный колесный уплотнитель шнура.

6.5.9.16. Торцевые грани паза трещины грунтуют праймером.

6.5.9.17. После высыхания последнего в разделанную трещину вносят герметик. При заливке герметика внутренний диаметр выходящего сопла не должен превышать ширину подготовленной трещины. Приготовление герметика горячего применения осуществляется в котлах, оснащенных объемным обогревом, регулятором температуры и внутренним перемешиванием.

6.5.9.18. После остывания герметика его посыпают минеральным порошком для предотвращения налипания на пневматики самолетного шасси.

Ремонт сквозных трещин шириной более 40 мм или с обрушенными кромками

6.5.9.19. В случае, когда кромки трещины обрушены или ширина трещины более 40 мм, ремонт выполняется по типу ремонта сколов, в следующей последовательности:

маркировка и оконтуривание дефектного места;

удаление разрушенного бетона пневматическим инструментом с малой энергией удара;

очистка от остатков бетона, пыли и грязи путем промывки водой под напором и продувки сжатым воздухом;

установка гибкой опалубки для создания камеры под герметик;

установка анкерных стержней;

грунтование поверхности;

заполнение поврежденного участка ремонтным материалом на основе минерального вяжущего;

удаление мягкой опалубки после затвердевания ремонтного материала;

герметизация шва (запрессовка уплотнительного шнура, обработка праймером и заливка герметика).

Для герметизации трещин применяют герметизирующие материалы для швов аэродромных покрытий.

Ремонт разрушения верхнего слоя покрытия на глубину до 10 мм

6.5.9.20. Разрушение верхнего слоя покрытия глубиной до 5 мм консервируется путем обработки покрытия гидрофобизирующими пропиточными составами или устраиваются защитные коврики из материалов на основе полимерных связующих.

6.5.9.21. Ремонт разрушения верхнего слоя покрытия на глубину 5 - 10 мм производится путем устройства защитного коврика с использованием материалов на основе полимерных связующих.

6.5.9.22. Пропитка бетона при разрушении верхнего слоя до 5 мм производится в безветренную погоду при температуре окружающего воздуха не ниже +10 °C.

Перед началом работ производят очистку покрытия от пыли и грязи в соответствии с пунктами 6.5.9.3, 6.5.9.4 и высушивают в случае необходимости.

Пропитку производят в два или три приема (в зависимости от пористости бетонной поверхности покрытия) с временным интервалом между каждой обработкой не менее 4 часов и с общим расходом 0,6 до 1,2 л/м2.

Для проведения защитной пропитки следует использовать поливомоечные машины, автополивоцистерну или окрасочные агрегаты.

Двух- и многокомпонентные составы готовят путем смешения компонентов в необходимой пропорции в соответствии с требованиями технологического регламента на конкретный материал в специальных емкостях или в емкости поливомоечной машины.

Если после окончания обработки величина коэффициента сцепления колеса с покрытием ниже требуемой, то гидрофобную пленку с поверхности цементобетонного покрытия снимают путем обработки ее тепловой машиной.

6.5.9.23. Ремонт разрушения верхнего слоя на глубину до 10 мм производится путем устройства защитного коврика с использованием материалов на основе полимерных связующих в следующей последовательности:

удаление ослабленного бетона и загрязнений, наплывов герметика, наслоений резины и очистка обработанной поверхности производится в соответствии с пунктом 6.5.9.4;

нанесение праймера и ремонтного материала в соответствии с технологическим регламентом на каждый конкретный материал.

Ремонт разрушения верхнего слоя покрытия на глубину более 10 мм

6.5.9.24. Ремонт разрушения верхнего слоя на глубину более 10 мм производится путем замены разрушенной части плиты на глубину разрушения, используя ремонтный материал на основе минеральных вяжущих. Толщина укладываемого слоя должна быть не менее 50 мм, если в указаниях по применению конкретного материала не приведены другие ограничения. На РД и МС допускается использование асфальтобетона с толщиной слоя не менее 50 мм.

6.5.9.25. Если границы ремонтируемого участка совпадают со швом, то из паза шва следует удалить герметик и уплотнительный шнур на длину, превышающую ширину ремонтируемого участка на 50 - 100 мм. Для этого следует использовать специальные машины или стальные крючки.

6.5.9.26. Дефектные участки оконтуривают пазом, удаляют ослабленный бетон на глубину, равную глубине дефекта, но не менее требуемой толщины укладываемого слоя, очищают поверхность от остатков бетона, пыли и грязи в соответствии с пунктами 6.5.9.5 - 6.5.9.7.

6.5.9.27. Если границы ремонтируемого участка совпадают со швом, то следует сформировать паз шва, для чего по линии шва следует установить прокладку из материала, не имеющего адгезии с твердеющим ремонтным материалом. Толщина прокладки должна быть равной ширине шва на смежных участках.

6.5.9.28. Перед укладкой ремонтных смесей на горизонтальные и вертикальные поверхности ремонтируемого участка в случае необходимости наносят праймер согласно технологическому регламенту на применяемый ремонтный материал.

6.5.9.29. Укладку ремонтного материала следует производить при среднесуточной температуре воздуха не ниже +5 °C и минимальной суточной температуре не ниже 0 °C, если в указаниях по применению конкретного материала не приведены другие ограничения.

6.5.9.30. Перед укладкой ремонтных смесей поверхность должна быть влажной, но на ней не должно быть свободной воды.

6.5.9.31. Применение арматурной сетки и анкеров обуславливается видом ремонтного материала, глубиной разрушения и площадью ремонтируемого участка.

6.5.9.32. Приготовление ремонтных смесей на основе минеральных вяжущих следует производить в передвижных бетоносмесителях емкостью 50 - 320 л, как правило, на месте производства ремонтных работ.

Ремонтные смеси должны иметь марку по удобоукладываемости не выше П2.

6.5.9.33 Распределение ремонтных смесей следует производить с учетом припуска на уплотнение, таким образом, чтобы поверхность ремонтируемого участка была заподлицо с поверхностью покрытия.

Уплотнение ремонтных смесей выполняют виброрейкой за 2 - 3 прохода по одному следу.

Окончательную отделку поверхности начинают немедленно после последнего прохода виброрейки и осуществляют в максимально короткие сроки.

6.5.9.34. При использовании ремонтных материалов, содержащих металлическую фибру, ее наличие после окончания отделки на поверхности не допускается.

6.5.9.35. За материалами на основе минеральных вяжущих следует осуществлять уход путем нанесения пленкообразующих материалов сразу после окончания отделки поверхности.

6.5.9.36. После затвердевания ремонтного материала следует удалить прокладку из шва и герметизировать его.

6.5.9.37. Укладку горячих асфальтобетонных смесей следует производить в сухую погоду при температуре окружающего воздуха не ниже 5 °C.

Перед укладкой смеси поверхность вырубки следует обработать вязким битумом.

При укладке смеси в два или более слоя обработку битумом ранее уложенного слоя не производят, если он выполнен не ранее чем за двое суток до укладки вышележащего слоя.

Смесь в вырубку следует укладывать слоями 50 - 60 мм. смеси при укладке должна быть не ниже +120 °C.

Смесь разравнивают лопатами, гладилками, граблями и послойно уплотняют катками или нагретыми металлическими трамбовками.

Ремонт раковин, выбоин и сколов кромок плит размером менее 50 мм

6.5.9.38. Ремонт раковин, выбоин и сколов кромок плит размером менее 50 мм производится путем заполнения их герметизирующими материалами.

6.5.9.39. Из раковин, выбоин и сколов кромок плит удаляют разрушившийся бетон при помощи отбойных молотков и перфораторов ударного действия.

6.5.9.40. Образовавшиеся углубления промывают водой и продувают сжатым воздухом от компрессора с рабочим давлением не менее 7 атм.

6.5.9.41. Грунтовка поверхности ремонтного участка выполняется в соответствии с требованиями технологического регламента по применению на конкретный герметизирующий материал.

6.5.9.42. Предварительно разогретый до рабочей температуры герметизирующий материал заливают в раковины, выбоины и сколы.

Ремонт раковин, выбоин и сколов кромок плит размером более 50 мм

6.5.9.43. Ремонт раковин, выбоин и сколов кромок плит размером более 50 мм производится путем замены разрушенной части плиты на глубину разрушения, используя ремонтные материалы на основе минеральных вяжущих.

На РД и МС допускается использование асфальтобетона.

6.5.9.44. Ремонт осуществляется аналогично ремонту разрушения верхнего слоя на глубину более 10 мм. Оконтуривание поврежденного участка, вырубка бетона на оконтуренном участке, очистка вырубленного участка от осколков бетона и пыли, промывка водой поверхности и продувка сжатым воздухом, устройство деформационного шва (в случае сколов кромок плит), нанесение грунтовок, укладка и разравнивание и уплотнение ремонтных смесей, уход за поверхностью бетонного покрытия производятся в соответствии с пунктами 6.5.9.24 - 6.5.9.35.

Ремонт отколов углов, краев и разрушенных плит

6.5.9.45. Ремонт отколов углов, краев и разрушенных плит производится заменой разрушенной части или всей плиты на полную толщину товарным бетоном или ремонтными материалами на основе минеральных вяжущих.

Размеры заменяемой части плиты в плане должны быть не менее 1,5 м.

6.5.9.46. Удаление из покрытия разрушенных плит или частей плит производят таким способом, чтобы не повредить бетон смежных участков и основание. Первоочередной работой является резка заменяемого участка (плиты) на отдельные блоки на всю толщину с последующим их удалением автокраном с использованием цанговых захватов. Допускается разрушение поврежденных плит бетоноломами и отбойными молотками с удалением разрушенного бетона автопогрузчиками.

6.5.9.47. После извлечения разрушенного участка необходимо убедиться в целостности основания и в случае необходимости выполнить ремонт.

6.5.9.48. Основание покрытия следует тщательно очистить от остатков бетона и уложить на него разделительную прослойку из рулонных материалов типа битумизированной бумаги. Грани смежных плит и незаменяемой части плиты обрабатывают клеящим составом.

6.5.9.49. По контуру заменяемого участка следует, как правило, предусматривать устройство штыревого соединения со смежными участками покрытия.

Установку штырей по контуру заменяемого участка выполняют в заранее высверленные перфоратором отверстия диаметром на 1 - 2 мм больше, чем диаметр стержня. Штыри изготавливают из арматурной стали класса А-II.

6.5.9.50. Армирование заменяемых участков производят аналогично армированию существующего покрытия.

6.5.9.51. После бетонирования участка производят уход за свежеуложенным бетоном.

6.5.9.52. Деформационные швы на заменяемом участке следует устраивать по всему периметру, а также в местах швов существующего покрытия. Формирование пазов швов выполняют установкой прокладок до начала бетонирования или нарезкой швов в затвердевшем бетоне. Деформационные швы необходимо загерметизировать.

Ремонт уступов в швах

6.5.9.53. Ремонт уступов в швах выполняется двумя способами:

срезкой превышения;

заделкой пониженных мест ремонтными материалами.

6.5.9.54. Срезку кромок производят фрезерованием на ширину, в 100 раз большую высоты уступа. Для этой операции применяют машины, рабочий орган которых - вал с набором алмазных дисков.

6.5.9.55. Устройство выравнивающего слоя выполняют из ремонтных материалов на основе минеральных вяжущих. На РД и МС допускается использовать асфальтобетон.

6.5.9.56. Для повышения прочности сцепления выравнивающего слоя с существующим покрытием по линиям их сопряжения (контуру участка укладки ремонтного материала) прорубают паз глубиной 20 - 30 мм и шириной не менее 50 мм, а на остальной части ремонтируемого покрытия делают насечку внутри контура с помощью нарезчика швов. При слабом бетоне верхний его слой на глубину 20 - 30 мм рекомендуется, предварительно разрушив, удалить.

6.5.9.57. Поверхность дефектного участка очищается от остатков бетона, пыли и грязи промывкой водой под напором и продувкой сжатым воздухом.

6.5.9.58. Грунтование и укладка выравнивающего слоя выполняются теми же способами, что и при устранении глубокого шелушения в соответствии с пунктами 6.5.9.27 - 6.5.9.35.

Ремонт просадок плит

6.5.9.59. Ремонт просадок плит выполняют заменой их на полную толщину или устройством выравнивающего слоя.

6.5.9.60. Размеры ремонтируемого участка следует определять по результатам геодезической съемки высотных отметок дефектного участка по углам плит и вдоль трещин, если таковые имеются.

6.5.9.61. В случае, когда деформации, вызвавшие просадку, стабилизировались, ремонт выполняют устройством выравнивающего слоя из материалов на основе минеральных вяжущих. На РД и МС допускается использовать асфальтобетон.

Технология ремонтных работ та же, что и при ремонте разрушения верхнего слоя покрытия на глубину более 10 мм в соответствии с пунктами 6.5.9.24 - 6.5.9.35.

6.5.9.62. Замену просевших плит покрытия выполняют путем их вскрытия с устранением причин образования просадки и восстановления плит покрытия. Замену плит выполняют в соответствии с требованиями пунктов 6.5.9.43 - 6.5.9.50.

6.5.9.63. Несущая способность восстановленного участка должна быть не ниже несущей способности существующего покрытия.

Герметизация швов

6.5.9.64. При подготовке швов к герметизации последние тщательно очищаются от старого заполнителя минитрактором с плужком с металлическим зубом переменной ширины (ширина зуба должна соответствовать ширине шва). Затем при необходимости швы разделываются нарезчиком швов с алмазными дисками со снятием фасок (при ширине шва менее 8 мм).

6.5.9.65. Очистка швов от грязи и выкрошившегося бетона производится металлическими щетками или нарезчиками швов с дисковыми щетками.

6.5.9.66. Расчищенные швы промывают водой, просушивают и обеспыливают сжатым воздухом от компрессора под давлением не менее 0,7 МПа.

6.5.9.67. На дно паза укладывают уплотнительный термостойкий шнур с диаметром, на 10% превышающим ширину паза шва. При этом используют специальный колесный уплотнитель шнура.

6.5.9.68. Боковые грани паза шва грунтуют праймером. После высыхания последнего в паз вносят герметик, при этом внутренний диаметр выходящего сопла заливщика швов не должен превышать ширину паза.

При необходимости герметик после остывания посыпают минеральным порошком для предотвращения налипания его на пневматики самолетного шасси.

6.5.9.69. Для разогрева и внесения герметиков горячего применения в швы используют плавильные заливочные устройства, основные параметры которых должны удовлетворять следующим требованиям:

рабочая температура разогрева герметиков должна регулироваться в диапазоне 110 - 180 °C;

объемный обогрев и внутреннее перемешивание должны обеспечивать однородность плавления герметика;

время от начала разогрева герметика до момента внесения его в швы должно быть не более 3 часов;

должно обеспечиваться автоматическое выключение горелки при перегреве термального масла, автоматическое выключение мешалки при загрузке, электроподогрев шланга и аппликатора.

6.5.9.70. Герметизацию швов производят в сухую и безветренную погоду при температуре покрытия не ниже +5 °C для герметиков горячего применения.

6.5.9.71. Швы заполняют на всю глубину заливки за один проход заподлицо с покрытием.

Соотношение глубины заливки шва к его ширине регламентируется технологией укладки на конкретный герметик.

Устройство компенсационных швов

6.5.9.72. Компенсационные швы устраивают при потере продольной устойчивости плит из-за температурного перенапряжения плит, с тем, чтобы исключить сколы и трещинообразование.

6.5.9.73. Компенсационные швы устраиваются по типу швов расширения перпендикулярно оси ВПП, таким образом, чтобы они не совпадали с имеющимися швами покрытия. Ширина швов и расстояние между ними определяются расчетом.

6.5.9.74. Нарезку швов производят нарезчиками с отрезными алмазными дисками диаметром не менее 800 мм при непрерывной подаче воды. Бетон режут поэтапно с глубиной каждого пропила 50 мм. Работы выполняют при положительных температурах в весенний или осенний период.

6.5.9.75. Удаление из швов бетона осуществляют вручную или трактором с тросом и крюком.

Швы промывают водой, просушивают и обеспыливают сжатым воздухом от компрессора.

6.5.9.76. На расчетную глубину укладывают в несколько слоев уплотнительный шнур, и швы заполняют герметиком холодного или горячего применения по предварительно огрунтованной поверхности.

6.5.9.77. При уменьшении ширины швов за счет обжатия покрытия образовавшийся наплыв герметизирующего материала срезают и удаляют с покрытия.

Ликвидация оголения арматуры

6.5.9.78. Выходящая на поверхность арматура, особенно ее концы, является источником повышенной опасности для пневматиков колесных шасси проходящих по ним воздушных судов. Во избежание такой ситуации необходимо немедленно после обнаружения дефекта закрыть дефектный участок для движения до окончания производства ремонтных работ.

6.5.9.79. Ликвидация обнаруженного дефекта включает два этапа:

обрезка выходящих за плоскость поверхности покрытия концов арматуры заподлицо с неразрушенным бетоном;

заполнение образовавшейся выбоины быстротвердеющим ремонтным составом с выравниванием поверхности на уровне смежных плит покрытия.

6.5.9.80. Перед укладкой ремонтного состава место под него должно быть тщательно очищено от продуктов разрушения бетона, продуто сжатым воздухом, промыто водой, если последнее рекомендовано технологией на конкретный ремонтный материал.

6.5.9.81. Выбор ремонтного материала зависит от времени схватывания, которое необходимо для достижения им минимально допустимых прочностных характеристик (прочность на сжатие не менее 20 МПа).

Ремонт покрытий из сборных железобетонных плит

6.5.9.82. В качестве сборных плит применяются предварительно напряженные аэродромные плиты типа ПАГ.

6.5.9.83. Основным принципом ремонта сборного аэродромного покрытия из плит ПАГ является не ремонт каждой дефектной плиты в отдельности, а ее замена.

6.5.9.84. Отдельные небольшие дефекты сборных плит могут быть устранены без их замены: подготовка поверхности в соответствии с пунктами 6.5.9.1 - 6.5.9.8; устранение усадочных трещин в соответствии с пунктами 6.5.9.9 - 6.5.9.11; устранение поверхностного шелушения в соответствии с пунктами 6.5.9.20 - 6.5.9.23; ремонт раковин, выбоин, сколов кромок плит размером менее 50 мм в соответствии с пунктами 6.5.9.38 - 6.5.9.42 настоящего Руководства.

Разгерметизированные швы ремонтируют путем их очистки от остатков старого герметика, восстановления междушовного пескоцементного заполнителя и заполнения новым герметизирующим материалом, по технологическому регламенту на конкретный герметик.

6.5.9.85. Замена плиты обязательна при появлении поперечных сквозных трещин и при интенсивном выкрашивании бетона на поверхности покрытия (шелушении более 30 мм) и в районе монтажных скоб (сколы кромок плит более 50 мм), которое может привести к оголению арматуры.

6.5.9.86. Замена дефектных плит осуществляется плитами, аналогичными существующему покрытию по марке и толщине, в следующей последовательности:

расчищают кромки плиты по периметру от герметика;

расчищают монтажные скобы от заполнения;

разрезают автогеном стыковые скобы плит без нарушения скоб и закладных деталей соседних плит;

удаляют разрушенную плиту при помощи автокрана;

очищают образовавшееся "гнездо" от обломков бетона;

ремонтируют и уплотняют основание;

укладывают новую плиту автокраном на освободившееся место за два приема: пробным опусканием плиты (с подгонкой основания) и окончательной установкой плиты;

сваривают закладные детали вновь уложенной плиты и соседних плит;

герметизируют швы по периметру плиты по технологическому регламенту на конкретный герметик.

6.5.9.87. Плиты с нарушением вертикального положения, а также "хлюпающие" плиты, не имеющие поверхностных дефектов, подлежат перекладке в соответствии с пунктом 6.5.9.84 с исправлением основания.

6.5.10. Ремонт асфальтобетонного покрытия. Ремонт трещин

6.5.10.1. Для ремонта трещин используются материалы, обладающие эластичностью, водонепроницаемостью, температурной устойчивостью, а также имеющие хорошее сцепление с асфальтобетоном. К ним относятся битумно-полимерные герметики.

6.5.10.2. Ремонт осуществляется в сухую теплую погоду весной или осенью, преимущественно в первой половине дня, когда трещины наиболее раскрыты.

6.5.10.3. В зависимости от ширины и вида трещины ремонт осуществляется следующими способами:

консервация трещин без разделки (трещины шириной до 8 мм);

разделка трещин под шов (трещины шириной 8 - 35 мм);

ремонт трещин вставкой асфальтобетона с устройством деформационного шва (трещины всех типов шириной от 35 до 150 мм);

ремонт с устройством деформативных вставок с трещинопрерывающими прослойками (трещины со сколами кромок шириной более 150 мм).

6.5.10.4. Сетку мелких волосяных трещин, при отсутствии просадок, устраняют укаткой покрытия в жаркую погоду тяжелыми катками (гладковальцовыми или на пневматическом ходу массой 10 - 15 т), а также разливом по этому участку разжиженного или горячего битума с последующей присыпкой его песком или минеральным порошком в количестве 1 м3 на 10000 м3 и укаткой катками.

Консервация трещин шириной до 8 мм включает:

очистку трещин от пыли и грязи и продувку сжатым горячим воздухом;

грунтовку стенок трещин и поверхности покрытия вокруг них;

заполнение (заливка) трещин герметиком с превышением, чтобы заливочная масса пропитала микротрещины и образовала профилактическую защиту на асфальтобетоне в зоне ремонтируемой трещины;

присыпку заделанных трещин минеральным материалом и выравнивание.

6.5.10.5. Ремонт трещин шириной 8 - 35 мм с разделкой под шов включает следующие операции:

разделка трещин под шов с формированием паза фрезой с алмазными дисками;

очистка и просушка паза шва;

укладка уплотнительного шнура диаметром, превышающим в 1,2 - 1,5 раза максимальную ширину паза шва;

грунтовка паза шва праймером;

приготовление (разогрев) герметика;

заливка паза шва герметиком. Соотношение ширины и глубины заливки паза шва по технологическому регламенту на конкретный материал;

удаление при необходимости излишков герметика.

6.5.10.6. Ремонт трещин шириной 35 - 150 мм вставкой асфальтобетона состоит из подготовки ремонтного участка, укладки мелкозернистой асфальтобетонной смеси по типу и марке, аналогичной покрытию и устройства деформационного шва.

Подготовка ремонтного участка включает:

вырубку или холодное фрезерование асфальтобетонного покрытия в месте трещины на ширину не менее 1 м и глубину верхнего слоя покрытия;

очистку поверхности и трещины нижнего слоя от пыли и грязи, продувку воздухом под давлением;

заливку трещины нижнего слоя герметиком горячего применения;

грунтование стенок и поверхности покрытия жидким или вязким битумом, битумной эмульсией;

разогрев кромок ремонтного участка.

Укладка асфальтобетонной смеси выполняется при малых площадях ремонтируемого участка вручную или асфальтоукладчиком, разравнивается лопатами, гладилками и уплотняется нагретыми металлическими трамбовками или малогабаритными виброкатками.

Устройство деформационного шва производится строго над существующей трещиной нижнего слоя с разделкой шва на ширину 10 - 12 мм, глубиной около 40 мм и последующей его герметизацией в соответствии с пунктом 6.5.10.5.

6.5.10.7. Ремонт трещин со сколами кромок шириной более 150 мм включает:

фрезерование асфальтобетонного покрытия в месте трещины на ширину не менее 350 мм и глубину верхнего слоя покрытия;

удаление поврежденного асфальтобетона, очистка дна и стенок, продувка горячим воздухом;

грунтовка дна и стенок покрытия праймером;

укладка над трещиной нижнего слоя трещинопрерывающей прослойки;

заполнение минерально-мастичной смесью;

посыпка фракционированным песком.

Устранение выкрашивания поверхности покрытия

6.5.10.8. Восстановление поверхности покрытия должно осуществляться с предварительным удалением дефектного асфальтобетона на глубину его разрушения или на толщину всего слоя в случае образования дефекта из-за плохого качества асфальтобетона.

6.5.10.9. Перед укладкой асфальтобетонной смеси необходимо подготовить ремонтный участок: удалить разрушенный асфальтобетон, очистить от пыли и грязи, продуть воздухом под давлением, прогрунтовать стенки и поверхность покрытия жидким или вязким битумом.

6.5.10.10. Вновь укладываемый асфальтобетон должен быть аналогичен существующему по типу и марке.

6.5.10.11. Укладка горячей асфальтобетонной смеси выполняется асфальтоукладчиком, уплотняется - виброкатками. Укладку горячих асфальтобетонных смесей следует производить в сухую погоду при температуре окружающего воздуха весной и летом не ниже +5 °C, осенью не ниже +10 °C. Температура асфальтобетонной смеси - не ниже +120 °C.

Устранение поверхностных деформаций и разрушений (волн, сдвигов и колеи)

6.5.10.12. Способы устранения волн, сдвигов и колеи на асфальтобетонном покрытии зависят от размеров и характера их деформации.

6.5.10.13. При отсутствии разрывов в покрытии эти дефекты устраняют укаткой от краев к середине с перекрытием следов проходов катка на 20 - 25 см. Укатку производят в жаркую погоду или по предварительно разогретому покрытию катками массой 10 - 15 тонн.

6.5.10.14. Большие по площади и высоте волны, бугры и сдвиги фрезеруют или вырубают на всю толщину покрытия. После исправления основания с устройством шероховатой поверхности, стенки основания грунтуют жидким или вязким битумом и укладывают асфальтобетонную смесь с учетом осадки на уплотнение согласно пунктам 6.5.10.10 - 6.5.10.11.

Ремонт выбоин

6.5.10.15. При заделке выбоин в качестве ремонтных материалов используют плотные горячие и холодные мелкозернистые асфальтобетонные смеси.

В качестве временной меры при оперативном ремонте допускается применять литой асфальтобетон.

6.5.10.16. Ремонт покрытия с использованием горячих асфальтобетонных смесей выполняют в сухое время при температуре воздуха не ниже +5 °C.

6.5.10.17. Холодные смеси и литой асфальтобетон допускается применять при пониженной температуре воздуха до -5 °C.

6.5.10.18. Подготовка ремонтируемого участка покрытия включает:

оконтуривание поврежденного участка прямыми линиями вдоль и поперек осей элементов летного поля с захватом неразрушенного слоя покрытия на 30 - 50 мм, при этом несколько близко расположенных выбоин объединяют одним контуром;

вырубку или холодное фрезерование асфальтобетона в оконтуренном участке на всю глубину выбоины, но не менее чем на 20 - 30 мм, боковые стенки должны быть вертикальными. При ремонте выбоин на двухслойном покрытии, когда сцепление верхнего слоя с нижним слоем ослаблено, покрытие вырубают на толщину слоя, а если разрушение распространилось и на нижний слой, то на всю толщину покрытия;

очистку дна и стенок ремонтного участка от мелких кусков, крошек и пыли;

обработку дна и стенок тонким слоем вязкого битума или битумной эмульсии. Избыточная смазка битумом, как и недостаточная, отрицательно сказываются на качестве сцепления нового слоя покрытия со старым покрытием.

6.5.10.19. На подготовленное место (вырубку) укладывают ремонтный материал слоями по 50 - 60 мм, с учетом коэффициента запаса на уплотнение, асфальтоукладчиком или вручную при малой площади ремонтируемой поверхности.

6.5.10.20. Уплотнение уложенной смеси производят виброплитами или малогабаритными виброкатками, на малых площадях 0,2 - 1,0 м2 с помощью трамбовки или предварительно нагретыми ручными металлическими катками. Смесь уплотняют от краев к середине.

6.5.10.21. Отремонтированные участки должны быть на уровне примыкающего асфальтобетонного покрытия.

Ремонт участков с просадками и проломами

6.5.10.22. Размеры ремонтируемого участка определяются по результатам геодезической съемки высотных отметок дефектного участка.

6.5.10.23. Ремонт участков с просадками и проломами выполняется в следующей последовательности:

очерчивают границы пролома или просадки;

в пределах контура вырубают асфальтобетон;

разбирают искусственное основание;

проверяют подстилающий грунт, который в зависимости от состояния укрепляют вяжущими материалами или заменяют на другой, более устойчивый;

восстанавливают искусственное основание;

укладывают асфальтобетонную смесь слоями 50 - 60 мм в соответствии с пунктами 6.5.10.10 - 6.5.10.11.

6.5.10.24. Проломы, возникающие в результате пучения подстилающих грунтов, ремонтируют только после устройства нового искусственного основания с термоизолирующим слоем.

Устранение уступов в швах и трещинах

6.5.10.25. Уступы в швах и трещинах должны устраняться фрезерованием выступающей части покрытия или устройством переходных пандусов, уклоны которых не должны превышать 1%.

6.5.11. Контроль качества выполнения работ

6.5.11.1. Контроль качества ремонтных работ должен обеспечивать систематическое наблюдение за выполнением работ в целях выяснения и обеспечения соответствия выполняемых работ и применяемых материалов и конструкций требованиям проекта.

6.5.11.2. При выполнении ремонтных работ следует осуществлять входной, операционный и приемочный контроль качества.

6.5.11.3. Входной контроль заключается в проверке качества поступающих на объект ремонтных материалов. У всех материалов, поступающих на объект, проверяют целостность упаковки и срок хранения с момента изготовления.

При нарушении целостности упаковки материалов на основе минеральных вяжущих веществ их применение не допускается.

После истечения гарантийного срока хранения использование материалов допускается только после лабораторных испытаний, подтверждающих соответствие свойств материалов каждой партии требованиям технических условий.

6.5.11.4. Операционный контроль осуществляется в ходе производственных операций и должен обеспечивать своевременное выявление нарушений и причин их возникновения и принятие мер по их устранению и предупреждению.

В ходе выполнения ремонтных работ операционному контролю подлежат все технологические операции по каждому виду работ. Регламент операционного контроля качества устанавливается с учетом вида применяемых материалов и технологических решений по ремонту покрытия.

6.5.11.5. Приемочный контроль осуществляется технической службой совместно с исполнителем работ в целях проверки и оценки качества восстановленного покрытия или отдельных участков.

6.5.11.6. Контроль качества материалов, конструкций и выполненных работ осуществляется путем их сплошной или выборочной проверки, вскрытия в необходимых случаях ранее выполненных скрытых работ, а также испытания восстановленных участков покрытий неразрушающими методами контроля, пробными нагрузками и иными способами в целях сопоставления с требованиями проекта и нормативных документов.

6.5.11.7. Требования, которые необходимо выполнять при ремонтных работах и контролировать при операционном контроле, объемы и методы контроля следует принимать по Приложению 12 (таблицы 12.1 - 12.3).

6.5.11.8. При приемочном контроле производят оценку параметров отремонтированных участков покрытия в соответствии с Приложением 12 (таблица 12.4).

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минпромторга РФ от 30.12.2009 N 1215 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЮ АЭРОДРОМОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ АВИАЦИИ"